Пятницкое шоссе, 55А
стоимость работ
Работаем с Пн-Вс круглосуточно
1. Настоящее Пособиеразработано в развитие и дополнение МГСН 4.03-94″Дома-интернаты для инвалидов и престарелых».
2. В Пособии на основе МГСН 4.03-94даны развернутые рекомендации по проектированию домов-интернатов для инвалидови престарелых. Текст рекомендаций снабжен функциональными и планировочнымисхемами оборудования помещений и размещения приспособлений, облегчающих условияжизни инвалидов и престарелых и уход за ними.
2.концептуальные положения проектирования ДОМОВ-ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ИПРЕСТАРЕЛЫХ
Практическая реализациязадач социальной службы является важным звеном социальной политики любойстраны, в том числе и России. Общественные преобразования, происходящие в нашейстране, формирование в обществе нового отношения к людям, нуждающимся вподдержке общества, ставят соответствующие задачи в области социальной имедицинской адаптации инвалидов и социальной и медицинской помощи престарелым.
Существующая в нашей странесеть учреждений для инвалидов и престарелых имеет ограниченные возможностиоказания необходимых услуг и не соответствует общепринятым в мировой практикетребованиям к учреждениям такого типа.
Между тем, практика последнихлет показала, что главным результатом деятельности домов-интернатов должныстать социальная и трудовая адаптация, и профессиональная ориентация инвалидов,т.е. приобретение ими бытовых навыков, приспособленность к жизни, и созданиедостойных условий проживания для престарелых.
В существующихдомах-интернатах инвалиды и престарелые практически лишены этих условий. Междутем, по мнению специалистов, условия проживания значительным образом влияют науспехи физической и социальной адаптации личности. В силу этого одна изважнейших задач дома-интерната — создание инвалидам и престарелым комфортнойобстановки, близкой по условиям к домашней.
При решении проблемы втипологическом аспекте необходимо принимать во внимание все факторы, влияющиена общий процесс пребывания в доме-интернате инвалидов и престарелых. Большоезначение при этом имеет вместимость учреждения. Дом-интернат не должен бытьизлишне большим, где инвалид или престарелый чувствует себя затерянным средибольшой массы людей. Вместимость дома-интерната не должна превышать 150 мест.Оптимальная вместимость составляет 100-120 мест. В таком учреждении проживающиеимеют возможность быть знакомыми друг с другом, персонал имеет возможностьзнать пациентов в лицо. В таких учреждениях гораздо проще создать обстановку,близкую по условиям к домашней, семейной.
С учетом особенностейотношений, возникающих в коллективе, в настоящий момент считаются оченьперспективными дома-интернаты с возможностью «посемейного» проживанияинвалидов и престарелых.
С учетом этого рекомендуетсяжилые помещения проектировать в виде отдельных квартир на 4-6 человек дляпроживания коллектива «семейного» типа, состоящего из людей,подобранных по принципу совместимости, личных склонностей друг к другу. Каждаяквартира включает спальные комнаты на 1-3 человек, санитарные помещения, общуюкомнату, кухню, переднюю-раздевальную, бытовую комнату. Предусматривается, чтоинвалиды и престарелые частично или полностью питаются в своей квартире, кудапища доставляется из общей кухни.
В составе домов-интернатовдля инвалидов предусматривается необходимый набор помещений дляпрофессиональной подготовки. Это особенно важно в домах-интернатах длямолодежи, где учебно-образовательный процесс рассматривается составной частьюкомплексной программы реабилитации инвалидов с главным упором на их социальнуюадаптацию, приобретение профессиональных навыков.
Состав медицинских кабинетовопределен из расчета оказания инвалидам и престарелым текущей медицинскойпомощи и осуществления медицинской реабилитации.
Помещениякультурно-массового и оздоровительного назначения, включающие кинофицированныйзрительный зал со сценой, фойе-выставочный зал, кружковые комнаты, зал лечебнойфизкультуры, бассейн, должны обеспечить инвалидам и престарелым полноценныйдосуг и оздоровительные занятия в зависимости от их состояния здоровья,возрастных потребностей и личных склонностей.
Помещения приема пациентов,входящие в состав домов-интернатов, одновременно используются как карантинноеотделение и изолятор.
В состав домов-интернатоввключаются административно-хозяйственные помещения, кухня, буфет или столоваяперсонала.
Таким образом, в составучреждений входят следующие основные группы помещений.
— помещения проживанияинвалидов и престарелых;
— помещения обслуживания(включающие помещения культурно-массового, медицинского,административно-бытового обслуживания, помещения профессиональной подготовки исоциальной адаптации, помещения, обеспечивающие питание инвалидов и персонала);
— помещения приема,включающие и изолятор;
— хозяйственные помещения;
— помещения проживанияперсонала (при загородном размещении дома-интерната).
С учетом требований СНиП 2.08.02-89*»Общественные здания и сооружения» все дома-интернаты рассчитываютсяна пребывание в них инвалидов-колясочников. При этом в специализированныхучреждениях для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата расчетноечисло колясочников составляет 20-30 %. Наличие инвалидов-колясочниковпредъявляет специальные требования к проектированию зданий домов-интернатов(ширина коридоров, проходов, наличие специальных лифтов) и отдельных ихпомещений (место для стоянки коляски, возможность ее разворота, специальныеприспособления для инвалидов и т.п.).
Общий концептуальный подходк проектированию зданий и отдельных групп помещений домов-интернатовориентирован на создание инвалидам и престарелым комфортной среды проживания,максимально исключающей физические и нервные перегрузки. Содействие этомупроцессу — одно из условий реализации задач организации и оборудованияпомещений.
Настоящее Пособие имеетцелью отразить особенности проектирования домов-интернатов для инвалидов ипрестарелых. При этом в Пособии рассматриваются специальные вопросы, ненашедшие отражение в существующих нормативных документах:
— планировка помещений,учитывающая потребности инвалидов-колясочников;
— планировка помещений,новых для нашей практики проектирования;
— планировка помещений,учитывающая новые функциональные требования к обслуживанию инвалидов ипрестарелых.
Помещения, не являющиесяспецифическими для данного типа здания, например административно-бытовыепомещения, производственные помещения кухни, подсобные помещения и т.п., вПособии не рассматриваются.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Общие требования кпроектированию домов-интернатов, учитывающие потребности инвалидов ипрестарелых, можно разделить на три основные категории:
— функциональные требования;
— эргонометрическиетребования;
— требования к устройствам иприспособлениям.
3.1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Основными функциональнымитребованиями к планировочной организации здания и к зонированию территорииявляются требования обособления, изоляции и одновременно удобныхтехнологических связей между отдельными группами помещений и элементамиучастка.
Рассматривая вопросыфункциональной взаимосвязи различных групп помещений, следует иметь в видунеобходимость предусматривать так называемые «нейтральные зоны», вкоторых располагаются горизонтальные и вертикальные коммуникационные развязки -вестибюли, холлы, лестницы, пандусы, лифты — через которые осуществляютсятехнологические связи между функциональными группами помещений дома-интерната.
На рис. 3.1 приводится принципиальная схема функциональнойвзаимосвязи отдельных групп помещений дома-интерната для детей-инвалидов ипрестарелых, согласно которой все группы помещений изолированы и равноценносвязаны между собой через нейтральную зону. На практике обеспечить всем группампомещений необходимую изоляцию достаточно сложно. Поэтому допустимо некоторыегруппы помещений, исключая спальные, предусматривать проходными. Наиболеебезболезненно для нормального функционирования учреждения проходными могут бытьадминистративно-бытовые, медицинские помещения, помещенияучебно-профессиональной подготовки и культурно-массового и оздоровительногоназначения.
РИС. 3.1.СХЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПОМЕЩЕНИЙ ДОМА-ИНТЕРНАТА ДЛЯПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ
На рис. 3.2 приводятся примеры некоторыхвозможных объемно-планировочных решений домов-интернатов для инвалидов ипрестарелых, в которых связь по первому этажу предусматривается через коридорыадминистративно-бытовых и медицинских помещений, а также помещенийпрофессиональной подготовки.
ЭКСПЛИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ
1. Главный вестибюль
7.Столовая
2. Помещения проживания
8.Кухня
3. Зрительный зал
9.Административно-бытовые,
4. Фойе
медицинскиепомещения
5. Бассейн
10. Помещенияпрофессиональной подготовки
6. Спортзал
11.Кружковые помещения
РИС. 3.2.ПРИМЕРЫ ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ ДОМОВ-ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ИПРЕСТАРЕЛЫХ
Приведенные на рис. 3.2 схемы иллюстрируют некоторыепримеры возможных объемно-планировочных решений в рамках технологическихтребований. Могут быть запроектированы принципиально другие решения — также безнарушений требований технологии.
Вопросы функциональногозонирования домов-интернатов для инвалидов и престарелых имеют свою специфику.
Согласно МГСН 4.03-94 (п. 4.2)на территории дома-интерната, расположенного в городской застройке, должны бытьвыделены 4 основные зоны:
— зона проживания срасположенными в ней площадками для отдыха, теневыми навесами, спортивнымиплощадками;
— зона обслуживания сплощадкой при кухне;
— зона приема с карантиннымотделением и изолятором;
— хозяйственная зона.
Как показала практикапроектирования и эксплуатации домов-интернатов для взрослых инвалидов ипрестарелых, эти типы учреждений, в отличие от детских, не нуждаются в том,чтобы приемно-карантинное отделение и изолятор обязательно располагались вотдельном корпусе.
Они могут располагаться напервом этаже в составе административно-бытовых или медицинских помещений.
Площадка при кухне можетбыть совмещена с хозяйственной зоной, т.е. просто входить в ее состав.
При расположении площадокследует учитывать ориентацию спальных комнат с тем, чтобы шум от площадок немешал отдыхающим.
На практике в составтерритории часто включают танцевально-игровую площадку, которую следует такжерасполагать подальше от окон спальных комнат.
На участок предусматриваетсядва въезда — главный и хозяйственный. При этом к карантинно-приемному отделениюможет быть предусмотрен подъезд с главного въезда. При приемно-карантинномотделении следует предусмотреть возможность краткой стоянки и разворотаавтомашин, в том числе и автобусов. Это отделение должно быть связано удобнымподъездом с хозяйственной зоной, в которой расположены длительная стоянка,гараж, мойка и т.п.
ЭКСПЛИКАЦИЯ
1. Главный въезд
6.Спортивные площадки
2. Хозяйственный въезд
7.Танцевально-игровая площадка
3. Вход вприемно-карантинное
8.Беседки, павильоны
отделение
9.Главный корпус
4. Хозяйственная зона
10.Хозяйственные сооружения
5. Парники
РИС. 3.3. ПРИМЕРЫПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ УЧАСТКА ДОМА-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ПРЕСТАРЕЛЫХ
РИС. 3.4.НЕОБХОДИМЫЕ ГАБАРИТЫ КОММУНИКАЦИЙ, УСТРОЙСТВ И СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
РИС. 3.5.ГАБАРИТЫ КОЛЯСОК, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ИНВАЛИДОВ-ОПОРНИКОВ
РИС. 3.6.ГАБАРИТНЫЕ СХЕМЫ ПАНДУСОВ, ПОВОРОТОВ В КОРИДОРАХ, ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ, ЛИФТОВЫХПЛОЩАДОК, ЛИФТОВЫХ ДВЕРЕЙ
На рис. 3.3 приведены примеры возможных планировочных решенийтерритории дома-интерната для инвалидов и престарелых.
3.2. ЭРГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Эргонометрические требованияобуславливаются размерами пространства, необходимого для жизнеобеспеченияинвалидов и престарелых, в том числе на колясках. Сюда относятся ширинапроходов, коридоров, дверных проемов, лестниц, пандусов, необходимые размерыразворотов, поворотов и т.п., которые использованы для определения основныхтребований к габаритам помещений. При разработке требований по этому разделуучитывались усредненные габариты самого инвалида и используемых им средствпередвижения (рис. 3.4, 3.5), а также отечественный и зарубежныйопыт по проектированию отдельных элементов пространства.
Для колясочников, кромеобеспечения прямого прохода, необходимо предусмотреть места разворота колясокна 180°, при этом размер поворотного круга принимается 140 см в диаметре.
Необходимые условия дляобеспечения передвижения колясочников следует соблюдать при проектированииповоротов коридоров, пандусов, лифтов (рис.3.6).
Пандус и лифт являютсяединственными средствами обеспечения вертикальных связей (между этажами) для колясочников.Пандус имеет преимущества перед лифтом в том, что им колясочники могутпользоваться независимо от дежурного персонала, который часто предусматриваетсяпри лифтах. Между тем, как показывает строительство, в двухэтажных зданияхпандус стоит в 5-8 раз дороже лифта, а в трехэтажных — в 7-10 раз.
В специализированныхучреждениях для инвалидов споражением опорно-двигательного аппарата, где большое количество колясочников,пандус предусматривается обязательно. В учреждениях остальных типов устройствопандуса определяется заданием на проектирование.
3.3. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВАМ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯМ
Специальные устройства иприспособления предназначены для обеспечения инвалидам и немощным престарелымвозможности передвижения, а также пользования приборами и оборудованием. Онимогут быть стационарные и нестационарные (съемные и передвижные). Изстационарных приспособлений особо важное значение имеют средства, служащие дляподъема и эвакуации инвалидов и престарелых, в том числе и на случай пожара -это пандусы, микроподъемники, тобогганы (рис. 3.7 — 3.10).
Для возможности пользованиясанитарными приборами применяются специальные приспособления, облегчающиеусилия инвалидов и престарелых. Они могут быть стационарными (рис. 3.11), передвижными и съемными(рис. 3.12, 3.13.).
Специальные приспособленияприменяются для горизонтальных и вертикальных передвижений инвалидов и немощныхпрестарелых с помощью персонала или без его помощи (рис. 3.14 — 3.16).Такие устройства обычно применяются для доставки обслуживаемого в процедурныекабинеты и последующего его погружения в ванну или помещения на кушетку.
Стационарноеустройство может располагаться рядом с оборудованием, и пациент пересаживаетсяна него из своей коляски, на которой он приехал самостоятельно.
1Применение дополнительного пандуса
2Устройство микролифта
РИС. 3.7. ВАРИАНТЫУСТРОЙСТВ ДЛЯ ПОДЪЕМА ИНВАЛИДА-КОЛЯСОЧНИКА НА УРОВЕНЬ НУЛЕВОЙ ОТМЕТКИ
РИС. 3.8. ПРИМЕРЫУСТРОЙСТВА ВХОДНЫХ ЛЕСТНИЦ И ПАНДУСОВ
1 — Стационарный тобогган
II — Приставной тобогган
III — Откидной тобогган, обеспечивающий эвакуацию людей из лоджии-отстойника
РИС. 3.9.ТИПЫ ТОБОГГАНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ НА СЛУЧАЙ ПОЖАРА
РИС. 3.10. СХЕМЫТОБОГГАНОВ
1-3 — Регулируемые
4-7 — Нерегулируемые
8 — Стационарное сидение с
поручнями
РИС. 3.11.ТИПЫ СТАЦИОНАРНЫХ СИДЕНИЙ В ДУШЕВЫХ
1-6 — Для сидячих
7 — Для лежачих
РИС. 3.12.РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ ВАНН, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПАЦИЕНТОВ
1 — Типы пластмассовыхнасадок
2 — Тележка горизонтальногои вертикального перемещения с
электрическимуправлением
3, 4 — Типы кресел-сидений
РИС. 3.13.ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ УНИТАЗАМИ
1 — Тележка с вертикальными горизонтальным
перемещением
2 — Тележка с судном свертикальным и
горизонтальнымперемещением
3 — Тележка для душа свертикальным и
горизонтальнымперемещением
4, 5 — Каталки дляоблегчения передвижения
РИС. 3.14. ТИПЫОБОРУДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ
1- Для вертикального перемещения
2- Для горизонтального и вертикального перемещения
с механическим управлением
3,4 — Для горизонтального и вертикального
перемещения с электроуправлением
РИС. 3.15.ТИПЫ ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ
1 — Подъемник длягоризонтального перемещения стоя
2 — Подъемник длягоризонтального и вертикального
перемещениясидя
3 — Подъемник длягоризонтального и вертикального
перемещениятяжелых инвалидов
4 — Подъемник для горизонтальногои вертикального
перемещениялежа
РИС. 3.16.ТИПЫ ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ
4. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ПРОЖИВАНИЯ
Согласно МГСН 4.03-94предусматривается два основных принципа проектирования помещений проживания:
— по типу коридорнойсистемы, когда спальные с другими помещениями жилой ячейки связаны черезкоридор, систему коридоров;
— по квартирному типу, когдажилые помещения проектируются для группы из 5-6 человек с общей гостиной,кухней, столовой, прихожей, санитарным узлом.
Главный принциппроектирования помещений проживания — отход от казарменной системы имаксимальное приближение жилой ячейки в целом и отдельных ее помещений корганизации пространства по «семейному» принципу независимо от типапомещений проживания.
Проектирование спальныхпомещений для инвалидов и престарелых по типу коридорной системы — наиболеетрадиционный прием, применяемый в нашей практике учреждений медицинскогоназначения, в том числе и для домов-интернатов.
Новое — это сокращениевместимости спальных комнат для инвалидов и престарелых до 1 — 3 мест (какисключение 4 места), а также обязательное требование — предусматриватьсанитарные узлы при каждой спальной комнате. На рис. 4.1 — 4.3приводятся примеры проектирования спальных комнат с учетом потребностейинвалидов-колясочников. При разработке планировочных схем спальных комнатпреследовалась цель создания уютной, семейной обстановки жилой комнаты.
Наиболее полно семейную обстановкувозможно создать при проектировании жилых помещений по типу квартир. На рис. 4.4 приводится схема возможнойпланировки общей комнаты-столовой, которая является связующим звеном для всехпомещений квартиры. При этом помещении предусматривается кухня, отделенная отстоловой стойкой.
Из общей комнаты-столовойпредусматривается выход на лоджию-накопитель, которая согласно противопожарнымтребованиям должна быть глубиной не менее 2-х метров и быть оборудованаоткидным тобогганом, что позволяет не предусматривать второй лестницы на случайпожара.
Возможностьобслуживания инвалидов-колясочников предопределяет особенности планировочнойорганизации санитарных узлов. Необходимость предусматривать проходы, разворотыдля колясок, возможность подхода колясочников к санитарным приборам, устройствоповоротного кресла при душе или ванне — главные условия проектированиясанитарных узлов для инвалидов и престарелых (рис. 4.5)
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1.Кровать
2.Диван
3.Тумбочка
4.Стол
5.Стул
6.Кресло
7.Торшер
8.Банкетка
9.Инвалидная коляска
10.Комбинированный шкаф
РИС. 4.1. ПЛАНИРОВОЧНЫЕСХЕМЫ ОДНОМЕСТНОЙ СПАЛЬНОЙ КОМНАТЫ
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Кровать
2. Диван
3. Тумбочка
4. Комбинированный шкаф
5. Стол
6. Стул
7. Кресло
8. Торшер
9. Банкетка
10. Инвалидная коляска
РИС. 4.2.ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ СПАЛЬНЫХ КОМНАТ НА 2 И 3 МЕСТА
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Кровать
6. Стул
2. Диван
7. Кресло
3. Тумбочка
8. Торшер
4. Комбинированный шкаф
9. Банкетка
5. Стол
10. Инвалидная коляска
РИС. 4.3.ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ СПАЛЬНЫХ КОМНАТ НА 3 И 4 МЕСТА
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Стол обеденный 160´90
2. Стол обеденный 140´90
3. Стул
4. Инвалидная коляска
5. Диван
6. Кресло
7. Журнальный столик
8. Торшер
9. Стол-стойка
10. Табурет
11. Телевизор
12. Холодильник
13. Кухонный стол
14. Подвесные шкафы
15. Электроплита
16. Мойка
17. Лоджия
18. Откидной тобогган
РИС. 4.4 ПРИМЕРПЛАНИРОВКИ ОБЩЕЙ КОМНАТЫ-СТОЛОВОЙ И КУХНИ В ЖИЛОЙ ЯЧЕЙКЕ ДЛЯ СЕМЬИ ИЗ 6-8 ЧЕЛ
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Ванна
2. Унитаз
3. Душевой поддон
4. Умывальник
5. Инвалидная коляска
6. Поворотное кресло
I- Уборная с умывальником
II- Санитарный узел при спальной комнате, вариант с душем
III- Санитарный узел при спальной комнате, вариант с ванной
РИС. 4.5.ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ САНИТАРНЫХ УЗЛОВ
I — Раздевальная на 8 мест в помещенияхпроживания,
проектируемыхпо типу коридорной системы
II – Прихожая-раздевальнаяв помещениях
проживанияпроектируемых по типу семейной
квартиры
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1.Индивидуальный шкаф для одежды и обуви
6.Встроенный шкаф для одежды и обуви на
2.Индивидуальный шкаф для инвалида
семью
3.Сушильный шкаф
7.Шкаф персонала
4.Инвалидная коляска
8.Открытая вешалка с крючками и полкой для
5.Скамья для одевания
головныхуборов
9.Корзина для зонтов и палок
10.Зеркало
РИС 4.6.ПРИМЕРЫ ПЛАНИРОВКИ РАЗДЕВАЛЬНЫХ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТИ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ
При проектировании жилыхпомещений по типу квартиры в ее составе могут быть предусмотрены 2-3 санитарныхузла с разным набором оборудования.
— унитаз с умывальником,
— унитаз, умывальник, душ,
— унитаз, умывальник, ванна
Соблюдение требованийпрохода и разворота инвалидных колясок должно учитываться также припроектировании раздевальных (рис. 4.6).
5. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙПОДГОТОВКИ
Помещения профессиональнойподготовки занимают важное место в домах-интернатах, поскольку являются базойдля обеспечения очень важной функции учреждений — с одной стороны социальнойадаптации инвалидов, а с другой стороны — занятости инвалидов и престарелых,возможности дополнительного заработка для них; с медицинской же точки зрения -это основной инструмент предотвращения деградации у инвалидов геронтологическогопрофиля и у инвалидов с нарушениями деятельности умственного аппарата.
В составе помещенийпредусмотрены кабинеты для специализированных занятий — обучения компьютернойтехнике, машинописи.
В домах-интернатахобязательно предусматривается кабинет социальной адаптации, который служит дляобучения инвалидов домоведению — умению подобрать продукты, изготовить из нихкакие-то блюда, накрыть и сервировать стол, принять гостей и т.п. В этомкабинете могут проводиться дни рождения, праздники с приглашением гостей. Состоиткабинет из рабочей зоны, практически кухни, где приготавливаются блюда, а такжепредставительной зоны, где стоят столы со стульями, проводятся танцы и игры.Обе зоны разделены стойкой, где вначале происходит разделка продуктов(подготовка их к варке или жарению, приготовление теста, чистка и нарезказелени и т.п.), затем подготовка блюд к подаче на стол (раскладка по тарелкам,украшение и т.п.).
Предложения по расстановкеоборудования в представительской зоне разработаны для двух вариантов размещенияинвалидов и их гостей — на 11 и на 21 место. Комбинированная стенка рассчитанана хранение столовой посуды, белья, музыкальной техники, Замена систем отоплениятехники, кассет,дисков и т.п. (рис. 5.1).
Примыкающая к кабинетусоциальной адаптации кладовая-инвентарная служит для хранения запасов белья ипосуды, мебели и т.п.
Библиотека с читальным заломи открытым доступом к книгам (рис. 5.2),а также кабинеты рисунка и музыкальных занятий (рис. 5.3, 5.4) могутбыть предусмотрены как в составе помещений профессиональной подготовки, так и всоставе помещений культурно-массового обслуживания.
На рис. 5.5 – 5.11приведены примеры планировок производственных мастерских для наиболеераспространенных видов деятельности.
экспликация ОБОРУДОВАНИЯ
1. Стол обеденный
1а. Стол резервный
2. Стул
3. Инвалидная коляска
4. Комбинированная стенка
5. Холодильник
6. Мойка
7. Плита
8. Стол-шкаф кухонный
9. Сервировочная стойка, разделочный стол-
шкаф
10. Табурет
РИС. 5.1.ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА КАБИНЕТА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ, КОМНАТА ДЛЯ ПРИЕМАГОСТЕЙ НА 11 И 21 ПОСАДОЧНЫХ МЕСТА
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Шкафдля открытого хранения книг
4. Стол для абонементного обслуживания
2. Столдля занятий
5. Табурет
2а. Столдля занятий инвалида-колясочника
6. Полки подвесные
3. Стул
7. Инвалидная коляска
РИС. 5.2.ПРИМЕР ПЛАНИРОВКИ БИБЛИОТЕКИ С ОТКРЫТЫМ ДОСТУПОМ К КНИГАМ И ЧИТАЛЬНЫМ ЗАЛОМ
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Шкаф-стеллаж для рисунков,моделей, реквизита
2. Мольберт
2а. Специальный мольберт дляинвалида-колясочника
3. Помост для моделей инатурщиков
4. Кресло отдыха натурщиков
5. Ширма
6. Вешалка с зеркалом
7. Стол преподавателя
8. Стул
9. Выставка рисунков и картин
10. Инвалидная коляска
РИС. 5.3.ПРИМЕР ПЛАНИРОВКИ КАБИНЕТА РИСУНКА
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Стул
4. Пианино
2. Пюпитр
5. Табурет винтовой
2а.Специальный пюпитр для инвалида-
6. Шкаф музыкальныхинструментов, нот и т.п.
колясочника
7. Инвалидная коляска
3. Помостдля руководителя
РИС. 5.4.ПРИМЕР ПЛАНИРОВКИ КАБИНЕТА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Столученический
6. Стол для сервера (центральногопроцессора)
2. Стулученический
7. Стол для ученическогокомпьютера
3. Столученический для инвалида-
(терминала)
колясочника
8. Доска
4. Столучительский
9. Полки подвесные
5. Стулучительский
10. Инвалидная коляска
РИС. 5.5.ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА КОМПЬЮТЕРНОГО КАБИНЕТА НА 8 ЧЕЛОВЕК
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Стол учителя
2. Стул учителя
3. Стол ученический
4. Стул ученический
5. Шкаф-стеллаж
6. Умывальник
7. Доска
8. Инвалидная коляска
РИС. 5.6.ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА КАБИНЕТА МАШИНОПИСИ НА 8 ЧЕЛОВЕК
СПЕЦИФИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Столрабочий
5. Письменный стол мастера
2. Табуретрегулируемый
6. Стул
3.Проволочно-швейный аппарат
7. Умывальник керамический
4.Стол-зонт с электроклеевой сваркой
8. Инвалидная коляска
РИС. 5.7.ПРИМЕР ПЛАНИРОВКИ КАРТОНАЖНОЙ МАСТЕРСКОЙ
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Столобувщика
7. Шарошечно-полировальныйстанок
2. Табуретрегулируемый
8. Верстак слесарный с машинойдля обрезки
3. Машинадля пристрочки подошв
подошв
4. Машинадля отделочных операций
9. Швейная машина со столом
5. Прессдля приклеивания подошв
10. Письменный стол мастера
6. Машина дляприклеивания каблуков к
11. Стул
женскойобуви
12. Умывальник керамический
13. Инвалидная коляска
РИС. 5.8. ПРИМЕРПЛАНИРОВКИ ОБУВНОЙ МАСТЕРСКОЙ
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Стол рабочий
2. Стол ремонтателерадиоаппаратуры
3. Табурет регулируемый
4. Стол-зонт
5. Письменный стол мастера
6. Стул
7. Умывальник керамический
8. Инвалидная коляска
РИС. 5.9.ПРИМЕР ПЛАНИРОВКИ МАСТЕРСКОЙ ПО РЕМОНТУ АППАРАТУРЫ И БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Швейнаямашина
5. Гладильный пресс
2. Табуретрегулируемый
6. Рабочий стол
3. Столраскроенный
7. Умывальник керамический
4.Гладильный стол
8. Письменный стол мастера
9. Стул
10. Инвалидная коляска
РИС. 5.10.ПРИМЕР ПЛАНИРОВКИ ШВЕЙНОЙ МАСТЕРСКОЙ
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Верстакстолярный
6. Стул
2. Табуретрегулируемый
7. Дисковая электропила
3.Стол-зонт
8. Станок токарный по дереву
4.Умывальник керамический
9. Инвалидная коляска
5.Письменный стол мастера
РИС. 5.11.ПРИМЕР ПЛАНИРОВКИ СТОЛЯРНОЙ МАСТЕРСКОЙ
Швейная мастерская, кроме ееосновной специализации, может быть использована для занятий различными видами рукоделия(вязания, вышивания, художественной аппликации).
6. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ МЕДИЦИНСКОГООБСЛУЖИВАНИЯ
Эти помещения предназначеныкак для текущего медицинского обслуживания, так и для медицинской реабилитацииинвалидов и престарелых.
Примеры планировки основныхпомещений медицинского обслуживания даны только в тех случаях, когда должнабыть отражена специфика обслуживания инвалидов. Остальные помещенияпроектируются по существующим нормативам и рекомендациям.
Принятые габаритыоборудования приведены достаточно условно, что объясняется большимразнообразием типов применяемых в практике приборов, устройств и т.п.
Разработка планировочныхсхем базировалась на следующих положениях:
— необходимость учетатехнологических требований к размещению оборудования (расстояния междуприборами и стенами и т.п.).
— учет необходимостиобслуживания инвалидов-колясочников (подъезды, проезды, повороты);
— учет размещения устройствдля перемещения инвалидов к приборам и оборудованию (применение поворотных иподъемных устройств для опускания инвалида в ванну, на кушетку и т.п.).
Принципы применяемых впрактике устройств для перемещения инвалидов к оборудованию приводятся на рис. 3.14 — 3.16 (Разд. 3), а примеры самого оборудования на рис. 6.13, 6.14.
На рис. 6.1 — 6.12, 6.15 — 6.18 приведены примеры планировочных решенийлечебно-процедурных кабинетов с учетом обслуживания инвалидов-колясочников, атакже применением специального оборудования и устройств для их перемещения.
На рис. 6.19 разработаны примеры планировкимельцеровских боксов на 1 и 2 места (входящих в состав приемно-карантинногоотделения) с учетом обслуживания инвалида-колясочника и возможностью эвакуациибольного на носилках.
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Стол врача однотумбовый
2. Кушетка смотровая
3. Инвалидная коляска
4. Шкаф врача
5. Стул
6. Умывальник керамический
7. Весы медицинские
8. Ростомер
РИС. 6.1.КАБИНЕТ ВРАЧА (ТЕРАПЕВТА, ПСИХОНЕВРОЛОГА)
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Стол врача
9. Стол палатный
2. Стул
10. Офтальмоскоп
3. Таблица
11. Табурет
4. Кушеткасмотровая
12. Периметр настольный срегистрирующим
5. Столикинструментальный
устройством
6. Шкафмедицинский
13. Бачок для отходов
7. Холодильникбытовой
14. Светозащитный занавес
8.Умывальник керамический
РИС. 6.2.КАБИНЕТ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПРИЕМА С ТЕМНОЙ КОМНАТОЙ
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Столмедсестры
6. Шкаф медицинский
2. Кушеткасмотровая
7. Столик инструментальный
3. Стул
8. Бачок для отходов
4. Столпалатный
9. Умывальник керамический
5.Холодильник бытовой
10. Инвалидная коляска
РИС. 6.3.ПРОЦЕДУРНАЯ
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Кресло стоматологическое
2. Установка стоматологическая универсальная
3. Столик стоматологический
4. Стул стоматологический
5. Стол врача
6. Шкаф медицинский одностворчатый
7. Столик инструментальный
8. Стул
9. Плевательница
10. Бачок для отходов (педальный)
11. Инвалидная коляска
РИС. 6.4.КАБИНЕТ СТОМАТОЛОГА
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Креслогинекологическое
6. Стул
2. Столикинструментальный
7. Кушетка
3. Светильникоднорефлекторный,
8. Умывальник керамический
передвижной
9. Шкаф медицинский
4. Стулвинтовой
10. Инвалидная коляска
5. Столврача
11. Бачок для мусора
РИС. 6.5.КАБИНЕТ ГИНЕКОЛОГА УРОЛОГА
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Стационарная ингаляционнаяустановка
1а. Стационарная ингаляционнаяустановка, рассчитанная на пользование
инвалидом-колясочником
2. Винтовой табурет
3. Умывальник
4. Экран
5. Инвалидная коляска
РИС. 6.6 ИНГАЛЯТОРИЙНА 3 МЕСТА
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Кушетка смотровая
2. Стол для переноснойаппаратуры
3. Стул
4. Инвалидная коляска
А — Для приема процедурлежа
Б — Для приема процедур сидя
РИС. 6.7.ФРАГМЕНТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ В КАБИНЕТАХ элЕктросветолечЕния
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Условная зона расстановкиоборудования для механотерапии
2. Стол медицинской сестры
3. Стул
4. Шкаф для хранения салфеток, полотенеци пр.
5. Инвалидная коляска
6. Умывальник
РИС. 6.8.КАБИНЕТ МЕХАНОТЕРАПИИ
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Столврача
6. Стол палатный
2. Стул
7. Зеркало
3. Шкафмедицинский
8. Стеллаж библиотечный
4. Кушеткасмотровая
9. Инвалидная коляска
5.Умывальник керамический
РИС. 6.9.КАБИНЕТ ЛОГОПЕДА
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Ванна керамическаяангобированная
2. Душ
3. Поворотное кресло
4. Подъемник для помещения больного в ванну
5. Инвалидная коляска
РИС. 6.10.ФРАГМЕНТЫ ВАННОГО ЗАЛА КАБИНЕТА ВОДОЛЕЧЕНИЯ
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Ванна
3. Трос или балка
2.Подвесное кресло
4. Инвалидная коляска
РИС. 6.11.ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ ВАННЫХ ЗАЛОВ НА 4 И 6 ВАНН
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1 Ванна подводного массажа
2. Аппарат для подводногомассажа
3. Подъемник для помещениябольного в ванну
4. Банкетка
5. Вешалка на 2 крючка
6. Полотенцесушитель
7. Умывальник керамический
8. Ведро педальное
9. Инвалидная коляска
РИС. 6.12.КАБИНЕТ ПОДВОДНОГО МАССАЖА
1, 1а — ванна с откиднымбортом
2, 2 а — опрокидывающаясяванна («ракушка»)
3, 3а — ванна с откидной стенкойи возможностью
въездав нее на каталке
4 — ванна с откиднойстенкой, рассчитанная на
пересадкуинвалида с коляски
РИС. 6.13.ТИПЫ ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ ВОДОЛЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
Сидячая ванна со стационарным подъемником
Передвижная ванна для инвалидов
Кресло-подъемник с разворотом при ванне
Ванна для физиотерапии
Стационарное кресло-подъемник при ванне
Лифт-стул для погружения в ванну
Ножная ванна для подводного массажа
РИС. 6.14.ТИПЫ ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ ВОДОЛЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Пультуправления
5. Душ шарко
2. Душциркулярный
6. Откидные поручни
3. Душдождевой
7. Инвалидная коляска
4. Душвосходящий
РИС. 6.15.КАБИНЕТ ГИДРОПАТИИ
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Кушетка смотровая
2. Тумбочка прикроватная
3. Стол медсестры
4. Стул
5. Инвалидная коляска
РИС. 6.16.КАБИНЕТ ОЗОКЕРИТО-И ПАРАФИНОЛЕЧЕНИЯ И ГОРЯЧЕГО УКУТЫВАНИЯ
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Аппаратдля проведения электросна
5. Умывальник керамический
2. Шкафмедицинский
6. Стул
3. Стол
7. Инвалидная коляска
4. Кроватьдля сна
РИС. 6.17.КАБИНЕТ ЛЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОСНОМ
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Кушеткасмотровая
6. Шкаф вытяжной
2. Столпалатный
7. Холодильник
3. Стул
8. Инструментальный столик
4. Шкафмедицинский
9. Инвалидная коляска
5.Раковина керамическая
РИС. 6.18.АМИНОЗИНОВЫЙ КАБИНЕТ
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Кровать
4. Инвалидная коляска
6. Вешалка для сменных халатов
2.Тумбочка
5. Каталка для эвакуации
7. Умывальник
3.Поворотное кресло
лежачегобольного
8. Унитаз
дляинвалида
9. Ванна
РИС. 6.19.ПРИМЕРЫ ПЛАНИРОВКИ МЕЛЬЦЕРОВСКИХ БОКСОВ НА 1 И НА 2 МЕСТА
7. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ КУЛЬТУРНО-МАССОВОГООБСЛУЖИВАНИЯ
В состав помещений культурно-массовогообслуживания домов-интернатов для инвалидов и престарелых входят зрительный залс эстрадой, фойе, вспомогательные помещения, кружковые помещения, физкультурныйзал, бассейн.
Зрительный залпредусматривается с учетом расстановки, наряду с местами для обычных ходячихзрителей, мест для инвалидов-колясочников (рис.7.1). Количество мест, которые следует предусматривать дляинвалидов-колясочников, определяется заданием на проектирование.
Кружковые помещения (живописии рисунка, музыкальных занятий) приведены в разделе 5 «Требования кпомещениям профессиональной подготовки» (рис. 5.3, 5.4).
Планировочные особенностираздевальных при спортивном зале и бассейне, учитывающие спецификуфункционирования инвалидов-колясочников, приведены на рис. 7.2
На рис 7.3 — 7.5приведены примеры приспособлений и оборудования, применяемых для облегчениявхода инвалидов в бассейн.
ЭКСПЛИКАЦИЯ
1. Сцена
2. Места для ходячих зрителей
3. Места размещения инвалидов-колясочников
4. Пандус
РИС. 7.1.ВАРИАНТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ МЕСТ В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ
ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ
1. Скамья с открытойвешалкой и местом для
обуви
2. Инвалидная коляска(индивидуальная)
2а. Инвалидная коляска(закрепленная за
бассейном)
3. Окно для наблюдений
3а. Окно для наблюдений,выдача чистых
полотенец
4. Бачок для грязного белья
5. Слив
6. Унитаз
7. Умывальник
8. Душевая кабина обычная
9. Душевая кабина с учетом возможности
пользованияинвалидом-колясочником
10. Трап
11. Подвесное кресло дляинвалида-
колясочника
12. Трос или балка
I. Раздевальная при бассейнес санитарным узлом, душевой и комнатой хранения предметов уборки
II. Вариант планировкидушевой и комнаты хранения предметов уборки в расчете на перемещениеинвалида-
колясочникапри помощи подвесного кресла
III. Раздевальная при физкультурномзале с санитарными узлами и душевой
РИС. 7.2.ПРИМЕРЫ ВОЗМОЖНОЙ ПЛАНИРОВКИ РАЗДЕВАЛЬНЫХ И ДУШЕВЫХ ПРИ БАССЕЙНЕ ИФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАЛЕ
1. СТАЦИОНАРНЫЕ ПОДЪЕМНИКИ
1а — лебедочного типа
1б — рычаговые
2. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ВХОДА В БАССЕЙН С ВЫСОТОЙ БОРТА НАУРОВНЕ КОЛЯСКИ
2а — без пандуса
2б — с пандусом
3. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ВХОДА В БАССЕЙН С ВЫСОТОЙ БОРТА НАУРОВНЕ ПОЛА
3а — с пандусом
3б — с лестницей
РИС. 7.3.ПРИМЕРЫ РАЗЛИЧНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ ВХОДА ИНВАЛИДОВ В БАССЕЙН
1. ОБЩИЙ ВИД ПЛАВАТЕЛЬНОГО БАССЕЙНА С ПОДЪЕМНЫМИУСТРОЙСТВАМИ И ПАНДУСОМ ДЛЯ ОПУСКАНИЯ В ВОДУ
2. СХЕМА БОРТА БАССЕЙНА ВЫСОТОЙ НА УРОВНЕ СИДЕНИЯКОЛЯСКИ
с сидением для пересаживания в воду
с пандусом для съезжания в воду
РИС. 7.4.ПРИМЕРЫ ОБОРУДОВАНИЯ ПЛАВАТЕЛЬНОГО БАССЕЙНА
1 — Лежачийподъемник
2 — Сидячийподъемник
РИС. 7.5.ПРИМЕРЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В ПЛАВАТЕЛЬНЫХ БАССЕЙНАХ
8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ПИТАНИЯ
В состав помещений питаниявходят обеденные залы и производственные помещения кухни.
Обеденные залы могутразмещаться как в составе жилых помещений, куда пища доставляется в бачках и термосах,так и непосредственно при блоке кухонных помещений. Обеденные залы, независимоот того, где они располагаются, проектируются с учетом обслуживанияинвалидов-колясочников на основе принципов организации обеденных мест,приведенных на рис. 8.1.
Производственные помещениякухни не имеют специфики проектирования в зависимости от обслуживанияинвалидов-колясочников и поэтому формируются в соответствии с общимитребованиями к проектированию помещений такого типа. В силу этого в настоящемПособии этот вопрос не рассматривается.
РАСЧЕТ ВМЕСТИМОСТИ СТОЛОВОЙ (БУФЕТА)ПЕРСОНАЛА
Вместимость столовой илибуфета для обслуживания персонала определяется заданием на проектирование порасчету в зависимости от конкретных условий.
Коэффициент числаобслуживающего персонала следует принимать К=0,8-1,0 по отношению к вместимости учреждения иуточняется заказчиком при выдаче задания.
Как показала практика, 70 %персонала, как правило, работает в первую смену и только 50 – 60 % из нихпользуется столовой или буфетом.
Таким образом, числопитающихся в столовой или буфете персонала можно будет определить по формуле:
где:
N — общее число питающихся,принимаемых в расчете вместимости столовой или буфета;
Р — вместимость учреждения;
К1 — коэффициент, учитывающийобщее число персонала по отношению к вместимости учреждения (К1=0,8-1,0);
К2 — коэффициент, определяющийчисло работающих в первую смену (К2=0,7);
К3 — коэффициент, учитывающийчисло персонала, питающегося в столовой, от общего числа персонала (К3=0,5-0,6).
В столовых и буфетахперсонала применяется самообслуживание со скользящим графиком питания.Расчетное время на одну посадку принимается 25-30 мин., т.е. примерно 2-2,5посадки в час на одно место.
Обеденное время принимается,как правило, в учреждениях малой вместимости 1,5-2,0 часа (т.е. 3-4,4 посадки),в больших учреждениях — 2-2,5 часа (т.е. 4-5 посадок). Разделив полученное врезультате расчетов число питающихся на число посадок, мы получим расчетнуювместимость столовой или буфета персонала.
Чтобы определить площадьобеденного зала, необходимо полученную вместимость округлить до четырех (врасчете на четырехместные столы) и умножитьна 1,8 — удельный показатель площади на 1 место, принимаемый для такихзалов.
Для примера произведемрасчет площади обеденного зала столовой персонала для учреждений на 150 мест Р=150.Число питающихся («N») определим по приведенной выше формуле, подставивнеобходимые показатели:
Если принять расчетное числопосадок равное 3, то единовременная вместимость обеденного зала составит
52,5:3=17,5
Тогда площадь обеденногозала составит:
1,8 м2´17»30 м2
3. В ОБЩЕМОБЕДЕННОМ ЗАЛЕ
2,25 м2/1место
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Стол
2. Стул
3. Инвалидная коляска
рис. 8.1. примерыорганизации обеденных мест в столовых
Приложение
ТИПЫ ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ РАЗВИТИЯДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
1 — Тренажер для развитияверхнего плечевого пояса
2, 3 — Тренажеры длякомплексного развития
мускулатуры
Тренажер для развития грудной мускулатуры
Тренажер для развития грудной и плечевой мускулатуры
Тренажер для развития коленного сустава
Тренажер для развития правильной осанки
Тренажер для развития мышц верхних и нижнихконечностей
Тренажер для развития брюшного пресса и нижнихконечностей
Тренажер для развития верхнего плечевого пояса
Тренажер для развития мышц спины
Тренажер для развития мышц спины и верхнихконечностей
Тренажер для развития мышц брюшного пресса, верхних и нижних конечностей
Тренажер для развития мышц брюшного пресса
Тренажеры для развития мышц:
1,2- верхних и нижних конечностей
3,9- брюшного пресса
4- верхнего плечевого пояса
5- нижних конечностей
6- «Беговая дорожка»
7- тренажер «Велосипед»
8- спины и верхних конечностей
Услуги по монтажу отопления водоснабжения
ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74
Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.
Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.
Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > /otoplenie-dachi.html
Обратите внимание
Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической экспертизе.