г. Москва,
Пятницкое шоссе, 55А
Рассчитать
стоимость работ
+ 7 (495) 649-57-35

Работаем с Пн-Вс круглосуточно

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

ОБЗОРНОСТЬ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ

Профессиональный требования
Методы испытаний

ГОССТАНДАРТРОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским центромпо испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ)

ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 56 «Дорожный транспорт»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 20апреля 1999 г. № 129

3 Стандарт гармонизирован с Директивами ЕЭС 77/649, 78/318 в частитехнических требований и методов испытаний

4 ВВЕДЕНВПЕРВЫЕ

ГОСТ Р 51266-99Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Профессиональный требования

4.1 Параметры, определяющие переднююобзорность

4.2 Требования к размерам ирасположению нормативных зон А и Б переднего окна

4.3 Требования к степени очисткинормативных зон А и Б переднего окна АТС представлены в таблице 2.

4.4 Требования к непросматриваемымзонам, создаваемым стойками переднего окна

4.5 Требования к непросматриваемымзонам в нормативном поле обзора П

5 Исходные данные, представляемыепредприятием-изготовителем АТС

6 Методы испытаний

6.1 Требования к средствам измерений

6.2 Установка АТС при испытаниях

6.3 Контроль фактического положенияточки Н и конструктивного угла наклона туловища

6.4 Определение координат точек V и P

6.5 Нанесение границ нормативных зонА и Б на переднее окно

6.5.1Нанесение границ нормативной зоны А на переднее окно

6.5.2Нанесение границ нормативной зоны Б на переднее окно

6.6 Определение степени очисткинормативных зон А и Б переднего окна

6.6.1Нанесение контура очистки переднего окна

6.6.2Расчет степени очистки нормативных зон А и Б

6.7 Определение угловнепросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна

6.7.1Расположение непросматриваемых зон, создаваемых стойками переднего окна, ивзаимное расположение точек Р и Е

6.7.2 Методопределения углов непросматриваемых зон

6.8 Определение непросматриваемых зонв нормативном поле обзора П

6.8.1Нанесение на переднее и боковые окна следов от плоскостей, являющихсяграницами нормативного поля обзора П

6.8.2Определение непросматриваемых зон

6.9 Оценка результатов испытаний

6.10 Оформление результатов испытаний

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)КлассификацияАТС по ГОСТ 22895

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное)Образецтехнического описания транспортного средства

ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное)Порядокопределения точки Н и фактического угла наклона туловища сидящего вавтомобиле водителя

ГОСТ Р 51266-99

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильныетранспортные средства

ОБЗОРНОСТЬС МЕСТА ВОДИТЕЛЯПрофессиональныйтребования. Методы испытанийAutomobile transport facilities. Visibilityfrom the driver’s seat.
Technical requirements. Test methodsДатавведения 2000-01-011 Область применения

Настоящийстандарт распространяется на автомобильные транспортные средства, в том числетроллейбусы (далее — АТС), категорий М1, М2, М3,N1, N2, N3 по ГОСТ22895 (приложение А) и устанавливает Профессиональный требования и методыиспытаний в отношении передней обзорности с места водителя.

Стандартне распространяется на АТС, оборудованные кузовами (кабинами), производствокоторых начато до 1 января 1977 г.

2 Нормативные ссылки

Внастоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие Профессиональныйусловия

ГОСТ20304-90 Манекены посадочные трехмерный и двухмерный. Конструкция, основныепараметры и размеры

ГОСТ22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств.Нормативы эффективности. Профессиональный требования

3 Термины и определения

В настоящемстандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

Бинокулярныйобзор — обзор, получаемый в результате наложения полей, видимых левым и правымглазами одновременно.

Боковыеразделительные стойки переднего окна — конструктивныеэлементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составномветровом стекле.

Зонаочистки переднего окна — зона на наружнойповерхности стекла, очищаемая щетками стеклоочистителя.

Исходныеточки отсчета — физические точки(отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове АТС, указанныепредприятием-изготовителем.

Конструктивныйугол наклона туловища — угол, измеряемый междувертикальной линией, проходящей через точку R,и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинкисиденья, указанному предприятием-изготовителем АТС.

Непросматриваемыезоны — невидимые зоны, создаваемые непрозрачнымиэлементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием ит.д.

Непросматриваемыезоны, создаваемые стойками переднего окна, -невидимые зоны, создаваемые стойками переднего окна с учетом бинокулярностиобзора.

Нормативныезоны А и Б переднего окна -условные зоны на наружной поверхности стекла АТС. Размеры нормативных зон А и Бустановлены настоящим стандартом. Нормативная зона А расположена внутринормативной зоны Б непосредственно перед водителем.

Нормативноеполе обзора П — условное поле переднейобзорности в 180°-ном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью,являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремядругими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля. Взаимноерасположение указанных плоскостей в пространстве установлено настоящимстандартом.

Обзорность- конструктивное свойство АТС, характеризующееобъективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации,необходимой для безопасного и эффективного управления АТС.

Передняяобзорность — обзорность через переднееи боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180°, вгоризонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителяпараллельно средней продольной плоскости АТС. Характеризуется размерами ирасположением нормативных зон А и Б переднего окна, степенью очисткинормативных зон А и Б, нормативным полем обзора П, непросматриваемыми зонами внормативном поле обзора П, а также непросматриваемыми зонами, создаваемымистойками переднего окна.

Продольнаярегулировка сиденья — величинаперемещения сиденья, измеренная по горизонтали между крайним задним и крайнимпередним фиксированными положениями.

Продольнаярегулировка сиденья для нормального управления или использования — регулировка по горизонтали без перемещения, предусмотренного для целей,иных, чем нормальное управление или использование, заданнаяпредприятием-изготовителем.

Прозрачнаячасть переднего и боковых окон -часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементовконструкции, имеющая светопропускаемость согласно ГОСТ5727.

Разделительныестойки боковых окон — конструктивныеэлементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном боковомстекле.

Средняя ибоковые стойки переднего окна -опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей иуплотнителей или со сплошной непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол.При этом средняя стойка может не являться опорой крыши кабины.

Степеньочистки нормативной зоны -отношение площади поверхности нормативной зоны, очищаемой щеткамистеклоочистителей, к общей площади поверхности соответствующей нормативнойзоны, выраженное в процентах.

Точки Е -характеристические точки, имитирующие положение левого и правого глаза приповороте головы сидящего относительно точки Рв направлении соответствующей боковой стойки.

Точки Р -характеристические точки пересечения оси поворота головы сидящего в направлениик объекту наблюдения с горизонтальной плоскостью, расположенной на высоте глаз,принятые для определения углов непросматриваемых зон, образуемых стойкамипереднего окна. При этом имеется ввиду, что сидящий поворачивает голову вокругвертикальной оси. Координаты точек Рчерез угол наклона туловища сидящего и продольную регулировку сиденья длянормального управления или использования зависимы от координат точки R.

Точка Rили контрольная точка сидения — условнаяточка, указываемая предприятием-изготовителем для сидения водителя иустанавливаемая относительно трехмерной системы координат.

Точки V -характеристические точки положения глаз водителя, принятые для определенияграниц нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П АТС.Координаты точек V через уголнаклона туловища сидящего зависимы от координат точки R.

Типтранспортного средства (в отношении передней обзорности) — совокупность АТС, не имеющих между собой конструктивных различий,влияющих на показатели обзорности с места водителя, и отвечающие однимтребованиям, установленным данным стандартом.

4 Профессиональный требования

4.1 Параметры, определяющие переднююобзорность

Передняяобзорность определяется (рисунок 1):

— размерами ирасположением нормативных зон А и Б переднего окна;

— степенью очисткинормативных зон А и Б переднего окна;

-непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна;

-непросматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П.

1 — границапрозрачной части левого бокового окна; 2 — левая боковая стойка переднего окна;3 — контур очистки переднего окна; 4 — граница нормативной зоны А; 5 — границанормативной зоны Б; 6 — граница прозрачной части переднего окна; 7 — праваябоковая стойка переднего окна; 8 — граница прозрачной части правого боковогоокна; 9 — следы от плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П

Рисунок1 — Расположение нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поляобзора П

4.2 Требования к размерам и расположениюнормативных зон А и Б переднего окна

4.2.1 Размерыи расположение нормативных зон А и Б переднего окна определяются углами,значения которых представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Размерынормативных зон А и Б переднего окна АТС

Категория АТС

Варианткомпоновок двигателей на АТС

Зона

Нормативныйугол, градусы, не менее

вверх

вниз

влево

вправо

М1

Все варианты

А

3

1

13

20

Б

7

5

17

+

м2

Капотная

А

3

1

13

20

Б

7

5

17

+

Полукапотная

А

7

4

15

20

Б

12

8

19

+

Вагонная

А

7 (5)

4

15 (13)

20

Б

12 (5)

11

19 (13)

+

М3

Капотная

А

6

3

15

20

Б

9

7

19

+

Полукапотная

А

9

15 (8)

20

20

Б

10

21 (8)

22

+

Вагонная

А

9

15

20

20

Б

10

21

22

+

N1

Капотная

А

3

1

13

20

Б

7

5

17

+

Полукапотная

А

5

2

14

20

Б

8

6

18

+

С кабиной наддвигателем

А

5

2

14 (13)

20

Б

8 (5)

6

18 (13)

+

N2

Все варианты

А

6

3

15

16

Б

9

7

18

+

N3

А

6

7

15

16

Б

7 (6*)

10

18

+

*Для АТСкапотной компоновки с составным ветровым стеклом и боковыми разделительнымистойками.

Примечания:

1Знак «+» означает, что правая граница нормативной зоны Б симметрична левойгранице относительно средней продольной плоскости АТС.

2 Значения, указанные в скобках, действуют до 1января 2005 г. При новом проектировании не применять.

4.2.2 Расстояние между границами прозрачной части переднего окна инормативной зоны Б по всему контуру должно быть не менее 25 мм.

4.3 Требования к степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна АТС представлены в таблице 2.

Таблица 2 -Степень очистки нормативных зон А и Б переднего окна

Конструкция переднего окна

Нормативная зона, %, не менее

А

Б

Категория АТС

М1, М2, N1

М3, N2,N3

М1, М2, М3, N1,N2, N3

Безсредней стойки

98 (84)

100

80 (70)

Сосредней стойкой

97

100

70

Откидывающаясяоконная рама

84

84

70

Примечание — Значения, указанные вскобках, — только для АТС категорий М2 вагонной компоновки и N1 с кабиной наддвигателем. Эти значения действуют до 1 января 2005 г. При новомпроектировании не применять.

4.4 Требования к непросматриваемым зонам,создаваемым стойками переднего окна

4.4.1Количество боковых стоек должно быть не более двух. Для АТС категорий М2,М3, N1, N2, N3 допускается наличиесредней стойки.

4.4.2 Угловыевеличины непросматриваемых зон, образуемые стойками переднего окна,представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Углы,характеризующие непросматриваемые зоны, образуемые стойками переднего окна

Категория АТС

Углы, образуемые стойками, градусы, не более

боковой

средней

М1

6

N1, M2

6 (9)

4

N2, N3,M3

7

4

Примечание — Значение, указанное в скобках, — только для АТС категорий М2вагонной компоновки и N,с кабиной над двигателем. Это значение действует до 1 января 2005 г. Приновом проектировании не применять.

4.5 Требования к непросматриваемым зонам внормативном поле обзора П

4.5.1В нормативном поле обзора П не должно быть непросматриваемых зон, заисключением создаваемых:

— средней ибоковыми стойками переднего окна;

— разделительнымистойками боковых окон;

— рамкамивентиляционных форточек;

— зеркалами заднеговида;

— деталямистеклоочистителей;

— наружнымирадиоантеннами;

— рулевым колесом ипанелью приборов (только внутри проекции рулевого колеса), при условии, чтоверхняя точка рулевого колеса не попадает в зону А;

— проводникамирадиоантенн, не превышающими по ширине следующих значений: залитых в стеклопроводников — 0,5 мм, нанесенных на стекло проводников — 1,0 мм. При этом внормативной зоне А должно проходить не более трех указанных выше проводниковрадиоантенн, а ширина каждого из них не должна превышать 0,5 мм;

— проволочныминагревательными элементами для размораживания и сушки переднего окна, обычнозигзагообразных или синусоидальных, если их максимальная ширина не превышает0,03 мм, а максимальная плотность проводов, проходящих вертикально, — 8 шт./см2,проходящих горизонтально — 5 шт./см2.

4.5.2 Для АТСкатегории М1 капотной компоновки до 01 января 2005 г. допускаютсянепросматриваемые зоны в нормативном поле обзора П, создаваемые средними левойи правой стойками кузова. При новом проектировании не применять.

4.5.3 Для АТСкатегорий М3, N3 допускается наличие боковыхразделительных стоек переднего окна в количестве не более двух.

4.5.4Для АТС категории М3 вагонной компоновки допускается попадание внормативное поле обзора П:

— кузовных элементовконструкции с примыкающими к ним рамками створок дверей, расположенных с правойстороны по ходу движения, при условии, что нанесенный на правое боковое окно пометоду 6.8.1.1 след плоскости,ограничивающей нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе, попадаетв световой проем створки, или, по крайней мере, имеется еще один световойпроем, расположенный в непосредственной близости за следом указанной плоскости.В любых случаях угловые значения непросматриваемых зон, образуемые указаннымиэлементами конструкции, не должны превышать 7°;

— непрозрачныхэлементов конструкции в зоне обзора через боковое окно, расположенное с правойстороны по ходу движения, при условии, что уменьшение площади требуемого поляобзора через правое окно не превышает 20 % для АТС, изготовленных до 1 января2003 г., 10 % для АТС, изготовленных с 1 января 2003 г.;

— нижней кромкипереднего окна, при условии, что расстояние от опорной поверхности до любойточки нижней кромки переднего окна не превышает расстояния от опорнойповерхности до любой точки нижней кромки правого бокового окна.

4.5.5 Для АТСкатегорий М2, М3, N1, N2 и N3в нормативное поле обзора П допускается попадание направляющих шторок, при условии,что их общее количество не превышает шести, а сечение каждой направляющейвписывается в окружность диаметром 6 мм. В нормативную зону А попаданиенаправляющих шторок не допускается.

4.5.6 Внепросматриваемые зоны, создаваемые элементами конструкции, указанными в 4.5.1-4.5.5, допускается попадание другихэлементов конструкции, при условии, что непросматриваемые зоны неувеличиваются.

4.5.7 В нормативноеполе обзора П допускается попадание технических средств, расположенных внутрикабины, при выполнении следующих условий:

— конструкциятехнических средств должна позволять водителю без затруднений, не отвлекаясь отуправления, освобождать от них нормативное поле обзора П;

— точки креплениятехнических средств не должны находиться в нормативных зонах А, Б и нормативномполе обзора П.

5 Исходные данные, представляемыепредприятием-изготовителем АТС

5.1 Для определениясоответствия показателей передней обзорности АТС требованиям настоящегостандарта предприятие-изготовитель должно представить следующие данные:

5.1.1 координаты неменее трех исходных точек отсчета АТС относительно опорной поверхности итрехкамерной системы координат, используемой при проектировании кузова АТС иизображенной на рисунке 2.

Рисунок2 — Расположение осей X, Y, Z иплоскостей X (ZY), Y (XZ), Z (XY)трехмерной системы координат

Исходные точкиотсчета на АТС, представленных на испытания, должны быть маркированы и доступныдля использования без демонтажа конструкций;

5.1.1.1 координатыисходных точек отсчета относительно опорной поверхности, указанных в 5.1.1,должны быть представлены: для АТС категории М1 — в состоянииснаряженной массы с размещенным на передних сиденьях балластом (76 кг),имитирующим вес водителя и пассажира, для АТС категорий М2, М3,N1, N2, N3 — полной массой;

5.1.2 координатыточки R относительно системыкоординат, используемой при проектировании кузова АТС;

5.1.3 все указания,необходимые для регулировки сиденья (если сиденье регулируемое) и установки егов положение для измерения.

5.2 Еслипредприятие-изготовитель не представило:

5.2.1 координатыисходных точек отсчета, то фактическое положение АТС относительно опорнойповерхности принимают за исходное.

Обязательнымиусловиями в этом случае являются:

— отсутствие у АТСкрена влево или вправо;

— исправное состояниеподвески АТС;

— давление в шинахАТС, соответствующее требованиям технических характеристик.

5.2.1.1 Состояниемассы в исходном положении, указанном в 5.2.1, должно соответствовать 5.1.1.1;

5.2.2 координатыточки R и конструктивного угланаклона туловища водителя, то для определения контрольной точки посадкипринимают положение сиденья водителя:

— по горизонтали -крайнее заднее фиксированное положение;

— по вертикали -крайнее нижнее фиксированное положение. При наличии системы подрессоривания винтрегулировки устанавливают на метку, соответствующую весу объемного механизмаопределения точки Н, равному 76кг;

— угол наклонатуловища водителя принимают 10-25°;

5.2.3 продольнойрегулировки сиденья для нормального управления или использования, то за указаннуювеличину принимают продольную регулировку, замеренную по горизонтали междуточкой R и крайним переднимфиксированным положением сиденья.

5.3 При проведениисертификационных испытаний в отношении передней обзорностипредприятие-изготовитель представляет техническое Установка АТС на русском языке(приложение Б).

6 Методы испытаний

6.1 Требования к средствам измерений

6.1.1 Измерениепараметров обзорности АТС может быть осуществлено любым способом, позволяющимобеспечить заданную точность измерений.

6.1.2 Погрешностьизмерений не должна превышать: ±0,5° — угловых размеров и ±1 мм — линейныхразмеров.

6.2 Установка АТС при испытаниях

АТС (или кабина)должно (а) быть установлено (а) по исходным точкам отсчета относительно опорнойповерхности в соответствии с предписаниями предприятия-изготовителя.

6.3 Контроль фактического положения точки Н и конструктивного угла наклона туловища

На установленном АТС(или кабине) должны быть определены положение точки Н и фактический угол наклона туловища, а также проведенапроверка соответствия измеренных параметров конструктивным спецификациям,указанным предприятием-изготовителем, согласно приложенияВ.

6.4 Определение координат точек V и P

6.4.1 Точки V и Pопределяются относительно прямоугольной системы координат с началом вконтрольной точке посадки R,направление осей X, Y, Z которойсовпадает с направлением осей X, Y, Zсистемы координат, показанной на рисунке2.

6.4.2Координаты точек V и Р выбирают в соответствии с рисунком 3 и таблицами 4 и 5 взависимости от величины продольной регулировки сиденья для нормальногоуправления или использования и угла наклона туловища, заданныхпредприятием-изготовителем. Точка Рмявляется точкой пересечения прямой Р1Р2 и плоскости параллельнойвертикальной продольной плоскости Y (XZ),проходящей через точку R.

Таблица 4- Значения величин ΔХ1и ΔZ в зависимости от угланаклона туловища

Угол наклона туловища, градусы

ΔХ1 мм

ΔZ, мм

Угол наклона туловища, градусы

ΔХ1 мм

ΔZ, мм

5

-186

28

23

-17

5

6

-176

27

24

-9

2

7

-167

27

25

0

0

8

-157

26

26

9

-3

9

-147

26

27

17

-5

10

-137

25

28

26

-8

11

-128

24

29

34

-11

12

-118

23

30

43

-14

13

-109

22

31

51

-17

14

-99

21

32

59

-21

15

-90

20

33

67

-24

16

-81

18

34

76

-28

17

-71

17

35

84

-31

18

-62

15

36

92

-35

19

-53

13

37

100

-39

20

-44

11

38

107

-43

21

-35

9

39

115

-47

22

-26

7

40

123

-52

Примечание — ΔX1 и ΔZ -величины, характеризующие, соответственно, продольное и вертикальное смещенияусловного положения глаз водителя относительно контрольной точки посадки R в зависимости от угла наклонатуловища.

Таблица 5- Значения ΔХ2 в зависимости от величины продольной регулировки сиденья

В миллиметрах

Продольная регулировкасиденья

ΔХ2

До108

0

Св.108 до 120 включ.

-13

Св.120 до 132 включ.

-22

Св.132 до 145 включ.

-32

Св.145 до 158 включ.

-42

Св.158

-48

Примечание — ΔХ2 -величина, характеризующая продольное смещение условного положения глазводителя относительно контрольной точки посадки R в зависимости от продольнойрегулировки сиденья для нормального управления или использования.

* Размер для справок.

Рисунок3 — Определение координат точек V и P

6.5 Нанесение границ нормативных зон А и Б напереднее окно

6.5.1 Нанесение границ нормативной зоны А на переднее окно

Из точек V1 и V2 (рисунок 4) под заданными углами (таблица 1) напереднее окно наносят границы нормативной зоны А.

Верхняя границаопределяется пересечением полуплоскости, проведенной через ось Y, проходящую через точку V1 под нормативным углом«вверх» по отношению к горизонтальной плоскости X (YZ), с поверхностью переднего окна.

Нижняя границаопределяется пересечением полуплоскости, проведенной через ось Y, проходящую через точку V2 под нормативным углом «вниз»по отношению к горизонтальной плоскости X (YZ),с поверхностью переднего окна.

Левая границаопределяется пересечением полуплоскости, проведенной через ось Z, проходящую через точки V1 и V2 под нормативным углом«влево» по отношению к продольной вертикальной плоскости Y (XZ), с поверхностью переднего окна.

Правая границаопределяется пересечением полуплоскости, проведенной через ось Z, проходящую через точки V1 и V2 под нормативным углом «вправо» по отношению кпродольной вертикальной плоскости Y (XZ),с поверхностью переднего окна.

Рисунок 4 -Нанесение нормативных зон А и Б на переднее окно

6.5.2 Нанесение границ нормативной зоны Б на переднее окно

Верхняя, нижняя илевая границы определяются аналогично соответствующим границам нормативной зоныА по 6.5.1.

Правая границаопределяется как симметричная левой границе относительно средней продольнойплоскости АТС.

На переднее окнонаносят контур, отстоящий на расстоянии 25 мм от границы прозрачной частипереднего окна.

6.6 Определение степени очистки нормативныхзон А и Б переднего окна

6.6.1 Нанесениеконтура очистки переднего окна

На переднееокно наносят контур его прозрачной части.

На переднее окнонаносят контур очистки, обеспечиваемый щетками стеклоочистителей. Контурочистки наносят при работающем двигателе на холостом ходу поочередно на всехрежимах, предусмотренных конструкцией системы стеклоочистки переднего окна.Метод нанесения может быть любым, обеспечивающим заданную точность последующихизмерений.

За оцениваемыйконтур очистки переднего окна принимают наибольший контур, охватывающий работувсех режимов стеклоочистки.

6.6.2 Расчетстепени очистки нормативных зон А и Б

Степень очисткинормативных зон А и Б Ψ в процентах рассчитывают по формуле

                                                                                (1)

гдеSоч — часть площадинормативной зоны А (Б), очищенная щетками стеклоочистителя;

Sобщ — общаяплощадь нормативной зоны А (Б).

Рисунок 5 -Расположение точек Е относительноточки Р

6.7 Определение углов непросматриваемых зон,образуемых стойками переднего окна

6.7.1Расположение непросматриваемых зон, создаваемых стойками переднего окна, ивзаимное расположение точек Р и Е

Непросматриваемыезоны, создаваемые боковыми и средней стойками переднего окна в поле зренияводителя, располагаются в плоскостях, проходящих через точки Р. Определяют непросматриваемые зоны източек Е (рисунок 5),характеризующих положение правого и левого глаза водителя при повороте головы внаправлении стойки. При этом учитывают зоны, создаваемые как самой стойкойпереднего окна, так и передней стойкой двери с примыкающими к ним непрозрачнымиэлементами.

Из точек Е (рисунки6, 7)и Р, координаты которых приведенына рисунке 3, всоответствии с поправками, указанными в таблицах3 и 4,определяют углы непросматриваемых зон, образуемые стойками переднего окна:

— для левой стойкипереднего окна из точек Е1и Е2;

— для правой стойкипереднего окна из точек Е3и Е4;

— для среднейстойки переднего окна из точек Е5и Е6.

6.7.2 Методопределения углов непросматриваемых зон

6.7.2.1Угол непросматриваемой зоны, образуемый каждой стойкой, измеряют вгоризонтальной плоскости, проходящей через точки Р1 — Р3и E1 — Е6 (рисунки6).

Уголнепросматриваемой зоны, образуемый левой стойкой переднего окна, — это уголмежду прямой с началом в точке Е2,параллельной лучу, выходящему из точки Е1,образующему угол 90° с прямой E1E2 и касающемуся наружного краясечения стойки, и лучем, выходящим из точки Е2и касающимся внутреннего края сечения стойки.

Угол непросматриваемойзоны, образуемый правой стойкой переднего окна, — это угол между прямой сначалом в точке Е3,параллельной лучу, выходящему из точки Е4,образующему угол 90° с прямой Е3Е4 и касающемуся наружного краясечения стойки, и лучем, выходящим из точки Е3и касающимся внутреннего края сечения стойки.

Уголнепросматриваемой зоны, образуемый правой стойкой переднего окна, не измеряют,если боковые стойки расположены симметрично относительно средней продольнойплоскости АТС.

Уголнепросматриваемой зоны, образуемый средней стойкой переднего окна, — это уголмежду прямой с началом в точке Е6,параллельной лучу, выходящему из точки Е5,образующему угол 90° с прямой Е5Е6 и касающемуся левого по ходуАТС края сечения стойки, и лучем, выходящим из точки Е6 и касающимся правого по ходу АТС края сечениястойки.

Рисунок6 — определение точек Р и Е для оценки непросматриваемых зон,создаваемых стойками переднего окна и измеряемых в горизонтальной плоскости

6.7.2.2 Если на АТСкатегорий М1, М2 и N1 в результате измерений боковых стоек по 6.7.2.1 угловые величины составляютболее 6°, то проводят следующие дополнительные измерения:

— уголнепросматриваемой зоны, образуемый каждой стойкой, измеряют по двум сечениямстойки (рисунок 7):

сечение S1: образовано пересечением стойкипереднего окна с плоскостью, перпендикулярной плоскости Y (XZ), проходящей через точку Рм и наклоненной на 2° вверх отгоризонтальной плоскости. Горизонтальное сечение стойки переднего окна проходитчерез наиболее удаленную точку пересечения стойки с наклонной плоскостью(рисунок 7);

сечение S2: образовано пересечением стойкипереднего окна с плоскостью, перпендикулярной плоскости Y (XZ),проходящей через точку Рми наклоненной на 5° вниз от горизонтальной плоскости. Горизонтальное сечениестойки переднего окна проходит через наиболее удаленную точку пересечениястойки с наклонной плоскостью;

— уголнепросматриваемой зоны, образуемый левой стойкой переднего окна, — это угол вгоризонтальной плоскости между прямой с началом в точке Е2, параллельной лучу,выходящему из точки Е1,образующему угол 90° с прямой Е1Е2 и касающемуся наружного краясечения S2, и лучем, выходящим източки Е2 и касающимсявнутреннего края сечения S1;

Рисунок 7 -Определение точек Р и Е для оценки непросматриваемых зон,создаваемых боковыми стойками, измеряемых по двум сечениям стойки

— уголнепросматриваемой зоны, образуемый правой стойкой переднего окна, — это угол вгоризонтальной плоскости между прямой с началом в точке Е3, параллельной лучу,выходящему из точки Е4,образующему угол 90° с прямой Е3Е4 и касающемуся наружного краясечения S2, и лучем, выходящим източки Е3 и касающимсявнутреннего края сечения S1. Уголнепросматриваемой зоны, образуемый правой стойкой переднего окна, не измеряют,если боковые стойки расположены симметрично относительно средней продольнойплоскости АТС.

6.8 Определение непросматриваемых зон внормативном поле обзора П

6.8.1 Нанесение на переднее ибоковые окна следов от плоскостей, являющихся границами нормативного поляобзора П

6.8.1.1Нормативное поле обзора П находится впереди плоскости, параллельной X (ZY) и проходящей через точки V1 и V2 (рисунок 8).

Из точек V1 и V2 на боковые окна (стеныкабины) наносят следы указанной плоскости, ограничивающей нормативное полеобзора П в переднем 180°-ном секторе.

Рисунок 8 — Расположение плоскостей, являющихся границами нормативногополя обзора П

6.8.1.2Сверху нормативное поле обзора П ограничено горизонтальной плоскостью,проходящей через точку V1.

Из точки V1 на окна и стойки переднегоокна наносят след горизонтальной плоскости, ограничивающей нормативное полеобзора П сверху, до пересечения со следами, ограничивающими нормативное полеобзора П в переднем 180°-ном секторе.

6.8.1.3Снизу нормативное поле обзора П ограничено тремя плоскостями, проходящими черезточку V2 инаклоненными вниз к горизонтальной плоскости, параллельной Z (ХY) под углом α.

Первая плоскостьперпендикулярна плоскости Y (XZ)и проходит под наклоном вперед. Вторая плоскость перпендикулярна плоскости X (ZY) и проходит под наклоном влево.Третья плоскость перпендикулярна плоскости X(ZY) и проходит под наклоном вправо.

Значения углов адля различных категорий АТС приведены в таблице 6.

Таблица 6- Значения углов α нормативного поля обзора П в зависимости от категорииАТС

Категория АТС

Варианты компоновок двигателей на АТС

α, градусы

М1

Все варианты

4

М2

Капотная

4

Полукапотная

6

Вагонная

9

М3

Капотная

6

Полукапотная и вагонная

17 (6)

N1

Капотная

4

Полукапотная и с кабиной над двигателем

5

N2

Все варианты

6

N3

8

Примечание — Значение, указанное вскобках, — только для АТС категорий М3 полукапотной компоновки.Это значение действует до 1 января 2005 г. При новом проектировании неприменять.

Източки V2 под заданнымуглом α вниз на окна и стойки переднего окна наносят:

— след первойплоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П снизу в направлении вперед;

— след второй плоскости,ограничивающей нормативное поле обзора П снизу в боковом направлении влево, допересечения со следом на левом боковом окне, ограничивающем нормативное полеобзора П в переднем 180°-ном секторе, и следом первой плоскости нижней границынормативного поля обзора П;

— след третьейплоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П снизу в боковом направлениивправо, до пересечения со следом первой плоскости нижней границы нормативногополя обзора П и следом на правом боковом окне, ограничивающем нормативное полеобзора П в переднем 180°-ном секторе.

6.8.2Определение непросматриваемых зон

6.8.2.1Фиксируют попадание в нормативное поле обзора П конструктивных элементов,создающих непросматриваемые зоны.

6.8.2.2 Если на АТСкатегории М3 вагонной компоновки в результате проверки по 6.8.2.1зафиксированы указанные в 4.5.4:

— кузовные элементыконструкции с примыкающими к ним рамками створок дверей, расположенных с правойстороны по ходу движения, то измеряют непросматриваемые зоны в соответствии с 6.7.2.1;

— непрозрачныеэлементы конструкции в поле обзора через боковое окно, расположенное с правойстороны по ходу движения, то рассчитывают уменьшение требуемого поля обзораλ в процентах по формуле

                                                                         (2)

где Sф — площадь прозрачной частиправого бокового окна, фактически попадающая в нормативное поле обзора П;

Sтр — площадь прозрачнойчасти правого бокового окна, которая попадала бы в нормативное поле обзора П,при предположении, что кромки окна проходят по следам плоскостей, нанесенных всоответствии с 6.8.1.1-6.8.1.3;

— нижняя кромкапереднего окна, то проводят измерения кратчайших расстояний от опорнойповерхности до нижних кромок переднего и правого бокового окна.

6.9 Оценка результатов испытаний

6.9.1 Оценкеподвергают результаты испытаний по определению параметров передней обзорности.Проверяют выполнение следующих условий:

— нормативные углы,определяющие размеры и расположение нормативных зон А и Б переднего окна,должны быть не менее значений, указанных в таблице 1;расстояние между границами прозрачной части переднего окна и нормативной зоны Бпо всему контуру должно быть не менее 25 мм;

— степень очисткинормативных зон А и Б переднего окна должна быть не менее значений, указанных втаблице2;

— угловые величинынепросматриваемых зон, образуемые стойками переднего окна, должны быть не болеезначений, указанных в таблице3; количество стоек не должно превышать указанного в 4.4.1;

— в нормативномполе обзора П не должно быть непросматриваемых зон, за исключением создаваемыхэлементами конструкции, попадание которых допускается в соответствии с 4.5.

6.9.2 Считают, чторезультаты испытаний оценены положительно, если выполнены условия, изложенные в6.9.1.

6.10 Оформление результатов испытаний

6.10.1 Результатыиспытаний оформляют протоколом произвольной формы.

6.10.2 Протоколсертификационных испытаний должен содержать полные, в соответствии стехническим Установкам, сведения об объекте испытаний, условиях проведенияиспытаний и средствах измерений, подробные результаты измерений по всейноменклатуре требований настоящего стандарта.

В заключительномразделе протокола указывают:

— результатыпроверки технического описания на предмет полноты и правильности егосоставления, а также соответствия представленного объекта испытанийтехническому описанию;

— соответствие и(или) несоответствие каждого параметра передней обзорности требованиямнастоящего стандарта.

6.10.3 Протоколиспытаний, иных, чем сертификационные, должен содержать краткие сведения обобъекте испытаний. В протоколе указывают результаты измерений по всем илиотдельным параметрам передней обзорности.

В заключительномразделе протокола указывают сведения о соответствии и (или) несоответствии оцененныхпараметров передней обзорности требованиям настоящего стандарта.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)Классификация АТС по ГОСТ22895

Таблица А.1- Классификация АТС по ГОСТ22895 в зависимости от назначения и полной массы

Категория АТС

Тип АТС

Полная масса, т

Наименование АТС

М

АТС с двигателем,имеющие не менее четырех колес, предназначенные для перевозки пассажиров

Не регламентирована

Пассажирские игрузопассажирские автомобили, их модификации, автобусы, пассажирскиеавтопоезда

M1

То же, имеющие не болеевосьми мест для сиденья, кроме места водителя

М2

То же, имеющие болеевосьми мест для сиденья, кроме места водителя

До 5,0

М3

Св. 5,0

N

АТС с двигателем,имеющие не менее четырех колес, предназначенные для перевозки грузов

Не регламентирована

Грузовые автомобили,автомобили-тягачи, а также их шасси со смонтированными на них установками (специальныеавтомобили)

N1

До 3,5

N2

Св. 3,5 до 12,0

N3

Св. 12,0

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)Образец технического описания транспортного средства

ТЕХНИЧЕСКОЕУстановка

транспортногосредства_________________________________________________________

вотношении передней обзорности в соответствии с ГОСТ Р 51266-99.

Б.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Б.1.1Заводская или торговая марка:_______________________________________________

Б.1.2Тип транспортного средства:________________________________________________

Б.1.3Модификация (версия, вариант):_____________________________________________

Б.1.4Категория (по ГОСТ22895):________________________________________________

Б.1.5Идентификационный номер (VIN):___________________________________________

Б.1.6 КодОКП (ТН ВЭД для импортируемых транспортных средств):_________________

Б.1.7Наименование и адрес предприятия-изготовителя:_____________________________

Б.1.8Наименование и адрес заявителя на сертификацию:____________________________

 

 

Б.2ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Параметры

Модификации — объекты сертификации

1

2

3

1 Категория АТС

 

 

 

 

2 Исходные данные попосадочному месту водителя:

— координаты точки R

— конструктивный угол наклона туловища

 

 

 

 

3 Сиденье водителя:

— величина продольнойрегулировки

— тип, маркировка

 

 

 

 

4 Стеклоочистители:

— длина щеток

— тип, маркировка

 

 

 

 

5 Стекло переднегоокна:

— размеры

— способ крепления

— наличие непрозрачнойокантовки

— тип, маркировка

 

 

 

 

6 Стекла боковых окон:

— размеры

— тип, маркировка

 

 

 

 

Максимальный формат: А4 (210×297мм).

На каждой странице технического описания указывают общееколичество страниц описания и номер данной страницы.

Б.3 ГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Б.3.1 Чертежи общеговида АТС (три проекции) с нанесением на них координатной сетки и плоскостей X (ZY), Y (XZ), Z (XY) трехмерной системыкоординат. На чертежах указывают:

— расстояния отплоскости X (ZY) до осей переднихи задних колес;

— расстояния отплоскости Z (XY) до опорнойповерхности, измеренные в вертикальной поперечной плоскости, проходящие черезоси передних и задних колес;

— координатыисходных точек отсчета с кратким Установкам вида, маркировки и мест ихрасположения на образце;

— координаты точки R относительно трехмерной системыкоординат и относительно одной из исходных точек отсчета.

Б.3.2 Чертежиобщего вида сиденья водителя с указанием:

— конструктивногоугла наклона туловища;

— регулировоксиденья в продольном и в вертикальном направлениях, по углам наклона подушки испинки и другим имеющимся регулировкам;

— места маркировок.

Б.3.3 Чертежисиденья водителя в положении, установленном для измерения.

Б.3.4 Чертежистеклоочистителей с указанием:

— длины щетокстеклоочистителей;

— длины поводков;

— места маркировок.

Б.3.5 Схемыстеклоочистителей с указанием:

— координат точеккрепления поводков относительно трехмерной системы координат;

— контуров очисткии углов рабочих ходов щеток стеклоочистителей (или пантографов).

Б.3.6 Чертежистекла переднего окна с указанием основных геометрических размеров.

Б.3.7 Схемаустановки стекла переднего окна с указанием:

— координатустановки стекла относительно точки R;

— угла наклонаветрового стекла;

— ширины резиновогоуплотнителя или тонированной окантовки в зависимости от способа крепленияветрового стекла;

— места нанесения ивида знака соответствия и маркировок.

Б.3.8 Чертежибоковых окон с указанием основных геометрических размеров.

Б.3.9 Схемаустановки стекол боковых окон с указанием:

— координатустановки стекла относительно точки R;

— места нанесения ивида знака соответствия и маркировок.

Б.3.10 Чертежибоковых стоек. Сечения боковых стоек.

Б.4 Установка МАРКИРОВКИ АТС

Б.4.1 Месторасположения и форма знака соответствия.

Б.4.2 Месторасположения таблички изготовителя.

Б.4.3 Месторасположения идентификационного номера (код VIN).

Б.4.4Структура и содержание идентификационного номера (номеров) АТС:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11-17

гдепоз. 1-3 — WMI (международный код изготовителя); поз. 4-9 — описательная частьидентификационного номера; поз. 10 — год выпуска; поз. 11 — 17 -производственный номер АТС.

Подписи

ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)Порядок определения точки Ни фактического угла наклона туловища сидящего в автомобиле водителя

В.1ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящемприложении применяют следующие термины:

Контрольныепараметры — представляют собой однуили несколько из следующих характеристик места водителя:

— точки Н и R и их соответствие друг другу;

— фактический иконструктивный углы наклона туловища и их соответствие друг другу.

Линиятуловища — центральная линия штыряобъемного механизма определения точки Нкогда штырь находится в крайнем заднем положении.

Объемныймеханизм определения точки Н (трехмерный посадочный манекен по ГОСТ20304) — устройство, применяемое для определенияточки Н и фактического угланаклона туловища (рисунок В.1).

ПоложениеАТС для измерений — положение АТС,определенное координатами исходных точек отсчета в трехмерной системекоординат.

Точка Н -центр вращения туловища и бедра объемного механизма определения точки Н, установленного на сиденьи АТС всоответствии с нижеследующими предписаниями в разделе В.3.Точка Н расположена в серединецентральной линии устройства, проходящей между визирными метками точки Н с обеих сторон механизма.

Теоретическая точкаН соответствует (допуски в В.2.2.2) точке R. После определения точки Н в соответствии с порядком, описанным в В.3,считают, что эта точка является фиксированной по отношению к подушке сиденья иперемещается вместе с ней при регулировке сиденья.

Фактическийугол наклона туловища — угол, измеряемыймежду вертикальной линией, проходящей через точку Н, и линией туловища посредством заднего кругового секторана объемном механизме определения точки Н.

Теоретическифактический угол наклона туловища соответствует конструктивному углу наклонатуловища (допуски в В.2.2.2).

Центральнаяплоскость водители (C/LO) — средняя плоскость объемного механизма определения точки Н, точно расположенная на месте водителя;она представлена координатой точки Нотносительно оси Y. Центральнаяплоскость сиденья совпадает с центральной плоскостью водителя.

Центроид — точка пересечения медиан плоского треугольника.

В.2 ПРЕДПИСАНИЯ

В.2.1 Для сиденьяводителя, контрольные параметры которого будут использованы для проверкисоответствия положениям настоящего стандарта, представляют следующие данные:

— координаты точки R относительно трехмерной системыкоординат;

— конструктивныйугол наклона туловища;

— все указания,необходимые для регулировки сиденья (если сиденье регулируемое) и установки егов положение для измерения, указанное в В.3.3.

В.2.2 Соответствие полученных данных и конструктивнымспецификациям

В.2.2.1 Координатыточки Н и фактический уголнаклона туловища, установленные в соответствии с порядком, указанным в разделе В.3,сравнивают соответственно с координатами точки Rи конструктивным углом наклона туловища, указанными предприятием-изготовителем.

В.2.2.2Относительное положение точек R, Н и соответствие между конструктивным ифактическим углами наклона туловища считают удовлетворительными для сиденияводителя, если точка Н,определенная ее координатами, находится в пределах квадрата, горизонтальные ивертикальные стороны которого, равные 50 мм, имеют диагонали, пересекающиеся вточке R, и если фактический уголнаклона туловища не отличается от конструктивного угла наклона туловища болеечем на 5°.

В.2.2.3 В случаеудовлетворения этих условий точка Rи конструктивный угол наклона туловища используют для проверки соответствияположениям настоящего стандарта.

В.2.2.4 Если точка Н и фактический угол наклона туловища несоответствуют требованиям В.2.2.2, то их определяют еще два раза (всего трираза).

Если результатыдвух из трех измерений удовлетворяют требованиям, применяют положения,изложенные в В.2.2.3.

В.2.2.5 Еслирезультаты двух из трех измерений, установленных в В.2.2.4, не удовлетворяютВ.2.2.2 или если проверка невозможна в связи с тем, что предприятие -изготовитель АТС не представило информации, касающейся положения точки R или конструктивного угла наклонатуловища, используют, соответственно,центроид трех полученных точек или среднее значение трех измеренных углов,которые будут считаться приемлемыми во всех случаях, когда в настоящемстандарте упоминается точка R иликонструктивный угол наклона туловища.

1- спинка; 2 — кронштейн спинных грузов; 3 — уровень угла наклона спинки; 4 — круговойсектор наклона бедра; 5 — основание; 6 — кронштейн набедренных грузов; 7 -коленный шарнир; 8 — штырь; 9 — круговой сектор наклона спинки; 10 — визирныеметки точки Н; 11 — ось вращения точки Н; 12 — поперечный уровень; 13 -кронштейн бедра; 14 — круговой сектор сгиба бедра; 15 — круговой сектор сгибаступни

Рисунок В.1 -Обозначение элементов объемного механизма определения точки Н

В.3 ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ Н И ФАКТИЧЕСКОГО УГЛА НАКЛОНА ТУЛОВИЩА

В.3.1 ИспытуемоеАТС должно быть выдержано при температуре (20±10) °С, по выбору предприятия-изготовителя, для того, чтобы температура материала, из которого изготовленосиденье, достигла комнатной.

Если испытуемоесиденье никогда не использовалось, на него необходимо поместить дважды втечение 1 мин человека или устройство весом от 70 до 80 кг для того, чтобыразмять подушку сиденья и спинку.

По просьбепредприятия-изготовителя все комплекты сидений выдерживают в ненагруженномсостоянии не менее 30 мин до установки на них объемного механизма определенияточки Н.

В.3.2 АТС должнозанять положение для измерения, определенное координатами исходных точекотсчета в трехмерной системе координат.

В.3.3Если сиденье является регулируемым, его сначала устанавливают в крайнее заднеенормальное при управлении или использовании положение, предусмотренноепредприятием — изготовителем АТС, за счет продольной регулировки, и безперемещения сиденья, предусмотренного для целей иных, чем нормальное управлениеили использование.

В случаеналичия других способов регулировки сиденья (вертикальной, угла наклона спинкии т.д.) оно затем должно приводиться в положение, определенное предприятием -изготовителем АТС.

Для откидныхсидений жесткая фиксация сиденья в вертикальном положении должнасоответствовать нормальному положению при управлении АТС, указанномупредприятием-изготовителем.

В.3.4 Поверхностьсиденья водителя, с которой соприкасается объемный механизм определения точки Н, покрывают муслиновой хлопчатобумажнойтканью достаточного размера и соответствующей текстуры, определяемой какгладкая хлопчатобумажная ткань, имеющая 18,9 ниток на 1 см2 ивесящая 0,228 кг/см2, или как вязаная или нетканая материя, имеющаяаналогичные Монтаж .

При проведениииспытаний на сиденье вне АТС пол, на который устанавливают сиденье, должениметь те же основные Монтаж (угол наклона, разница в высоте креплениясиденья, текстура поверхности и т.д.), что и пол АТС, в котором будетустановлено это сиденье.

В.3.5 Основание испинку объемного механизма определения точки Нустанавливают таким образом, чтобы центральная плоскость водителя (C/LO) совпадала с центральной плоскостьюмеханизма определения точки Н.

По просьбепредприятия-изготовителя механизм может быть передвинут внутрь относительно C/LO, если он находится снаружи и кромкасиденья не позволяет произвести его выравнивание.

В.3.6 Ступни иголени объемного механизма определения точки Ндолжны быть прикреплены к основанию корпуса отдельно либо посредствомшарнирного Т-образного соединения. Линия, проходящая через визирные меткиопределения точки Н, должна бытьпараллельна грунту и перпендикулярна продольной центральной плоскости сиденья.

В.3.7 Ступни и ногиобъемного механизма определения точки Нрасполагают следующим образом:

— перемещают впередтак, чтобы ступни заняли естественное положение, между рабочими педалями. Левуюступню устанавливают таким образом, чтобы она находилась приблизительно натаком же расстоянии с левой стороны от центральной плоскости механизмаопределения точки Н, на какомнаходится правая ступня с правой стороны. При помощи уровня проверки поперечнойориентации устройство приводят в горизонтальное положение за счет регулировкиоснования корпуса либо за счет перемещения ступней и ног назад. Линия,проходящая через визирные метки точки Н,должна быть перпендикулярной продольной центральной плоскости сиденья;

— если левая ногане может удерживаться параллельно правой ноге, а левая ступня не может бытьустановлена на элементах конструкции АТС, необходимо переместить левую ступнютаким образом, чтобы установить ее на опору. Горизонтальность определяютвизирными метками.

В.3.8 Грузыразмещают на голенях и бедрах и устанавливают объемный механизм определенияточки Н в горизонтальноеположение.

В.3.9 Заднюю частьоснования туловища наклоняют вперед до остановки и отводят объемный механизмопределения точки Н от спинкисиденья при помощи коленного шарнира. Вновь устанавливают механизм на прежнееместо на сиденье посредством одного из нижеследующих способов:

— еслимеханизм скользит назад, ему дают возможность скользить до тех пор, пока неотпадет необходимость в использовании передней ограничительной горизонтальнойнагрузки на коленный Т-образный шарнир, т.е. до тех пор, пока задняя частьмеханизма не соприкоснется со спинкой сиденья. В случае необходимости следуетизмерить положение голени и ступни.

— еслимеханизм не скользит назад, его отодвигают назад за счет использованиягоризонтальной задней нагрузки, прилагаемой к коленному Т-образному шарниру, дотех пор, пока задняя часть механизма не войдет в соприкосновение со спинкойсиденья (рисунок В.2).

В.3.10 К заднейчасти и основанию механизма определения точки Нна пересечении углового квадрата бедра и кожуха коленного Т-образного шарнираприкладывают нагрузку (100±10) Н. Это усилие должно быть все время направленовдоль линии, проходящей через вышеуказанное пересечение до точки, находящейсячуть выше кожуха кронштейна бедра (рисунок В.2). После этого осторожновозвращают спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья. Оставшуюсяпроцедуру необходимо проводить с осторожностью для того, чтобы не допуститьсоскальзывания механизма вперед.

В.3.11 Грузыразмещают на правой и левой частях основания туловища и затем попеременновосемь грузов на спине. Горизонтальное положение объемного механизма определенияточки Н проверяют при помощиуровня.

1 — спинные грузы; 2 — седалищные грузы; 3 — набедренные грузы; 4 -ножные грузы; 5 — направление и точка приложения нагрузки

Рисунок В.2 -Размеры элементов объемного механизма определения точки Н и распределения грузов

В.3.12 Спинкуобъемного механизма определения точки Ннаклоняют вперед, чтобы устранить давление на спинку сиденья. Производят триполных цикла бокового качания механизма на дуге 10° (5° в каждую сторону отвертикальной центральной плоскости) для того, чтобы выявить и устранитьвозможные точки трения между механизмом и сиденьем.

В ходе раскачиванияколенный Т-образный шарнир механизма может отклоняться от установленногогоризонтального и вертикального направления. Поэтому во время раскачиваниямеханизма шарнир должен удерживаться соответствующей поперечной силой. Приудержании шарнира и раскачивании механизма необходимо проявлять осторожность,чтобы не допустить появления непредусмотренных внешних вертикальных илипродольных нагрузок.

При этом не следуетудерживать ступни механизма или ограничивать их перемещение. Если ступниизменят свое положение, они должны оставаться некоторое время в новомположении.

Осторожновозвращают назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья ивыводят оба уровня в нулевое положение.

В случаеперемещения ступней во время раскачивания механизма их следует вновь установитьследующим образом:

— каждуюступню приподнять попеременно с пола на минимальную величину, необходимую для того,чтобы предотвратить ее дополнительное перемещение. При этом удерживают ступнитаким образом, чтобы они могли вращаться; применение каких-либо продольных илипоперечных сил не допускается. Когда каждая ступня опять установится в нижнееположение, пятка должна войти в соприкосновение с соответствующим элементомконструкции;

— поперечныйуровень выводят в нулевое положение; в случае необходимости следует приложитьпоперечную нагрузку к верхней части спинки механизма. Величина нагрузки должнабыть достаточной для установки в горизонтальное положение спинки объемногомеханизма на сидении.

В.3.13 Т-образныйшарнир придерживают для того, чтобы не допустить соскальзывания механизмаопределения точки Н вперед поподушке сиденья, и затем:

— возвращают назадспинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья;

— попеременноприменяют и убирают горизонтальную нагрузку, действующую в заднем направлении,не превышающую 25 Н, к штанге угла наклона спинки на высоте приблизительноцентра крепления грузов к спине, пока круговой сектор бедра не покажет, чтопосле устранения действия нагрузки достигнуто устойчивое положение.

На механизм недолжны действовать внешние силы, направленные вниз или вбок. При необходимостиповторной ориентации механизма в горизонтальном направлении следует наклонитьспинку механизма вперед, вновь повернуть его в горизонтальное направление иповторить процедуру, указанную в В.3.12.

В.3.14 Проводятизмерения:

— координаты точки Н относительно трехмерной системыкоординат;

— фактического угланаклона туловища на круговом секторе наклона спинки объемного механизмаопределения точки Н. Штырь долженнаходиться в крайнем заднем положении.

При повторнойустановке механизма сиденье должно быть свободным от любых нагрузок не менее 30мин до начала установки. Механизм не следует оставлять на сиденье сверхвремени, необходимого для проведения данного испытания.

Ключевые слова:обзорность передняя, автотранспортные средства, место водителя, нормативнаязона, нормативное поле, непросматриваемая зона, степень очистки

Услуги по монтажу отопления водоснабжения

ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74

Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.

Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.

Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > /otoplenie-dachi.html

Обратите внимание

Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической экспертизе.

О компании

Работаем по всей Московской области и прилегающим областям. Круглосуточно. Проводим Судебные Экспертизы ► ►►

Отопление водоснабжение

Монтаж установка

Мы тут работали и работаем

Популярные метки