Пятницкое шоссе, 55А
стоимость работ
Работаем с Пн-Вс круглосуточно
2006
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН ФГУП «Научно-проектный институтучебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институтобщественных зданий) и ЗАО «Архитектурное проектно-исследовательскоеобъединение — Центр» (АПИО-Центр)
2 ВНЕСЕН Департаментом по делам детей, женщини семьи Министерства труда и социального развития Российской Федерации
3 УТВЕРЖДЕН приказами генерального директора«АПИО-Центр» от 16 ноября 2004 г. № 5 и директора ФГУП «Институт общественныхзданий» от 16 марта 2006 г.
4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Департаментом строительстваи жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развитияРоссийской Федерации 12 апреля 2006 г. № 3447-СК/07
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Содержание
Введение
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Общие положения
4 Планировка участка
5 Объемно-планировочные решения
6 Инженерное оборудование
Иллюстрации
Приложение А Термины и определения
Приложение Б (Справочное) Возрастные группы детей-инвалидов в доме-интернате
Приложение В (рекомендуемое) Площади земельных участков
Приложение Г (рекомендуемое) Состав и площади помещений домов-интернатов длядетей-инвалидов
Введение
Настоящий Свод правилвыполнен по государственному контракту № 1110-14/02 от 24 ноября 2002 г. сГосстроем России.
Федеральная целеваяпрограмма «Дети-инвалиды» отражает общественные преобразования в нашей стране инаправлена на формирование основ комплексного решения проблем детей сотклонениями в развитии, на создание условий для реализациипсихолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов.
Социальные учреждениядля детей-инвалидов, в числе которых дома-интернаты для детей-инвалидов,нуждаются в совершенствовании нормативной документации.
В данном Своде правилсодержатся требования к однопрофильным и многопрофильным домам-интернатам длядетей-инвалидов со специализированными отделениями и единым на здание блокомобщественных помещений (медицинских, административных, бытовых, столовой).
Нормативной базой,регламентирующей мероприятия по решению домов-интернатов для детей-инвалидов,являются законодательные и нормативные документы, в числе которых:
Федеральная целеваяпрограмма «Дети-инвалиды» (Постановление Правительства Российской Федерации от19.09.97 г. № 1207);
Приказ Министерстваобразования РФ и Министерства здравоохранения РСФСР от 18 июля 1991 г. №251/125 «О мерах по улучшению общеобразовательных учебно-воспитательныхучреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственномразвитии»;
Федеральный Закон №32. Собрание законодательства Российской Федерации 1995 г., ст. 31 98 «Осоциальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
«Положение о детскомдоме-интернате для детей с физическими недостатками». Приказ Министерствасоциального обеспечения РСФСР от 5 ноября 1980 г. № 122;
Постановление обутверждении «Методических рекомендаций по организации деятельностигосударственного (муниципального) учреждения «Дом-интернат для умственноотсталых детей»» Минтруда и социального развития РФ № 54 от 8 августа 2002г.
Кроме перечисленныхзаконодательных документов учтен комплекс отраслевых нормативных документов №35, касающихся проектирования и строительства для маломобильного населения иинвалидов.
В работе частичноиспользованы следующие материалы:
— МГСН 4.02-94 «Дома-интернатыдля детей-инвалидов»
— ВСН62-91* /Госкомархитектура «Проектирование среды жизнедеятельности с учетомпотребностей инвалидов и маломобильных групп населения». Разделы 1 и 2, 1994.
— Рекомендации по проектированиюдомов-интернатов для умственно отсталых детей. М., 1980.
В документе такжеучтены работы специалистов: канд. архит. СмывинойЛ.А. (ФГУП «ИОЗ»);канд. архит. Тюричевой М.Н. (АПИО-Центр); канд. архит. Щетининой Н.Н. (ЦНИИЭП учебных зданий); канд. архит. Цытовича Г.Н. (ЦНИИЭП учебных зданий).
Работавыполнена авторским коллективом в следующем составе:
научный руководитель -канд. архит. Л.А. Смывина (ФГУП «ИОЗ»);
ответственныеисполнители: канд. архит. Т.А. Исаева (ФГУП «ИОЗ») и д-р мед. наук,профессор Н.Ф. Дементьева (ФЦЭРИ), при участии: инж. Л.В. Сигачевой, инж. Н.И. Чернозубовой(ФГУП «ИОЗ»), компьютерная графика: канд. техн. наук. В.Ф. Кротюка, инж. И.Р. Домрачевой (ФГУП «ИОЗ»).
Научный редакторнормативного документа — канд. архит. A.M. Гарнец (ФГУП«ИОЗ»).
СВОД ПРАВИЛ ПОПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
ДОМА-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Boarding schools (institutions)for disabled children
1 Область применения
1.1 Положения Сводаправил (далее — СП) распространяются на здания домов-интернатов (далее -учреждения) для стационарного проживания детей-инвалидов с сохранныминтеллектом и физическими недостатками и умственно отсталых с различнойстепенью инвалидности. Определения учреждений даны в приложении А.
1.2 Требования Сводаправил следует учитывать при проектировании новых объектов, реконструкции имодернизации существующего фонда, при решении функциональных зон помещенийдомов-интернатов различного назначения, при экспертизе проектов.
Настоящий СПпредназначен также для применения органами архитектуры и градостроительства, социальнойзащиты населения, общественными организациями и фондами — собственникамиобъектов.
В случае реконструкциизданий для домов-интернатов следует учитывать кроме требований настоящего СПтакже требования нормативного документа по реконструкции СП35-114.
2 Нормативные ссылки
В настоящем Сводеправил приведены ссылки на следующие нормативные документы:
СНиП 21-01-97* «Пожарнаябезопасность зданий и сооружений»
СНиП 23-03-2003 «Защита от шума»
СНиП 31-01-2003 «Здания жилыемногоквартирные»
СНиП 23-05-95* «Естественноеи искусственное освещение»
СНиП35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных группнаселения»
СНиП 41-01-2003«Отопление, вентиляция и кондиционирование»
СНиП 2.04.01-85*«Внутреннийводопровод и канализация зданий»
СНиП2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских исельских поселений»
СНиП 2.08.02-89* «Общественныездания и сооружения»
ГОСТ 11015-93«Столы ученические. Типы и функциональные размеры»
ГОСТ 11016-93«Стулья ученические. Типы и функциональные размеры»
СП35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности длямаломобильных групп населения. Общие положения»
СП35-114-2003 «Реконструкция и приспособление зданий для учрежденийсоциального обслуживания пожилых людей»
ПУЭ «Правила устройства электроустановок»
ППБ 01-03«Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»
НПБ88-2001* «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правилапроектирования»
НПБ104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах взданиях и сооружениях»
СанПиН2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному,искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»
СанПиН2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию,оборудованию и режиму работы специализированных учреждений длянесовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»
СанПиН2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
ВСН 281-75 «Указаниепо проектированию систем автоматизации технологических процессов»
3 Общие положения
3.1 Здания учрежденийдомов-интернатов для детей-инвалидов рассчитаны на проживание различныхвозрастных групп детей:
— с сохранныминтеллектом, имеющих физические недостатки, в возрасте от 3 до 16 лет всоответствии с таблицей Б.1 приложения Б;
— умственно отсталых ввозрасте от 4 до 18 лет в соответствии с таблицей Б.2 приложения Б.
3.2 В учреждениях длядетей-инвалидов следует предусматривать необходимый набор помещений — жилых,служебно-бытовых, хозяйственных, административных, медицинских;культурно-массовых и досугового назначения, создавать условия для обеспеченияобстановки, максимально приближенной к домашней, сочетая ее с необходимыммедицинским обслуживанием.
Структура учреждений ивзаимосвязь помещений приведены на рисунке 1, состав и площади помещенийприведены в таблицахГ.1 — Г.7приложения Г.
В учреждениях длядетей-инвалидов могут быть запроектированы «дневные отделения» длякруглосуточного пребывания детей на пять дней в неделю (при согласовании сорганами социальной защиты с учетом устава учреждения).
3.3 Вместимостьучреждений для детей-инвалидов рекомендуется принимать 100 — 200 мест всоответствии с таблицами В.1 и В.2 приложения В.
3.4 При проектированиидомов-интернатов для детей-инвалидов следует учитывать требования строительныхнорм и правил применительно к зданиям общественного назначения согласно СНиП 2.08.02 и СНиП35-01, а также следует соблюдать гигиенические требования к устройству иорганизации режима работы в домах-интернатах для детей-инвалидов в соответствиис СанПиН2.2.1/2.1.1.1278, СанПиН2.4.1.1249.
3.5 В домах-интернатахдля детей-инвалидов противопожарную защиту следует обеспечивать в соответствиис требованиями СНиП 21-01.По функциональной пожарной опасности интернаты относятся к классу Ф.1.1.согласно СНиП21-01, п. 5.21*.
3.6 Оптимальнаяэтажность домов-интернатов для детей-инвалидов рекомендуется 1-2 этажа.
При числе этажей болеедвух учреждения для детей-инвалидов должны быть оборудованы лифтами (порасчету), в том числе и кроватными. Количество лифтов в каждом конкретномслучае определяется заданием на проектирование.
В интернатах длядетей-инвалидов следует предусматривать кроме лифтов и пандусы. Уклон пандусана путях передвижения инвалидов на колясках внутри и снаружи здания следуетпринимать не более 1:12 согласно СНиП 2.08.02, п. 1.94.
3.7 В зависимости отвозраста и тяжести заболевания принцип размещения групп детей по этажам долженподчиняться следующим правилам:
— лежачие,обездвиженные дети размещаются не выше первого этажа;
— дети до 6 лет — невыше второго этажа.
Вучреждении для детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппаратарасчетное число колясочников в отделении следует принимать 20 — 30 %вместимости отделения. В отделении для умственно отсталых детей,передвигающихся с трудом, число колясочников рекомендуется принимать 2-3 %вместимости отделения. Общее количество колясочников следует уточнять присоставлении задания на проектирование.
3.8 Жилая площадь вдомах-интернатах для детей-инвалидов принимается 4 м2/место длядошкольных групп и 6 м2/место для остальных групп согласно таблицамГ.1 и Г.2приложения Г.
3.9 Высоту помещенийучреждения для детей- инвалидов следует принимать согласно СНиП 31-01 (высотажилых помещений от пола до потолка не менее 2,5 м. Для климатических районов1А, 1Б, 1Г, 1Д, IIА- не менее 2,7 м), высоту общественных помещений, кроме помещений столовой,допускается принимать равной высоте жилых помещений. Высоту помещения столовойследует принимать не менее 3 м согласно СНиП 2.08.02.
3.10 Ориентацию оконпомещений по сторонам горизонта следует принимать с учетом требований СанПиН2.4.1.1249, СНиП23-05 и таблицы 1.
Таблица 1-Ориентация помещений
Помещения
Ориентация помещений
севернее 45° СШ
южнее 45° СШ
оптимальная
допустимая
оптимальная
допустимая
Групповые комнаты дневного пребывания
Ю, ЮВ, В
На ЮЗ не более 25 % комнат
Ю, ЮВ
Любая, кроме С, СЗ, З
Спальные комнаты
Любая, кроме северной части горизонта от 310°до 50°
Классы
ЮВ
На ЮЗ, З не более 25 % классов
Ю, ЮВ
Любая, кроме ЮЗ, З
Палаты изолятора и карантинного отделения
Ю, ЮВ
На ЮЗ не более 50 % коек отделения
Ю, ЮВ
Любая, кроме С, СЗ, З
Палаты для лежачих
Ю, ЮВ, В
На З, СЗ и СВ неболее 10 % коек отделения
Ю, ЮВ
На СЗ не более10 %
Учебно-производственные
Ю, ЮВ, В
На ЮЗ не более 25 %помещений
Ю, ЮВ, В
Любые,кроме З, ЮЗ
Кабинеты врачей, процедурные, комнаты сестер,лечебные помещения, комнаты персонала
Безограничения
Примечания
1 В классе для занятий ориентация указана дляосновного света слева.
2 При расположенииокон в противоположных стенах помещения ориентация не нормируется.
3.11 Необходимость мероприятий по решениюучреждений гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданиемна проектирование.
Требования к интерьеру и размерамвнутреннего пространства
3.12 Организациявнутреннего и внешнего пространства, учитывающая особенности детей-инвалидов,проектируется исходя из обязательных минимально допустимых параметровкомфортного проживания в соответствии с таблицами Б.1 — Б.2; В.1- В.2; Г.1- Г.8приложений Б — Г, рисунком2.
3.13 Оборудованиепомещений для детей- инвалидов следует принимать в соответствии сантропологическими и эргонометрическими данными детей, имеющих различныенарушения физического и умственного развития, в соответствии с рисунком2. Параметры помещений для детей с физическими недостатками (нарушениемзрения, слуха, речи) принимаются такими же, как и для помещений, рассчитанныхна здоровых детей, в этом случае площадь тела в плане равна 0,1 м2(в летней одежде).
Для слепых детей (состротой зрения 0 — 0,05), которые используют ориентировочную трость дляпередвижения в окружающем пространстве, среднюю площадь тела в плане следуетпринимать 0,4 м2.
Для детей споследствиями полиомиелита и церебральных параличей, аномальных детей площадьтела ребенка, занимаемая в плане, составляет:
— без использованиядополнительных опор — 0,25 м2;
— с однойдополнительной опорой — 0,2 м2;
— с двумядополнительными опорами — 0,3 м2 (по данным д-ра архит., проф. В.К.Степанова).
На основе антропологическихи эргонометрических данных детей-инвалидов жилые помещения следует принимать неменее, м2:
-спальные комнаты для детей-инвалидов с физическими недостатками — 4,0; дляслепых (с остротой зрения 0 — 0,05) — 4,5;
— спальные комнаты длядетей-инвалидов лежачих — 6,0;
— комнаты дневногопребывания — 3;
— классные комнаты вжилых ячейках — 2,5.
3.14 В составе жилойячейки для детей с физическими недостатками, для старшеклассников следуетпредусматривать дополнительно комнаты для индивидуальных занятий площадью на 1воспитанника не менее 1,5 м2/место, а для детей-инвалидов споследствиями полиомиелита и церебральных параличей — не менее 1,8 м2/место.
3.15При проектировании помещений рекомендуется пользоваться габаритными схемами,приведенными на рисунках 3 — 11.
4 Планировка участка
4.1 Дома-интернаты длядетей-инвалидов следует размещать на обособленных участках в озелененныхрайонах селитебной территории, вблизи подъездных дорог, действующих инженерныхкоммуникаций в пределах радиуса обслуживания пожарного депо, на расстоянии неменее 3000 м от промышленных предприятий, улиц и дорог с интенсивным движениемтранспорта и железнодорожных путей, а также других источников повышенного шума,загрязнения воздуха и почвы.
4.2 Площадь земельногоучастка учреждений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии стаблицами В.1 — В.2 приложения В.
При строительственового здания дома-интерната для детей-инвалидов в районах с затесненнойзастройкой площадь земельного участка может быть уменьшена, но не более чем на20 %.
4.3 На участке следуетразграничивать его территорию для площадок групп детей с сохранным интеллектоми детей умственно отсталых с учетом использования различными группамисоответствующих функциональных зон организованных площадок на одну группу илиобщую на 2-3 группы:
-учебно-производственной зоны (садово-ягодные участки);
— зоны отдыха(площадки для встречи с родителями, площадки, оборудованные скамейками истолами, цветниками, прогулочные дорожки, лужайки для игр);
— хозяйственной зоны(гараж, овощехранилище, котельная, мусоросборник, склад).
Площадь участка исостав площадок для различных групп следует принимать в соответствии стаблицами В.1 и В.2 приложения В и СНиП2.07.01 (таблица 7).
4.4 На территорииучастка следует предусматривать два самостоятельных въезда, один из въездовдолжен быть хозяйственным. При въезде на участок необходимо предусматриватьстоянку легковых машин на 3 — 5 машин (25 м2 на место).
4.5 Озеленение участкаследует принимать не менее 40 % площади участка.
4.6 Участок зданияучреждения для детей- инвалидов необходимо ограждать оградой высотой 2 м сзапирающимися калиткой и воротами.
4.7 Зданиядомов-интернатов следует размещать в пределах радиуса обслуживания пожарногодепо.
4.8 При проектированиипротяженных (блокированных) зданий должны быть предусмотрены сквозные проездышириной в свету не менее 4,25 м.
Степень огнестойкостидомов-интернатов для детей-инвалидов должна быть не ниже II степениогнестойкости.
5 Объемно-планировочные решения
5.1 Учреждения длядетей-инвалидов с сохранным интеллектом, а также учреждения для детей умственноотсталых формируются из жилых отделений, жилых групп и жилых ячеек, помещениймедицинского, хозяйственного и бытового назначения. При проектированиирекомендуется предусматривать вариант решения учреждения (многопрофильных) синтеграцией жилых отделений для детей с сохранным интеллектом и для умственноотсталых детей при четком разграничении отделений. Планировку здания необходиморешать исходя из функциональной структуры учреждения и с учетом СП35-101, с единым блоком медицинских, административных, хозяйственных,культурно-массовых помещений и столовой. Схема планировки здания длядетей-инвалидов представлена на рисунках 3 -5.Состав и площадь помещений следует принимать в соответствии с таблицами Г.3- Г.7приложения Г.
5.2 В составдомов-интернатов для детей- инвалидов входят следующие основные группыпомещений:
— приемно-карантинноеотделение;
— жилые отделения дляумственно отсталых детей;
— жилые отделения длядетей с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки;
— общественныепомещения:
-учебно-производственные;
— зальные;
— медицинские исенсорные;
— служебно-бытовые;
— пищеблок;
— культурно-массовые идосуговые помещения;
— помещения проживанияперсонала (при загородном размещении дома-интерната для детей-инвалидов).
5.3 Все основныегруппы помещений учреждений для детей-инвалидов должны быть, как правило,функционально изолированы и взаимосвязаны через коммуникационные пространства.На практике обеспечить всем группам помещений необходимую изоляцию достаточносложно. Поэтому допускаются некоторые группы помещений, кроме жилых,предусматривать проходными.
Функционально-планировочнуюорганизацию домов-интернатов для детей-инвалидов желательно проектировать собособленными жилыми отделениями, которые рекомендуется соединять с блокомобщественных помещений короткими (6 м) теплыми переходами, как показано на рисунке5.
Приемно-карантинноеотделение с изолятором
5.4Приемно-карантинное отделение следует проектировать с отдельным самостоятельнымвыходом на участок. Приемное отделение должно иметь непосредственную связь скарантинным отделением.
Площадь на одноприемно-смотровое место представлена в таблице 2.
Таблица 2 — Приемноеотделение
Помещения
Площадь, м2
Вестибюль-ожидальная
12
Уборная при вестибюле(с электрополотенцесушителем при шлюзе)
3
Приемно-смотровая
16
Санпропускник-раздевальная
6
Ванна с комнатой дляодевания
12
Место для хранения каталок
6
Комната длявременного хранения вещей поступающих
4
Комната для хранениямягкого инвентаря
4
ИТОГО:
63
В карантинномотделении количество мест ориентировочно принимается 3 % общего числадетей-инвалидов в доме-интернате.
5.5 Окна в карантинномотделении следует проектировать из небьющегося стекла. Высота подоконникапроектируется не менее 0,9 м от уровня пола. На окнах необходимо предусмотретьфрамуги или форточки, высоту размещения затворов фрамуг и форточек следуетпринимать от уровня пола 2,0 — 2,2 м.
Жилые ячейки
5.6 Жилые ячейки длядетей-инвалидов с физическими недостатками, но с сохранным интеллектом следуетдифференцировать в зависимости от возраста и степени инвалидности всоответствии с таблицей Г.1приложения Г и рисунком 6:
— для дошкольников -тип 1а;
— для подростков истаршеклассников — тип 1б;
— для лежачих,обездвиженных детей — тип 1в.
5.7 Жилую ячейку тип1а следует предусматривать для детей-инвалидов в возрасте 3-7 лет. Жилая ячейкадолжна включать жилые комнаты на 4 — 6 человек, буфетную, комнату для игр, раздевальную,комнату воспитателя и санитарно-гигиенические помещения в соответствии с рисунками5 и 7.
5.8 Жилую ячейку тип1б следует предусматривать для детей-инвалидов подросткового возраста,подготовительной группы к общеобразовательным школьным занятиям в возрасте 6-7лет и группы детей профессионального обучения 8-16 лет.
В жилой ячейке должныбыть жилые комнаты на 2-3-4 человека, которые представлены на рисунках 6и 8.
В составе жилой ячейки1б следует предусматривать классы для обучающихся детей, состав и площадикоторых представлены в таблице Г.3приложения Г.
Помещения жилой ячейкидля детей с нарушением опорно-двигательного аппарата следует проектировать сучетом функциональных зон, обеспечивающих подъезд ребенка-инвалида вкресле-коляске к любой точке помещения, зону размещения кресла-коляски следуетпринимать шириной — 0,9 м и длиной — 1,5 м.
5.9 Жилая ячейка тип1в предусматривается для лежачих детей, имеющих физические недостатки, неспособных к передвижению, физически обездвиженных. Жилые комнаты следуетрассчитывать на возрастные группы от 3 до 7 лет и от 8 до 16 лет. Вместимостьжилых комнат следует проектировать на 6 — 8 человек.
Для удобстванаблюдения за проживающими в жилых ячейках типа 1в шлюз-передняя непредусматривается. В ванной комнате следует предусмотреть зону для мытьяклеенок. Состав и площади помещений жилой ячейки 1в представлены в таблицеГ.1 приложения Г и на рисунке 10.
5.10 Жилые ячейки дляумственно отсталых детей следует дифференцировать в зависимости от возраста истепени инвалидности по таблице Г.2приложения Г и рисунку9:
— для младшей группы -тип 2а;
— для средней истарших групп — тип 2б;
— для лежачихдетей-инвалидов — тип 2в.
5.11 Жилую ячейку тип2а следует предусматривать для детей младших групп в возрасте 4-8 лет снарушенным интеллектом. В жилых ячейках тип 2а следует предусматривать: комнатувоспитателя, игровую-столовую, жилые комнаты на 4 — 6 чел. Схема планировкижилой ячейки 2а представлена на рисунках 7,10. Состав иплощади помещений жилой ячейки 2а представлены в таблице Г.2приложения Г.
5.12 Жилая ячейка тип2б рассчитывается для детей в возрасте 8-12 лет и 12-18 лет, свободно или струдом передвигающихся, способных к обучению. Жилые комнаты принимаютсявместимостью на 2 — 3 — 4 чел. Схема планировки жилой ячейки представлена на рисунках 8 и 9. Состав иплощади помещений жилой ячейки типа 2б принимаются согласно таблице Г.2приложения Г.
5.13 В составепомещений жилой ячейки типа 2б для умственно отсталых детей 8-12 лет следуетпредусматривать учебные помещения (классы) исходя из подготовительной работы сребенком по овладению им трудовыми навыками для дальнейшего обучения вучебно-производственных мастерских.
5.14 Жилую ячейку тип2в следует предусматривать для детей-инвалидов умственно отсталых, не способныхк передвижению, обездвиженных, лежачих. Она состоит из жилых комнат на 6-8чел., при которых размещаются ванна с зоной для мытья клеенок, буфетная икладовые для уборочного инвентаря и хозяйственные встроенные шкафы. В жилойячейке типа 2в возможно размещение двух спален, вариант такого решенияпредставлен на рисунках 9 и 10.
Состав и площадипомещений жилой ячейки типа 2в представлены в таблице Г.2приложения Г.
5.15 Раздевальныепомещения для жилых ячеек типов 2а и 2б следует оборудовать встроенными шкафамис подсушкой одежды и обуви.
В спальных помещенияхжилых ячеек следует предусматривать встроенные шкафы для хранения запасачистого белья и спальных принадлежностей (0,15 м2/чел.). Схемырешения жилых ячеек типа 2 представлены на рисунке 9.
5.16 На каждые двежилые ячейки обучаемых детей-инвалидов рекомендуется устраивать однунеотапливаемую веранду площадью 1 м2/чел.
Учебныепомещения
5.17 Для занятийобучаемых умственно отсталых детей, подготовительных групп трудового обучения(для среднего и старшего возраста детей) могут использоваться также комнатытрудотерапии, планировочная схема которых представлена на рисунке 11.
5.18 Учебная группапомещений для 1-го класса состоит из помещений для индивидуальных занятий икомнаты для игр, выполняющей функцию рекреационного помещения для отдыха вовремя занятий. Площади помещений приведены в таблицах Г.1и Г.2приложения Г.
5.19 Учебная группапомещений для воспитанников II-IV классов состоит из классных комнат,мастерских для трудового обучения, рекреаций и санитарных узлов, площадикоторых представлены в таблице Г.3приложения Г.
5.20 Учебная группапомещений для средних и старших классов состоит из учебных классов, кабинетовлабораторий, лаборантских при них, рекреационных помещений и санитарных узлов.
Учебные кабинеты илаборатории для средних и старших классов могут быть использованы для кружковыхи индивидуальных занятий в неурочное время.
5.21 Лаборантскиепредусматриваются при каждом кабинете, а при лабораториях — по каждому предмету(химии, физике, биологии). Лаборантские являются местом для размещенияотраслевой библиотеки, информационно-пленочных материалов, частичного хранениясредств обучения, наглядных пособий. Состав помещений учебной ипрофессиональной подготовки для детей с сохранным интеллектом представлен втаблице Г.3приложения Г.
5.22 Рекреационныепомещения проектируются из расчета не менее 1 м2 на одного учащегосяс учетом их универсального использования для занятий кружков, секций, игр (втом числе настольного тенниса).
5.23 Площадь классапринимается из расчета 2 м2 на человека. Классы оборудуютсяодноместными столами для детей, доской школьного типа, однотумбовым столом длявоспитателя, шкафами для хранения наглядных пособий и тетрадей.
5.24В классах необходимо предусмотреть сквозное или угловое проветривание, котороедопускается осуществлять через рекреационное помещение или коридор.
Площадь застекленнойповерхности окон в классах составляет 1/5 — 1/6площади пола; 50 % окон следует устраивать с фрамугами или форточками. На столыобучающихся детей свет должен падать слева.
5.25 Учебные кабинетыдля детей средней имбецильности (ручного труда, домоводства, агротехники ит.п.) должны состоять из двух помещений: собственно помещения для занятий икомнаты для хранения инструмента и запасного материала.
Учебно-производственныемастерские
5.26 Дляпроизводственной практики обучающихся предусматриваются учебно-производственныемастерские (УПМ). Учебно-производственные мастерские следует проектироватьраздельно для детей-инвалидов с сохранным интеллектом в возрасте 8-16 лет и дляумственно отсталых детей в возрасте 12-18 лет. Состав и площади помещенийпредставлены в таблице Г.3приложения Г.
5.27 Для детей ссохранным интеллектом учебно-производственные мастерские (далее — УПМ)профессиональной подготовки включают учебные классы, учебные кабинеты, мастерские.Взаимосвязь учебно-производственных помещений профессиональной подготовкидолжна осуществляться через коридоры и рекреации при обеспеченииизолированности всех учебных кабинетов и мастерских.
Площадь учебныхпомещений рассчитывается для воспитанников I-IV классов 1,7 м2/место;V-IX (или V — XI) классов — 2,2 м2/место.
5.28 Длясамостоятельно передвигающихся умственно отсталых детей помещения УПМпринимаются из расчета от 3 до 8 м2/место.
5.29 Высоту помещенийдля учебно-производственных мастерских рекомендуется принимать 4,2 м.
5.30 При УПМ на каждуюмастерскую площадью 90 м2 предусматриваются: комната организатораработ (8 м2), склады заготовок (12 м2); складскиепомещения должны быть связаны с мастерскими.
5.31Учебно-производственные мастерские детского дома-интерната для обучаемыхумственно отсталых детей состоят из классов, кабинета домоводства,производственных мастерских, кабинета заведующего учебной частью, методическогокабинета в соответствии с таблицей Г.3приложения Г.
5.32 Вдомах-интернатах для обучаемых умственно отсталых детей старшей группы в целяхосуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии необходимо созданиелечебно-трудовых мастерских (далее — ЛТМ), таблица Г.3,п. 31приложения Г.
Для детей-инвалидов 16-18лет следует проектировать ЛТМ, предусматривающие профессии почтальона -оператора электронной почты, переплетчика и др. Выбор профиля мастерскихуточняется заданием на проектирование в зависимости от контингента детей, атакже конкретных условий и возможностей места строительства.
5.33 Площадь помещениймастерских определяется из условий размещения станочного оборудования, столаинструктора и рабочих мест обучаемых. При этом следует учитывать, чторасстояние между рядами (проход вдоль мастерской) должно быть не менее 90 см.
5.34 В мастерских длядетей-инвалидов ширина основного прохода- 1,5 м, расстояние между столами вряду, предназначенными для детей- инвалидов, должно быть не менее 1,5 м всоответствии с рисунком 11.
5.35 Лечебно-трудовыемастерские следует предусматривать для детей-инвалидов старших групп -воспитанников с сохранным интеллектом и нарушенным интеллектом, способных кчастичному самообслуживанию. Вместимость и профиль лечебно-трудовых мастерскихследует определять заданием на проектирование и в соответствии с таблицей Г.3приложения Г.
Медицинскиепомещения
5.36 Медицинскиепомещения предназначаются для лечебных и коррекционно-оздорови- тельныхмероприятий. Их следует проектировать общими на весь дом-интернат длядетей-инвалидов.
Общие на зданиемедицинские помещения домов-интернатов для детей-инвалидов состоят из кабинетовврачей, врачей-консультантов, кабинета медсестры, физиотерапевтическогокабинета, общеклинической лаборатории, аптеки, кабинета ЛФК, сенсорной ипозиционирующей комнат. Состав и площади помещений представлены в таблице Г.4 приложения Г.
При планировкелечебных помещений следует учитывать, что умственно отсталые дети на процедурыприходят группами до 15 чел. в сопровождении персонала, процедуры происходят воткрытых просматриваемых помещениях, залах. Применение закрытых кабинзапрещается.
Служебно-бытовыепомещения
5.37 В составслужебно-бытовых помещений входят следующие помещения: вестибюль 0,5 м2/место с гардеробом и санузлом, комната для посетителей, помещениеинженерно-технического персонала, комната отдыха персонала, кабинет директора,заместителя директора по хозяйственной части, бытовые помещения персонала скомнатой отдыха, кладовые сезонной одежды и обуви, мебели и инвентаря, комнатабухгалтерии, архив, парикмахерская, мастерская текущего ремонта оборудования иинвентаря (36 м2), хозяйственный склад (36 м2),радиоузел, АТС, прачечная-постирочная с группой помещений, площади которыхследует принимать по таблице Г.5приложения Г.
5.38Прачечную-постирочную следует проектировать из расчета ее работы в две сменыпроизводительностью 1 кг белья в сутки на одно место для отделений детей,имеющих отклонение в развитии (с сохранным интеллектом и умственно отсталых); 2кг белья в сутки на одно место для лежачих детей, имеющих отклонение вразвитии.
5.39 В составпрачечной-постирочной входят: помещение для сортировки грязного белья спостирочной, дезинфицирующее отделение, помещение для хранения дезинфекционныхсредств и приготовления растворов, центральная бельевая; комната для храненияодежды, предназначенной на списание, помещения для персонала в соответствии стаблицей Г.5приложения Г.
Помещенияобщественного питания
5.40 Вдомах-интернатах для детей-инвалидов предусматриваются помещения питания:
— буфетная с мойкой нажилую ячейку, в которую из производственных помещений кухни-столовой длякатегории детей, передвигающихся с трудом, лежачих питание доставляется вбочках и термосах в помещение буфетной жилой ячейки. Питание происходит в жилойкомнате. В жилых ячейках для обездвиженных детей помимо буфетных проектируютсяшкафы для хозяйственных принадлежностей и место для тары, площадь которыхследует принимать в соответствии с таблицами Г.1 и Г.2приложения Г;
— столовая с обеденнымзалом (пищеблок), рассчитанная в целом на учреждение. Столовая работает насырье. Обеденный зал проектируется на детей самостоятельно передвигающихся.Состав и площади столовой и обеденного зала следует принимать в соответствии стаблицей Г.6приложения Г, справочным пособием к СниП«Проектирование общественного питания» и СанПиН2.4.1201.
5.41 Площадьобеденного зала столовой следует принимать для детей-инвалидов младших групп1,4 м2/место, для детей-инвалидов средних и старших групп — 2,4 м2/место.При количестве более 150 мест следует предусматривать несколько залов(два-три). Рядом с обеденным залом для персонала рекомендуется предусматриватьобеденный зал площадью не менее 14-16 м2.
Зальныепомещения
5.42 Зальные помещенияследует предусматривать для детей с сохранным интеллектом и умственно отсталыхобучаемых детей-инвалидов. Зальные помещения включают спортивный и актовыйзалы, фойе. Состав и площади зальных помещений представлены в таблице Г.7приложения Г.
5.43 Площадь актовогозала проектируется из расчета размещения в нем 75 % воспитанников при 0,8 м2площади на одно место в соответствии с таблицей Г.7 приложения Г.
Помещениякультурно-массового и досугового назначения
5.44 Состав и площадипомещений культурно-массового назначения рекомендуется проектировать всоответствии с таблицей Г.7 приложения Г.
5.45 Длядетей-инвалидов, нуждающихся в улучшении координации движения, проектируетсязал ритмики (занятия под музыку) площадью из расчета 5 м2 навоспитанника.
5.46Площади кинопроекционной радиоузла следует принимать в соответствии стребованиями СНиП 2.08.02.
5.47 В доме-интернатедля детей-инвалидов рекомендуется проектировать библиотеку, включающуючитальный зал, — 2,5 м2/место, книгохранилище площадью не менее 18 м2и информационно-справочную комнату площадью не менее 12 м2.Количество мест в читальном зале рекомендуется принимать 10 % вместимостидома-интерната.
6 Инженерное оборудование
Водоснабжениеи канализация
6.1 В домах-интернатахдля детей-инвалидов следует предусматривать хозяйственно-питьевое,противопожарное и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки,проектируемые в соответствии со СНиП 2.04.01 и СНиП 2.08.02.
6.2 На сетихозяйственно-питьевого водопровода следует предусматривать отдельный кран дляприсоединения шланга (рукава) в целях возможности его использования в качествепервичного устройства в жилых ячейках пожаротушения на ранней стадии.
Шланг долженобеспечивать возможность подачи воды в любую точку жилой ячейки с учетом длиныструи 3 м, быть длиной не менее 15 м, диаметром 19 мм и оборудованраспылителем.
6.3 В кранахумывальников и душевых жилых ячеек следует устанавливать термостатическиерегуляторы, исключающие подачу горячей воды температурой более 50 °С.
6.4 Нагревательныеприборы в помещениях для пребывания детей должны иметь ограждения,обеспечивающие нормальную конвекцию воздуха и удобства чистки приборов.
6.5 В районах безцентрализованных инженерных сетей допускается в одно-двухэтажных зданияхдомов-интернатов на 50 мест проектировать неканализованные уборные(люфт-клозеты), предусматриваемые в жилых ячейках в пределах отапливаемой частиздания в соответствии со СНиП 2.08.02, п. 3.51.
Отопление,вентиляция и кондиционирование воздуха
6.6 В домах-интернатахследует предусматривать отопление, вентиляцию с естественным побуждением согласноСНиП41-01.
Расчетные параметрывоздуха и кратность воздухообмена в помещениях следует принимать с учетомданных таблицы Г.8приложения Г.
Необходимостьустройства кондиционирования воздуха устанавливается соответствующимидокументами.
6.7 Для помещений снормируемой вытяжкой компенсацию удаляемого воздуха следует предусматривать какза счет поступления наружного воздуха, так и за счет перетекания воздуха издругих помещений жилой ячейки.
Вытяжную вентиляциюжилых комнат, жилых ячеек следует предусматривать через вытяжные каналы кухонь,уборных, ванных, сушильных шкафов.
Если метеорологическиеусловия и чистота воздуха не могут быть обеспечены вентиляцией с естественнымпобуждением, следует предусматривать вентиляцию с механическим побуждениемпритока и удаления воздуха или комбинированную вентиляцию с естественным притокоми удаление воздуха через вентиляционные каналы с частичным использованиеммеханического побуждения согласно СНиП 41-01, п. 7.1.2.
6.8 Систему вентиляцииследует предусматривать с раздельными вентиляционными коробами для каждой изжилых групп, размещенных в пределах одного пожарного отсека, согласно СНиП 41-01.
На воздуховодах системобщеобменной вентиляции необходимо предусматривать противопожарные клапаны,воздушные затворы, место и расположение которых принимаются по СНиП 41-01,п. 7.11.1.
6.9 Отопительныеприборы, трубопроводы с температурой поверхности доступных частей выше 75 °С впомещениях домов-интернатов, лестничных клетках, вестибюлях должны иметьзащитные ограждения (съемные деревянные решетки) или тепловую изоляциютрубопроводов согласно СНиП 41-01, п. 4.4.3, СНиП 2.08.02, п.3.4.
6.10 В одноэтажныхзданиях домов-интернатов для детей-инвалидов с общим числом мест 100(сооружаемых в пригородных поселках) допускается устраивать печное отопление.Топочное отверстие и печные заслонки должны обслуживаться из подсобныхпомещений, имеющих окна, форточки и каналы вытяжной вентиляции. Припроектировании следует учитывать требования СНиП 41-01, п. 6.6.
ЭлектроПрофессиональныйустройства
6.11 Вдомах-интернатах следует предусматривать электроосвещение, силовоеэлектрооборудование, телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны извуковую сигнализацию. Диспетчеризацию систем инженерного оборудования следуетпредусматривать в проектах застройки микрорайона.
Внутридомовые, внутрижилых ячеек и жилых отделений электрические сети должны оборудоватьсяустройствами защитного отключения согласно ПУЭ и СанПиН2.4.1201.
6.12 Вдомах-интернатах установку штепсельных розеток рекомендуется предусматривать вследующих помещениях: комнате коррекции, раздевальных, медицинской комнате,приемной изолятора, процедурном кабинете, кабинете заведующего, комнатахперсонала, завхоза, в комнатах психологической разгрузки, в помещениях дляфизкультурных занятий, в общем рекреационном пространстве. В групповой, залегимнастических занятий, в классах для использования технических средствобучения предусматриваются по две штепсельные розетки, в компьютерных классах -по числу устанавливаемых компьютеров.
6.13 Штепсельныерозетки и выключатели для общего освещения должны находиться на высоте 1,8 м отуровня пола.
6.14 В комнатахкоррекции для детей с нарушением зрения количество розеток следуетпредусматривать в соответствии с размещаемым оборудованием (как правило, почетыре двойные штепсельные розетки). Высота размещения — 1 м от уровня пола.
6.15 В зданияхучреждений необходимо предусматривать прямую телефонную связь помещения постастаршей медсестры с ближайшей пожарной частью.
Двусторонняяселекторная связь предусматривается между кабинетом заведующего со следующимипомещениями: групповыми, медицинской комнатой, пищеблоком, комнатой завхоза,комнатой охранника, вахтера и комнатой кастелянши.
6.16Проектирование систем автоматизации помещений административного и медицинскогообслуживания следует выполнять в соответствии с ВСН 281, а также НПБ 104 и НПБ110.
Иллюстрации
СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОМЕЩЕНИЙ
1
1 — жилые группы для детей-инвалидов сфизическими недостатками, с сохранным интеллектом; 2 — жилые группы для лежачих детей-инвалидов с сохранныминтеллектом; 3 — жилые группы для детей-инвалидов умственно отсталых, способныхк обучению; 4 — жилые группы для детей-инвалидов умственно отсталых, не способных к обучению; 5 — жилые группы длялежачих детей-инвалидов умственно отсталых
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
2
Антропологические данныедетей и высота рабочей мебели в зависимости от роста учащихся
Обозначение габаритов
Рост учащихся, см
до 130
131-145
146-160
161-175
свыше 175
Н1
123,5
138
153,7
168,8
179,5
Н2
112
128
143,5
158
169
Н3
88
98
109
120
128
Н4
140
160
180
200
220
В1
32,6
35,4
39
43,2
44,8
В2
123
138
153
169
179
В3
16,5
17,5
19
21,4
22
В4
50,6
53,6
58
62
62,5
Н5*
32
36
40
44
48
Н6**
54
60
66
72
78
Н7***
55(75)
60(85)
70(95)
80(105)
—
В5
50
50
50
50
50
*В соответствии с ГОСТ11016-93.
** В соответствии с ГОСТ11015-93
***Дана высота верстака столярного, в скобках — слесарного.
СХЕМА ДОМА-ИНТЕРНАТА С ЛТМДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
3
1 — вестибюль;приемно-карантинное отделение; 2 — жилая ячейка типа 1а; 3 — жилая ячейка типа1б; 4 — жилая ячейка типа 1в; 5- класс; 6 — медицинская служба; 7-помещения оздоровительной физкультуры; 8 -столовая; 9 — лечебно-трудовая мастерская (ЛТМ), мастерские трудового обучения;10 — учебно-производственная мастерская (УПМ); 11 — помещения администрации; 12 — жилая ячейка типа 2а; 13 — жилая ячейка типа 2б; 14 — жилая ячейка типа 2в; 15 — сенсорное помещение; 16- изолятор; 17 — жилаяячейка типа 2в
СХЕМА ПЛАНИРОВКИ ДОМА-ИНТЕРНАТА С МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ
4
I -отделение для детей-инвалидов с сохранным интеллектом; II -отделение для детей умственно отсталых; III -центральная в плане группа помещений, рассчитанных на обслуживание двухсамостоятельных, обособленных друг от друга отделений для детей-инвалидов ссохранным интеллектом и детей умственно отсталых
1 — вестибюльс гардеробом; 2 — кабинет директора; 3 — медицинская служба; 4 — спортивные ифизкультурно-оздоровительные учреждения; 5 — блок питания; 6 -приемно-карантинное отделение; 7 -изолятор; 8 — жилая ячейка типа1в; 9 — классы; 10 — актовыйзал; 11 — профессиональныемастерские; 12 — лаборантские; 13 — медицинские процедурныекабинеты; 14 — жилая ячейкатипа 2в; 15 — помещения длязанятий; 16 — мастерские трудотерапии; 17- сенсорные помещения; 18 — жилаяячейка типа 1а; 19 — жилаяячейка типа 1б; 20 — солярий; 21 — жилая ячейка типа 2а; 22 — жилая ячейка типа 2б; 23 — место для кресел-колясок; 24 — лифт; 25 — административно-служебные помещения; 26 — прачечная
СХЕМА ПЛАНИРОВКИДОМА-ИНТЕРНАТА С ВЫДЕЛЕННЫМИ ЖИЛЫМИ ОТДЕЛЕНИЯМИ
5
1 -жилые отделения (блоки);
2 -школа, профессиональные и трудовые мастерские;
3 -административно-бытовые помещения;
4 — медицинскаяслужба;
5- пищеблок
ЖИЛЫЕ ЯЧЕЙКИ ДЛЯДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С СОХРАНННЫМ ИНТЕЛЕКТОМ
6
A. Планировочнаясхема жилой ячейки типа 1а для дошкольников
1 — раздевальная;2 — игровая; 3 — столовая; 4 — буфетная с мойкой;5 — класс; 6 — комната воспитателя; 7 — санузел; 8 — комната для сушки одежды иобуви; 9 — гладильная; 10 -спальная комната на 6 мест; 11 -спальная комната на 4 места; 12 -кладовая демонстрационного и подсобного материала
Б. Планировочная схема жилойячейки типа 1б для подростков и старшеклассников
1 -раздевальная; 2 — спальнаякомната на 4 места; 3 — спальная комната на 3 места; 4 — комната воспитателя складовой личных вещей; 5- комната отдыха; 6 — буфетная; 7 — комната для занятий с кладовой; 8 — туалет; 9 — умывальник; 10 — комната для сушки одежды и обуви
B. Планировочнаясхема жилой ячейки типа 1в для лежачих детей-инвалидов с сохранным интеллектом
1 — кровать (200×90 см); 2 — встроенный шкаф для спальныхпринадлежностей и чистого белья; 3 -умывальник (60×40 см); 4 — буфет-мойка (180×60 см); 5 — каталка(225×60 см); 6- ванна (170×70 см); 7 — слив (45×50 см); 8 — встроенный шкаф для суден; 9 — шкаф для хозяйственныхпринадлежностей; 10 — надкроватныйстолик; 11 — комнатавоспитателя с кладовой для демонстрационного школьного материала; 12 — спальная комната на 8 мест
ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ СПАЛЬНОЙКОМНАТЫ И ОБЕДЕННОГО МЕСТА
7
А. Планировочная схема спальной комнаты на 6мест для детей-инвалидов младших групп дошкольников;
Б. Планировочная схема обеденного места встоловой с буфетной
1 — кровать 190(200)×70 см; 2 -тумбочка 40×50 см; 3 — инвалидная коляска; 4 — шкаф комбинированный; 5 — стол 100×60 см; 6 — стул40×40 см; 7 — стол детский обеденный 140(160)×90см
ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ СПАЛЬНЫХКОМНАТ
8
А — четырехместнаяспальная комната; Б -трехместная спальная комната; В -двухместная спальная комната
1 — кровать190×70 см; 2 — диван; 3 — тумбочка40×80 см; 4 — тумбочка40×40 см; 5 — стол 60×100 см; 6 — стул 40×40 см; 7 — кресло50×50 см; 8 — торшер; 9 -банкетка; 10 — инвалиднаяколяска; 11 — комбинированныйшкаф
ЖИЛЫЕ ЯЧЕЙКИ ДЛЯ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ЛЮДЕЙ
9
A Планировочная схема жилой ячейки типа 2адля младшей группы детей-инвалидов
1 — раздевальная;2 — групповая-столовая; 3 -буфетная с мойкой; 4 — спальнаякомната на 8 мест; 5 — спальная комната на 6 мест; 6 — умывальная; 7 — туалетная; 8 — ванная
Б. Планировочная схема жилой ячейки типа2б для детей-инвалидов подростковой и старшей трудового обучения групп
1 — раздевальная;2 — комната дневного пребывания; 3 — класс; 4 — спальная комната на 8 мест; 5 -спальная комната на 6 мест; 6 — туалетная; 7 — умывальная; 8 — ванна; 9 — шкафдля демонстрационного материала; 10 -бытовая кладовая; 11 — буфетнаяс мойкой
B.Планировочная схема жилой ячейки типа 2в для необучаемых, лежачихдетей-инвалидов
1 — спальная комната на 8 мест; 2 — спальная комната на 6 мест; 3 -ванная со шкафом для суден; 4 — буфетная с мойкой; 5 — кровать (200×90см); 6 — встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 7 — умывальник (60×40 см); 8 -каталка (224×60 см); 9 — ванна; 10- слив; 11 — встроенныйшкаф для суден; 12 — шкаф для хозяйственных принадлежностей; 13 — надкроватныйстолик
ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА СПАЛЬНОЙКОМНАТЫ
10
I- планировочная схема жилых комнат жилойячейки типа 1в для лежачих детей с сохранным интеллектом
А — спальнаякомната; Б — комната воспитателя; В -буфетная с мойкой; Г — ванная со шкафом для суден
1 — кровать (200×90 см); 2 — встроенный шкаф для спальныхпринадлежностей и чистого белья; 3 — умывальник;4 — буфетная с мойкой(180×60 см); 5 — каталка; 6 — ванна; 7 — слив (45×50 см); 8 — встроенный шкаф для суден; 9 -шкаф для хозяйственных принадлежностей; 10- надкроватный столик; 11 -кладовая для демонстрационного школьного материала
II — планировочнаясхема жилых комнат жилой ячейки типа 2а для лежачих детей умственно отсталых
А — спальныекомнаты на 6 и 8 чел.; Б — ванная со шкафом для суден; В — буфетная с мойкой
1 — кровать (200×90 см); 2 — встроенныйшкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 — умывальник; 4 — каталка; 5 — ванна; 6 — слив(45×50 см); 7 -встроенный шкаф для суден; 8 — шкаф для хозяйственных принадлежностей; 9 -надкроватный столик
ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ТРУДОТЕРАПИИ
11
Планировочнаясхема лечебно-трудовой мастерской по ремонту аппаратуры и бытовой техники
1 — столмонтажный;
2 — стенд испытательный;
3 — столс вытяжкой;
4 — столмастера;
5 — мойка;
6 — стеллаж для материалов;
7 — табурет с регулируемым сиденьем;
8 — стеллажмастера;
9 — столмедсестры;
10 — шкаф медицинский одностворчатый;
11 — стул
Приложение АТермины и определения
Дом-интернат для детей инвалидов, имеющих отклонение вразвитии, является учреждением стационарного содержания детей с сохранныминтеллектом (3-18 лет) и детей умственно отсталых (4-18 лет).
Жилое отделение — часть здания учреждения дома-интернатадля детей-инвалидов, состоящая из нескольких жилых ячеек, объединенных общимина отделение помещениями.
Жилая ячейка — часть жилого отделения дома-интернатадля детей-инвалидов. Жилая ячейка состоит из жилых комнат — спальни, групповойкомнаты для занятий и общественных помещений — санитарно-гигиеническихпомещений, раздевальной, хозяйственных помещений, буфетной.
Комната позиционирования — являетсямедицинским помещением для детей-инвалидов. Комната позиционированияиспользуется для разнообразных терапевтических поз-укладок в зависимости отмедицинских показаний ребенка-инвалида.
Сенсорная комната — являетсямедицинским реабилитационным помещением для детей-инвалидов с различнымифизическими и умственными недостатками. Сенсорная комната предназначается дляпсихического и физического развития нуждающихся в реабилитации детей-инвалидов.Сенсорная комната оснащается аппаратурой с набором различных управляемыхпереключателей, сенсорной панелью, стимулирующей двигательные, визуальные иакустические эмоции.
Стационарные учреждения социального обслуживаниядетей-инвалидов — учреждения, состоящие из жилых помещений дляпостоянного проживания в домах-интернатах детей-инвалидов с различной степеньюинвалидности и комплекса служб социально-бытового и медицинского иучебно-воспитательного назначения для проживающего в учреждении контингента.
Функциональная зона — пространство дляосуществления одного или нескольких схожих процессов, ограниченных какими-либограницами различных зон, характеризующихся определенными признаками.
Эргонометрические параметры — параметры человекав условиях покоя, движения или какой-либо деятельности.
Приложение Б
(Справочное)Возрастные группы детей-инвалидов в доме-интернате
Таблица Б.1- Группы детейс сохранным интеллектом
№ п.п.
Наименование групп
Возраст детей,лет
Количество мест в спальнойкомнате/количество спальных комнат в жилой ячейке* для детей, имеющихотклонение в развитии
Нарушениезрения
Нарушениеслуха
Нарушение речи
Нарушениеопорно-двигательного аппарата
Лежачие
1
Дошкольная группа
3-7
2
Подготовительная группа к общеобразовательнымшкольным занятиям
6-7
3
Группапрофессионального обучения
8-16
* В числителе указано количество мест вспальной комнате, в знаменателе указано количество спальных комнат в жилойячейке.
Примечание- Возрастные группы детей приводятся всоответствии с рекомендациями «О мерах по улучшению работы социальныхучебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки вфизическом и умственном развитии».
Таблица Б.2 — Группыумственно отсталых детей
№ п.п.
Наименование групп
Возраст детей, лет
Количество мест в спальной комнате/количество спальных комнат в жилой ячейке* для детей, имеющих отклонение вразвитии
Самостоятельно передвигающиеся
Передвигающиеся с трудом с помощьюприспособления
Не способные к самостоятельномупередвижению
Лежачие
Обучаемые дети
1
Дошкольная группа
4-8
2
Подготовительная группа к трудовому обучению
8-12
3
Группа трудового обучения
12-18
4
Диагностическая группа
4-18
Необучаемые дети
5
Младшая группа
4-8
6
Средняя группа
8-12
7
Старшая группа
12-18
* В числителе указано количество мест вспальной комнате, в знаменателе указано количество спальных комнат в жилойячейке.
Примечания
1 Возрастные группыдетей-инвалидов приводятся согласно типовому положению о доме для престарелыхи инвалидов, утвержденному постановлением Госкомитета совета Министров СССРпо труду и социальным вопросам от 20 июня 1978 г. № 202.
2Диагностическая группа создается с целью выяснения степени умственнойотсталости, возможности трудового обучения и уточнения методовкоррекционно-воспитательной работы с воспитанниками.
Приложение В
(рекомендуемое)Площади земельных участков
Таблица В.1 — Составфункциональных зон
№ п.п.
Площади функциональных зон
Площадь площадок, м2, привместимости дома-интерната для детей-инвалидов, мест
100
120
200
Для детей с сохранным интеллектом
Для детей умственно отсталых
Для детей с сохранным интеллектом
Для детей умственно отсталых
Для детей с сохранным интеллектом
Для детей умственно отсталых
1
Детскиеплощадки:
групповые
2,08
2,08
1,9
1,8
1,5
1,2
общиефизкультурные
12,5
11
10
8
9
7
огород-ягодник
0,12
0,1
0,12
0,1
0,1
уголокдля животных и птиц
0,18
—
0,16
—
0,15
—
2
Хозплощадки
1
1,2
1,0
1,2
1
1,2
3
Дороги, проезды
По расчету всоответствии с планировкой
4
Зеленые посадки
Не менее 40 %площади участка
5
Теневой навес
2,6
2,08
2,2
2
2
1,8
Таблица В.2 — Площадьземельного участка
Тип здания
Вместимость, мест
Площадь участка, м2/место
Дом-интернатдля детей-инвалидов
100
80
120
60
200
50
Примечание- Площадьучастков промежуточной вместимости определяется интерполяцией.
Приложение Г
(рекомендуемое)Состав и площади помещений домов-интернатов длядетей-инвалидов
Таблица Г.1 — Жилоеотделение для детей с сохранным интеллектом, жилые ячейки тип 1 (а, б, в)
№п.п.
Помещения
Расчетнаяплощадь на 1 место, м2 (или площадь помещения, м2)
Жилыеячейки для младших групп
Жилыеячейки для подростков и старшеклассников
Тип1а
Тип1в
Тип1б
Тип1в
Нарушениеслуха и речи
Нарушениезрения
Нарушениеопорно-двигательного аппарата
Лежачиеобездвиженные
Нарушениеслуха и речи
Нарушениезрения
Нарушениеопорно-двигательного аппарата
Лежачиеобездвиженные
А. Помещения жилых ячеек
1
Раздевальная
0,1
0,1
0,1
—
0,1
0,1
0,1
—
2
Групповая
4
4
4
—
4,
4
4
—
3
Спальная
4
4
4
6-8
4
4
4
6-8
4
Санузел,уборная, умывальная, душ
0,8
0,8
0,8
—
0,8
0,8
0,8
—
Ваннаясо шкафом для суден
—
—
—
(20) на 1-2 жил. ячеек
—
—
—
(20) на 1-2 жил. ячеек
5
Буфетная
(Не менее 4) на жилую ячейку
(6-9) на 1-2 жил. ячеек
(Не менее 4) на жилую ячейку
(6-9) на 1-2 жил. ячеек
6
Кладоваяхозяйственная
(2) на жилую ячейку
(4)
(2) на жилую ячейку
(4)
7
Комнатахранения уборочного инвентаря
(4) на жилое отделение
(4) на жилое отделение
8
Учебнаякомната для приготовления уроков
—
—
—
—
(12-18) на 1-2 жилые ячейки
—
9
Комнатавоспитателя
(12) на жилое отделение
(12) на жилое отделение
10
Летняяверанда
1
1
1
1
1
1
1
1
11
Класс
—
—
—
—
3
3
3
—
Б.Общие помещения на отделение (4-5 жилых ячеек)
12
Кабинетзаведующего
(12) на отделение
13
Постдежурного персонала
(6) на отделение
14
Комнатадежурной медсестры
(12-15) на отделение
15
Кабинетлогопеда
(12) на отделение
16
Кабинетортопеда
(12) на отделение
17
Местохранения кресел-колясок
(3) на жилую ячейку
18
Комнатадля хранения чистого белья
(12) на отделение
19
Помещениедля гимнастических и муз. занятий и лечебной физкультуры
0,2
0,2
0,2
—
0,2
0,2
0,2
—
20
Кабинетличной гигиены для девочек
(4) на жилое отделение
—
(4) на жилое отделение
—
21
Комнатадля встреч с родителями
(24) на отделение
22
Комнатаперсонала, при которой туалетная с душевой
(12) на отделение
Таблица Г.2 — Жилоеотделение для детей умственно отсталых, жилые ячейки тип 2 (а, б, в)
№ п.п.
Помещения
Расчетная площадь на 1 место, м2(или площадь помещения, м2)
Жилая ячейка для младшей группы
Жилая ячейка для средней и старшей групп
Тип 2а
Тип 2в
Тип 26
Тип 2в
Свободно передвигающиеся
Передвигающиеся с трудом
Лежачие
Свободно передвигающиеся
Передвигающиеся с трудом
Лежачие
А. Помещения жилыхячеек
1
Раздевальная
1
1
2
Групповая, в том числе используемая в качествеобеденного помещения
—
1,2
3
Спальная комната
4
4
6
6
6
6
4
Санузел: уборная, умывальная, душ и ванная
(8) на жилуюячейку
(9) на жилуюячейку
(5) на жилуюячейку
(9) на жилуюячейку
(5) на жилуюячейку
со шкафом для суден
1,6
—
—
1,6
5
Буфетная с мойкой
(3) на Жилуюячейку
(3) на жилуюячейку
6
Кладовая
—
—
(3) на жилуюячейку
(3) на жилуюячейку
(3) на жилуюячейку
(3)на жилуюячейку
7
Комната хранения уборочного инвентаря
(4) на жилуюячейку
8
Учебная комната для приготовления уроков
—
—
—
(12) на жилыеячейки
—
9
Комната психолога и воспитателя
—
—
—
(12-14) нажилые ячейки
10
Летняя веранда
1
1
1
1
1
1
11
Класс-комната трудового обучения
—
—
—
3
3
—
Б. Общие помещения на отделение (4-5 жил. ячеек)
12
Кабинет заведующего
(12) наотделение
13
Комната старшей медицинской сестры
(15) на отделение
14
Помещение для гимнастических и муз. занятий илечебной физкультуры
(12) наотделение
15
Комната встречи родителей с детьми
(20) наотделение
16
Комната персонала с туалетом и душевой
(8) наотделение
17
Комната хранения кресел-колясок
(6) на жилуюячейку
18
Комната хранения чистого белья
(12) наотделение
19
Комната личной гигиены для девочек
—
—
—
Один кабинетна жилую ячейку
—
20
Пост дежурного персонала
4 м2
Примечание- В группах для необучаемых детейраздевальная и групповая не предусматриваются, а площадь спален принимается 8м2/чел.
Таблица Г.3 — Помещенияучебной и профессиональной подготовки и трудового обучения
№ п.п.
Помещения
Площадь помещений, м2,учебной и профессиональной подготовки в доме-интернате для детей-инвалидов
Примечания
Для детей с сохранным интеллектом
Для детей умственно отсталых
на 1 место
общая площадь
на 1 место
общая площадь
1
Учебно-игровые комнаты для школьников имладших классов
4
3,6
Для разновозрастных групп
2
Классы на 8-10 детей
—
3
В домах-интернатах для детей с недостаткамиумственного развития допускается принимать количество обучающихся из расчетана 50 % детей от вместимостиучреждения
I-V классы
3
24-30
3
V-IX классы
3
24-30
3
X-XI классы
3,6
36
3
3
Класс на 12 человек
—
—
3
36
4
Кабинет домоводства
50
50+16
5
Производственные мастерские (столярная)
4,5
4,5
6
Склад сырья
16
На мастерскую
7
Склад готовой продукции
16
На мастерскую
8
Инструментальная комната
25
9
Кабинет методический и учебных пособий
40
10
Санузел
3×2
11
Кабинет зав. учебной частью
12
На отделение
12
Рекреационные помещения
1,2
1,4
13
Кабинет физики с лаборантской
54
54+18
14
Гимнастический зал
18×9
На отделение
15
Кабинет химии с лаборантской
54+18
Для средних и старших школьников (дляобучаемых детей)
16
Класс машинописи с подсобным помещением
54+18
17
Класс рисования — изостудия с кладовой
54+18
54+18
18
Компьютерный класс с подсобным помещением
54+18
То же
19
Класс биологии — живой уголок с лаборантской
54+18
»
20
Комната музыкальных занятий с кладовойинструментов
54+18
54+18
»
21
Классы:
21+10
Для средних и старших школьников (дляобучаемых детей)
чтения
36+10
математики
36
счета
36
22
Кабинет социально-бытовой адаптации, помещениедля приема гостей
72+10
36+10
23
Библиотека с книгохранилищем и читальнымзалом, кабинет русского и иностранного языков
120
60,0
На отделение
24
Методический кабинет
36
—
25
Кабинет заведующего учебной частью
18
18
26
Комната учителей, мастеров, организатора работ
54
54
27
Кладовая мебели, инвентаря
24
24
28
Санитарные узлы для мальчиков и девочек
по расчету
По расчету
Распределяются поэтажно
29
Учебно-производственные мастерские синвентарными и подсобными помещениями:
Для средних и старших школьников умственноотсталых
швейная
36+12+10
36
картонажно-переплетная
72+18+10
72
столярная
54+18+10
54
ткацкая
54+18+10
—
механической сборки
36+18
—
электромонтажная
36+18
—
токарно-фрезерная
72+18
—
гончарная
36+18+10
36
обувная
36
36
ручных ремесел (вязания, лозоплетения и пр.)
36+12+10
36+12+10
ремонта аппаратуры и бытовой техники
36+18+10
36+18+10
30
Класс подготовки младшего медицинскогоперсонала с кладовой учебных пособий
36+10
36+10
Для средних и старших школьников снедостатками умственного развития
31
Класс для обучения умственно отсталых детей
—
2,0
32
Лечебно-трудовые мастерские с кладовой:
60+18
60+18
По заданию на проектирование
мастерская производительногообщественно-полезного труда
1,7
1,7
картонажная мастерская
1,0
1,0
швейная мастерская
1,2
1,2
кулинария
18,0
18,0
помещение музыкальных занятий
36,0
36,0
кабинет домоводства
36,0
36,0
Таблица Г.4 — Помещениямедицинского обслуживания
№ п.п.
Помещения
Площадь помещений, м2, общихна отделения для детей с сохранным интеллектом и умственно отсталых детей привместимости домов-интернатов, мест
Примечания
100
120
200
1
Кабинет заместителя директора по медицинскойработе
16
18
18
2
Кабинет педиатра
15
15
15
3
Кабинет консультативного приема с темнойкомнатой
20+8
4
Кабинет старшей медицинской сестры
12
12
12×2
5
Комната клинической лаборатории (анализыкрови, мочи)
18,0
6
Аптечная комната
—
8+4
10+4
7
Стерилизационно-автоклавная с помещениемхранения и выдачи стерильных материалов
12+6
12+6
14+6
8
Стоматологический кабинет
16,0
9
Кабинет психоневролога
15
15
15×2
10
Кабинет логопеда
18
11
Кабинет ЛФК
24
36
12
Кабинет индивидуального массажа и занятий ЛФК
18
18+2
13
Ингаляторий
24
30
14
Кабинет гидротерапии
24
28
15
Раздевальная
14
14
16
Водолечение:
По 7-8 м2 на 1 ванну в открытомпомещении, одна ванна должна быть приспособлена для обслуживаниядетей-опорников
ванный зал
28
28×2
раздевальная
14
18
кабинет подводного массажа
18 (для детей с сохранным интеллектом)
17
Кабинет светолечения
12
12
18
18
Кабинет электролечения
19
Подсобная комната
10
20
Аминозиновый кабинет с подсобным помещением
18+6
21
Кабинет озокерито-парафинолечения, горячихукутываний
16+6 (длядетей с сохранным интеллектом)
22
Кабинет механотерапии
28
Для детей с сохранным интеллектом
23
Кабинет электросна
18
28
24
Кабинет оксигенотерапии
14
20
25
Кабинет психологической разгрузки
18
24
26
Комната персонала
14
12+2
27
Санитарные узлы для мальчиков и девочек сумывальниками в шлюзе
16
16×2
18×2
28
Комнаты хранения предметов уборки
4
4×2
4×2
29
Санузлы персонала с умывальниками в шлюзе
3
3×2
3×2
30
Сенсорная комната
18
24
36
31
Комната позиционирования
18
24
36
32
Диагностический кабинет
24
36
33
Отделение психиатрической помощи:
кабинет психиатра
12
12×2
комната медсестры
12
14
12×2
Таблица Г.5 -Состав площадей и общих помещений административно-бытового назначения
№ п.п.
Помещения
Площадь помещений, м2, привместимости домов-интернатов, мест
Примечания
100
120
200
1
Вестибюль с гардеробом для посетителей
74
80
90
2
Санитарные узлы мужские и женские сумывальником в шлюзе
10 (5×2)
10 (5×2)
15 (5×3)
3
Помещение дежурного
10
10
10
4
Кабинет директора
18
18
24
5
Канцелярия-приемная
12
14
18
6
Кабинет заместителя директора по хозяйственнойчасти
12
14
16
7
Помещение дежурного персонала техническогообслуживания
10
14
14
8
Бухгалтерия с кассой
12+4
12+4
18+4
9
Комната отдыха персонала
24
24
36
10
Комната сестры-хозяйки с кладовой
10+6
12+6
12+6
11
Кладовые грязного белья и чистого белья спочиночной
10+12
10+12
16+20
12
Помещение архива
8
10
12
Можетрасполагаться в подвале
13
АТС
18
18
24
То же
14
Гардероб персонала с душевой и санитарнымузлом
24
24
36
»
15
Кладовые, инвентарные
30
30
40
»
16
Помещение ремонта электроаппаратуры сподсобным помещением
12+4
12+4
14+6
»
17
Комнаты хранения предметов уборки
4+4
4+4
4+4
18
Постирочная
8+18+6
8+18+6
8+22+8
В случае если в составе помещенийхозяйственного обслуживания прачечная не предусмотрена
19
Прачечная-постирочная:
центральная бельевая с текущим ремонтом белья
18
18
20
комната хранения одежды для списания
6
6
6
помещение для сортировки грязного белья, в томчисле:
48
50
55
цех приема белья
6
6
6
стиральный цех
14
14
17
сушильно-гладильный цех
12
12
15
цех разборки и упаковки белья
6
6
8
гардеробная персонала
4
4
4
уборная для персонала с умывальником в шлюзе
3
3
3
дезинфекционное отделение, в том числе:
42
44
44
прием и сортировка вещей
6
6
8
грязное отделение
10
10
10
разгрузочное отделение
15
15
15
шлюз между ними
—
3
4
выдача вещей
6
8
8
помещение для дезинфекционных средств и приготовлениярастворов
4+4
Таблица Г.6 — Помещениястоловой и производственных помещений кухни
№ п.п.
Помещения
Площадь помещений, м2, привместимости домов-интернатов, мест
Примечания
100
120
200
1
Обеденный зал
2,4 м2на 1 место
Для детей-инвалидов среднего и старшеговозраста
1,4 м2на 1 место
Для детей-инвалидов младших групп
2
Умывальные
3 м2(1 умывальник) на каждые 18-20 мест
То же
3
Раздаточная
18
18
24
»
4
Сервизная
6
6
8
»
5
Моечная столовой посуды
16
18-18
30-36
»
6
Горячий цех
54
54
70
7
Хлеборезка, хранение хлеба
6
6
8
8
Моечная кухонной посуды
8
8
10
9
Холодный цех
10
10
14
10
Цех мучных изделий
10
10
14
11
Мясо-рыбный цех
18
18
24
12
Овощной цех
15
15
15
13
Комната заведующего производством
8
8
8
14
Кладовая суточного запаса продуктов
8
8
10
15
Кладовая сухих продуктов
10
10
14
16
Охлаждаемые камеры:
Не менее двух камер
продуктов
30
30
32
отходов
4
4
4
17
Помещение первичной обработки продуктов(овощей и птицы)
8+6
8+6
10+8
18
Загрузочная, кладовая тары
14
14
18
19
Кладовая белья:
чистого
6
6
8
грязного
4
4
6
20
Кладовая и моечная тары
12
12
16
21
Комната персонала с душевой и санитарным узлом
18
18
24
22
Комната кладовщика
—
6
6
23
Кладовая овощей, солений
12+6
12+6
16+8
24
Комната хранения предметов уборки
4
4
4
25
Раздаточная
16
16
20
26
Обеденный зал для персонала с подсобнымпомещением
16+6
16+6
18+6
С выходом на участок
Таблица Г.7 -Помещения культурно-массового обслуживания
№ п.п.
Помещения
Площадь помещений, м2, привместимости домов-интернатов, мест
Примечания
100
120
200
1
Зрительный зал
1,5
1,8
1,8
м2 на 1место в зрительном зале
2
Эстрада при зале
54
3
Кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом
27
4
Фойе
1 м2на 1 место в зрительном зале
Используется каквыставочный зал, зал для танцев и игр в настольный теннис
36
36
54
5
Библиотека (читальный зал + книгохранилище)
15+15
6
Санитарный узел с умывальником в шлюзе
3+3
6+6
7
Радиоузел
12
8
ФильмоЗамена систем отоплениятека
18
9
Помещение пожарного поста
10
10
Студия кабельного телевидения
18
24
11
Кладовая мебели и реквизита
18
24
12
Кладовая аппаратуры
8
12
13
Комната художника
12
12
12
14
Кружковые помещения:
—
—
—
танцевальный класс с помещением дляпереодевания и санитарным узлом
54+18
72+18+3
кружок лепки
24+8
36+8+10
15
Кладовая инвентаря и готовых изделий
12
18
16
Физкультурно-спортивный зал:
12×16 м
12×24 м
132
288
Используется такжедля занятий ЛФК
17
Хранение спортивного инвентаря
12
16
18
Раздевальные для девочек и мальчиков сдушевыми и санитарными узлами:
для умственно отсталых детей
18×2
36×2
По два душевых рожкаи одному унитазу на каждую раздевальную
для детей с недостатками физического развития
21×2
42×2
19
Комната инструктора-методиста
12
12
12
20
Лечебно-оздоровительный бассейн с ванной5×10 м
8×10
160
На 10-12 детей
21
Комната методиста с санитарным узлом
8+4
10+4
22
Раздевальная с душевой и санитарным узлом
24
36
23
Помещения уборочного инвентаря
6
6
6
24
Узел управления
6
6
6
25
Лаборатория анализа воды
8
8
8
26
Комната медсестры
10
10
12
27
Кладовая спортивного инвентаря
6
8
8
Таблица Г.8 — Температуравоздуха и кратность воздухообмена в основных помещениях для детей*
Помещения
Температура воздуха, °С
Кратность обмена воздуха в 1 час
B IA, IБ и IГклиматических подрайонах
Во II, III климатическихрайонах и IB, IД подрайонах
В IA, IБ и IГ климатических подрайонах
В других, за исключением IA, IБ и IГ климатических подрайонов
Приток
Вытяжка
Приток
Вытяжка
Приемные, игровые ясельных групп:
младшей
24
23-22
2,5
1,5
—
1,5
средней и старшей
23
22-21
2,5
1,5
—
1,5
Приемные, игровые младшей дошкольной группы
23
22
2,5
1,5
—
1,5
Групповые, раздевальные для групп:
младшей, средней
22
21
—
—
—
—
старшей, подготовительной
21
20
2,5
1,5
—
1,5
Спальни ясельных групп
20
19-18
2,5
1,5
—
1,5
Спальни дошкольных групп
20
19
2,5
1,5
—
1,5
Туалетные ясельных групп
23
22-19
—
1,5
—
1,5
Туалетные дошкольных групп
21
20
—
1,5
—
1,5
Залы для музыкальных и гимнастических занятий
20
19
2,5
1,5
—
1,5
Прогулочные веранды
12
—
По расчету, ноне менее 20 м3 на 1 ребенка
Помещение бассейна
29
29
То же
Медицинские помещения
23
22
2,5
1,5
—
1,5
Отапливаемые переходы
18
15
По расчету, но не менее 20 м3 на 1ребенка
* Использованы данные СанПиН2.4.1.1249.
Ключевые слова:дома-интернаты для детей-инвалидов, дети с сохранным интеллектом, детиумственно отсталые, жилые и общественные помещения, лечебно-трудовыемастерские, учебно-производственные мастерские
Услуги по монтажу отопления водоснабжения
ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74
Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.
Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.
Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > /otoplenie-dachi.html
Обратите внимание
Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической экспертизе.