Пятницкое шоссе, 55А
стоимость работ
Работаем с Пн-Вс круглосуточно
1.1. Настоящая Инструкцияразработана в развитие основных положений ГОСТ10434-82, 17441-78, действующих Правил устройства электроустановок (ПУЭ) истроительных норм и правил (СНиП).
1.2. Инструкцияраспространяется на разборные и неразборные контактные соединения1шин, гибких шин и профилей2 (швеллерного, корытного, «двойногоТ» и др.) из алюминия (алюминиевого сплава), твердого алюминиевого сплаваАД31Т13, меди и стали, а также на соединения шин с выводамиэлектротехнических устройств.
1 Пояснение терминов приведенов приложении 1
2 В дальнейшем именуется»шина».
3 В дальнейшем именуется»алюминиевый сплав».
1.3. Неразборными (сварными)должны быть выполнены соединения между собой шин из однородных материалов,ответвления от этих шин и соединения алюминиевых шин и шин из алюминиевогосплава с выводами из алюминия и из алюминиевых сплавов.
Разборные (болтовые) контактныесоединения следует применять при соединении шин из разнородных материалов и вслучаях, когда по условиям эксплуатации необходима периодическая разборкасоединений.
1.4. Контактные соединения взависимости от технических требований, предъявляемых к ним по ГОСТ10434-82, разделяют на 1, 2 и 3-й классы. Классы контактных соединений взависимости от области их применения приведены в приложении 2.Линейные контактные соединения силовых цепей необходимо выполнять 1-го класса.В стандартах и технических условиях на конкретные виды электротехническихустройств указывают только 2-й и 3-й классы.
1.5. Инструкция предназначена для проектных, монтажных и эксплуатирующихорганизаций.
Внесены Всесоюзнымгосударственным научно-исследовательским и проектным институтомВНИИпроектэлектромонтаж
УтвержденыМинмонтажспецстроем СССР
26 мая 1982 г.
Срок введения
1 января 1983 г.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
В электрической частипроектной документации или в проектах производства электромонтажных работдолжны быть указаны:
класс контактных соединений;
материал шин;
конструкция контактныхсоединений при соединении шин между собой и с выводами (разборное, неразборные,комплектность и т.п.);
класс или группа прочностикрепежных деталей, вид их покрытия по ГОСТ 14623-69 и толщина покрытия по ГОСТ9.073-77;
исполнение и категорияразмещения электротехнических устройств по ГОСТ15150-69*, 16350-80 и 17412-72*;
наименование и толщинаантикоррозионных металлических покрытий контактных соединений по ГОСТ 9.073-77.
3. Профессиональный ТРЕБОВАНИЯ К КОНТАКТНЫМ СОЕДИНЕНИЯМ
3.1.Контактные соединения должны соответствовать требованиям стандартов,технических условий, СНиП III-33-76* чертежей и настоящейинструкции.
3.2. Внеразборных соединениях:
при сварке поверхность швовдолжна быть равномерно-чешуйчатой без наплывов. Швы не должны иметь трещин,прожогов, непроваров длиной более 10% длины шва (но не белее 30 мм),незаплавленных кратеров и подрезов глубиной 0,1 толщины шины (но не более 3мм). Сварные соединения компенсаторов не должны иметь подрезов и непроваров налентах основного пакета;
при опрессовке хвостовикнаконечника, гильзы, зажима в месте опрессовки не должен иметь трещин; лункидолжны быть расположены симметрично и соосно, геометрические размерыспрессованной части соединения должны соответствовать требованиям стандартов,технических условий или технологических инструкций.
3.3. Вразборных соединениях контактные поверхности должны плотно прилегать друг кдругу.
3.4.Отношение начального (после сборки) электрического сопротивления контактныхсоединений (кроме соединений со штыревыми выводами) к электрическомусопротивлению контрольного участка шины длиной, равной длине контактногосоединения, не должно превышать: для 1-го класса — 1 (если иное не указано встандартах и ТУ на конкретные виды электротехнических устройств); для 2-гокласса — 2; для 3-го класса — 6.
В контактных соединениях шинразличной электрической проводимости сравнение производят с шиной меньшейэлектрической проводимости.
3.5. Начальное сопротивление контактных соединений 1-го класса соштыревыми выводами должно быть не выше значений, указанных ниже:
Вывод
М10
М12
М16
М20
М24
М30
М33
М36
М42
М48
М56
Сопротивление, МкОм
14
12
10
8
8
6
6
5
5
5
4
Сопротивление контактныхсоединений 2-го и 3-го классов указывают в стандартах и ТУ на конкретные видыэлектротехнических устройств.
3.6.Электрическое сопротивление контактных соединений (кроме сварных и паяных),прошедших испытания, не должно превышать начальное сопротивление более чем в1,5 раза. Сопротивление сварных и паяных соединений должно оставатьсянеизменным.
3.7. Припротекании номинального тока температура нагрева разборных и неразборныхконтактных соединений 1-го и 2-го классов не должна превышать значений,указанных в табл. 1. Температуру нагрева контактных соединений 3-го класса устанавливают встандартах и ТУ на конкретные виды электротехнических устройств.
Таблица 1
Материал шины (вывода)
Наибольшая допустимая температура нагрева вустановках, °С
до 1000 В
свыше 1000 В
Медь, алюминий и его сплавыбез защитных покрытий контактных поверхностей
95
80
То же с защитнымипокрытиями неблагородными металлами
105
90
Медь с защитным покрытиемсеребром
135
105
3.8. Температура контактныхсоединений при испытании на стойкость при сквозных токах должна быть не более200°С у соединений шин из алюминия и его сплавов,а также у соединений этих шин с медными и 300°С у соединений медных шин.
3.9. Контактные соединениядолжны выдерживать напряжения, возникающие от воздействия статических осевыхнагрузок на растяжение, не менее 90% временного сопротивления разрыву целойгибкой шины для соединений, работающих на растяжение, и 30% для сварных испрессованных соединений, не работающих на растяжение.
3.10. После испытаний настойкость при сквозных токах контактные соединения не должны иметь механическихповреждений, препятствующих их дальнейшей эксплуатации.
3.11. В контактныхсоединениях применяют крепежные детали прочностью не ниже указанного класса илигруппы прочности (ГОСТ 1759-70):
Болты, винты, шпильки из углеродистых или легированных сталей………. 5,8
Гайкииз углеродистых или легированных сталей…………………………………. 5
Болты, винты, шпильки и гайки из цветных сплавов…………………………….. 32
3.12. Разборные контактныесоединения шин с выводами, а также разборные линейные контактные соединения,подверженные вибрации или находящиеся во взрывоопасных и пожароопасныхпомещениях, предохраняют от самоотвинчивания контргайками или пружиннымишайбами.
3.13. Контактные соединения всоответствии с их исполнением и категорией размещения согласно ГОСТ15150-69* должны выдерживать воздействие климатических факторов внешнейсреды, указанных в этом стандарте, а также ГОСТ 15543-70*, 15963-79, 16350-80,17412-72* или в стандартах и ТУ на конкретные виды электротехническихустройств.
3.14. В зависимости отклиматического исполнения и категории размещения электротехнических устройствпо ГОСТ15150-69* контактные соединения в соответствии с ГОСТ10434-82 подразделяются на группы А и Б.
К группе А относятсяконтактные соединения электротехнических устройств всех исполнений, размещенныхв помещениях с кондиционированным или частично кондиционированным воздухом(категория размещения 4.1), и электротехнических устройств исполнений У, ХЛ иТС, размещенных в закрытых помещениях (металлических с теплоизоляцией, каменных,бетонных, деревянных) с естественной вентиляцией без искусственно регулируемыхклиматических условий (категория размещения 3) и в помещениях с искусственнорегулируемыми климатическими условиями (категория размещения 4) при атмосферетипов I и II по ГОСТ15150-69*.
К группе Б относятсяконтактные соединения электротехнических устройств других исполнений икатегорий размещения при атмосфере типов I и II и электротехнических устройстввсех исполнений и категорий размещения при атмосфере типов III и IV.
3.15.Медная часть переходных пластин должна иметь защитное покрытие ПОС-40 по ГОСТ21931 — 76 или олово-висмут.
3.16. Болты, винты, гайки,шайбы и другие крепежные детали для контактных соединений должны иметь защитноеметаллическое покрытие по ГОСТ 14623-69. Толщину покрытия следует определять поГОСТ 9.073-77.
При соединении шин изоднородных металлов в сухих помещениях допускают применение вороненых стальныхболтов, гаек, шайб.
4. СОЕДИНЕНИЯ И ОТВЕТВЛЕНИЯ ШИН
Неразборные соединения
4.1. Неразборные (сварные)соединения шин следует выполнять согласно требованиям ГОСТ 23792-79,Руководства [1], Инструкции [2]. Способы сварки приведеныв табл. 2,наиболее распространенные виды сварных соединений и ответвлений — на рис. 1.
Таблица 2
Способ сварки
Толщина шин, мм, из
алюминия
алюминиевого сплава
меди
стали
Ручная дуговая:
штучным электродом
—
—
—
4-5
неплавящимся электродом в защитном газе
3-5 (6-20)*
3-5 (6-10)
3-4
—
угольным электродом
30-200 (6-30)
—
3-30 и более
—
Полуавтоматическаяплавящимся электродом:
в защитном газе
6-30 (4-5 и свыше 30 до 60)
4-60
3-12
—
под флюсом
—
—
4-14
—
Термитно-тигельная
—
—
—
4-5
* В скобках приведены толщины шин, которыесваривать данным способом можно, но экономически нецелесообразно.
Профили соединяют между собойсваркой. Если по условиям эксплуатации при ответвлении от шины сложного профилянеобходимо иметь разъем, то следует предусмотреть приварку в месте разъемаотрезка шины с отверстием под болты.
Рис. 1. Виды сварныхсоединений и ответвлений шин:
а -соединение шин встык; б — соединение шин путем вваривания температурногокомпенсатора; в — ответвление от шин, расположенных плашмя; г, д- ответвление от шин, расположенных на ребро; е — ответвление от шинымногопроволочной жилы; 1 — шина; 2 — шов; 3 — пакет гибкихлент (температурный компенсатор); 4 — жила гибкой шины
Разборные соединения
4.2. Разборные(болтовые) контактные соединения в зависимости от материала соединяемых шин иклиматических факторов внешней среды подразделяются на соединения:
а) без средств стабилизацииэлектрического сопротивления;
б) со средствами стабилизацииэлектрического сопротивления.
4.3. Контактные соединенияшин из материалов медь-медь, алюминиевый сплав-алюминиевый сплав, медь-сталь,сталь-сталь для групп А и Б, а также из материалов алюминиевый сплав-медь иалюминиевый сплав-сталь для группы Б не требуют применения средств стабилизациисопротивления. Соединения следует выполнять непосредственно с помощью стальныхкрепежных деталей (рис. 2, а).
Рис. 2. Разборные контактныесоединения:
1 — медная шина изалюминиевого сплава или стали; 2 — алюминиевая шина; 3 — стальнаяшайба; 4 — тарельчатая пружина; 5 — стальной болт; 6 -стальная гайка; 7 — болт из цветного металла; 8 — гайка изцветного металла; 9 — шайба из цветного металла; 10 -металлопокрытие; 11 — медная шина, алюминиевая, из алюминиевого сплаваили стали; 12 — медно-алюминиевая пластина; 13 — пластина изалюминиевого сплава; 14 — шина из алюминиевого сплава
4.4. Контактные соединенияшин из материалов алюминий-алюминий, алюминиевый сплав-алюминий для групп А иБ, а также из материалов алюминий-медь и алюминий-сталь для группы А следуетвыполнять с помощью одного из следующих средств стабилизации сопротивления:
а) тарельчатых пружин по ГОСТ17279-71 или 3057-79 (рис. 2, б);
б) крепежных изделий из медиили ее сплава (рис. 2, в);
в) защитных металлическихпокрытий по ГОСТ 9.073-77 (приложение 3), наносимых на рабочиеповерхности шин (рис. 2, г);
г) переходныхмедно-алюминиевых пластин по ГОСТ 19357-81 (рис. 2, д);
д) переходных пластин изалюминиевого сплава (рис. 2, е).
4.5. Для группы Б контактныесоединения шин из материалов алюминиевый сплав-медь, алюминиевый сплав-стальследует выполнять, как показано на рис. 2, а, д, е,из материалов алюминий-медь, алюминий-сталь — как показано на рис. 2, б,в, д, е.
Рабочие поверхности шин ипластин из алюминиевого сплава должны иметь защитные металлопокрытия.
4.6. Пластины из алюминиевогосплава и алюминиевые части медно-алюминиевых пластин необходимо соединять салюминиевыми шинами сваркой. Разборные соединения переходных пластин с меднымишинами следует выполнять с помощью стальных крепежных деталей.
Таблица 3
Соединение
Ответвление
b > b1, мм
d, мм
15
6,6
20
9,0
25
11
30
11
40
14
50
18
60
11
80
14
100
18
120
18
—
80
14
100
18
120
18
Рис. 3. Предохранениеконтактных соединений от самоотвинчивания:
а — контргайкой; б -пружинной шайбой; 1,2 — шина; 3 — шайба; 4 — болт; 5- гайка; 6 — контргайка; 7 — пружинная шайба
4.7. Расположение и диаметр отверстий для соединения шин шириной до 120мм приведены в табл. 3. Зависимость диаметраотверстия в прямоугольных шинах от диаметра стягивающих болтов следующая:
Диаметр болта, мм
6
8
10
12
16
Диаметр отверстия в шинах,мм
6,6
9
11
14
18
4.8. Контактные участки шиншириной 60 мм и более, имеющие два отверстия в поперечном ряду, рекомендуетсявыполнять с продольными разрезами. Ширина разреза зависит от способа еговыполнения и должна быть не более 5 мм.
4.9. Дляпредохранения соединений от самоотвинчивания необходимо применять контргайкиили пружинные шайбы (рис. 3). Пружинные шайбы используют в соединениях с болтами до М8включительно. В соединениях с тарельчатыми пружинами контргайки и пружинныешайбы ставить не нужно.
5. СОЕДИНЕНИЯ ШИН С ВЫВОДАМИ
5.1. Выводыэлектротехнических устройств согласно ГОСТ 21242-75* могут быть плоскими илиштыревыми. Размеры выводов приведены в приложении 3.
5.2. Если выводы и шинысделаны из алюминия и его сплава, соединения сваривают. Соединения выполняютсогласно указаниям, приведенным в разд. 4.
5.3. Сварное соединениемедного вывода с шиной из алюминия и его сплавов необходимо выполнять сприменением переходной медно-алюминиевой пластины.
5.4. Разборные (болтовые)соединения шин с плоскими выводами в зависимости от материала выводов, шин и отклиматических факторов внешней среды следует выполнять одним из способов,указанных в п. 4.2-4.9.
5.5. При соединении шин сплоскими выводами применение средств, предохраняющих от самоотвинчивания,обязательно.
5.6. Для группы А контактныесоединения шин со штыревыми выводами в зависимости от материала шин иноминального тока выводов должны выполняться:
а) для шин из меди, стали иалюминиевого сплава — непосредственно стальными гайками1 (рис. 4, а);
1 Во всех случаях для штыревыхвыводов на номинальный ток выше 40 А упорные гайки должны применяться из медиили ее сплавов.
б) для шин из алюминия с выводомна номинальный ток до 630 А — непосредственно гайками из меди и ее сплавов по ГОСТ5916-70* (рис. 4, б), на номинальный ток выше 630 А -непосредственно стальными гайками с защитным металлопокрытием рабочейповерхности шины (рис. 4, в) или с помощью переходныхмедно-алюминиевых пластин по ГОСТ 19357-81 (рис. 4, г), или переходныхпластин из алюминиевого сплава (рис. 4, д).
5.7. Для группы Б контактныесоединения шин со штыревыми выводами в зависимости от материала шин должнывыполняться:
а) шин из меди -непосредственно специальными гайками (рис. 4, а);
б) шин из алюминия иалюминиевого сплава — с помощью переходных медно-алюминиевых пластин по ГОСТ19357-81 (рис. 4,г) или переходных пластин из алюминиевого сплава (рис. 4, д),при этом переходные пластины из алюминиевого сплава должны иметь защитноеметаллопокрытие.
Рис. 4. Соединения соштыревыми выводами:
1 — вывод из меди или еесплава; 2 — стальная гайка; 3 — медная шина из алюминиевогосплава или стали; 4 — гайка из меди или ее сплавов; 5 — шинаалюминиевая или из алюминиевого сплава; 6 — металлопокрытие; 7 -медно-алюминиевая пластина; 8 — пластина из алюминиевого сплава; 9- шина из алюминиевого сплава
5.8. Размерыотверстий в шинах должны соответствовать диаметру штыревого вывода:
Диаметр штыревого вывода,мм
6
8
10
12
16
20
24
30
33
36
42
48
56
Размер отверстия в шине,мм
6,6
9
11
14
18
22
26
33
35
39
45
52
62
5.9. Размер «под ключ» увеличенныхгаек для штыревых выводов различного диаметра составляет:
Диаметр вывода, мм
10
12
16
20
24
30
33
36
42
48
56
Размер гайки «подключ», мм
27
30
36
46
55
65
75
80
95
110
130
6. СОЕДИНЕНИЯ ГИБКИХ ШИН МЕЖДУ СОБОЙ И С ВЫВОДАМИ ВОТКРЫТЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ
6.1. Соединения и ответвленияна медных, стальных, алюминиевых и сталеалюминиевых гибких шинах открытыхраспределительных устройств выполняют обжатием, опрессованием, с помощьюпетлевых или ответвительных болтовых зажимов. Ответвления алюминиевых исталеалюминиевых шин необходимо выполнять преимущественно пропанокислороднойсваркой. Оконцевания следует выполнять аппаратными зажимами, соединяемыми сгибкой шиной опрессованием, болтами или сваркой.
6.2. Болтовые петлевые иответвительные зажимы изготовляют для алюминиевых и сталеалюминиевых шин изалюминиевых сплавов, для медных из латуни, для стальных из стали (рис. 5, 6).
В болтовые петлевые зажимы,предназначенные для соединения медных шин с алюминиевыми, назаводе-изготовителе впаивают луженые медные желобки.
Рис. 5. Петлевой зажим
6.3. Болтовые аппаратныезажимы рассчитаны на затяжку шин с помощью плашек (рис. 7). Для медных шин ихизготавливают из латуни, для алюминиевых — из алюминиевых сплавов.
В конструкции аппаратныхзажимов, предназначенных для алюминиевых шин, предусмотрены переходные медныепластины, скрепленные с корпусом зажима пайкой или сваркой. Эти пластиныобеспечивают лучший контакт при соединении алюминиевого аппаратного зажима смедным или с алюминиевым выводом, плакированным либо армированным медью.
Если алюминиевый аппаратныйзажим соединяют с алюминиевым выводом болтами или сваркой, медные пластиныследует удалить.
Аппаратные зажимы имеют одно,два или четыре отверстия для присоединения к выводам аппаратов или шинам.
6.4. Аппаратные зажимы,имеющие в лапке одно отверстие диаметром 14,5 мм, допускается рассверливать подиаметру штыревого вывода, но не свыше 30 мм.
6.5. Шины в зажиме следуетзакреплять в следующем порядке:
заложить шину всоответствующие желобки зажима (медная шина должна соприкасаться с луженыммедным желобком, а алюминиевая — с алюминиевым);
установить плашки;
покрыть нарезанную частьболтов смазкой АМС-1, не допуская попадания ее на контактную поверхность:
затянуть болты.
Рис. 6. Ответвительный зажим
Рис. 7. Аппаратные болтовыезажимы:
а — для присоединения кстержневому выводу и плоскому, имеющему одно отверстие; б, в -для присоединения к плоским выводам, имеющим два и четыре отверстия
Затяжку болтов гайкаминеобходимо производить равномерно, чтобы все части зажима испытывали одинаковоедавление по длине контакта. После полной затяжки болтов между плашками долженоставаться зазор 3-4 мм. Сближение плашек вплотную указывает на то, что размерыжелобков не соответствуют данной шине и требуемое давление в контакте необеспечено. Такие зажимы подлежат замене.
6.6. Оконцевание гибких шинаппаратными зажимами для соединения с плоскими выводами аппаратов следуетпроизводить в соответствии с конструкцией вывода.
6.7. Соединения гибких шин,оконцованных аппаратными зажимами, с плоскими выводами аппаратов следуетвыполнять непосредственно.
6.8. Соединения гибких шин,оконцованных аппаратными зажимами, со штыревыми выводами аппаратов нужновыполнять:
медных, оконцованныхаппаратным зажимом с одним отверстием, при диаметре вывода до 28 мм -непосредственно, при диаметре вывода свыше 28 мм — через медные планки;
медных, оконцованныхаппаратными зажимами с двумя и четырьмя отверстиями, — через медные планки;
алюминиевых исталеалюминиевых, оконцованных аппаратными зажимами, — через медные планки.
7. ПОДГОТОВКА И СБОРКА КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Сварные соединения
7.1. Подготовка шин к сваркекроме рихтовки и резки по размеру должна включать обработку их кромок дляобеспечения необходимых размеров разделки и зачистку мест соединенияпроволочной щеткой на участке длиной не менее 30 мм от свариваемых торцов.Перед сваркой шин в защитном газе кромки их после сборки необходимо обезжиритьацетоном, бензином или уайт-спиритом.
7.2. Обработка кромок шин изазор, необходимый для сварки, должны соответствовать приведенным в ГОСТ 23792-79.
Болтовые соединения
7.3. Подготовка шин дляболтового соединения должна состоять из следующих операций: выполнениеотверстий под болты, обработка контактных поверхностей и, при необходимости,нанесение металлопокрытия.
7.4. Расположение и размеры отверстийпод болты должны соответствовать указанным в п. 4.7.
7.5. При массовой заготовкешин рекомендуется вырубку отверстий производить на прессах. Для этой целиприменяют пресс ПРУ-1. Одновременная вырубка нескольких отверстий может бытьосуществлена с помощью специальных приспособлений.
При вырубке отверстий сприменением упора и кондукторов разметку производить не следует.
7.6. Длину болтов длясоединения пакета шин нужно выбирать согласно данным табл. 4. Наболтах после сборки и затяжки соединений должно оставаться не менее двух нитоксвободной резьбы.
7.7. Контактные поверхностишин нужно обрабатывать в следующем порядке:
удалить бензином, ацетономили уайт-спиритом грязь и консервирующую смазку. У сильно загрязненных шингибкой ошиновки кроме очистки внешних повивов после расплетки следует очиститьвнутренние повивы;
выправить и обработать подлинейку на шинофрезерном станке (при наличии вмятин, раковин и неровностей);
удалитьпосторонние пленки стальной щеткой, диском с кардолентой или драчевымнапильником.
Таблица 4
Толщина пакета шин в соединении, мм
Длина болтов, мм
алюминиевых с алюминиевыми
алюминиевых с медными шинами или изалюминиевого сплава
медных или стальных
М6
М8
М10
М12
М16
—
4
4-6
16
20
20
—
—
4
6-7
7-10
—
20
25
30
—
5-10
8-10
11-15
—
25
30
35
—
11-12
12-15
16-20
—
—
35
40
—
13-17
16-20
21-25
—
—
40
45
50
18-22
21-25
26-30
—
—
45
50
55
23-27
26-30
31-35
—
—
50
55
60
28-32
31-35
36-40
—
—
55
60
65
33-37
36-40
41-45
—
—
60
65
70
38-42
41-45
46-50
—
—
65
70
76
43-47
46-50
51-55
—
—
70
75
80
48-52
51-55
56-60
—
—
75
80
85
53-57
56-60
61-65
—
—
80
85
90
58-62
61-65
66-70
—
—
—
90
95
63-67
66-70
71-75
—
—
—
95
100
68-72
71-75
76-81
—
—
—
100
105
Зачистку шин в мастерских электромонтажных заготовок необходимопроизводить на станке ЗШ-120. При зачистке алюминия применять шлифовальныекруги не допускается, так как в обрабатываемую поверхность могут вкрапливатьсякрупинки камня. Ни следует применять напильники и стальные щетки дляодновременной обработки шин из различных материалов во избежание загрязненияматериала контактов соединяемых шин опилками иного материала.
7.8.Удалять окисные пленки с шин из алюминия или алюминиевого сплава нужно подслоем нейтральной смазки (вазелином КВ-3/103 по ГОСТ 15975-70, смазкойЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433-60*или ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267-74). По окончаниизачистки шин с их поверхности нужно удалить загрязненную смазку и немедленнонанести новую.
7.9. Сведения о металлопокрытииконтактной поверхности даны в приложении 4. Наиболее надежным являетсягальваническое покрытие, но его можно выполнять только в заводских условиях.
В монтажных условияхметаллопокрытие шин следует производить методами натирания (абразивное лужение)или окунания. Технология нанесения металлопокрытия на шины приведена вприложении 4.
7.10. Поверхности, имеющиезащитные металлические покрытия, в случае загрязнения нужно промыть передсборкой органическими растворителями.
Луженые медные желобки,предназначенные для закрепления медных шин в петлевых зажимах, следует промытьрастворителем и покрыть слоем нейтральной смазки (вазелином КВ-3/103 по ГОСТ15975-70* смазкой ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433-60* или ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267-74).Зачищать такие желобки наждачной бумагой не следует.
7.11. Допускается наноситьметаллопокрытия на отрезки шин (пластин), которые затем приваривают к шинам намонтаже.
Длинапокрываемого отрезка шины (пластины) в зависимости от длины сечения этогоотрезка должна быть следующая:
Сечение шины, мм2
4´40
6´50
8´60
8´80
10´80
10´100
12´120
Длинаотрезка шины (пластины), мм
120
120
120
150
150
200
200
Длинапокрываемого отрезка, мм
50
60
70
90
90
110
130
7.12. Затягивать болтыконтактных соединений необходимо индикаторными ключами со следующим крутящиммоментом:
Диаметр болта
М6
М8
М10
М12
М16
М20
М24
М30
М33
М36
Крутящиймомент, Н×м
20-25
30-35
40-50
60-70
90-100
120-130
200-220
320-340
340-360
360-380
При отсутствии моментныхключей болты контактных соединений медных, стальных шин и шин из алюминиевогосплава следует затягивать гаечными ключами при нормальном усилии руки (150-200Н).
На соединениях алюминиевыхшин нужно предварительно обжать шины путем затяжки болтов диаметром М12 и вышепри полном усилии руки (около 400 Н), затем соединение ослабить и вторичнозатянуть болты при нормальном усилии. При диаметрах болтов 6-10 мм делатьобжатие не следует.
Затягивать соединения старельчатыми пружинами необходимо в два приема. Вначале болт нужно затянуть дополного сжатия тарельчатой пружины, затем соединение ослабить поворотом ключа вобратную сторону на 1/4 оборота (на угол 90°) для болтов Мб и М12 и на1/6 оборота (на угол 60°) для стальных болтов. Приэтом давление, создаваемое тарельчатой пружиной, будет равно приблизительно 65%максимального, что и необходимо при сборке контактного соединения.
8. КОНСЕРВАЦИЯ КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
8.1. Соединения, выполненныесваркой в защитном газе, не требуют последующей обработки.
8.2. Дляобеспечения противокоррозионной стойкости соединений, выполненных сваркой сфлюсом, необходимо:
тщательно удалить остаткифлюса металлической щеткой;
окрасить места сварки в сухихпомещениях теми же красками, что и шины, в наружных установках, а также в сырыхи влажных помещениях — фосфатирующими или глифталевыми грунтами, а затемэпоксидной шпатлевкой, пентофталевой или эпоксидной эмалями.
8.3.Болтовые контактные соединения без металлопокрытий после сборки следует консервироватьзащитными смазками — вазелином КВ-3/10Э, смазкой ЦИАТИМ-221 или лаками,красками, компаундами (приложение 5).
Во влажных помещениях и вагрессивной среде защитное лакокрасочное покрытие следует наносить по ГОСТ9.032-74 *.
Краски, эмали, шпатлевкиследует наносить кистью. Если необходимо нанести покрытия на шины притемпературе воздуха ниже 5°С, следует предварительнонагреть места, подлежащие окраске, до 40-60°С пламенем пропановоздушнойгорелки или паяльной лампы.
9. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
9.1. При монтаже контактныхсоединений контролируют их соответствие требованиям ГОСТ10434-82* ТУ на конкретные виды электротехнических устройств илитребованиям настоящей Инструкции.
9.2. Контактные соединенияподвергают испытаниям (табл. 5).
Таблица 5. Виды и периодичностьиспытаний
Виды испытаний
Место проведения испытаний
Организация-разработчик контактныхсоединений
Завод-изготовитель электротехническихустройств
Мастерские электромонтажных заготовок
Объект монтажа
Приемочные1
При разработке новойконструкции контактных соединений
—
—
—
Приемосдаточные
—
Постоянно, при приемкеготовой продукции
Постоянно, при приемкеготовой продукции
Постоянно, по мерепроведения монтажа
Типовые
—
При изменении конструкции,материала или технологии изготовления контактных соединений
—
—
Периодические
—
1 раз в 2 года
1 раз в 2 года
—
1 Проводят по ГОСТ 17441-78.
9.3. Вобъем испытаний входят внешний осмотр, измерение электрического сопротивления,испытание на нагревание номинальным (длительно допустимым током) и ускоренноеиспытание в режиме циклического нагревания. Внешний осмотр и измерениеэлектрического сопротивления проводятся при всех видах испытаний, испытание нанагревание номинальным током — при типовых и периодических испытаниях,ускоренное испытание — только при типовых испытаниях.
Количество испытываемыхобразцов — не менее 10 шт. одного типоразмера.
9.4. Контактные соединениясчитают выдержавшими испытания, если все испытанные образцы соответствуюттребованиям настоящей Инструкции. Контактные соединения, не выдержавшиекакие-либо испытания по п. 9.3, проходят повторные испытания на удвоенномколичестве образцов. Если при повторных испытаниях контактные соединения неудовлетворяют предъявляемым требованиям, то они должны быть забракованы ипереданы на переделку с последующими испытаниями.
9.5.Оформлять приемо-сдаточные испытания контактных соединений, выполненных наобъекте монтажа, необходимо по инструкции ВСН 123-79/ММСС СССР [3].
9.6. Внешний осмотрнеразборных сварных соединений должен производиться визуально. При осмотренеобходимо проконтролировать соответствие сварных швов требованиям, приведеннымв п. 3.2.
Рис. 8. Контролируемыеэлементы спрессованных соединений
9.7. При осмотре неразборныхсоединений, выполненных опрессовкой, необходимо проконтролировав ихсоответствие требованиям, приведенным в п. 3.2, при этом визуально нужнопроверить соосность лунок и отсутствие в них трещин. У двух-трех соединений спомощью штангенциркуля или другого аналогичного инструмента следуетпроконтролировать геометрические размеры спрессованной части соединения.Размеры, подлежащие измерению, приведены на рис. 8.
9.8. Контроль разборных(болтовых) соединений включает:
проверку комплектности(согласно п. 3.1настоящей Инструкции) визуально;
проверку плотности прилеганияконтактных поверхностей (у двух-трех плоских соединений). Соединения считаютудовлетворяющими требованиям, приведенным в п. 3.3, если щуп толщиной 0,03 ммвходит между сопрягаемыми плоскостями токоведущих шин не далее зоны,ограниченной периметром шайбы или гайки. При наличии шайб разного диаметра зонаопределяется диаметром меньшей шайбы (рис. 9). Допустимая глубина вхождениящупа равна l £ (b — d)/2;
проверку качества затяжкиболтов (у двух-трех соединений). Моменты затяжки (см. п. 7.12)нужно проверять с помощью моментного индикаторного ключа или обычными ключами;
проверку качества подготовкиконтактных поверхностей (у двух-трех соединений). Производят разборкусоединений, после чего определяют, зачищены ли контактные поверхности и имеетсяли на них смазка согласно п. 7.8, 8.2 и 8.3;
визуальную проверку качестваметаллопокрытий по п. 3.15-3.17. Притиповых испытаниях выборочно на двух-трех образцах проверку производят по ГОСТ9.302-79* (СТСЭВ 990-78).
9.9.Измерять электрическое сопротивление нужно на контактном соединении в изделии,в блоках линейных соединений или на Монтаж отопления на участке между точками,показанными на рис. 10. В цепи должно бытьконтрольное сопротивление (участка шины, длина которого равна условной длинеконтактного соединения).
На гибких шинах в местахизмерения сопротивления следует наложить бандажи из трех-четырех витков меднойлуженой проволоки диаметром 0,5-1,5 мм.
Сопротивление (падениенапряжения) необходимо измерять методом вольтметра-амперметра, микроомметромили двойным мостом, используя электроизмерительные приборы класса точности нениже 0,5. Сопротивление соединений гибких шин следует измерять только методомвольтметра-амперметра. Измерения должны производиться при температуреокружающей среды 20±10°Сс помощью щупов с острыми иглами, разрушающими окисную пленку.
9.10.Отношение среднего сопротивления 10 испытанных однотипных плоских контактныхсоединений к сопротивлению контрольного участка шины должно соответствоватьтребованиям, приведенным в п. 3.4. Среднее сопротивление 10 штыревых контактных соединений должносоответствовать приведенному в п. 3.5.
Рис. 9. Контактное соединениешины с шайбами разного диаметра
Рис. 10. Точки измерениясопротивления:
а — болтовое соединение шин; б- сварное соединение шин; в — болтовое ответвление от шин; г -сварное ответвление от шин; д — соединение гибких шин; е -ответвление от гибкой шины; ж — оконцевание гибкой шины; з -соединение шины с плоским выводом; и — соединение шины со штыревымвыводом
9.11.Испытанию на нагревание подвергаются контактные соединения в изделии либо отдельные блоки линейныхсоединений, прошедшие испытание и удовлетворяющие требованиям, изложенным в п. 9.5-9.9Инструкции. Нагревание проводят постоянным или переменным током. Линейныеконтактные соединения собирают в последовательную цепь. Длина шин, соединяющихконтактные соединения, должна быть не менее: при площади сечения до 120 мм2включительно — 2 м, свыше 120 мм2 — 3 м.
Контактные соединения считаютвыдержавшими испытание, если их установившаяся температура соответствуеттребованиям, приведенным в п. 3.7.
9.12. Ускоренным испытаниямподвергают макеты контактных соединений, прошедшие испытания по п. 9.10 иудовлетворяющие требованиям, приведенным в п. 9.11.Длина отрезков шин должна быть 250-300 мм. Ускоренное испытание состоит впопеременном (циклическом) нагревании контактных соединений током до 120±10°Си последующем их охлаждении до температуры окружающего воздуха, но не выше 30°С.Ток испытания устанавливают опытным путем из расчета времени нагревания 3-10мин. Для ускорения испытания допускается охлаждение соединений обдувом.Количество циклов нагревание-охлаждение должно быть не менее 500.
В процессе испытанияпериодически, через каждые 50 циклов, измеряют сопротивление контактныхсоединений при температуре окружающей среды и определяют среднеарифметическоезначение сопротивления группы одинаковых соединений. Контактные соединениясчитают выдержавшими испытания, если рост среднеарифметического значениясопротивления 10 испытанных контактов соответствует требованиям, указанным в п.3.6.
10. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
10.1. При производстве работпо сварке и монтажу контактных соединений следует руководствоваться СНиП III-4-80,а также другими правилами, утвержденными в установленном порядке.
10.2. К работам по сваркеследует допускать сварщиков не ниже 3-го разряда, прошедших специальноеобучение, сдавших технологическую пробу и аттестованных в соответствии с»Положением об обучении и проверке знаний сварщиков», утвержденнымГлавэлектромонтажем 30 июня 1965 г., а также имеющих квалификационную группу потехнике безопасности не ниже II.
11. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
11.1. Для выполненияконтактных соединений следует применять инструменты и приспособления,необходимые для сварочных и слесарных работ, а также малярные щетинные кисти.Сварочный флюс нужно хранить и приготовлять только в стеклянной, фарфоровой илипластмассовой посуде.
11.2. Расходы вспомогательныхматериалов на одно сварное соединение указаны в табл. 6, на сто болтовых соединений -в табл. 7.
Таблица 6. Расход материалов на односварное соединение шин между собой или с выводами электротехническогоустройства на 100 мм шва
Толщина шины, мм
Ручная сварка угольным электродом
Сварка в защитном газе
ручная неплавящимся электродом
полуавтоматическая плавящимся электродом
ручная плазменная
Присадка, г
Флюс, г
Аргон, г
Присадка, г
Аргон, г
Присадка, г
Газ, л/мин
Шины из алюминия и его сплавов
3
—
—
9
5,6
—
—
—
4
—
—
10
6,0
—
—
—
5
—
—
10
7,8
—
—
—
6
—
—
11,5
8,5
10
9
—
8, 10
—
—
—
—
15
15
—
12
—
—
—
—
20
20
—
15
—
—
—
—
50
75
—
20
—
—
—
—
70
100
—
30
—
—
—
—
100
160
—
Медные шины
3
29
1
9
29
50
12
—
4
35
2
10
35
55
22
0,8-1,0
5
65
3
—
—
60
33
0,9-1,5
6
105
4
—
—
65
47
1,0-2,0
7
130
4,5
—
—
70
64
1,3-2,2
8
150
5
—
—
75
84
1,5-2,5
9
—
—
—
—
80
106
1,7-2,7
10
210
7
—
—
85
130
2,0-3,0
12,5
290
9
—
—
—
—
2,5-3,5
20
450
12
—
—
—
—
—
30
620
13
—
—
—
—
Таблица 7. Расход вспомогательныхматериалов на 100 болтовых соединений шин
Материал
Для шин шириной, мм, до
25
30
40
50
60
80
100
120
Бензин неэтилированный,ацетон, л
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
0,15
0,2
0,25
Контактная смазка илипаста, кг
0,3
0,5
0,6
0,7
0,8
1,2
1,6
2,0
Защитная смазка, кг
0,3
0,5
0,6
0,7
0,8
1,4
1,6
1,8
Консервирующие покрытия,кг:
грунт
0,05
0,06
0,08
0,1
0,12
0,016
0,20
0,25
краска, эмаль, шпатлевка
0,3
0,36
0,48
0,6
0,75
1,0
1,2
1,45
растворитель для
0,06
0,12
0,15
0,2
0,25
0,5
0,5
0,6
эмали
Стеклянная или наждачнаябумага № 1 — 3, м2
0,06
0,12
0,15
0,2
0,25
0,5
0,5
0,6
Чистые тряпки, кг
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
0,08
0,10
0,12
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТЕРМИНЫ,УПОМЯНУТЫЕ В ИНСТРУКЦИИ
Термин
Документ,устанавливающий термин.
Определение
Электротехническое устройство
ГОСТ 18311-80
Устройство, в котором приработе его в соответствии с назначением производится, преобразуется,передается, распределяется или потребляется электрическая энергия
Контактное соединение
ГОСТ 14312-79
Контактный узел, образующийнеразмыкаемый контакт
Разборное контактное соединение
ГОСТ 14312-79
Контактное соединение,которое может быть разомкнуто без его разрушения, например винтовое, болтовоеи др.
Неразборное контактное соединение
ГОСТ 14312-79
Контактное соединение,которое не может быть разомкнуто без его разрушения, например сварное,паяное, клепаное и др.
Плоское соединение
—
Соединение шин между собойи с плоским выводом
Штыревое соединение
—
Соединение шин со штыревымвыводом
Линейное контактное соединение
ГОСТ 17441-78
Контактное соединение двухили более проводников токопроводов, кабелей, воздушных линий электропередачи,внешних цепей управления, сигнализации, защиты и др.
Переходное сопротивление
ГОСТ 14312-79
Сопротивление контактногосоединения
Начальное переходное сопротивление
—
Сопротивление, измеренноенепосредственно после сборки (до испытаний)
Твердый алюминиевый сплав
ГОСТ 17441-78
Алюминиевый сплав свременным сопротивлением разрыву не менее 13×107 Па (13 кгс/мм2)
Переходная пластина
ГОСТ 22211-76
Токоведущая деталь,предназначенная для соединения токоведущих шин из разнородных материалов иприсоединения токоведущих шин из одного материала к выводамэлектротехнических устройств из другого материала
Медно-алюминиевая пластина
—
Переходная пластина,состоящая из медной и алюминиевой частей
Пластина из алюминиевого сплава
—
Переходная пластина изтвердого алюминиевого сплава
Абразивное лужение
ГОСТ 17325-79
Способ лужения содновременным удалением с поверхности металла окисной пленки при трениитвердыми металлическими или неметаллическими частицами
Лужение погружением в расплавленный припой
ГОСТ 17325-79
—
Штучный электрод (покрытый электрод)
ГОСТ 2601-74
Электрод, покрытый смесьювеществ, нанесенных на электрод для усиления ионизации, защиты от вредноговоздействия среды и металлургической обработки сварочной ванны
Однородные материалы
—
Материалы, номинальныеэлектрохимические потенциалы которых близки по значению
Разнородные материалы
—
Материалы с различнымизначениями номинальных электрохимических потенциалов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КЛАССЫКОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Областьприменения
Рекомендуемыйкласс контактного соединения
Контактные соединенияцепей, сечение проводников которых выбирается по длительно допустимому току(силовые цепи, линии электропередачи и т.п.)
1
Контактные соединенияцепей, сечение проводников которых выбирается по механической прочности илипадению напряжения (цепи управления, измерения, сигнализации и т.п.)
2
Контактные соединения цепейс устройствами, работа которых связана с выделением большого количестватеплоты (нагревательный элементы, резисторы, реостаты и т.п.)
3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПЛОСКИЕ ИШТЫРЕВЫЕ КОНТАКТНЫЕ ВЫВОДЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ (ГОСТ 21242-75*)
1. Размеры плоских выводов
2. Размеры (резьба) штыревыхвыводов
Номинальныйток. А, до включения
Материалвывода1
Номинальныйток, А, до включения
Материалвывода
Сталь
Латунь
Медь
Сталь
Латунь
Медь
Пределпрочности на растяжение, 107 Па
Пределпрочности на растяжение, 107 Па
50
32
25
50
32
25
2,5-8,3
М3
М3
—
400
—
М20
М16
16
М4
М4
—
630
—
—
М20 ´ 1,5
25
М5
М5
—
800
—
—
М24 ´ 2,0
40
М6
М6
—
1000
—
—
М30 ´ 2,0
63
—
М6
—
1250
—
—
М33 ´ 2,0
100
—
М8
—
1600
—
—
М36 ´ 2,0
160
—
М10
—
2000
—
—
М42 ´ 3,0
250
—
М12
М10
2500
—
—
М48 ´ 3,0
320
—
М16
М12
3200
—
—
М56 ´ 4,0
1 Допускается применениедругих материалов, обеспечивающих надежный контакт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.МЕТАЛЛОПОКРЫТИЯ
1. Металлопокрытия контактныхучастков шин
(по ГОСТ 9.073-77)
Покрытие
Условияэксплуатации по ГОСТ 14007-68
Обозначение
Материал
Способнанесения
л
с
ж
ож
Материал шин — медь, сталь
06
Олово
Электролитический
+
—
—
—
09
«
«
—
+
+
—
012
«
«
—
—
—
+
06 ОПЛ
«
Электролитический,дополнительная обработка оплавлением
—
+
—
—
Гор09
«
Горячий
+
+
—
—
Н3.0б
Олово по подслою никеля
Электролитический
+
—
—
—
Н3.09
То же
«
—
+
—
—
Н3.012
» «
«
—
—
—
+
Н3.0-С(50)3
Сплав олово-свинец поподслою никеля
«
+
+
—
—
Н3.0-С(50)6
То же
«
—
—
+
—
Н6.0-С(50)6
» «
«
—
—
—
+
Гор. ПОС-40
Припой ПОС-40
Горячий
+
—
—
—
Гор. ПОС-61
Припой ПОС-61
«
+
+
—
—
0-Ви6
Сплав олово-висмут
Электролитический
+
—
—
—
0-Ви9
То же
«
—
+
—
—
0-Ви12
» «
«
—
—
+
—
Н3.0-Ви(99,7)6
Сплав олово-висмут поподслою никеля
—
+
+
+
Ср6
Серебро
«
—
+
—
—
Ср9
«
«
—
—
+
—
Материал шин — алюминий иалюминиевый сплав
Н18
Никель
Химический
+
—
—
—
Н36
«
«
+
+
—
—
Н9.М6.Ср.6
Серебро по подслою никеля имеди
«
+
—
—
—
Н12.Кд6.Хр
Хром по подслою кадмия иникеля
Гальванический
+
—
—
—
Н18.Кд18.Хр
То же
«
+
+
—
—
М6 Н909
Олово по подслою меди иникеля
«
+
—
—
—
Гор. припой А
Припой А
Натирание
+
+
—
—
2. Технология нанесенияметаллопокрытия горячим способом на алюминиевые, медные и стальные шины
Видпокрытия
Последовательностьопераций
Применяемыематериалы
Горячее лужение1меди и стали натиранием (абразивное лужение)
1. Подготовка:
обезжиривание
Бензин Б-70
—
сушка
травление
Азотная кислота, сернаякислота, хлористый натрий
2. Промывка в холодной воде
—
3. Покрытиефлюсом, нагрев и натирание
Флюсы: водный растворхлористого цинка (25% хлористого цинка, 75% воды) технический вазелин 75%,хлористый цинк 25% паяльный жир2 (ТУ 36-1170-79) Припой ПОС-40(ГОСТ 21931-76)
4. Остывание
—
5. Промывкаводой до снятия остатков флюса
—
6. Сушка
—
Горячее лужение меди истали окунанием
1. Подготовка (см. выше п.1)
—
2. Покрытие флюсом
Раствор хлористого цинка всоляной кислоте (паяльная кислота)
3. Погружение в ванночку срасплавленным припоем
ПОС-40
4. Промывка водой
—
5.Протирание сухой тряпкой или встряхивание
—
Горячее лужение алюминия иего сплавов натиранием (абразивное лужение)
1. Зачисткаповерхности до металлического блеска кардощеткой (при наличии на поверхностишин толстого слоя жирового загрязнения обезжирить бензином)
Бензин Б-70
2. Нагревповерхности пламенем пропановоздушной горелки до температуры плавления припояА
—
3. Натираниешины припоем А
Припой А: олово 40%, цинк58%, медь 2%
4.Растирание припоя кардощеткой
1 Температура лужения меди истали 330°С, алюминия и его сплавов400-425°С.
2 Состав паяльного жира:канифоль (ГОСТ 19113-73*) 10-15 массовых частей, животный жир или стеарин (ГОСТ6484-64*) 5-6 массовых частей, нашатырный спирт (ГОСТ 2210-73*) 2 массовыечасти, хлористый цинк (ГОСТ 7345-78) — 1 массовая часть, дистиллированная вода(ГОСТ 6709-72) — 1 массовая часть. Жир выпускается Михневским опытным заводомспециальных электроизделий треста «Электромонтажконструкция»Минмонтажспецстроя СССР.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ЖИРОВЫЕСМАЗКИ И ПАСТЫ.
ЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ. РАСТВОРИТЕЛИ
1. Жировые смазки и пасты
Кремнийорганический вазелин(ГОСТ 15975-70*).
Смазка ЦИАТИМ-201, ГОСТ6267-74* (универсальная, тугоплавкая, влагостойкая, морозостойкая,активированная), сохраняет свои свойства при 100-110°С,может употребляться в условиях повышенной влажности. Цвет от светло-желтого дотемно-желтого.
Кварцево-вазелиновая паста (ТУ36-513-79).
2. Защитные покрытия
Смазка АМС-1 (ГОСТ 2712-75*).Цвет темный.
Свинцовый сурик (ГОСТ19151-73*), разведенный на натуральной олифе.
Пентофталевая эмаль ПФ-133(ГОСТ 926-63*). Любой цвет (предпочтительно красно-коричневый).
Эпоксидная шпатлевка ЭП-00-10(ГОСТ 10277-76*). Цвет красно-коричневый
3. Растворители
Неэтилированный бензин (ГОСТ2084-77*).
Сольвент (ГОСТ 1928-79) вчистом виде либо в смеси с уайт-спиритом (бензином-растворителем длялакокрасочной промышленности, ГОСТ 3134-78) для эмали ГФ-133 и др.
Едкий натр (ГОСТ 2263-79), азотнаякислота (ГОСТ 701-78) для химической очистки шин перед лужением.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ШИНЫ(РАЗМЕРЫ, МАССА)
Шины изготовляют измеди (прямоугольные, материал по ГОСТ 193-79; трубчатые, материалпо ГОСТ 859-78), из алюминия (материал по ГОСТ 11069-74*), из алюминиевых сплавов(материал по ГОСТ 4784-74*) и из стали (материал по ГОСТ 11036-75).
При заказе шин указывают:наименование и порядковый номер профиля, номер ГОСТ на профили и шины,наименование материала, из которого изготовляется профиль, и номер ГОСТ на этотматериал.
Пример обозначения корытногопрофиля № 7 из алюминия марки А5:
корытный .
1. Прямоугольные шины из меда(ГОСТ 434-78*), алюминия и его сплава (ГОСТ 15176-70*)
Размеры,мм
Масса,1 м, кг
Размеры,мм
Масса,1 м, кг
медных
алюминиевыхили из сплава алюминия
медных
алюминиевыхили из сплава алюминия
3 ´ 10
0,29
0,08
4 ´ 10
0,37
0,11
3 ´ 12
—
0,10
4 ´ 12
—
0,13
3 ´ 12,5
0,32
—
4 ´ 12,5
0,43
—
3 ´ 15
—
0,12
4 ´ 15
0,53
0,18
3 ´ 20
0,53
0,16
4 ´ 20
0,71
0,22
3 ´ 25
0,67
0,20
4 ´ 25
0,89
0,27
3 ´ 30
0,80
0,24
4 ´ 30
1,07
0,32
3 ´ 40
1,07
0,32
4 ´ 40
1,42
0,43
Продолжение прилож. 6
Размеры,мм
Масса,1м, кг
Размеры,мм
Масса,1 м, кг
медных
алюминиевыхили из сплава алюминия
медных
алюминиевыхили из сплава алюминия
5 ´ 3О
1,34
0,40
6 ´ 80
4,27
1,30
5 ´ 40
1,78
0,54
6 ´ 100
5,34
1,62
5 ´ 50
2,25
0,68
8 ´ 60
4,27
1,30
5 ´ 60
2,67
0,81
8 ´ 80
5,70
1,73
5 ´ 80
2,84
0,86
8 ´ 100
7,12
2,17
6 ´ 50
2,67
0,81
8 ´ 120
8,54
2,60
6 ´ 60
3,20
0,97
10 ´ 80
7,12
2,16
10 ´ 100
8,90
2,70
10 ´ 120
10,68
3,24
12 ´ 120
—
3,88
12,5 ´ 120
12,8
—
2. Стальные прямоугольныешины (ГОСТ4405-75*)
Размеры,мм
Масса1 м, кг
Размеры,мм
Масса1 м, кг
Размеры,мм
Масса1 м, кг
3 ´ 20
0,47
3 ´ 70
1,65
4 ´ 40
1,26
3 ´ 25
0,59
3 ´ 80
1,88
4 ´ 50
1,57
3 ´ 30
0,71
3 ´ 100
2,35
4 ´ 60
1,88
3 ´ 40
0,94
4 ´ 20
0,63
4 ´ 70
2,20
3 ´ 50
1,18
4 ´ 25
0,79
4 ´ 80
2,51
3 ´ 60
1,41
4 ´ 30
0,94
4 ´ 100
3,14
3. Трубчатые медные шины(ГОСТ 617-72)
Размеры,мм
Сечение,мм2
Масса1 м, кг
Размеры,мм
Сечение,мм
Масса1 м, кг
Диаметр
Толщина
Диаметр
Толщина
15
1,5
63
0,57
45
2,5
337
3,00
18
2,0
100
0,90
50
2,5
378
3,34
20
2,0
113
1,01
55
3,0
490
4,35
22
2,0
126
1,12
60
3,5
622
5,54
24
2,0
138
1,24
70
4,0
829
7,42
26
2,0
151
1,35
80
4,0
955
8,55
30
2,5
217
1,93
85
5,0
1256
11,25
34
2,5
250
2,21
95
2,5
725
6,5
40
2,5
297
2,64
100
3,5
1061
9,44
4. Профили из алюминия и егосплава (ГОСТ 15175-70*)
Номерпрофиля
Размеры,мм
Сечение,мм
Масса1 м, кг
В
Н
S
Швеллер (см. рисунок а)
52
25
15
1,5
79,5
0,215
65
30
15
1,5
87,0
0,236
108
30
20
2,0
133,5
0,362
112
35
20
2,5
177,0
0,480
156
25
25
5,0
325,0
0,881
168
40
25
3,0
254,9
0,691
182
55
25
5,0
481,9
1,306
188
60
25
4,0
413,1
1,120
306
80
35
4,5
641,4
1,738
338
80
40
4,0
613,1
1,662
366
75
45
5,0
783,1
2,122
Корытный (см. рисунок б)
299
75
35
4,0
520
1,411
301
75
35
5,5
595
1,885
368
100
45
4,5
775
2,100
370
100
45
6,0
1011
2,741
443
125
55
6,5
1370
3,710
445
125
55
8,0
1655
4,487
470
150
65
7,0
1781
4,826
528
175
80
8,0
2442
6,618
549
200
90
10,0
3437
9,314
551
200
90
12,0
4045
10,963
570
225
105
12,5
4866
13,242
575
225
105
17,5
6568
17,800
577
250
115
12,5
5450
14,766
581
275
120
12,5
5886
15,952
П-образный (см. рисунок в)
505
75
75
4
840
2,278
507
75
75
6
1232
3,338
555
100
100
5
1405
3,807
557
100
100
7
1933
5,238
583
125
125
7,5
2612
7,077
585
150
150
8
3376
9,149
587
175
175
9,5
4670
12,657
589
200
200
11,5
6441
17,454
591
200
200
13,5
7472
20,249
593
225
225
14,5
9078
24,600
595
250
250
15
10500
28,455
597
275
275
15
11622
31,497
5. Трубы
Полутруба (см. рисунок г)
Номерпрофиля
Размеры,мм
Сечение,мм2
Масса1 м, кг
D, В
S
6
280
15
5944
16,107
8
280
12
4811
13,039
7
280
10
4041
10,951
10
280
8
3258
8,829
19
350
15
7292
19,761
21
350
10
4940
13,387
23
420
15
8942
24,232
25
420
10
6040
16,367
31
490
15
10591
28,702
33
490
10
7140
19,348
36
520
15
11298
30,618
37
520
10
7611
20,625
Квадратная труба (см. рисуноке)
Размеры,мм
Сечение,мм2
Масса1 м, кг
D, В
S
70
4
1014,8
2,750
75
5
1335,6
3,619
80
5
1435,6
3,890
90
6
1635,6
4,432
Круглая труба (см. рисунок д)
Размеры,мм
Сечение,мм2
Масса1 м, кг
D, В
S
10
1
28,5
0,077
14
1,5
59
0,160
16
2
88
0,238
18
2
100
0,271
20
2
114
0,309
22
2
127
0,344
24
2
139
0,377
26
2
152
0,412
30
2,5
217
0,588
34
2,5
250
0,678
40
2,5
297
0,805
45
2,5
337
0,913
50
2,5
378
1,024
52
3
480
1,301
55
2,5
418
1,133
60
2,5
457
1,338
65
2,5
495
1,341
70
2,5
535
1,450
75
2,5
575
1,558
80
2,5
615
1,667
80
4
960
2,602
85
2,5
650
1,762
85
3
775
2,100
85
5
1256
3,404
95
2,5
725
1,963
100
5
1500
4,065
140
10
4082
11,062
140
15
5900
15,989
210
10
6200
16,802
210
15
8600
23,306
250
10
7500
20,325
250
15
11000
29,810
6. Равнобокий уголок (см.рисунок ж)
Номерпрофиля
Размеры,мм
Сечение,мм2
Масса1 м, кг
l
S
429
50
8
752,7
2,040
431
50
10
926,1
2,510
515
75
10
1426,1
3,838
567
100
12
2293,6
6,216
7. Профиль «двойноеТ» (см. рисунок з)
Номерпрофиля
Размеры,мм
Сечение,мм2
Масса1 м, кг
H
В
h
h1
S
S1
3
70
60
20
30
6
4
1288
3,490
7
100
80
30
40
8
6
2488
6,742
9
130
100
45
40
8
6
3468
9,398
13
150
120
55
40
10
8
5240
14,200
15
180
150
66
48
10
8
6520
17,669
17
200
200
75
50
10
8
8040
21,788
27
250
200
95
60
10
8
9240
25,040
35
270
250
100
70
10
8
10600
28,726
41
320
250
125
70
10
8
12000
32,520
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.БОЛТЫ И ГАЙКИ
Длинаболта, мм
Масса 1000шт. (стальных), кг, при диаметре резьбы, мм
М6
М8
М10
М12
М16
М20
Болты с шестиграннойголовкой (ГОСТ7798-70*)
16
5,930
11,80
22,70
32,57
—
—
20
6,742
13,25
24,97
35,85
68,49
—
25
7,871
15,07
27,82
39,95
75,87
136,4
30
8,981
17,35
30,66
44,05
83,24
147,9
32
9,426
18,140
32,03
45,68
86,19
152,5
35
10,090
19,32
33,88
48,43
90,62
159,4
40
11,200
21,30
36,96
52,87
97,99
170,9
45
12,310
23,27
40,05
57,31
105,70
182,5
50
13,42
25,25
43,13
61,76
113,60
194,0
55
14,53
27,22
46,22
66,20
121,50
206,8
60
15,64
29,200
49,30
70,64
129,40
219,1
65
16,76
31,170
52,39
75,08
137,30
231,5
70
17,87
33,14
55,47
79,53
145,20
249,8
75
18,98
35,12
58,56
83,97
153,10
258,1
80
20,09
37,69
61,64
88,42
161,00
268,1
85
21,20
39,07
64,73
92,86
168,90
280,8
90
22,31
41,04
67,81
97,29
176,80
293,2
95
—
43,02
70,80
101,70
184,70
305,5
100
—
44,99
73,98
106,20
192,60
317,8
Гайки шестигранныенормальной точности (ГОСТ5915-70*)
—
9,65
16,31
30,08
59,90
117,1
Гайки шестигранные, низкие,нормальной точности (ГОСТ5916-70*)
0,948
4,011
8,478
10,610
19,58
34,68
Примечания: 1. Для определения массы болтови гаек из алюминиевого сплава и латуни массу, указанную в таблице, следуетумножить на 0,359 для алюминиевых сплавов и на 1,083 для латуни.
2. Стальные метизы должныбыть оцинкованы или должны иметь другое равноценное покрытие.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ШАЙБЫ
Диаметрболта, мм
Шайбы
Диаметр,мм
Толщина,мм
Масса1000 стальных шайб, кг
внутренний
наружный
По ГОСТ 11371-781
6
6,4
12,5
1,2
0,853
8
8,4
17,5
1,6
2,320
10
10,5
21,0
2,0
4,080
12
13,0
24,0
2,5
6,270
16
17,0
30,0
3,0
11,300
20
21,0
37,0
4,0
32,900
По ГОСТ 6958-782
6
6,4
18,0
1,6
2,79
8
8,4
24,0
2,0
6,23
10
10,5
30,0
3,0
14,60
12
13,0
36,0
3,0
20,80
16
17,0
48,0
4,0
49,60
20
21,0
60,0
5,0
97,40
1 В соответствии с п. 2 ГОСТ 11371-78допускается по соглашению сторон изготовление шайб большей толщины.
2 Для определения массы шайбиз алюминиевого сплава и латуни массу, указанную в таблице, следует умножить на0,356 для алюминиевого сплава и на 1,083 для латуни.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9.ПЕРЕХОДНЫЕ ПЛАСТИНЫ
Тип
Толщина,мм
Ширина,мм
Длина,мм
Масса,кг
меднойчасти
алюминиевойчасти
Медно-алюминиевые (ГОСТ19357-81)
МА40 ´ 4
4
40
60
100
0,13
МА60 ´ 6
6
50
60
100
0,24
МА60 ´ 8
8
60
80
160
0,56
МА80 ´ 8
8
80
90
160
0,79
МА100 ´ 10
10
100
110
160
1,41
МА120 ´ 10
10
120
140
190
2,10
МА100 ´ 12
12
100
140
190
2,10
Из алюминиевого сплава (ТУ36-931-67)
АП-40 ´ 4 (К 181)
4
40
160
0,07
АП-50 ´ 6 (К 182)
6
50
160
0,13
АП-60 ´ 8 (К 183)
8
60
240
0,31
АП-80 ´ 8 (К 184)
8
80
250
0,43
АП-100 ´ 10 (К 185)
10
100
270
0,73
АП-120 ´ 10 (К 186)
10
120
330
1,07
ПРИЛОЖЕНИЕ 10.НЕИЗОЛИРОВАННЫЕ МЕДНЫЕ И АЛЮМИНИЕВЫЕ ПРОВОДА (ГОСТ 839-80 Е)
Номинальноесечение, мм2
Масса1 км провода, кг
Номинальноесечение, мм2
Масса1 км провода, кг
медногомарки М
алюминиевогомарки А
медногомарки М
алюминиевогомарки А
4
35
—
120
1058
321
6
52
—
150
1338
406
10
88
—
185
1659
502
16
142
43
240
2124
655
25
224
68
300
2614
794
350
3135
952
35
311
94
400
3528
1072
50
444
135
500
—
1378
70
612
189
600
—
1618
95
850
252
ПРИЛОЖЕНИЕ 11.НЕИЗОЛИРОВАННЫЕ СТАЛЕАЛЮМИНИЕВЫЕ ПРОВОДА АС, АСКС, АСКП И АСК (ГОСТ 839-80 Е)
Номинальноесечение, мм2
Числопроволок
Диаметр,мм
Масса провода(без смазки), кг/км
алюминиевых
встальном сердечнике
провода
стальногосердечника
10/1,8
6
1
4,5
1,5
42,7
16/2,7
6
1
5,6
1,9
65
25/4,2
6
1
6,9
2,3
100
35/6,2
6
1
8,4
2,8
149
50/8
6
1
9,6
3,2
194
70/11
6
1
11,4
3,8
274
70/72
18
19
15,4
11,0
735
95/16
6
1
13,5
4,5
384
95/15
26
7
13,5
5,0
370
95/140
24
37
19,8
15,4
1357
120/19
26
7
15,2
5,6
471
120/27
30
7
15,5
6,6
526
150/19
24
7
16,8
5,5
554
150/24
26
7
17,1
6,3
600
150/34
30
7
17,5
7,5
675
185/24
24
7
18,9
6,3
705
185/29
26
7
18,8
6,9
728
185/43
30
7
19,6
8,4
846
185/128
54
37
23,1
14,7
1525
240/32
24
7
21,6
7,2
921
240/39
26
7
21,6
8,0
952
240/56
30
7
22,4
9,6
1106
300/39
24
7
24,0
8,0
1132
300/48
26
7
24,1
8,9
1186
300/66
30
19
24,5
10,5
1313
300/204
54
37
29,2
18,6
2428
400/22
76
7
26,6
6,0
1261
400/51
54
7
27,5
9,2
1490
400/64
26
7
27,7
10,2
1572
400/93
30
19
29,1
12,5
1851
500/27
76
7
29,4
8,6
1537
500/64
54
7
30,6
10,2
1852
500/336
54
61
37,5
23,9
4005
600/72
54
19
33,2
11,0
2170
700/86
96
19
36,2
12,0
2575
800/105
96
19
39,7
13,3
3092
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Руководство по термитной сварке. М.: Энергия, 1977. 112 с.
2.Инструкция по сварке цветных металлов в электромонтажном производстве . М.: Энергия, 1978. 140 с.
3. Инструкцияпо оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам /ВНИИпроектэлектромонтаж. М.: 1981. 187 с.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения. 1
2. Требования к проектнойдокументации. 2
3. Профессиональный требования кконтактным соединениям.. 2
4. Соединения и ответвления шин. 4
Неразборные соединения. 4
Разборные соединения. 4
5. Соединения шин с выводами. 6
6. Соединения гибких шин междусобой и с выводами в открытых распределительных устройствах. 7
7. Подготовка и сборка контактныхсоединений. 9
Сварные соединения. 9
Болтовые соединения. 9
8. Консервация контактныхсоединений. 10
9. Контроль качества контактныхсоединений. 11
10. Требования безопасности труда. 13
11. Инструменты и материалы.. 13
Приложение 1. Термины, упомянутыев инструкции. 14
Приложение 2. Классы контактныхсоединений. 15
Приложение 3. Плоские и штыревыеконтактные выводы электротехнических устройств (гост 21242-75*) 15
Приложение 4. Металлопокрытия. 16
Приложение 5. Жировые смазки ипасты. Защитные покрытия. Растворители. 17
Приложение 6. Шины (размеры,масса) 18
Приложение 7. Болты и гайки. 21
Приложение 8. Шайбы.. 21
Приложение 9. Переходные пластины.. 22
Приложение 10. Неизолированныемедные и алюминиевые провода (гост839-80 е) 22
Приложение 11. Неизолированныесталеалюминиевые провода ас, аскс,аскп и аск (гост 839-80 е) 22
Список литературы.. 23
Услуги по монтажу отопления водоснабжения
ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74
Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.
Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.
Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > /otoplenie-dachi.html
Обратите внимание
Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической экспертизе.