Пятницкое шоссе, 55А
стоимость работ
Работаем с Пн-Вс круглосуточно
Цели и принципы стандартизации вРоссийской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническомрегулировании», а правила применения национальных стандартов РоссийскойФедерации — ГОСТ Р1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственнымунитарным предприятием «Центральный Ордена Трудового Красного Знаменинаучно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетомпо стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕПриказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от29 декабря 2005 г. № 468-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящемустандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальныестандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальныестандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандартасоответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационномуказателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление итексты размещаются также в информационной системе общего пользования — наофициальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации всети Интернет
ГОСТ Р 52453-2005
НАЦИОНАЛЬНЫЙСТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
МЕХАНИЗМЫ РУЛЕВЫЕ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УСИЛИТЕЛЕМ И РУЛЕВЫЕГИДРОУСИЛИТЕЛИ
Профессиональный требования и методы испытаний
Vehicles. Steeringdevices with the hydraulic boosters and steering hydraulic boosters.
Technical requirements and test methods
Дата введения — 2006-07-01
1 Область применения
Настоящий стандартраспространяется на интегральные и полуинтегральные рулевые механизмы, рулевыегидроусилители, их распределители и силовые цилиндры (далее — изделия) иустанавливает Профессиональный требования и методы испытаний.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандартеиспользованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТР 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размерыи Профессиональный требования
ГОСТ8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений.Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
Примечание — При пользовании настоящимстандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов винформационной системе общего пользования — на официальном сайте национальногооргана Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодноиздаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», которыйопубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующимежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году.Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящимстандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Еслиссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка нанего, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения*
* Обозначения, примененные внастоящем стандарте, приведены в приложениях А, В,Г.
В настоящем стандарте применены следующиетермины с соответствующими определениями:
3.1 интегральный рулевоймеханизм: Рулевой механизм со встроенным рулевым усилителем.
3.2 полуинтегральный рулевоймеханизм: Рулевой механизм со встроенным распределителем рулевогоусилителя; силовой цилиндр не входит в состав рулевого механизма.
3.3 объединенный рулевойусилитель: Гидравлический рулевой усилитель, у которого распределитель исиловой цилиндр выполнены в одном агрегате отдельно от рулевого механизма.
3.4 раздельный рулевойусилитель: Гидравлическийрулевой усилитель, у которого распределитель и силовой цилиндр являютсяотдельными узлами, выполненными отдельно от рулевого механизма.
3.5 номинальный расходжидкости: Расход рабочей жидкости в гидравлической системе усилителя, равныйноминальной подаче насоса при частоте вращения его входного вала,соответствующей срабатыванию клапана ограничения расхода насоса, а также приконтрольном давлении в напорной магистрали. Номинальную подачу указывают втехнической характеристике насоса.
3.6 внутренние утечки: Утечкичерез уплотнения между полостями гидросистемы гидроусилителя и через зазоры,остающиеся в рабочих окнах золотниковых или клапанных распределителей после ихмаксимального перекрытия.
3.7 давление холостого хода: Разностьдавлений рабочей жидкости в напорной магистрали гидравлического усилителя (навходе в распределитель) и в сливной магистрали (на выходе из распределителя)при среднем положении золотника (клапана) распределителя.
3.8 давление нецентрирования:Превышение давления рабочей жидкости в напорной магистрали гидравлическогоусилителя (на входе в распределитель) над давлением холостого хода, вызванноеневозвращением (нецентрированием) золотника (клапана) распределителя в среднееположение при отсутствии внешнего момента на рулевом валу.
3.9 максимальное давление: Наибольшеедавление рабочей жидкости в напорной магистрали гидравлического усилителя,определяемое нижним пределом регулирования клапана ограничения давления.
3.10 давление включенияусилителя: Превышение давления рабочей жидкости в напорной магистралигидравлического усилителя (на входе в распределитель) над давлением холостогохода в момент начала появления усилия на поршне усилителя, условно принятоеравным 0,1 МПа.
3.11 остаточное давление: Давлениерабочей жидкости в напорной магистрали гидравлического усилителя, которое послесрабатывания устанавливают клапаном концевых включателей интегрального рулевогомеханизма.
3.12 гидравлический люфт: Уинтегрального и полуинтегрального рулевого механизма — суммарный угол поворотарулевого вала в обоих направлениях, в пределах которого (при блокировании валасошки в среднем положении) не происходит повышения давления рабочей жидкости внапорной магистрали гидравлического усилителя (на входе в распределитель) дозначения, равного рсл + р0 + рвкл(где рсл -давление в сливной магистрали; р0- давление холостого хода; рвкл — давление включенияусилителя).
3.13 механический люфт: Суммарныйугол поворота рулевого вала в обоих направлениях, в пределах которого невозникает момента на рулевом валу при блокировании вала сошки в среднемположении.
3.14 упругий люфт: Суммарныйугол поворота рулевого вала в обоих направлениях между упорами в ограничителипривода распределителя (от упора до упора) при блокированном вале сошки в среднемположении.
3.15 номинальный момент навалу сошки: Нижний гарантируемый предел крутящего момента на валу сошкиинтегрального рулевого механизма при максимальном давлении рmax.
3.16 момент на валу сошки,соответствующий моменту Мmax: Фактическое значение крутящего момента на валу сошки интегральногорулевого механизма, соответствующее моменту на рулевом валу Мmax и давлению рmax.
3.17 прямой коэффициентполезного действия рулевого механизма: Коэффициент полезного действиярулевого механизма при передаче крутящего момента от рулевого вала к валу сошкис выключенной подачей рабочей жидкости.
3.18 эффективностьреактивного свойства распределителя: Показатель реактивного свойствараспределителя, заключающегося в увеличении момента на рулевом валу Мпри нарастании давления в напорной магистрали р.
3.19 эффективностьреактивного свойства гидравлического усилителя: Показатель реактивногосвойства усилителя, заключающегося в увеличении момента на рулевом валу М принарастании момента на валу сошки Мс.
4 Общие положения
4.1 Объемы испытаний взависимости от вида испытания приведены в приложении А.
4.2 При испытаниях определяютсяи оцениваются следующие свойства и Монтаж изделий:
— работоспособность;
— герметичность;
— характеристика распределителя- зависимость давления р в напорной магистрали от угла поворота рулевоговала а или смещения золотника X;
— характеристика рулевого механизма -зависимость момента Мс или усилия Трна выходном звене рулевого механизма от момента М на рулевом валу*;
— обратимость рулевогомеханизма;
— прочность изделия.
* Для интегральных рулевыхмеханизмов.
4.3 Перед испытаниямипредприятие — заказчик испытаний должно представить основные данные объектовиспытаний по форме, приведенной в приложении Б.
4.4 Для проведения испытанийзаказчик испытаний должен представить три образца изделий — объектов испытаний.
5 Общие Профессиональный требования
5.1 Изделие должносоответствовать требованиям настоящего стандарта и Автоматизация систем отопленияской документации(КД), утвержденной в установленном порядке.
5.2 Изделиедолжно иметь четко выполненную маркировку, которая должна содержать следующиеданные: модель, наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак,дату выпуска, знак соответствия по ГОСТР 50460.
5.3 Наружныеповерхности изделий должны быть окрашены или иметь другое антикоррозийноепокрытие.
5.4 Неметаллические детали иэлементы деталей должны быть бензомаслостойкими.
5.5Представленные для испытаний изделия проверяют на отсутствие внешних дефектов,которые могут привести к потере товарного вида или повлиять на ихработоспособность, в том числе проверяют плотность прилегания защитных чехлов иотсутствие их повреждений, качество сварных швов и отсутствие литьевыхдефектов.
5.6Присоединительные и габаритные размеры должны соответствовать Автоматизация систем отопленияскойдокументации.
5.7Конструкции интегрального и полуинтегрального рулевых механизмов должныобеспечивать возможность регулирования механического люфта рулевого механизма.
5.8 Вконструкции интегрального рулевого механизма следует предусмотреть наличиеконцевых выключателей, которые должны обеспечить падение давления вгидросистеме до значения не более 2,5р0 (где р0- давление холостого хода).
5.9 Поворотрулевого колеса у интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов долженпроисходить плавно, без заеданий, из одного крайнего положения в другое присвободном вале сошки как при включенной, так и выключенной подаче жидкости. Приэтом углы поворота рулевого колеса и вала сошки должны соответствоватьтребованиям КД.
5.10 Уинтегральных и полуинтегральных рулевых механизмов при свободном рулевом вале ислитой рабочей жидкости вал сошки должен плавно поворачиваться из одногокрайнего положения в другое после приложения к валу сошки момента Мс.о£ 10 даН×м, а для реечных рулевых механизмов рейкадолжна смещаться под действием усилия Тр0 не более чем на 15даН.
5.11 Угидроусилителей, выполненных отдельно от рулевого механизма, усилие перемещенияштока Ршт при слитой рабочей жидкости не должно превышатьзначения, указанного в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя
Диаметр цилиндра, мм
³40
³80
³120
³150
Усилие Ршт на штоке силового цилиндра, Н, не более
От 30 до 40
От 41 до 50
От 51 до 70
От 71 до 90
Местное увеличениеусилия (заедание) DРшт не должно превышать 15 % значения Ршт,указанного в таблице 1.
5.12 У распределителей,выполненных отдельно от рулевого механизма, при слитой рабочей жидкостизолотник должен перемещаться из одного крайнего положения в другое плавно, беззаеданий. Значения усилия перемещения и полный ход золотника Хпдолжны лежать в пределах, указанных в КД.
5.13 При включенной подачерабочей жидкости снятие нагрузки с рулевого вала интегрального,полуинтегрального рулевого механизма или снятие усилия, вызывающего перемещениезолотника усилителя, выполненного отдельно от рулевого механизма, должноприводить к возврату золотника в нейтральное положение и падению давления всистеме до давления холостого хода р 0.
5.14 Уинтегральных и полуинтегральных рулевых механизмов при включенной подачерабочей жидкости и закрепленной сошке поворот рулевого колеса на угол, непревышающий 0,35aу (где aу — см. приложение А), должен приводить к повышениюдавления до рmах.
5.15 Уусилителей, выполненных отдельно от рулевого механизма, при включенной подачерабочей жидкости смещение золотника на значение, не превышающее 0,25Хп,должно привести к повышению давления в напорной магистрали гидросистемы до рmах.
5.16 Рулевоймеханизм должен быть герметичным. При повышении давления в напорной магистралидо рmах на наружных поверхностях рулевого механизмапоявление следов рабочей жидкости не допускается.
5.17 Ресурс, указанный втехнических условиях на изделие конкретного типа (далее — ТУ), долженсоответствовать сроку службы транспортного средства до списания.
5.18 Изделие должно бытьработоспособным и пригодным к транспортированию и хранению в условиях,соответствующих условиям работы транспортного средства.
5.19 Прочностьизделий должна соответствовать КД. В случае отсутствия в КД таких данныхизделия должны отвечать следующим требованиям:
— интегральные рулевые механизмыдолжны выдерживать без поломок и остаточной деформации деталей (далее -выдерживать) момент, равный приложенный квалу сошки, или усилие, равное , приложенное к рейке под углом 10° к ее оси (у реечногорулевого механизма).
Эти механизмы должны выдерживатьмомент, равный Мn = 4Mcmax/i,но не более 50 даН×м, приложенный к рулевому валу призакрепленной в нейтральном положении сошке или рейке (у реечного рулевогомеханизма);
— полуинтегральные рулевыемеханизмы должны выдерживать момент, приложенный к рулевому валу, равный Mn = 320G/i, но не более 50 даН×м, при закрепленной в нейтральном положениисошке, и , но не более 50i даН×м, приложенный к валу сошки при закрепленномв нейтральном положении рулевом колесе (где G — масса, приходящаяся на управляемые колеса,в тоннах; i — передаточное отношениерулевого механизма).
Силовые цилиндры ираспределители усилителя, выполненные отдельно от рулевого механизма, должнывыдерживать усилие, приложенное к штоку цилиндра вдоль его оси, соответствующеедавлению, равному 2,5рmах.
6 Нормы для оценочных показателей характеристикфункциональных свойств
6.1Номенклатура нормируемых показателей и их значения для интегральных иполуинтегральных, объединенных и раздельных рулевых усилителей приведены втаблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя
Нормируемое значение
Испытание по пункту
Давлениехолостого хода р0, МПа, не более:
дляQном £ 9 л/м
0,5
7.1
дляQном > 9 л/м
0,8
Давлениенецентрирования Dр0
0,05
7.1
Внутренниеутечки в усилителе DQ
0,1Qном
7.7
6.2 Номенклатура нормируемых показателей и ихзначения для интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов приведены втаблице 3.
Таблица 3
Наименование показателя
Нормируемое значение
Испытание по пункту
Уголповорота рулевого вала amах, не более, соответствующий давлению рmах
20°
7.1
Гидравлическийлюфт a0, не более
6,5°
7.1
Механическийлюфт aм, не более
2,0°
7.4
Упругийлюфт aу, не более
25°
7.4
Несимметричностьупругого люфта Daу, %, неболее
25
7.4
Эффективностьреактивного свойства распределителя R0, м3
—
КД
Эффективностьреактивного свойства гидравлического усилителя R:
Мсmах = 80 ¸ 150 даН×м
151 ¸ 300 даН×м
301 и более даН×м
(1-3)×10-2
(0,6-2,5)×10-2
(0,4-2)×10-2
7.2
Моментна рулевом валу М0, соответствующий включению усилителя,даН×м, не более
КД
7.1
Моментна рулевом валу Мmах, соответствующийдавлению рmах, даН×м, не более
КД
7.1
Приведенныймомент трения т0 в приводе распределителя, не более
0,60
7.1
Прямойкоэффициент полезного действия (КПД), %, не менее:
полуинтегрального механизма без углового редуктора
80
8.2
полуинтегрального механизма с угловым редуктором
75
интегрального механизма без углового редуктораинтегрального
75
механизма с угловым редуктором
70
7 Методы стендовых испытаний
При проведении испытаний следуетруководствоваться требованиями техники безопасности, указанными в инструкции поэксплуатации стенда.
7.1Оборудование и средства измерения, применяемые при испытаниях
7.1.1 Стенд должен бытьоборудован насосной станцией, производительность которой не менее 2Qном. Гидравлическая система стенда должна бытьукомплектована:
— клапаном (или клапанами)регулирования расхода жидкости в пределах от 5 л/мин до 2Qном;
— регулировочным клапаном (иликлапанами) ограничения давления р в напорной магистрали в пределах от 0до 2,5рmах;
— системой регулированиятемпературы рабочей жидкости Т и поддержания ее в процессе испытания впределах от 50 °С до 70 °С;
— системой фильтрации рабочейжидкости в процессе испытаний с тонкостью очистки не грубее 10 мкм;
— штатным рулевым механизмом, неимеющим встроенного усилителя, предназначенным для управления усилителями,выполненными вне рулевого механизма.
7.1.2 Стенд должен обеспечиватьвозможность:
— жесткого крепления рулевогомеханизма, силового цилиндра, распределителя усилителя и объединенногоусилителя, исключающего влияние податливости крепления на результаты испытаний;
— приложения внешнегонагружающего момента, значение которого может регулироваться в пределах,превышающих установленные КД на рулевые механизмы в 2,5 раза;
— блокирования вала сошки иштока силового цилиндра в любом положении;
— плавного ручного поворотарулевого вала на любой заданный угол в пределах 3,5 оборотов в обе стороны приприложении момента, значение которого может достигать 6 даН×м;
— плавного ручного поворота валасошки на любой заданный угол в пределах 1/4 оборота в обе стороны приприложении момента к валу сошки, значение которого может достигать 16 даН×м;
— плавного перемещения золотникараспределителя усилителя, выполненного отдельно от рулевого механизма, нарасстояние до 5 мм в обе стороны с усилием до 200 даН.
7.1.3 Измерительная аппаратурадолжна обеспечивать возможность:
7.1.3.1 Измерения и постоянногоконтроля:
— расхода жидкости Q в пределах от 2 л/мин до 2Qном;
— внутренних утечек DQ в пределах от 0 до 0,3Qном;
— давления в напорной магистралир в пределах от 0 до 2,5рmах;
— давления в сливной магистрали рслв пределах от 0 до 5 МПа;
— температуры рабочей жидкости Тв пределах от 15 °С до 100 °С;
— момента М на рулевом валув пределах от 0 до 40 кгс×м;
— момента Мснавалу сошки в пределах от 20 до 700 кгс×м;
— усилия Тр,действующего вдоль оси рейки, в пределах от 0 до 800 кгс.
7.1.3.2 Непрерывной регистрациипо времени: давления р в напорной магистрали; углов поворота рулевоговала и вала сошки a и q; моментов на рулевом валу М и на валу сошки Мсили усилия Тр вдоль оси рейки у реечного рулевогомеханизма.
7.1.3.3 Непосредственного (безперестроения с целью замены осей координат) получения характеристик,перечисленных в 7.5(например путем вывода на графопостроитель сигналов по координатам р, a, q, М и Мс).
7.1.3.4 Погрешности измерений недолжны превышать пределы, указанные в таблице 4.
Таблица 4
Наименование измеряемой величины
Погрешность измерения
Давлениев напорной магистрали р, МПа
0,02 — при р £ 0,1рmах
0,05 — при р >0,1рmах
Давлениев сливной магистрали рсл, МПа
0,020
Уголповорота рулевого вала a
2°
Уголповорота вала сошки q
0,500°
Моментна рулевом валу М, даН×м
0,015
Моментна валу сошки Мс, даН×м
0,300
Усилиена штоке силового цилиндра Р, % от Рmах
5
Расходжидкости Q, дм3/мин
0,200
Внутренниеутечки DQ, дм3/мин
0,050
Температуражидкости Т, °С
2
7.2Проверка внешнего вида
До установления на стенд изделиеподвергают визуальному осмотру на соответствие требованиям 5.2,5.3,5.5,5.7,5.8.
7.3Проверка геометрических размеров
Проверке подвергают следующиегеометрические размеры:
— расположение и размерыкрепежных мест (инструмент: штангенциркуль, штангенрейсмус);
— неплоскостность посадочныхповерхностей (инструмент: поверочная линейка);
— диаметры входного и выходноговалов и штока (инструмент: микрометр 2-го класса);
— шлицы вала сошки и рулевоговала (инструмент: шлицевой калибр или эталонные сопряженные детали);
— размеры посадочных конусовшаровых пальцев или деталей, их замещающих, наконечников штока силовогоцилиндра, корпуса силового цилиндра, распределителя (инструмент: конусныекалибры или эталонные сопряженные детали);
— габаритные размеры(инструмент: штангенциркуль, масштабная линейка). Точность измерений — по ГОСТ8.051.
Для выполнения измерений изделиепри необходимости допускается устанавливать на разметочной плите или закреплятьв тисках за недеформируемые части изделия.
7.4Проверка работоспособности изделия
7.4.1Проверка усилия на штоке, плавности перемещения штока и хода штока силовогоцилиндра усилителя, выполненного отдельно от рулевого механизма (см. 5.11)
При проверке усилия Рштна штоке, плавности перемещения штока и хода штока силового цилиндра усилителя,выполненного отдельно от рулевого механизма, из резьбовых отверстий для подводажидкости вывертывают транспортные заглушки или отвертывают штуцеры подводящихтрубопроводов. Из полостей цилиндра сливают жидкость.
Силовой цилиндр крепят корпусомк пазовой плите в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 1,а гидроусилитель — в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 2.К наконечнику штока силового цилиндра крепят динамометр растяжения.
Прикладывая усилия вручную кдинамометру, шток плавно перемещают от положения сжатия наружу до упора. Приэтом по показаниям динамометра определяют установившееся усилие Ршти отклонения в сторону увеличения DРшт — усилиезаедания, а также измеряют ход штока. Испытания повторяют три раза.
Среднее по трем установившимсязначениям усилие является зачетным. Зачетным усилием заедания DРшт является его максимальное значение,полученное в трех испытаниях.
А — насосная станция; Д — гидронасос;
1 — клапан-ограничитель давления; 2 — клапан управления потоком жидкости; 3 -манометр 2-го класса; 4 — силовой цилиндр; 5 — пазовая плита; 6 — мерныйбачок; 7 — сливной шланг
Рисунок 1 — Схема установки для испытаний силового цилиндрарулевого гидроусилителя
А — насосная станция; Д — гидронасос;
1 — клапан-ограничитель давления; 2 — клапан-регулятор расхода; 3 — манометр2-го класса; 4 — рулевой гидроусилитель; 5 — пазовая плита; 6 — редуктор(рулевой механизм) управления распределителем; 7 — мерный бачок для измерениявнутренних утечек; 8 — манометр для определения давления при нейтральномположении золотника; 9 — сливной шланг; 10 – распределитель
Рисунок 2 — Схема установки для испытаний объединенногорулевого гидроусилителя
7.4.2Проверка плавности поворота рулевого колеса и максимальных углов поворотарулевого вала и сошки у интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов илихода рейки у реечного руля (см.5.9)
Рулевой механизмустанавливают на стенде в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 3,сливают рабочую жидкость (если она имеется во внутренних полостях) и открываютштуцеры напорного и сливного трубопроводов. Открывают дроссель 11 гидротормоза4. Рулевое колесо вручную плавно со скоростью от 0,2 до 0,3 об/с поворачиваютиз одного крайнего положения в другое. Усилие на рулевом колесе должнооставаться постоянным или плавно увеличиваться к среднему положению рулевогоколеса (за счет уменьшения зазоров в рулевой передаче). Увеличение усилия накоротком участке («рывок») не допускается.
Проводят измерения углов a1 и a2 поворота рулевого вала, вала сошки q1 и q2 или хода рейки l1 и l2 при повороте рулевого колеса в крайнее правое и крайнее левоеположения. Определяют сумму углов aS = a1 + a2, qS = q1 + q2 и ход рейки lS = l1 + l2.
А — насосная станция; Д — гидронасос;
1 — клапан-ограничитель давления; 2 — клапан-регулятор расхода; 3 — манометр2-го класса; 4 — гидротормоз; 5 — пазовая плита; б — рулевой механизм; 7 -мерный бачок для измерения внутренних утечек; 8 — манометр для определениядавления при нейтральном положении золотника; 9 — сливной шланг; 10 -распределитель; 11 — дроссель
Рисунок 3 — Схема установки для испытаний интегрального иполуинтегрального рулевых механизмов
7.4.3Определение максимального давления в системе гидроусилителя*
* Испытание проводят, если в системе гидроусилителяимеется клапан — ограничитель давления.
Изделие устанавливают на стенде,собирают систему гидроусилителя, поворотами рулевого колеса из одного крайнегоположения в другое из системы удаляют воздух. Включают подачу рабочей жидкостии прогревают систему до температуры от 50 °С до 70 °С. Клапан — ограничительдавления стенда регулируют на давление (1,25 ¸ 1,5)рmах, клапан расхода — на номинальный расход Qном. Сошку у полуинтегральных и интегральных рулевых механизмов илиштоксилового цилиндра у раздельных или объединенных усилителей закрепляют всреднем положении. Поворотом рулевого колеса золотник распределителя смещаютсначала в одно крайнее положение, затем в другое. В крайних положениях золотникудерживают 5 с. В это время по показаниям манометра определяют давление внапорной магистрали усилителя. Опыт повторяют при поворотах вправо и влево потри раза. Зачетными являются средние значения и определяемые приповоротах вправо и влево раздельно.
7.4.4Определение работы концевых выключателей интегральных рулевых механизмов
Рулевой механизм устанавливаютна стенде, собирают систему гидроусиления, поворотом рулевого колеса из одногокрайнего положения в другое при свободной сошке из системы удаляют воздух.Определяют максимальные углы поворота сошки: при повороте вправо — qm1, при повороте влево — qm2. Включают насос, систему прогревают до температуры от 50 °С до 70 °С.Сошку соединяют с нагрузочным устройством стенда и устройство регулируют так,чтобы при работе усилителя давление в системе достигало (0,3 ¸ 0,6)рmах. Рулевое колесовручную плавно поворачивают из одного крайнего положения в другое, при этомопределяют угол поворота сошки и давление в напорной магистрали.
В моменты срабатывания концевыхвыключателей в системе резко падает давление. Определяют углы поворота валасошки: при повороте вправо — qD1, при повороте влево — qD2, соответствующие этим моментам срабатывания концевых выключателей, атакже остаточное давление рD.
Испытание повторяют три раза с поворотом руля в обе стороны.
Зачетными являются средниезначения из трех значений qD1, qD1 и рD.
Определяют запас по угламповорота вала сошки по формулам:
Dq1 = qm1 -qD1; 1)
Dq2 = qm2 -qD2. 2)
7.4.5Проверка герметичности системы
Клапан — ограничитель давлениястенда регулируют на давление 1,25рmах.
Клапан — регулятор расходарегулируют на номинальный расход Qном.
Изделие устанавливают на стендпо одной из схем, приведенных на рисунках 1,2,3,в зависимости от вида усилителя.
Собирают систему гидроусилителя,включают подачу рабочей жидкости, из системы удаляют воздух и прогревают ее дотемпературы от 50 °С до 70 °С. Затем устанавливают нейтральное положениезолотника, нагрузку на рулевое колесо снимают. Систему поддерживают в рабочемсостоянии в течение 1 мин.
Визуально проверяют отсутствиеутечек.
Сошку или шток силового цилиндразакрепляют в среднем положении. Золотник распределителя поворотом рулевогоколеса смещают в одно из крайних положений. Давление в напорной магистралиподнимают до рmах, ограниченное клапаномограничения давления усилителя (если он имеется) или стенда до 1,25рmах. В этом положении золотник удерживают 30 с.
Визуально проверяют отсутствиеутечек, подтеканий, каплеобразования.
Испытание повторяют при смещениизолотника в другую сторону.
7.5Определение параметров для характеристик распределителей раздельных иобъединенных усилителей рулевого управления
7.5.1Определение полного хода золотника
Изделие устанавливают изакрепляют на стенде в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 2или рисунке 4.К корпусу распределителя крепят механическую индикаторную головку или датчикперемещений, так чтобы ножка индикатора или датчика была жестко связана сзолотником. Напорный и сливной трубопроводы отсоединяют от распределителя.
Золотник распределителя спомощью штатного рулевого механизма смещают поворотом рулевого колеса в одно,затем в другое крайние положения.
По показаниям датчика илииндикатора определяют полный ход золотника до упора из одного крайнегоположения в другое. Испытание повторяют три раза. Зачетным считают среднее изтрех значений хода золотника.
Средства измерения: индикаторнаяголовка с ценой деления 0,02 мм или датчик перемещения с той же разрешающейспособностью.
7.5.2Определение давления холостого хода р0, гидравлическоголюфта Х0, рабочего хода золотника Хmax и эффективности реактивного свойствараспределителя R0
Изделие устанавливают изакрепляют на стенде в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 2или рисунке 4,в зависимости от типа усилителя.
К корпусу распределителя крепят механическую индикаторную головку с ценойделения 0,02 мм или датчик перемещения. Ножку головки или датчика связывают сзолотником. Сошку штатного рулевого механизма стенда оборудуют датчиком усилияна пальце, приводящем в движение золотник распределителя.
Собирают систему гидроусилителя,из системы удаляют воздух, включают насос стенда и прогревают жидкость дотемпературы от 50 °С до 70 °С. Клапан ограничителя — давления стенда регулируютна давление (1,0 ¸ 1,1)рmах, клапан расхода — на производительность Qном.
Шток силового цилиндра с помощьюнагрузочного устройства стенда устанавливают в среднее положение и закрепляют.
Перемещая золотникраспределителя поворотами рулевого колеса штатного рулевого механизма на малыеуглы вправо — влево, находят положение золотника, обеспечивающее минимальноедавление в напорной магистрали р0.
А — насосная станция; Д — гидронасос;
1 — клапан-ограничитель давления; 2-клапан-регулятор расхода; 3 — манометр 2-гокласса; 4 — распределитель; 5 — пазовая плита; 6 — редуктор (рулевой механизм)управления распределителем; 7 — мерный бачок для измерения внутренних утечек; 8- манометр для определения давления при нейтральном положении золотника; 9 -сливной шланг; 10 — силовой цилиндр
Рисунок 4 — Схема установки для испытания распределителяраздельного рулевого гидроусилителя
Отмечают показания индикатораили датчика перемещения, соответствующие этому положению золотника.
Поворотом рулевого колесаштатного рулевого механизма стенда золотник распределителя плавно смещаютсначала в одну, затем в другую сторону до тех пор, пока давление в системе недостигнет максимума. Возврат золотника в исходное положение, соответствующее р0,должен происходить без приложения усилий к рулевому колесу.
Испытание повторяют трираза.
В процессе испытанийрегистрируют: ход золотника X, усилие смещения золотника Т3 и давление вгидросистеме р.
В результате получают: р = f(Х) — нагрузочную характеристику распределителя и р = f(Т3) — характеристику реактивного свойствараспределителя. Образцы характеристик приведены на рисунках 5 и 6.
По этим характеристикамнепосредственно определяют:
р0 — давление холостого хода;
Х0 — гидравлический люфт;
Хmах — суммарное перемещение золотника в обе стороны, соответствующеедавлению рmах;
T30 — усилие на золотнике, соответствующеевключению усилителя;
T3mах — усилие на золотнике,соответствующее давлению рmах.
По характеристике реактивногосвойства распределителя (см. рисунок 6) вычисляют его эффективностьпо формуле
(3)
где Dр — рост давления в системе гидроусилителя, имеющий место в наиболеераспространенных условиях эксплуатации, если Dр не определен в КД, то Dр = 0,25рmах;
DТ3 — усилие назолотнике, соответствующее величине рвкл+ Dр (см. рисунок 6).
Допускается построение характеристикнагрузочного и реактивного свойства распределителя (см. рисунки 5 и 6) с дискретной регистрацией параметров.При этом каждая ветвь Монтаж нагрузки в одну сторону должна иметь неменее 10 точек.
р — давление в напорной магистрали гидроусилителя; a -угол поворота рулевого колеса (для интегральных и полуинтегральных рулевыхмеханизмов); X — ход золотника (для объединенных и раздельныхусилителей); a0- гидравлический люфт (для интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов);Х0 — гидравлический люфт (для объединенных ираздельных усилителей); рmах — максимальное давление; р0 -давление холостого хода; Dр0 -давление нецентрирования; рвкл- давление включения усилителя; рсл — давление всливной магистрали; amах — угол поворотарулевого колеса, соответствующий давлению рmах; Хmах — ходзолотника, соответствующий рmах
Рисунок 5 — Нагрузочная характеристика распределителя
р — давление в напорной магистрали гидроусилителя; М -момент на рулевом валу (для интегральных и полуинтегральных рулевыхмеханизмов); Т3 — усилие на золотнике (дляобъединенных и раздельных усилителей); рmах — максимальное давление;Dр- рост давления в системе гидроусилителя; рвкл -давление включения усилителя; рсл — давление в сливноймагистрали; р0 — давление холостого хода; Dр0- давление нецентрирования; М01 — момент на рулевом валу,соответствующий давлению Dр = 1 МПа на ветви нарастания давления р =f(M), и M02 -то же, на ветви падения давления; DMр- момент на рулевом валу, соответствующий давлению рсл+ р0 + 1,1 МПа на ветви; M0 — момент нарулевом колесе, соответствующий давлению рсл + р0+ рвкл (для интегральных и полуинтегральных рулевыхмеханизмов); Тз0 — усилие смещения золотника, соответствующеедавлению рсл + р0 + рвкл(для объединенных и раздельных гидроусилителей)
Рисунок 6 — Характеристика реактивного свойства
7.6Определение параметров для характеристик интегральных и полуинтегральныхрулевых механизмов
7.6.1Кинематическая характеристика
Рулевой механизм устанавливаютна стенде, отсоединяют напорный и сливной трубопроводы, входное и выходноеотверстия оставляют открытыми.
Сошку или рейку реечногорулевого механизма освобождают от нагрузки. Рулевое колесо плавно со скоростьюот 0,2 до 0,3 об/с вращают из среднего положения в крайнее и обратно до упора иснова в среднее. При этом ведут непрерывную запись поворота вала сошки илисмещения рейки в функции поворота рулевого колеса.
Образец записи показан нарисунке 7.
Из Монтаж на рисунке 7 непосредственноопределяют следующие показатели:
aS — угол поворота рулевого вала из одногокрайнего положения в другое;
qS — угол поворота вала сошки из одногокрайнего положения в другое;
lS — ход рейки из одного крайнего положения вдругое.
a- угол поворота рулевого колеса; q — угол поворота вала сошки; l — ход рейки; qS- угол поворота рулевого вала из одного в другое крайние положения; lS- ход рейки из одного в другое крайние положения; Dqj — разница в значениях между j-й и (j + 1)-й точкамиизмерения угла поворота сошки; Daj — разница в значениях между j-й и (j + 1)-й точками измерения углаповорота рулевого колеса
Рисунок 7 — Кинематическая характеристика рулевогомеханизма
По кинематической характеристикерулевого механизма (см. рисунок 7) q = f(a), l = f(a) рассчитывают;
nS — число поворотов рулевого вала из края вкрай;
i — передаточноеотношение рулевого механизма (iconst — для рулевых механизмов с постоянным передаточным отношением; ivar — для рулевых механизмов с переменным передаточным отношением) поформулам:
(4)
(5)
(6)
для реечного рулевого механизма
(7)
(8)
где Dqj, Dlj, Daj — приращения разницы в значениях между j-й и (j + 1)-й точками измерения, угла поворота вала сошки, хода рейки исоответствующие им приращения угла поворота рулевого вала;
Rk — радиусрулевого колеса штатного рулевого механизма;
j -порядковый номер измерения.
Для расчета iconst в документ, представляющий результаты испытаний, заносят средние потрем выполненным опытам значения показателей aS, qS или lS.
Для расчета ivar берут шесть значений aj на левой и правой ветвях Монтаж (научастках их нарастания), в которых определяют значения qj или lj.
Значения величин или рассчитываюткак средние по трем опытам, а результаты расчета ivar представляют в виде графика ivar(q) или ivar (l).
Допускается построениекинематических характеристик (см. рисунок 7) с дискретнойрегистрацией параметров. При этом каждая ветвь Монтаж на участкенарастания а (по абсолютной величине) должна иметь не менее шести точек.
7.6.2Характеристика жесткости рулевого механизма
Рулевой механизм устанавливаютна стенде.
Вал сошки или рейку блокируют всреднем положении. Рулевой вал поворачивают из среднего положения до упора, азатем до упора в противоположном направлении и возвращают в исходное положение.Регистрируют угол поворота рулевого вала а и прикладываемый к рулевому валумомент.
Испытание проводят три раза.
Из Монтаж на рисунке 8непосредственно определяют следующие показатели:
aм — механический люфт;
ay — упругий люфт;
— упругий люфт при повороте вправо;
— упругий люфт при повороте влево.
Несимметричность упругого люфта Daу, %, определяют по формуле
(9)
М — момент на рулевом валу; a — угол поворота рулевогоколеса; aу- упругий люфт рулевого механизма; aм — механический люфт рулевого механизма; — упругий люфт приповороте вправо; — упругий люфт приповороте влево
Рисунок 8 — Характеристика жесткости рулевого механизма
7.6.3 Монтажраспределителя интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов
Рулевой механизм устанавливаютна стенде, собирают гидравлическую систему усилителя, включают насос, изсистемы удаляют воздух, рабочую жидкость прогревают до температуры от 50 °С до70 °С. Клапан-ограничитель давления стенда регулируют на давление (1 ¸ 1,1)pmax, клапан расхода — на производительность Q. Сошку или рейку (у реечного механизма) закрепляют в среднем положении.
К рулевому валу прикладываютмомент М, обеспечивающий плавный поворот вала из среднего положения домомента срабатывания клапана ограничения давления рулевого механизма или, еслитаковой отсутствует, клапана ограничения давления гидравлической системыстенда. Затем момент М плавно уменьшают таким образом, чтобы обеспечитьплавный возврат рулевого вала в исходное положение (приложение к рулевому валумомента противоположного знака не допускается). В исходном положении рулевойвал освобождают, затем таким же образом его поворачивают в противоположномнаправлении и вновь возвращают в исходное положение.
Испытание проводят три раза.
В процессе испытанийрегистрируют угол поворота рулевого вала a, момент на рулевом колесе М идавление в гидросистеме р.
В результате получают: p = f(a) — нагрузочная характеристика распределителяи p = f(M) — характеристика реактивного свойства распределителя всоответствии с рисунками 5 и 6. Из этих характеристик непосредственноопределяют следующие показатели:
р0 — давлениехолостого хода;
Dр0 — давлениенецентрирования;
a0 — гидравлический люфт (см. рисунок 5);
amax- угол поворота рулевого вала, соответствующий давлению pmax (см. рисунок 6);
М0 — момент на рулевом валу, соответствующий включению усилителя (см.рисунок 6);
Мmax- момент на рулевом валу, соответствующийдавлению pmax (см. рисунок 6).
По характеристике на рисунке 6 рассчитывают:
R0 — эффективность реактивного свойства распределителя, которую определяютпо формуле
(10)
где Dр = 1 МПа, если в ТУ на рулевой механизм не оговорено иное;
т0 — приведенный моменттрения в приводе распределителя, который оценивают относительной шириной петлигистерезиса Монтаж р(М) на уровне давления рсл+ р0+ рвкл + Dр и рассчитывают по формуле
(11)
В документ, представляющий результатыиспытаний, заносят средние по трем выполненным испытаниям значения показателей;при этом средние значения показателей Dр0, amax, М0, Мmax, m0 определяют отдельно для левого и правого поворотов рулевого вала.
7.6.4 Характеристикареактивного свойства рулевого механизма
Характеристику определяют толькодля интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов. Испытание отличается отиспытания по 7.6.3только регистрируемыми параметрами. В процессе испытания регистрируют уголповорота рулевого колеса и момент на валу сошки. В результате получаютхарактеристику реактивного свойства рулевого механизма, приведенную на рисунке 9.
Из Монтаж на рисунке 9непосредственно определяют следующий показатель:
Мс max — момент на валу сошки, соответствующиймоменту Мmax(который получен из Монтаж p = f(M), приведенной на рисунке 6).
По характеристике на рисунке 9рассчитывают:
R — эффективность реактивного свойствагидравлического усилителя, которую определяют по формуле
(12)
где ;
— значения Мс max при левом и правом поворотах рулевого валасоответственно;
DМм — изменение моментана рулевом валу на ветвях его нарастания, соответствующее DМс.
В документ, представляющийрезультаты испытаний, заносят средние по трем значениям показателя Мс max, которые определяют отдельно для левого иправого поворотов рулевого вала.
Допускается построениехарактеристик с дискретной регистрацией параметров. При этом каждая ветвьМонтаж (нагрузка или разгрузка в одну сторону) должна иметь не менеешести точек.
Мс — момент на валу сошки; М -момент на рулевом колесе; Мс max — момент на валу сошки, соответствующий давлению рmax; Мmax — момент на рулевом валу,соответствующий давлению рmax; DМм- приращение момента на рулевом валу при увеличении момента на валу сошки навеличину
Рисунок 9 — Характеристика реактивного свойства рулевогомеханизма
7.7Определение внутренних утечек в усилителе
Изделие устанавливают на стенде всоответствии со схемами, приведенными на рисунках 1,2,3 или рисунке 4, в зависимости от вида изделия. Из системыудаляют воздух, рабочую жидкость прогревают до температуры от 50 °С до 70 °С,клапан-ограничитель давления регулируют на давление (0,75 ¸ 0,85)рmax . Вал сошки у интегральных или полуинтегральных рулевых механизмов илишток силового цилиндра у усилителей, выполненных отдельно от рулевогомеханизма, закрепляют неподвижно в среднем положении.
Включают насос стенда. Поворотомрулевого колеса (см. схемы, приведенные на рисунках 2,3 и 4) смещают золотник распределителя в одно изкрайних положений, при этом давление в системе поднимается до значения,определяемого клапаном — ограничителем давления.
В схеме, приведенной на рисунке 1, давление в системе создают перемещениемрукоятки клапана управления потоком жидкости.
Через 2-3 с жидкость из сливногошланга направляют в мерный бачок. Измерение утечек проводят в течение 30 с,после чего подачу жидкости в мерный бачок прекращают.
Испытание повторяют со смещениемзолотника по три раза в каждую сторону.
Результаты, полученные приповороте в каждую сторону, усредняют.
При испытаниях следят затемпературой рабочей жидкости, она не должна превышать 70 °С.
Точность измерения — в пределах± 0,1 дм3.
7.8Определение КПД интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов
Рулевой механизм устанавливаютна стенд по схеме, приведенной на рисунке 3, сливают рабочую жидкость. Входное ивыходное отверстия трубопроводов оставляют открытыми.
Вал сошки нагружают моментом, равныммоменту на рулевом колесе (4,5 ± 0,25) даН×м у рулевых механизмов, предназначенных дляавтомобилей с массой на управляемую ось 2,5 т и более, и (2,5 ± 0,25) даН×м — у рулевых механизмов, предназначенных дляавтомобилей с массой на управляемую ось менее 2,5 т.
У реечных рулевых управленийрейку нагружают усилием, определяемым соответствующим моментом на рулевомколесе.
Рулевой вал плавно поворачиваютиз среднего положения на угол, соответствующий повороту вала сошки на 18°, адля реечных рулевых механизмов — ходу рейки 1/3lmax; затем рулевой вал плавно поворачивают натот же угол в противоположном направлении и вновь возвращают в исходноеположение.
Испытание проводят три раза.
В процессе испытания непрерывнорегистрируют во времени момент М на рулевом валу, момент Мсна валу сошки или усилие T на рейке и уголповорота q вала сошки или ход l рейки, соответственно. Выбирают два значения угла q = ± 18° или хода рейки l = 1/3lmax на участках их нарастания при левом и правом поворотах рулевого вала.При значениях угла a, соответствующих q = 18° или l = 1/3lmax определяют значения М, Мс или Т. Длярулевых механизмов с переменным передаточным отношением при этих же значениях a определяют значения передаточного отношения ivar (из графика i = f(a) или iр = f(a), который строят в соответствиис испытанием по 7.6.1).
Значения прямого коэффициентаполезного действия рассчитывают по формуле
(13)
или для реечного рулевогомеханизма
(14)
где i= i constили i = ivar — при q = ± 18°; или l = 1/3lmax;
Rk — радиусобода рулевого колеса.
7.9Определение обратимости интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов
Рулевой механизм устанавливают изакрепляют на стенде по схеме, приведенной на рисунке 3.
Рабочую жидкость сливают, авходной и выходной штуцеры оставляют открытыми.
Рулевой вал устанавливают всреднее положение и освобождают. Вал сошки вручную или с помощью приспособленияплавно поворачивают, а рейку (у реечного рулевого механизма) перемещают изсреднего положения в крайнее, далее — в другое крайнее положение и возвращают висходное.
В процессе опыта контролируютплавность поворота вала сошки и хода рейки (рывки и заедания не допускаются),отсутствие самоторможения.
Момент на валу сошки Мс.оне должен превышать, усилия на рейке — Тро (см. 5.10).
7.10Определение прочности интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов
Рабочая жидкость из рабочихполостей должна быть слита, а входной и выходной штуцеры должны быть открытыми.
Испытуемое изделие устанавливаюти закрепляют на стенде. Рулевой вал у интегрального и полуинтегрального рулевыхмеханизмов закрепляют в среднем положении.
Вал сошки за шаровой палец сошкис помощью гидротормоза стенда нагружают моментом Мп, реечныйрулевой механизм нагружают силой (под углом 10° к осирейки) — (см. 5.19).
Состояние нагруженности до указанногозначения выдерживают не менее 10 с.
При отсутствии внешнихповреждений рулевой механизм при закрепленной в нейтральном положении сошке илирейке нагружают со стороны рулевого вала моментом Мmax.
После испытаний рулевой механизмдолжен быть снят со стенда и разобран.
Поломки деталей и остаточныедеформации не допускаются. Контроль проводят визуально.
В случаях, вызывающих сомнения,проводят инструментальные измерения геометрии деталей.
В случае обнаружения дефектов порезультатам разборки составляют протокол произвольной формы с указаниемобнаруженных дефектов.
7.11Определение прочности усилителей, выполненных отдельно от рулевого механизма
Усилитель объединенного типа илисиловой цилиндр раздельного усилителя устанавливают и закрепляют корпусом настенде. Шток силового цилиндра выдвигают на расстояние 0,8Хшти закрепляют также на стенде.
В бесштоковую полость силовогоцилиндра подают давление и выдерживаютв течение не менее 10 с.
После снятия давления проверяютналичие деформации мест крепления, изгиб штока, плавность хода штока по 5.11.
8 Оформление результатов испытаний
По результатам испытанийоформляют протоколы. Формы в зависимости от типа изделий представлены в приложенияхВи Г.
Приложение А
(обязательное)
Объемы испытаний
Объем испытания долженсоответствовать приведенному в таблице А.1.
Таблица А.1
Наименование испытания
Номер пункта настоящегостандарта
Определяемый параметр
Буквенное обозначение
Вид испытаний
Примечания
Приемочные
Сертификационные
Контрольные
Проверка внешнего вида
7.2; 5.2- 5.5;5.7,5.8
+
+
+
Проверка геометрических размеров
7.3; 5.6
+
+
+
Число образцов в контрольных испытаниях зависит отпартии, но не менее 2 шт.
Проверка работоспособности
7.4
Определение:
— усилия на штоке
7.4.1;5.10
Усилие на штоке
ршт
+
+
+
Для раздельных и объединенных усилителей
Заедание штока
Dршт
+
+
+
— полного хода рейки, углов поворотов руля и сошки
7.4.2;5.9
Угол поворота руля
aS
+
+
+
Угол поворота сошки
aS
+
+
+
Для интегральных и полуинтегральных рулевыхмеханизмов
Ход рейки
lS
+
+
+
— плавности поворотов руля
7.4.2;5.9
Усилие на рулевом колесе
+
+
+
— максимального давления в системе усилителя
7.4.3;5.14,5.15
Максимальное давление
pmах
+
+
+
— угла срабатывания концевых выключателей
7.4.4;5.8
При повороте:
— вправо
qD1
+
+
+
— влево
qD2
+
+
+
Запасы по углу поворота сошки:
— вправо
Dq1
+
+
+
— влево
Dq2
+
+
+
Проверка герметичности
7.4.5; 5.16
Наличие наружных утечек
+
+
+
Определение параметров для характеристикраспределителей усилителей, выполненных отдельно от рулевого механизма:
7.5
Определение полного хода золотника распределителя
7.5.1; 7.5.2
Полный ход золотника
Xп
+
+
+
Давление холостого хода
р0
+
+
—
Гидравлический люфт
X0
+
+
—
Рабочий ход золотника
Xmах
+
—
—
Реактивные свойства распределителя
R0
+
—
—
Усилие перемещения золотника
T3
+
+
+
Определение параметров для характеристикинтегральных и полуинтегральных рулевых механизмов:
7.6
— кинематической Монтаж
7.6.1
Угол поворота руля
aS
+
+
+
Угол поворота сошки
qS
+
+
—
Ход рейки
lS
+
+
—
Для реечных рулевых механизмов
Передаточное число рулевого механизма
ip
+
—
—
— жесткость рулевого механизма
7.6.2, 6.2
Механический люфт
aм
+
+
+
Упругий люфт
aу
+
+
+
Несимметричность упругого люфта
Daу
+
+
—
— Монтаж распределителя
7.6.3,6.2
Давление холостого хода
р0
+
+
+
Давление нецентрирования
Dр0
+
+
+
Гидравлический люфт
a0
+
+
+
Поворот до появления давления рmах
amах
+
+
+
Момент, необходимый для включения усилителя
М0
+
—
—
Момент для получения давления рmах
Мmах
+
—
—
Эффективность реактивного действия
R0
+
—
—
Приведенный момент трения
m0
+
—
—
— Монтаж рулевого механизма
7.6.4, 6.2
Момент на рулевом колесе
М
+
—
—
Момент на валу сошки
Мс
+
—
—
Эффективность реактивного действия усилителя
R
+
—
—
Определение внутренних утечек
7.7, 6.1
Внутренние утечки
DQ
+
+
+
Определение КПД интегрального илиполуинтегрального рулевого механизма
7.8;5.2
КПД
+
+
+
Определение обратимости интегрального илиполуинтегрального рулевого механизма
7.9,5.10
Мс.о
+
+
+
Определение прочности:
— рулевого механизма
7.10,5.19
Момент на валу сошки рулевого механизма
+
—
—
— силового цилиндра
7.11
Усилие на штоке силового цилиндра
+
—
—
Примечание — Знак «+» означает, что испытанияпроводят; знак « -» — что испытания не проводят
Приложение Б
(обязательное)
Техническое Установка образца, поступившего наиспытания
Техническое Установка должно содержать следующие данные:
Наименование изделия.
Наименование предприятия (фирмы) изготовителя.
Номер чертежа, номер ТУ на………
Дату изготовления.
Число поворотов рулевого колеса из одного крайнего положения в другое*.
Угол поворота сошки qS *.
Угол поворота сошки до клапанов ограничителей*.
Передаточное число кинематическое*:
— в среднем положении;
— в крайнем положении.
Ход штока силового цилиндра**.
Полный ход золотника**.
Наличие клапана — ограничителя давления.
Рабочее давление, обеспечивающее номинальный момент на валу сошки илиноминальное усилие на штоке силового цилиндра, с указанием допусков на значенияэтих величин.
Номинальный момент на валу сошки или номинальное усилие на штокесилового цилиндра.
Номинальную производительность насоса.
Максимально допустимую производительность насоса.
Рекомендуемую рабочую жидкость и ее вязкость при температуре 20 °С, 50°С и 100 °С.
Массу изделия без жидкости.
* Только для интегральных и полуинтегральных рулей.
** Для раздельных и объединенных усилителей.
Приложение В
(рекомендуемое)
Форма протокола приемочных/сертификационныхиспытаний рулевых механизмов с усилителями интегрального и полуинтегральноготипов
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель испытательногоподразделения
_______________ ______________________
(личная подпись) (расшифровка подписи)
«______»____________200 г.
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ №_____
Типиспытаний________________________________________________________________
приемочные,сертификационные
Модель рулевогомеханизма_____________________________________________________
номер чертежа
Тип рулевого механизма________________________________________________________
интегральный/полуинтегральный
Изготовительмеханизма________________________________________________________
Количество образцов___________________________________________________________
Заказчикиспытаний____________________________________________________________
Дата проведенияиспытаний_____________________________________________________
Силыуказывают в даН, давление — в МПа, перемещения (размеры) — в мм.
Наименование испытания,определяемый параметр
Номер пункта настоящегостандарта
Обозначение определяемогопараметра
Результат испытания
Требование
Соответствует/несоответствует требованиям нормативного документа, указанного в КД
Номер образца
По ТЗ или КД
По нормативному документу,указанному в КД
Номер пункта настоящегостандарта
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Проверка внешнего вида
7.2
—
5.2- 5.5;5.7,5.8
Проверка геометрических размеров
7.3
—
5.6
Работоспособность рулевого механизма
7.4.1 — 7.4.5
5.10
Плавность поворота руля
7.4.2
5.9
Максимальное давление
7.4.3
Рmах
КД
5.14,5.15
Угол срабатывания концевых выключателей
7.4.4
qD1
qD2
5.8
Герметичность изделия
7.4.5
5.16
Кинематические Монтаж :
7.6.1
—
— угол поворота руля
aS
— угол поворота сошки
qS
— ход рейки
lS
— передаточное число
ip
Монтаж жесткости:
7.6.2
6.2
— люфт механический
aм
— люфт упругий
aу
— несимметричность упругого люфта
Daу
Монтаж распределителя:
7.6.3
6.1
— давление холостого хода
р0
— давление нецентрирования
Dр0
— гидравлический люфт
a0
— поворот руля до появления давления pmах
amах
6.2
— момент на руле для включения усилителя
М0
— момент на руле до появления давления pmах
Мmах
— эффективность реактивного действия
R0
— приведенный момент трения
m0
Монтаж рулевого механизма:
7.6.4
—
— момент на сошке максимальный
Мс max
— эффективность реактивного действия усилителя
R
Определение внутренних утечек:
7.7
6.1
— внутренние утечки
DQ
Определение КПД
7.8
КПД
6.2
Определение обратимости рулевых механизмов:
7.9
5.10
— момент поворота вала сошки
Мс.о
-усилие перемещения рейки
Тро
Определениепрочности:
7.10
—
-момент на валу сошки предельный
— усилиена рейке предельное
Примечание — Вграфах 4,5,6,7 для указанных параметров соответствие требованиям настоящегостандарта по пунктам, указанным в графе 10, отмечают знаком «+» или «-».
Заключение. В заключении указывают соответствие илинесоответствие испытанных образцов требованиям настоящего стандарта, приводятпояснения причин, по которым
образец (образцы)признан не соответствующим______________________________________
обозначение стандарта
Испытания провел_________________________ _________________________________
личнаяподпись расшифровка подписи
«______»____________200 г.
Приложение Г
(рекомендуемое)
Форма протокола приемочных/сертификационных испытанийраздельного или объединенного гидравлического рулевого усилителя
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель испытательногоподразделения
_______________ ______________________
(личная подпись) (расшифровка подписи)
«______»____________200 г.
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ №_____
Типиспытаний________________________________________________________________
приемочные, сертификационные
Модель рулевого механизма_____________________________________________________
номер чертежа
Тип рулевогомеханизма________________________________________________________
интегральный/полуинтегральный
Изготовительмеханизма________________________________________________________
Количествообразцов___________________________________________________________
Заказчик испытаний____________________________________________________________
Дата проведенияиспытаний_____________________________________________________
Силыуказывают в даН, давление — в МПа, перемещения (размеры) — в мм.
Наименование испытания, определяемый параметр
Номер пункта настоящего стандарта
Обозначение определяемого параметра
Результат испытания
Требование
Соответствует/не соответствует требованиямнормативного документа, указанного в КД
Номер образца
По ТЗ или КД
По нормативному документу, указанному в КД
Номер пункта настоящего стандарта
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Проверкавнешнего вида
7.2
—
5.2- 5.5;5.7,5.8
Проверкагеометрических размеров
7.3
—
5.6
Работоспособностьусилителя:
-усилие на штоке
7.4.1
ршт
-усилие «заедания»
7.4.1
Dршт
-максимальное давление
7.4.2
5.14,5.15
-герметичность системы
7.4.5
5.16
Определениепараметров характеристик распределителей:
7.5.1; 7.5.2
—
-полный ход золотника
Xп
-давлениехолостого хода
р0
-гидравлический люфт
X0
-рабочий ход
Xp
-реактивное свойство распределителя
R0
-усилие перемещения золотника
T3
Определениевнутренних утечек
7.7
DQ
6.1
Определениепрочности изделия
7.11
5.19
Примечание — Вграфах 4,5,6,7 для указанных параметров соответствие требованиям настоящегостандарта по пунктам, указанным в графе 10, отмечают знаком «+» или «-».
Заключение. В заключении указывают соответствие илинесоответствие испытанных образцов требованиям настоящего стандарта, приводятпояснения причин, по которым
образец(образцы) признан не соответствующим______________________________________
обозначение стандарта
Испытания провел_________________________ _________________________________
личная подпись расшифровка подписи
«______»____________200 г.
Ключевые слова:автомобильные транспортные средства, рулевые интегральные механизмы, рулевыеполуинтегральные механизмы, гидравлический усилитель, рулевые гидроусилители,объединенный рулевой усилитель, раздельный рулевой усилитель, внутренниеутечки, работоспособность, герметичность
Услуги по монтажу отопления водоснабжения
ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74
Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.
Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.
Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > /otoplenie-dachi.html
Обратите внимание
Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической экспертизе.