г. Москва,
Пятницкое шоссе, 55А
Рассчитать
стоимость работ
+ 7 (495) 649-57-35

Работаем с Пн-Вс круглосуточно

1.1. Настоящая Инструкцияразработана в развитие основных положений ГОСТ10434-82, 17441-78, действующих Правил устройства электроустановок (ПУЭ) истроительных норм и правил (СНиП).

1.2. Инструкцияраспространяется на разборные и неразборные контактные соединения1шин, гибких шин и профилей2 (швеллерного, корытного, «двойногоТ» и др.) из алюминия (алюминиевого сплава), твердого алюминиевого сплаваАД31Т13, меди и стали, а также на соединения шин с выводамиэлектротехнических устройств.

1 Пояснение терминов приведенов приложении 1

2 В дальнейшем именуется»шина».

3 В дальнейшем именуется»алюминиевый сплав».

1.3. Неразборными (сварными)должны быть выполнены соединения между собой шин из однородных материалов,ответвления от этих шин и соединения алюминиевых шин и шин из алюминиевогосплава с выводами из алюминия и из алюминиевых сплавов.

Разборные (болтовые) контактныесоединения следует применять при соединении шин из разнородных материалов и вслучаях, когда по условиям эксплуатации необходима периодическая разборкасоединений.

1.4. Контактные соединения взависимости от технических требований, предъявляемых к ним по ГОСТ10434-82, разделяют на 1, 2 и 3-й классы. Классы контактных соединений взависимости от области их применения приведены в приложении 2.Линейные контактные соединения силовых цепей необходимо выполнять 1-го класса.В стандартах и технических условиях на конкретные виды электротехническихустройств указывают только 2-й и 3-й классы.

1.5. Инструкция предназначена для проектных, монтажных и эксплуатирующихорганизаций.

Внесены Всесоюзнымгосударственным научно-исследовательским и проектным институтомВНИИпроектэлектромонтаж

УтвержденыМинмонтажспецстроем СССР

26 мая 1982 г.

Срок введения
1 января 1983 г.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

В электрической частипроектной документации или в проектах производства электромонтажных работдолжны быть указаны:

класс контактных соединений;

материал шин;

конструкция контактныхсоединений при соединении шин между собой и с выводами (разборное, неразборные,комплектность и т.п.);

класс или группа прочностикрепежных деталей, вид их покрытия по ГОСТ 14623-69 и толщина покрытия по ГОСТ9.073-77;

исполнение и категорияразмещения электротехнических устройств по ГОСТ15150-69*, 16350-80 и 17412-72*;

наименование и толщинаантикоррозионных металлических покрытий контактных соединений по ГОСТ 9.073-77.

3. Профессиональный ТРЕБОВАНИЯ К КОНТАКТНЫМ СОЕДИНЕНИЯМ

3.1.Контактные соединения должны соответствовать требованиям стандартов,технических условий, СНиП III-33-76* чертежей и настоящейинструкции.

3.2. Внеразборных соединениях:

при сварке поверхность швовдолжна быть равномерно-чешуйчатой без наплывов. Швы не должны иметь трещин,прожогов, непроваров длиной более 10% длины шва (но не белее 30 мм),незаплавленных кратеров и подрезов глубиной 0,1 толщины шины (но не более 3мм). Сварные соединения компенсаторов не должны иметь подрезов и непроваров налентах основного пакета;

при опрессовке хвостовикнаконечника, гильзы, зажима в месте опрессовки не должен иметь трещин; лункидолжны быть расположены симметрично и соосно, геометрические размерыспрессованной части соединения должны соответствовать требованиям стандартов,технических условий или технологических инструкций.

3.3. Вразборных соединениях контактные поверхности должны плотно прилегать друг кдругу.

3.4.Отношение начального (после сборки) электрического сопротивления контактныхсоединений (кроме соединений со штыревыми выводами) к электрическомусопротивлению контрольного участка шины длиной, равной длине контактногосоединения, не должно превышать: для 1-го класса — 1 (если иное не указано встандартах и ТУ на конкретные виды электротехнических устройств); для 2-гокласса — 2; для 3-го класса — 6.

В контактных соединениях шинразличной электрической проводимости сравнение производят с шиной меньшейэлектрической проводимости.

3.5. Начальное сопротивление контактных соединений 1-го класса соштыревыми выводами должно быть не выше значений, указанных ниже:

Вывод

М10

М12

М16

М20

М24

М30

М33

М36

М42

М48

М56

Сопротивление, МкОм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

12

10

8

8

6

6

5

5

5

4

Сопротивление контактныхсоединений 2-го и 3-го классов указывают в стандартах и ТУ на конкретные видыэлектротехнических устройств.

3.6.Электрическое сопротивление контактных соединений (кроме сварных и паяных),прошедших испытания, не должно превышать начальное сопротивление более чем в1,5 раза. Сопротивление сварных и паяных соединений должно оставатьсянеизменным.

3.7. Припротекании номинального тока температура нагрева разборных и неразборныхконтактных соединений 1-го и 2-го классов не должна превышать значений,указанных в табл. 1. Температуру нагрева контактных соединений 3-го класса устанавливают встандартах и ТУ на конкретные виды электротехнических устройств.

Таблица 1

Материал шины (вывода)

Наибольшая допустимая температура нагрева вустановках, °С

до 1000 В

свыше 1000 В

Медь, алюминий и его сплавыбез защитных покрытий контактных поверхностей

95

80

То же с защитнымипокрытиями неблагородными металлами

105

90

Медь с защитным покрытиемсеребром

135

105

3.8. Температура контактныхсоединений при испытании на стойкость при сквозных токах должна быть не более200°С у соединений шин из алюминия и его сплавов,а также у соединений этих шин с медными и 300°С у соединений медных шин.

3.9. Контактные соединениядолжны выдерживать напряжения, возникающие от воздействия статических осевыхнагрузок на растяжение, не менее 90% временного сопротивления разрыву целойгибкой шины для соединений, работающих на растяжение, и 30% для сварных испрессованных соединений, не работающих на растяжение.

3.10. После испытаний настойкость при сквозных токах контактные соединения не должны иметь механическихповреждений, препятствующих их дальнейшей эксплуатации.

3.11. В контактныхсоединениях применяют крепежные детали прочностью не ниже указанного класса илигруппы прочности (ГОСТ 1759-70):

Болты, винты, шпильки из углеродистых или легированных сталей………. 5,8

Гайкииз углеродистых или легированных сталей…………………………………. 5

Болты, винты, шпильки и гайки из цветных сплавов…………………………….. 32

3.12. Разборные контактныесоединения шин с выводами, а также разборные линейные контактные соединения,подверженные вибрации или находящиеся во взрывоопасных и пожароопасныхпомещениях, предохраняют от самоотвинчивания контргайками или пружиннымишайбами.

3.13. Контактные соединения всоответствии с их исполнением и категорией размещения согласно ГОСТ15150-69* должны выдерживать воздействие климатических факторов внешнейсреды, указанных в этом стандарте, а также ГОСТ 15543-70*, 15963-79, 16350-80,17412-72* или в стандартах и ТУ на конкретные виды электротехническихустройств.

3.14. В зависимости отклиматического исполнения и категории размещения электротехнических устройствпо ГОСТ15150-69* контактные соединения в соответствии с ГОСТ10434-82 подразделяются на группы А и Б.

К группе А относятсяконтактные соединения электротехнических устройств всех исполнений, размещенныхв помещениях с кондиционированным или частично кондиционированным воздухом(категория размещения 4.1), и электротехнических устройств исполнений У, ХЛ иТС, размещенных в закрытых помещениях (металлических с теплоизоляцией, каменных,бетонных, деревянных) с естественной вентиляцией без искусственно регулируемыхклиматических условий (категория размещения 3) и в помещениях с искусственнорегулируемыми климатическими условиями (категория размещения 4) при атмосферетипов I и II по ГОСТ15150-69*.

К группе Б относятсяконтактные соединения электротехнических устройств других исполнений икатегорий размещения при атмосфере типов I и II и электротехнических устройстввсех исполнений и категорий размещения при атмосфере типов III и IV.

3.15.Медная часть переходных пластин должна иметь защитное покрытие ПОС-40 по ГОСТ21931 — 76 или олово-висмут.

3.16. Болты, винты, гайки,шайбы и другие крепежные детали для контактных соединений должны иметь защитноеметаллическое покрытие по ГОСТ 14623-69. Толщину покрытия следует определять поГОСТ 9.073-77.

При соединении шин изоднородных металлов в сухих помещениях допускают применение вороненых стальныхболтов, гаек, шайб.

4. СОЕДИНЕНИЯ И ОТВЕТВЛЕНИЯ ШИН

Неразборные соединения

4.1. Неразборные (сварные)соединения шин следует выполнять согласно требованиям ГОСТ 23792-79,Руководства [1], Инструкции [2]. Способы сварки приведеныв табл. 2,наиболее распространенные виды сварных соединений и ответвлений — на рис. 1.

Таблица 2

Способ сварки

Толщина шин, мм, из

алюминия

алюминиевого сплава

меди

стали

Ручная дуговая:

 

 

 

 

штучным электродом

4-5

неплавящимся электродом в защитном газе

3-5 (6-20)*

3-5 (6-10)

3-4

угольным электродом

30-200 (6-30)

3-30 и более

Полуавтоматическаяплавящимся электродом:

 

 

 

 

в защитном газе

6-30 (4-5 и свыше 30 до 60)

4-60

3-12

под флюсом

4-14

Термитно-тигельная

4-5

* В скобках приведены толщины шин, которыесваривать данным способом можно, но экономически нецелесообразно.

Профили соединяют между собойсваркой. Если по условиям эксплуатации при ответвлении от шины сложного профилянеобходимо иметь разъем, то следует предусмотреть приварку в месте разъемаотрезка шины с отверстием под болты.

Рис. 1. Виды сварныхсоединений и ответвлений шин:

а -соединение шин встык; б — соединение шин путем вваривания температурногокомпенсатора; в — ответвление от шин, расположенных плашмя; г, д- ответвление от шин, расположенных на ребро; е — ответвление от шинымногопроволочной жилы; 1 — шина; 2 — шов; 3 — пакет гибкихлент (температурный компенсатор); 4 — жила гибкой шины

Разборные соединения

4.2. Разборные(болтовые) контактные соединения в зависимости от материала соединяемых шин иклиматических факторов внешней среды подразделяются на соединения:

а) без средств стабилизацииэлектрического сопротивления;

б) со средствами стабилизацииэлектрического сопротивления.

4.3. Контактные соединенияшин из материалов медь-медь, алюминиевый сплав-алюминиевый сплав, медь-сталь,сталь-сталь для групп А и Б, а также из материалов алюминиевый сплав-медь иалюминиевый сплав-сталь для группы Б не требуют применения средств стабилизациисопротивления. Соединения следует выполнять непосредственно с помощью стальныхкрепежных деталей (рис. 2, а).

Рис. 2. Разборные контактныесоединения:

1 — медная шина изалюминиевого сплава или стали; 2 — алюминиевая шина; 3 — стальнаяшайба; 4 — тарельчатая пружина; 5 — стальной болт; 6 -стальная гайка; 7 — болт из цветного металла; 8 — гайка изцветного металла; 9 — шайба из цветного металла; 10 -металлопокрытие; 11 — медная шина, алюминиевая, из алюминиевого сплаваили стали; 12 — медно-алюминиевая пластина; 13 — пластина изалюминиевого сплава; 14 — шина из алюминиевого сплава

4.4. Контактные соединенияшин из материалов алюминий-алюминий, алюминиевый сплав-алюминий для групп А иБ, а также из материалов алюминий-медь и алюминий-сталь для группы А следуетвыполнять с помощью одного из следующих средств стабилизации сопротивления:

а) тарельчатых пружин по ГОСТ17279-71 или 3057-79 (рис. 2, б);

б) крепежных изделий из медиили ее сплава (рис. 2, в);

в) защитных металлическихпокрытий по ГОСТ 9.073-77 (приложение 3), наносимых на рабочиеповерхности шин (рис. 2, г);

г) переходныхмедно-алюминиевых пластин по ГОСТ 19357-81 (рис. 2, д);

д) переходных пластин изалюминиевого сплава (рис. 2, е).

4.5. Для группы Б контактныесоединения шин из материалов алюминиевый сплав-медь, алюминиевый сплав-стальследует выполнять, как показано на рис. 2, а, д, е,из материалов алюминий-медь, алюминий-сталь — как показано на рис. 2, б,в, д, е.

Рабочие поверхности шин ипластин из алюминиевого сплава должны иметь защитные металлопокрытия.

4.6. Пластины из алюминиевогосплава и алюминиевые части медно-алюминиевых пластин необходимо соединять салюминиевыми шинами сваркой. Разборные соединения переходных пластин с меднымишинами следует выполнять с помощью стальных крепежных деталей.

Таблица 3

Соединение

Ответвление

b > b1, мм

d, мм

15

6,6

20

9,0

25

11

30

11

40

14

50

18

60

11

80

14

100

18

120

18

80

14

100

18

120

18

Рис. 3. Предохранениеконтактных соединений от самоотвинчивания:

а — контргайкой; б -пружинной шайбой; 1,2 — шина; 3 — шайба; 4 — болт; 5- гайка; 6 — контргайка; 7 — пружинная шайба

4.7. Расположение и диаметр отверстий для соединения шин шириной до 120мм приведены в табл. 3. Зависимость диаметраотверстия в прямоугольных шинах от диаметра стягивающих болтов следующая:

Диаметр болта, мм

6

8

10

12

16

Диаметр отверстия в шинах,мм

6,6

9

11

14

18

4.8. Контактные участки шиншириной 60 мм и более, имеющие два отверстия в поперечном ряду, рекомендуетсявыполнять с продольными разрезами. Ширина разреза зависит от способа еговыполнения и должна быть не более 5 мм.

4.9. Дляпредохранения соединений от самоотвинчивания необходимо применять контргайкиили пружинные шайбы (рис. 3). Пружинные шайбы используют в соединениях с болтами до М8включительно. В соединениях с тарельчатыми пружинами контргайки и пружинныешайбы ставить не нужно.

5. СОЕДИНЕНИЯ ШИН С ВЫВОДАМИ

5.1. Выводыэлектротехнических устройств согласно ГОСТ 21242-75* могут быть плоскими илиштыревыми. Размеры выводов приведены в приложении 3.

5.2. Если выводы и шинысделаны из алюминия и его сплава, соединения сваривают. Соединения выполняютсогласно указаниям, приведенным в разд. 4.

5.3. Сварное соединениемедного вывода с шиной из алюминия и его сплавов необходимо выполнять сприменением переходной медно-алюминиевой пластины.

5.4. Разборные (болтовые)соединения шин с плоскими выводами в зависимости от материала выводов, шин и отклиматических факторов внешней среды следует выполнять одним из способов,указанных в п. 4.2-4.9.

5.5. При соединении шин сплоскими выводами применение средств, предохраняющих от самоотвинчивания,обязательно.

5.6. Для группы А контактныесоединения шин со штыревыми выводами в зависимости от материала шин иноминального тока выводов должны выполняться:

а) для шин из меди, стали иалюминиевого сплава — непосредственно стальными гайками1 (рис. 4, а);

1 Во всех случаях для штыревыхвыводов на номинальный ток выше 40 А упорные гайки должны применяться из медиили ее сплавов.

б) для шин из алюминия с выводомна номинальный ток до 630 А — непосредственно гайками из меди и ее сплавов по ГОСТ5916-70* (рис. 4, б), на номинальный ток выше 630 А -непосредственно стальными гайками с защитным металлопокрытием рабочейповерхности шины (рис. 4, в) или с помощью переходныхмедно-алюминиевых пластин по ГОСТ 19357-81 (рис. 4, г), или переходныхпластин из алюминиевого сплава (рис. 4, д).

5.7. Для группы Б контактныесоединения шин со штыревыми выводами в зависимости от материала шин должнывыполняться:

а) шин из меди -непосредственно специальными гайками (рис. 4, а);

б) шин из алюминия иалюминиевого сплава — с помощью переходных медно-алюминиевых пластин по ГОСТ19357-81 (рис. 4,г) или переходных пластин из алюминиевого сплава (рис. 4, д),при этом переходные пластины из алюминиевого сплава должны иметь защитноеметаллопокрытие.

Рис. 4. Соединения соштыревыми выводами:

1 — вывод из меди или еесплава; 2 — стальная гайка; 3 — медная шина из алюминиевогосплава или стали; 4 — гайка из меди или ее сплавов; 5 — шинаалюминиевая или из алюминиевого сплава; 6 — металлопокрытие; 7 -медно-алюминиевая пластина; 8 — пластина из алюминиевого сплава; 9- шина из алюминиевого сплава

5.8. Размерыотверстий в шинах должны соответствовать диаметру штыревого вывода:

Диаметр штыревого вывода,мм

6

8

10

12

16

20

24

30

33

36

42

48

56

Размер отверстия в шине,мм

6,6

9

11

14

18

22

26

33

35

39

45

52

62

5.9. Размер «под ключ» увеличенныхгаек для штыревых выводов различного диаметра составляет:

Диаметр вывода, мм

10

12

16

20

24

30

33

36

42

48

56

Размер гайки «подключ», мм

27

30

36

46

55

65

75

80

95

110

130

6. СОЕДИНЕНИЯ ГИБКИХ ШИН МЕЖДУ СОБОЙ И С ВЫВОДАМИ ВОТКРЫТЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ

6.1. Соединения и ответвленияна медных, стальных, алюминиевых и сталеалюминиевых гибких шинах открытыхраспределительных устройств выполняют обжатием, опрессованием, с помощьюпетлевых или ответвительных болтовых зажимов. Ответвления алюминиевых исталеалюминиевых шин необходимо выполнять преимущественно пропанокислороднойсваркой. Оконцевания следует выполнять аппаратными зажимами, соединяемыми сгибкой шиной опрессованием, болтами или сваркой.

6.2. Болтовые петлевые иответвительные зажимы изготовляют для алюминиевых и сталеалюминиевых шин изалюминиевых сплавов, для медных из латуни, для стальных из стали (рис. 5, 6).

В болтовые петлевые зажимы,предназначенные для соединения медных шин с алюминиевыми, назаводе-изготовителе впаивают луженые медные желобки.

Рис. 5. Петлевой зажим

6.3. Болтовые аппаратныезажимы рассчитаны на затяжку шин с помощью плашек (рис. 7). Для медных шин ихизготавливают из латуни, для алюминиевых — из алюминиевых сплавов.

В конструкции аппаратныхзажимов, предназначенных для алюминиевых шин, предусмотрены переходные медныепластины, скрепленные с корпусом зажима пайкой или сваркой. Эти пластиныобеспечивают лучший контакт при соединении алюминиевого аппаратного зажима смедным или с алюминиевым выводом, плакированным либо армированным медью.

Если алюминиевый аппаратныйзажим соединяют с алюминиевым выводом болтами или сваркой, медные пластиныследует удалить.

Аппаратные зажимы имеют одно,два или четыре отверстия для присоединения к выводам аппаратов или шинам.

6.4. Аппаратные зажимы,имеющие в лапке одно отверстие диаметром 14,5 мм, допускается рассверливать подиаметру штыревого вывода, но не свыше 30 мм.

6.5. Шины в зажиме следуетзакреплять в следующем порядке:

заложить шину всоответствующие желобки зажима (медная шина должна соприкасаться с луженыммедным желобком, а алюминиевая — с алюминиевым);

установить плашки;

покрыть нарезанную частьболтов смазкой АМС-1, не допуская попадания ее на контактную поверхность:

затянуть болты.

Рис. 6. Ответвительный зажим

Рис. 7. Аппаратные болтовыезажимы:

а — для присоединения кстержневому выводу и плоскому, имеющему одно отверстие; б, в -для присоединения к плоским выводам, имеющим два и четыре отверстия

Затяжку болтов гайкаминеобходимо производить равномерно, чтобы все части зажима испытывали одинаковоедавление по длине контакта. После полной затяжки болтов между плашками долженоставаться зазор 3-4 мм. Сближение плашек вплотную указывает на то, что размерыжелобков не соответствуют данной шине и требуемое давление в контакте необеспечено. Такие зажимы подлежат замене.

6.6. Оконцевание гибких шинаппаратными зажимами для соединения с плоскими выводами аппаратов следуетпроизводить в соответствии с конструкцией вывода.

6.7. Соединения гибких шин,оконцованных аппаратными зажимами, с плоскими выводами аппаратов следуетвыполнять непосредственно.

6.8. Соединения гибких шин,оконцованных аппаратными зажимами, со штыревыми выводами аппаратов нужновыполнять:

медных, оконцованныхаппаратным зажимом с одним отверстием, при диаметре вывода до 28 мм -непосредственно, при диаметре вывода свыше 28 мм — через медные планки;

медных, оконцованныхаппаратными зажимами с двумя и четырьмя отверстиями, — через медные планки;

алюминиевых исталеалюминиевых, оконцованных аппаратными зажимами, — через медные планки.

7. ПОДГОТОВКА И СБОРКА КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Сварные соединения

7.1. Подготовка шин к сваркекроме рихтовки и резки по размеру должна включать обработку их кромок дляобеспечения необходимых размеров разделки и зачистку мест соединенияпроволочной щеткой на участке длиной не менее 30 мм от свариваемых торцов.Перед сваркой шин в защитном газе кромки их после сборки необходимо обезжиритьацетоном, бензином или уайт-спиритом.

7.2. Обработка кромок шин изазор, необходимый для сварки, должны соответствовать приведенным в ГОСТ 23792-79.

Болтовые соединения

7.3. Подготовка шин дляболтового соединения должна состоять из следующих операций: выполнениеотверстий под болты, обработка контактных поверхностей и, при необходимости,нанесение металлопокрытия.

7.4. Расположение и размеры отверстийпод болты должны соответствовать указанным в п. 4.7.

7.5. При массовой заготовкешин рекомендуется вырубку отверстий производить на прессах. Для этой целиприменяют пресс ПРУ-1. Одновременная вырубка нескольких отверстий может бытьосуществлена с помощью специальных приспособлений.

При вырубке отверстий сприменением упора и кондукторов разметку производить не следует.

7.6. Длину болтов длясоединения пакета шин нужно выбирать согласно данным табл. 4. Наболтах после сборки и затяжки соединений должно оставаться не менее двух нитоксвободной резьбы.

7.7. Контактные поверхностишин нужно обрабатывать в следующем порядке:

удалить бензином, ацетономили уайт-спиритом грязь и консервирующую смазку. У сильно загрязненных шингибкой ошиновки кроме очистки внешних повивов после расплетки следует очиститьвнутренние повивы;

выправить и обработать подлинейку на шинофрезерном станке (при наличии вмятин, раковин и неровностей);

удалитьпосторонние пленки стальной щеткой, диском с кардолентой или драчевымнапильником.

Таблица 4

Толщина пакета шин в соединении, мм

Длина болтов, мм

алюминиевых с алюминиевыми

алюминиевых с медными шинами или изалюминиевого сплава

медных или стальных

М6

М8

М10

М12

М16

4

4-6

16

20

20

4

6-7

7-10

20

25

30

5-10

8-10

11-15

25

30

35

11-12

12-15

16-20

35

40

13-17

16-20

21-25

40

45

50

18-22

21-25

26-30

45

50

55

23-27

26-30

31-35

50

55

60

28-32

31-35

36-40

55

60

65

33-37

36-40

41-45

60

65

70

38-42

41-45

46-50

65

70

76

43-47

46-50

51-55

70

75

80

48-52

51-55

56-60

75

80

85

53-57

56-60

61-65

80

85

90

58-62

61-65

66-70

90

95

63-67

66-70

71-75

95

100

68-72

71-75

76-81

100

105

Зачистку шин в мастерских электромонтажных заготовок необходимопроизводить на станке ЗШ-120. При зачистке алюминия применять шлифовальныекруги не допускается, так как в обрабатываемую поверхность могут вкрапливатьсякрупинки камня. Ни следует применять напильники и стальные щетки дляодновременной обработки шин из различных материалов во избежание загрязненияматериала контактов соединяемых шин опилками иного материала.

7.8.Удалять окисные пленки с шин из алюминия или алюминиевого сплава нужно подслоем нейтральной смазки (вазелином КВ-3/103 по ГОСТ 15975-70, смазкойЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433-60*или ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267-74). По окончаниизачистки шин с их поверхности нужно удалить загрязненную смазку и немедленнонанести новую.

7.9. Сведения о металлопокрытииконтактной поверхности даны в приложении 4. Наиболее надежным являетсягальваническое покрытие, но его можно выполнять только в заводских условиях.

В монтажных условияхметаллопокрытие шин следует производить методами натирания (абразивное лужение)или окунания. Технология нанесения металлопокрытия на шины приведена вприложении 4.

7.10. Поверхности, имеющиезащитные металлические покрытия, в случае загрязнения нужно промыть передсборкой органическими растворителями.

Луженые медные желобки,предназначенные для закрепления медных шин в петлевых зажимах, следует промытьрастворителем и покрыть слоем нейтральной смазки (вазелином КВ-3/103 по ГОСТ15975-70* смазкой ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433-60* или ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267-74).Зачищать такие желобки наждачной бумагой не следует.

7.11. Допускается наноситьметаллопокрытия на отрезки шин (пластин), которые затем приваривают к шинам намонтаже.

Длинапокрываемого отрезка шины (пластины) в зависимости от длины сечения этогоотрезка должна быть следующая:

Сечение шины, мм2

4´40

6´50

8´60

8´80

10´80

10´100

12´120

Длинаотрезка шины (пластины), мм

120

120

120

150

150

200

200

Длинапокрываемого отрезка, мм

50

60

70

90

90

110

130

7.12. Затягивать болтыконтактных соединений необходимо индикаторными ключами со следующим крутящиммоментом:

Диаметр болта

М6

М8

М10

М12

М16

М20

М24

М30

М33

М36

Крутящиймомент, Н×м

20-25

30-35

40-50

60-70

90-100

120-130

200-220

320-340

340-360

360-380

При отсутствии моментныхключей болты контактных соединений медных, стальных шин и шин из алюминиевогосплава следует затягивать гаечными ключами при нормальном усилии руки (150-200Н).

На соединениях алюминиевыхшин нужно предварительно обжать шины путем затяжки болтов диаметром М12 и вышепри полном усилии руки (около 400 Н), затем соединение ослабить и вторичнозатянуть болты при нормальном усилии. При диаметрах болтов 6-10 мм делатьобжатие не следует.

Затягивать соединения старельчатыми пружинами необходимо в два приема. Вначале болт нужно затянуть дополного сжатия тарельчатой пружины, затем соединение ослабить поворотом ключа вобратную сторону на 1/4 оборота (на угол 90°) для болтов Мб и М12 и на1/6 оборота (на угол 60°) для стальных болтов. Приэтом давление, создаваемое тарельчатой пружиной, будет равно приблизительно 65%максимального, что и необходимо при сборке контактного соединения.

8. КОНСЕРВАЦИЯ КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

8.1. Соединения, выполненныесваркой в защитном газе, не требуют последующей обработки.

8.2. Дляобеспечения противокоррозионной стойкости соединений, выполненных сваркой сфлюсом, необходимо:

тщательно удалить остаткифлюса металлической щеткой;

окрасить места сварки в сухихпомещениях теми же красками, что и шины, в наружных установках, а также в сырыхи влажных помещениях — фосфатирующими или глифталевыми грунтами, а затемэпоксидной шпатлевкой, пентофталевой или эпоксидной эмалями.

8.3.Болтовые контактные соединения без металлопокрытий после сборки следует консервироватьзащитными смазками — вазелином КВ-3/10Э, смазкой ЦИАТИМ-221 или лаками,красками, компаундами (приложение 5).

Во влажных помещениях и вагрессивной среде защитное лакокрасочное покрытие следует наносить по ГОСТ9.032-74 *.

Краски, эмали, шпатлевкиследует наносить кистью. Если необходимо нанести покрытия на шины притемпературе воздуха ниже 5°С, следует предварительнонагреть места, подлежащие окраске, до 40-60°С пламенем пропановоздушнойгорелки или паяльной лампы.

9. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

9.1. При монтаже контактныхсоединений контролируют их соответствие требованиям ГОСТ10434-82* ТУ на конкретные виды электротехнических устройств илитребованиям настоящей Инструкции.

9.2. Контактные соединенияподвергают испытаниям (табл. 5).

Таблица 5. Виды и периодичностьиспытаний

Виды испытаний

Место проведения испытаний

Организация-разработчик контактныхсоединений

Завод-изготовитель электротехническихустройств

Мастерские электромонтажных заготовок

Объект монтажа

Приемочные1

При разработке новойконструкции контактных соединений

Приемосдаточные

Постоянно, при приемкеготовой продукции

Постоянно, при приемкеготовой продукции

Постоянно, по мерепроведения монтажа

Типовые

При изменении конструкции,материала или технологии изготовления контактных соединений

Периодические

1 раз в 2 года

1 раз в 2 года

1 Проводят по ГОСТ 17441-78.

9.3. Вобъем испытаний входят внешний осмотр, измерение электрического сопротивления,испытание на нагревание номинальным (длительно допустимым током) и ускоренноеиспытание в режиме циклического нагревания. Внешний осмотр и измерениеэлектрического сопротивления проводятся при всех видах испытаний, испытание нанагревание номинальным током — при типовых и периодических испытаниях,ускоренное испытание — только при типовых испытаниях.

Количество испытываемыхобразцов — не менее 10 шт. одного типоразмера.

9.4. Контактные соединениясчитают выдержавшими испытания, если все испытанные образцы соответствуюттребованиям настоящей Инструкции. Контактные соединения, не выдержавшиекакие-либо испытания по п. 9.3, проходят повторные испытания на удвоенномколичестве образцов. Если при повторных испытаниях контактные соединения неудовлетворяют предъявляемым требованиям, то они должны быть забракованы ипереданы на переделку с последующими испытаниями.

9.5.Оформлять приемо-сдаточные испытания контактных соединений, выполненных наобъекте монтажа, необходимо по инструкции ВСН 123-79/ММСС СССР [3].

9.6. Внешний осмотрнеразборных сварных соединений должен производиться визуально. При осмотренеобходимо проконтролировать соответствие сварных швов требованиям, приведеннымв п. 3.2.

Рис. 8. Контролируемыеэлементы спрессованных соединений

9.7. При осмотре неразборныхсоединений, выполненных опрессовкой, необходимо проконтролировав ихсоответствие требованиям, приведенным в п. 3.2, при этом визуально нужнопроверить соосность лунок и отсутствие в них трещин. У двух-трех соединений спомощью штангенциркуля или другого аналогичного инструмента следуетпроконтролировать геометрические размеры спрессованной части соединения.Размеры, подлежащие измерению, приведены на рис. 8.

9.8. Контроль разборных(болтовых) соединений включает:

проверку комплектности(согласно п. 3.1настоящей Инструкции) визуально;

проверку плотности прилеганияконтактных поверхностей (у двух-трех плоских соединений). Соединения считаютудовлетворяющими требованиям, приведенным в п. 3.3, если щуп толщиной 0,03 ммвходит между сопрягаемыми плоскостями токоведущих шин не далее зоны,ограниченной периметром шайбы или гайки. При наличии шайб разного диаметра зонаопределяется диаметром меньшей шайбы (рис. 9). Допустимая глубина вхождениящупа равна l £ (b — d)/2;

проверку качества затяжкиболтов (у двух-трех соединений). Моменты затяжки (см. п. 7.12)нужно проверять с помощью моментного индикаторного ключа или обычными ключами;

проверку качества подготовкиконтактных поверхностей (у двух-трех соединений). Производят разборкусоединений, после чего определяют, зачищены ли контактные поверхности и имеетсяли на них смазка согласно п. 7.8, 8.2 и 8.3;

визуальную проверку качестваметаллопокрытий по п. 3.15-3.17. Притиповых испытаниях выборочно на двух-трех образцах проверку производят по ГОСТ9.302-79* (СТСЭВ 990-78).

9.9.Измерять электрическое сопротивление нужно на контактном соединении в изделии,в блоках линейных соединений или на Монтаж отопления на участке между точками,показанными на рис. 10. В цепи должно бытьконтрольное сопротивление (участка шины, длина которого равна условной длинеконтактного соединения).

На гибких шинах в местахизмерения сопротивления следует наложить бандажи из трех-четырех витков меднойлуженой проволоки диаметром 0,5-1,5 мм.

Сопротивление (падениенапряжения) необходимо измерять методом вольтметра-амперметра, микроомметромили двойным мостом, используя электроизмерительные приборы класса точности нениже 0,5. Сопротивление соединений гибких шин следует измерять только методомвольтметра-амперметра. Измерения должны производиться при температуреокружающей среды 20±10°Сс помощью щупов с острыми иглами, разрушающими окисную пленку.

9.10.Отношение среднего сопротивления 10 испытанных однотипных плоских контактныхсоединений к сопротивлению контрольного участка шины должно соответствоватьтребованиям, приведенным в п. 3.4. Среднее сопротивление 10 штыревых контактных соединений должносоответствовать приведенному в п. 3.5.

Рис. 9. Контактное соединениешины с шайбами разного диаметра

Рис. 10. Точки измерениясопротивления:

а — болтовое соединение шин; б- сварное соединение шин; в — болтовое ответвление от шин; г -сварное ответвление от шин; д — соединение гибких шин; е -ответвление от гибкой шины; ж — оконцевание гибкой шины; з -соединение шины с плоским выводом; и — соединение шины со штыревымвыводом

9.11.Испытанию на нагревание подвергаются контактные соединения в изделии либо отдельные блоки линейныхсоединений, прошедшие испытание и удовлетворяющие требованиям, изложенным в п. 9.5-9.9Инструкции. Нагревание проводят постоянным или переменным током. Линейныеконтактные соединения собирают в последовательную цепь. Длина шин, соединяющихконтактные соединения, должна быть не менее: при площади сечения до 120 мм2включительно — 2 м, свыше 120 мм2 — 3 м.

Контактные соединения считаютвыдержавшими испытание, если их установившаяся температура соответствуеттребованиям, приведенным в п. 3.7.

9.12. Ускоренным испытаниямподвергают макеты контактных соединений, прошедшие испытания по п. 9.10 иудовлетворяющие требованиям, приведенным в п. 9.11.Длина отрезков шин должна быть 250-300 мм. Ускоренное испытание состоит впопеременном (циклическом) нагревании контактных соединений током до 120±10°Си последующем их охлаждении до температуры окружающего воздуха, но не выше 30°С.Ток испытания устанавливают опытным путем из расчета времени нагревания 3-10мин. Для ускорения испытания допускается охлаждение соединений обдувом.Количество циклов нагревание-охлаждение должно быть не менее 500.

В процессе испытанияпериодически, через каждые 50 циклов, измеряют сопротивление контактныхсоединений при температуре окружающей среды и определяют среднеарифметическоезначение сопротивления группы одинаковых соединений. Контактные соединениясчитают выдержавшими испытания, если рост среднеарифметического значениясопротивления 10 испытанных контактов соответствует требованиям, указанным в п.3.6.

10. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

10.1. При производстве работпо сварке и монтажу контактных соединений следует руководствоваться СНиП III-4-80,а также другими правилами, утвержденными в установленном порядке.

10.2. К работам по сваркеследует допускать сварщиков не ниже 3-го разряда, прошедших специальноеобучение, сдавших технологическую пробу и аттестованных в соответствии с»Положением об обучении и проверке знаний сварщиков», утвержденнымГлавэлектромонтажем 30 июня 1965 г., а также имеющих квалификационную группу потехнике безопасности не ниже II.

11. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

11.1. Для выполненияконтактных соединений следует применять инструменты и приспособления,необходимые для сварочных и слесарных работ, а также малярные щетинные кисти.Сварочный флюс нужно хранить и приготовлять только в стеклянной, фарфоровой илипластмассовой посуде.

11.2. Расходы вспомогательныхматериалов на одно сварное соединение указаны в табл. 6, на сто болтовых соединений -в табл. 7.

Таблица 6. Расход материалов на односварное соединение шин между собой или с выводами электротехническогоустройства на 100 мм шва

Толщина шины, мм

Ручная сварка угольным электродом

Сварка в защитном газе

ручная неплавящимся электродом

полуавтоматическая плавящимся электродом

ручная плазменная

Присадка, г

Флюс, г

Аргон, г

Присадка, г

Аргон, г

Присадка, г

Газ, л/мин

Шины из алюминия и его сплавов

3

9

5,6

4

10

6,0

5

10

7,8

6

11,5

8,5

10

9

8, 10

15

15

12

20

20

15

50

75

20

70

100

30

100

160

Медные шины

3

29

1

9

29

50

12

4

35

2

10

35

55

22

0,8-1,0

5

65

3

60

33

0,9-1,5

6

105

4

65

47

1,0-2,0

7

130

4,5

70

64

1,3-2,2

8

150

5

75

84

1,5-2,5

9

80

106

1,7-2,7

10

210

7

85

130

2,0-3,0

12,5

290

9

2,5-3,5

20

450

12

30

620

13

 

Таблица 7. Расход вспомогательныхматериалов на 100 болтовых соединений шин

Материал

Для шин шириной, мм, до

25

30

40

50

60

80

100

120

Бензин неэтилированный,ацетон, л

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,15

0,2

0,25

Контактная смазка илипаста, кг

0,3

0,5

0,6

0,7

0,8

1,2

1,6

2,0

Защитная смазка, кг

0,3

0,5

0,6

0,7

0,8

1,4

1,6

1,8

Консервирующие покрытия,кг:

 

 

 

 

 

 

 

 

грунт

0,05

0,06

0,08

0,1

0,12

0,016

0,20

0,25

краска, эмаль, шпатлевка

0,3

0,36

0,48

0,6

0,75

1,0

1,2

1,45

растворитель для

0,06

0,12

0,15

0,2

0,25

0,5

0,5

0,6

эмали

 

 

 

 

 

 

 

 

Стеклянная или наждачнаябумага № 1 — 3, м2

0,06

0,12

0,15

0,2

0,25

0,5

0,5

0,6

Чистые тряпки, кг

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,08

0,10

0,12

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТЕРМИНЫ,УПОМЯНУТЫЕ В ИНСТРУКЦИИ

Термин

Документ,устанавливающий термин.

Определение

Электротехническое устройство

ГОСТ 18311-80

Устройство, в котором приработе его в соответствии с назначением производится, преобразуется,передается, распределяется или потребляется электрическая энергия

Контактное соединение

ГОСТ 14312-79

Контактный узел, образующийнеразмыкаемый контакт

Разборное контактное соединение

ГОСТ 14312-79

Контактное соединение,которое может быть разомкнуто без его разрушения, например винтовое, болтовоеи др.

Неразборное контактное соединение

ГОСТ 14312-79

Контактное соединение,которое не может быть разомкнуто без его разрушения, например сварное,паяное, клепаное и др.

Плоское соединение

Соединение шин между собойи с плоским выводом

Штыревое соединение

Соединение шин со штыревымвыводом

Линейное контактное соединение

ГОСТ 17441-78

Контактное соединение двухили более проводников токопроводов, кабелей, воздушных линий электропередачи,внешних цепей управления, сигнализации, защиты и др.

Переходное сопротивление

ГОСТ 14312-79

Сопротивление контактногосоединения

Начальное переходное сопротивление

Сопротивление, измеренноенепосредственно после сборки (до испытаний)

Твердый алюминиевый сплав

ГОСТ 17441-78

Алюминиевый сплав свременным сопротивлением разрыву не менее 13×107 Па (13 кгс/мм2)

Переходная пластина

ГОСТ 22211-76

Токоведущая деталь,предназначенная для соединения токоведущих шин из разнородных материалов иприсоединения токоведущих шин из одного материала к выводамэлектротехнических устройств из другого материала

Медно-алюминиевая пластина

Переходная пластина,состоящая из медной и алюминиевой частей

Пластина из алюминиевого сплава

Переходная пластина изтвердого алюминиевого сплава

Абразивное лужение

ГОСТ 17325-79

Способ лужения содновременным удалением с поверхности металла окисной пленки при трениитвердыми металлическими или неметаллическими частицами

Лужение погружением в расплавленный припой

ГОСТ 17325-79

Штучный электрод (покрытый электрод)

ГОСТ 2601-74

Электрод, покрытый смесьювеществ, нанесенных на электрод для усиления ионизации, защиты от вредноговоздействия среды и металлургической обработки сварочной ванны

Однородные материалы

Материалы, номинальныеэлектрохимические потенциалы которых близки по значению

Разнородные материалы

Материалы с различнымизначениями номинальных электрохимических потенциалов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КЛАССЫКОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Областьприменения

Рекомендуемыйкласс контактного соединения

Контактные соединенияцепей, сечение проводников которых выбирается по длительно допустимому току(силовые цепи, линии электропередачи и т.п.)

1

Контактные соединенияцепей, сечение проводников которых выбирается по механической прочности илипадению напряжения (цепи управления, измерения, сигнализации и т.п.)

2

Контактные соединения цепейс устройствами, работа которых связана с выделением большого количестватеплоты (нагревательный элементы, резисторы, реостаты и т.п.)

3

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПЛОСКИЕ ИШТЫРЕВЫЕ КОНТАКТНЫЕ ВЫВОДЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ (ГОСТ 21242-75*)

1. Размеры плоских выводов

2. Размеры (резьба) штыревыхвыводов

Номинальныйток. А, до включения

Материалвывода1

Номинальныйток, А, до включения

Материалвывода

Сталь

Латунь

Медь

Сталь

Латунь

Медь

Пределпрочности на растяжение, 107 Па

Пределпрочности на растяжение, 107 Па

50

32

25

50

32

25

2,5-8,3

М3

М3

400

М20

М16

16

М4

М4

630

М20 ´ 1,5

25

М5

М5

800

М24 ´ 2,0

40

М6

М6

1000

М30 ´ 2,0

63

М6

1250

М33 ´ 2,0

100

М8

1600

М36 ´ 2,0

160

М10

2000

М42 ´ 3,0

250

М12

М10

2500

М48 ´ 3,0

320

М16

М12

3200

М56 ´ 4,0

1 Допускается применениедругих материалов, обеспечивающих надежный контакт.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.МЕТАЛЛОПОКРЫТИЯ

1. Металлопокрытия контактныхучастков шин
(по ГОСТ 9.073-77)

Покрытие

Условияэксплуатации по ГОСТ 14007-68

Обозначение

Материал

Способнанесения

л

с

ж

ож

Материал шин — медь, сталь

06

Олово

Электролитический

+

09

«

«

+

+

012

«

«

+

06 ОПЛ

«

Электролитический,дополнительная обработка оплавлением

+

Гор09

«

Горячий

+

+

Н3.0б

Олово по подслою никеля

Электролитический

+

Н3.09

То же

«

+

Н3.012

»    «

«

+

Н3.0-С(50)3

Сплав олово-свинец поподслою никеля

«

+

+

Н3.0-С(50)6

То же

«

+

Н6.0-С(50)6

»     «

«

+

Гор. ПОС-40

Припой ПОС-40

Горячий

+

Гор. ПОС-61

Припой ПОС-61

«

+

+

0-Ви6

Сплав олово-висмут

Электролитический

+

0-Ви9

То же

«

+

0-Ви12

»     «

«

+

Н3.0-Ви(99,7)6

Сплав олово-висмут поподслою никеля

 

+

+

+

Ср6

Серебро

«

+

Ср9

«

«

+

Материал шин — алюминий иалюминиевый сплав

 

 

Н18

Никель

Химический

+

Н36

«

«

+

+

Н9.М6.Ср.6

Серебро по подслою никеля имеди

«

+

Н12.Кд6.Хр

Хром по подслою кадмия иникеля

Гальванический

+

Н18.Кд18.Хр

То же

«

+

+

М6 Н909

Олово по подслою меди иникеля

«

+

Гор. припой А

Припой А

Натирание

+

+

2. Технология нанесенияметаллопокрытия горячим способом на алюминиевые, медные и стальные шины

Видпокрытия

Последовательностьопераций

Применяемыематериалы

Горячее лужение1меди и стали натиранием (абразивное лужение)

1. Подготовка:

обезжиривание

Бензин Б-70

сушка

травление

Азотная кислота, сернаякислота, хлористый натрий

2. Промывка в холодной воде

3. Покрытиефлюсом, нагрев и натирание

Флюсы: водный растворхлористого цинка (25% хлористого цинка, 75% воды) технический вазелин 75%,хлористый цинк 25% паяльный жир2 (ТУ 36-1170-79) Припой ПОС-40(ГОСТ 21931-76)

 

 

 

4. Остывание

5. Промывкаводой до снятия остатков флюса

6. Сушка

Горячее лужение меди истали окунанием

1. Подготовка (см. выше п.1)

2. Покрытие флюсом

Раствор хлористого цинка всоляной кислоте (паяльная кислота)

3. Погружение в ванночку срасплавленным припоем

ПОС-40

4. Промывка водой

5.Протирание сухой тряпкой или встряхивание

Горячее лужение алюминия иего сплавов натиранием (абразивное лужение)

1. Зачисткаповерхности до металлического блеска кардощеткой (при наличии на поверхностишин толстого слоя жирового загрязнения обезжирить бензином)

Бензин Б-70

2. Нагревповерхности пламенем пропановоздушной горелки до температуры плавления припояА

3. Натираниешины припоем А

Припой А: олово 40%, цинк58%, медь 2%

4.Растирание припоя кардощеткой

 

1 Температура лужения меди истали 330°С, алюминия и его сплавов400-425°С.

2 Состав паяльного жира:канифоль (ГОСТ 19113-73*) 10-15 массовых частей, животный жир или стеарин (ГОСТ6484-64*) 5-6 массовых частей, нашатырный спирт (ГОСТ 2210-73*) 2 массовыечасти, хлористый цинк (ГОСТ 7345-78) — 1 массовая часть, дистиллированная вода(ГОСТ 6709-72) — 1 массовая часть. Жир выпускается Михневским опытным заводомспециальных электроизделий треста «Электромонтажконструкция»Минмонтажспецстроя СССР.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ЖИРОВЫЕСМАЗКИ И ПАСТЫ.
ЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ. РАСТВОРИТЕЛИ

1. Жировые смазки и пасты

Кремнийорганический вазелин(ГОСТ 15975-70*).

Смазка ЦИАТИМ-201, ГОСТ6267-74* (универсальная, тугоплавкая, влагостойкая, морозостойкая,активированная), сохраняет свои свойства при 100-110°С,может употребляться в условиях повышенной влажности. Цвет от светло-желтого дотемно-желтого.

Кварцево-вазелиновая паста (ТУ36-513-79).

2. Защитные покрытия

Смазка АМС-1 (ГОСТ 2712-75*).Цвет темный.

Свинцовый сурик (ГОСТ19151-73*), разведенный на натуральной олифе.

Пентофталевая эмаль ПФ-133(ГОСТ 926-63*). Любой цвет (предпочтительно красно-коричневый).

Эпоксидная шпатлевка ЭП-00-10(ГОСТ 10277-76*). Цвет красно-коричневый

3. Растворители

Неэтилированный бензин (ГОСТ2084-77*).

Сольвент (ГОСТ 1928-79) вчистом виде либо в смеси с уайт-спиритом (бензином-растворителем длялакокрасочной промышленности, ГОСТ 3134-78) для эмали ГФ-133 и др.

Едкий натр (ГОСТ 2263-79), азотнаякислота (ГОСТ 701-78) для химической очистки шин перед лужением.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ШИНЫ(РАЗМЕРЫ, МАССА)

Шины изготовляют измеди (прямоугольные, материал по ГОСТ 193-79; трубчатые, материалпо ГОСТ 859-78), из алюминия (материал по ГОСТ 11069-74*), из алюминиевых сплавов(материал по ГОСТ 4784-74*) и из стали (материал по ГОСТ 11036-75).

При заказе шин указывают:наименование и порядковый номер профиля, номер ГОСТ на профили и шины,наименование материала, из которого изготовляется профиль, и номер ГОСТ на этотматериал.

Пример обозначения корытногопрофиля № 7 из алюминия марки А5:

корытный .

1. Прямоугольные шины из меда(ГОСТ 434-78*), алюминия и его сплава (ГОСТ 15176-70*)

Размеры,мм

Масса,1 м, кг

Размеры,мм

Масса,1 м, кг

медных

алюминиевыхили из сплава алюминия

медных

алюминиевыхили из сплава алюминия

3 ´ 10

0,29

0,08

4 ´ 10

0,37

0,11

3 ´ 12

0,10

4 ´ 12

0,13

3 ´ 12,5

0,32

4 ´ 12,5

0,43

3 ´ 15

0,12

4 ´ 15

0,53

0,18

3 ´ 20

0,53

0,16

4 ´ 20

0,71

0,22

3 ´ 25

0,67

0,20

4 ´ 25

0,89

0,27

3 ´ 30

0,80

0,24

4 ´ 30

1,07

0,32

3 ´ 40

1,07

0,32

4 ´ 40

1,42

0,43

Продолжение прилож. 6

Размеры,мм

Масса,1м, кг

Размеры,мм

Масса,1 м, кг

медных

алюминиевыхили из сплава алюминия

медных

алюминиевыхили из сплава алюминия

5 ´ 3О

1,34

0,40

6 ´ 80

4,27

1,30

5 ´ 40

1,78

0,54

6 ´ 100

5,34

1,62

5 ´ 50

2,25

0,68

8 ´ 60

4,27

1,30

5 ´ 60

2,67

0,81

8 ´ 80

5,70

1,73

5 ´ 80

2,84

0,86

8 ´ 100

7,12

2,17

6 ´ 50

2,67

0,81

8 ´ 120

8,54

2,60

6 ´ 60

3,20

0,97

10 ´ 80

7,12

2,16

 

 

 

10 ´ 100

8,90

2,70

 

 

 

10 ´ 120

10,68

3,24

 

 

 

12 ´ 120

3,88

 

 

 

12,5 ´ 120

12,8

2. Стальные прямоугольныешины (ГОСТ4405-75*)

Размеры,мм

Масса1 м, кг

Размеры,мм

Масса1 м, кг

Размеры,мм

Масса1 м, кг

3 ´ 20

0,47

3 ´ 70

1,65

4 ´ 40

1,26

3 ´ 25

0,59

3 ´ 80

1,88

4 ´ 50

1,57

3 ´ 30

0,71

3 ´ 100

2,35

4 ´ 60

1,88

3 ´ 40

0,94

4 ´ 20

0,63

4 ´ 70

2,20

3 ´ 50

1,18

4 ´ 25

0,79

4 ´ 80

2,51

3 ´ 60

1,41

4 ´ 30

0,94

4 ´ 100

3,14

3. Трубчатые медные шины(ГОСТ 617-72)

Размеры,мм

Сечение,мм2

Масса1 м, кг

Размеры,мм

Сечение,мм

Масса1 м, кг

Диаметр

Толщина

Диаметр

Толщина

15

1,5

63

0,57

45

2,5

337

3,00

18

2,0

100

0,90

50

2,5

378

3,34

20

2,0

113

1,01

55

3,0

490

4,35

22

2,0

126

1,12

60

3,5

622

5,54

24

2,0

138

1,24

70

4,0

829

7,42

26

2,0

151

1,35

80

4,0

955

8,55

30

2,5

217

1,93

85

5,0

1256

11,25

34

2,5

250

2,21

95

2,5

725

6,5

40

2,5

297

2,64

100

3,5

1061

9,44

4. Профили из алюминия и егосплава (ГОСТ 15175-70*)

Номерпрофиля

Размеры,мм

Сечение,мм

Масса1 м, кг

В

Н

S

Швеллер (см. рисунок а)

52

25

15

1,5

79,5

0,215

65

30

15

1,5

87,0

0,236

108

30

20

2,0

133,5

0,362

112

35

20

2,5

177,0

0,480

156

25

25

5,0

325,0

0,881

168

40

25

3,0

254,9

0,691

182

55

25

5,0

481,9

1,306

188

60

25

4,0

413,1

1,120

306

80

35

4,5

641,4

1,738

338

80

40

4,0

613,1

1,662

366

75

45

5,0

783,1

2,122

Корытный (см. рисунок б)

299

75

35

4,0

520

1,411

301

75

35

5,5

595

1,885

368

100

45

4,5

775

2,100

370

100

45

6,0

1011

2,741

443

125

55

6,5

1370

3,710

445

125

55

8,0

1655

4,487

470

150

65

7,0

1781

4,826

528

175

80

8,0

2442

6,618

549

200

90

10,0

3437

9,314

551

200

90

12,0

4045

10,963

570

225

105

12,5

4866

13,242

575

225

105

17,5

6568

17,800

577

250

115

12,5

5450

14,766

581

275

120

12,5

5886

15,952

П-образный (см. рисунок в)

505

75

75

4

840

2,278

507

75

75

6

1232

3,338

555

100

100

5

1405

3,807

557

100

100

7

1933

5,238

583

125

125

7,5

2612

7,077

585

150

150

8

3376

9,149

587

175

175

9,5

4670

12,657

589

200

200

11,5

6441

17,454

591

200

200

13,5

7472

20,249

593

225

225

14,5

9078

24,600

595

250

250

15

10500

28,455

597

275

275

15

11622

31,497

5. Трубы

Полутруба (см. рисунок г)

Номерпрофиля

Размеры,мм

Сечение,мм2

Масса1 м, кг

D, В

S

6

280

15

5944

16,107

8

280

12

4811

13,039

7

280

10

4041

10,951

10

280

8

3258

8,829

19

350

15

7292

19,761

21

350

10

4940

13,387

23

420

15

8942

24,232

25

420

10

6040

16,367

31

490

15

10591

28,702

33

490

10

7140

19,348

36

520

15

11298

30,618

37

520

10

7611

20,625

Квадратная труба (см. рисуноке)

Размеры,мм

Сечение,мм2

Масса1 м, кг

D, В

S

70

4

1014,8

2,750

75

5

1335,6

3,619

80

5

1435,6

3,890

90

6

1635,6

4,432

Круглая труба (см. рисунок д)

Размеры,мм

Сечение,мм2

Масса1 м, кг

D, В

S

10

1

28,5

0,077

14

1,5

59

0,160

16

2

88

0,238

18

2

100

0,271

20

2

114

0,309

22

2

127

0,344

24

2

139

0,377

26

2

152

0,412

30

2,5

217

0,588

34

2,5

250

0,678

40

2,5

297

0,805

45

2,5

337

0,913

50

2,5

378

1,024

52

3

480

1,301

55

2,5

418

1,133

60

2,5

457

1,338

65

2,5

495

1,341

70

2,5

535

1,450

75

2,5

575

1,558

80

2,5

615

1,667

80

4

960

2,602

85

2,5

650

1,762

85

3

775

2,100

85

5

1256

3,404

95

2,5

725

1,963

100

5

1500

4,065

140

10

4082

11,062

140

15

5900

15,989

210

10

6200

16,802

210

15

8600

23,306

250

10

7500

20,325

250

15

11000

29,810

6. Равнобокий уголок (см.рисунок ж)

Номерпрофиля

Размеры,мм

Сечение,мм2

Масса1 м, кг

l

S

429

50

8

752,7

2,040

431

50

10

926,1

2,510

515

75

10

1426,1

3,838

567

100

12

2293,6

6,216

7. Профиль «двойноеТ» (см. рисунок з)

Номерпрофиля

Размеры,мм

Сечение,мм2

Масса1 м, кг

H

В

h

h1

S

S1

3

70

60

20

30

6

4

1288

3,490

7

100

80

30

40

8

6

2488

6,742

9

130

100

45

40

8

6

3468

9,398

13

150

120

55

40

10

8

5240

14,200

15

180

150

66

48

10

8

6520

17,669

17

200

200

75

50

10

8

8040

21,788

27

250

200

95

60

10

8

9240

25,040

35

270

250

100

70

10

8

10600

28,726

41

320

250

125

70

10

8

12000

32,520

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.БОЛТЫ И ГАЙКИ

Длинаболта, мм

Масса 1000шт. (стальных), кг, при диаметре резьбы, мм

М6

М8

М10

М12

М16

М20

Болты с шестиграннойголовкой (ГОСТ7798-70*)

16

5,930

11,80

22,70

32,57

20

6,742

13,25

24,97

35,85

68,49

25

7,871

15,07

27,82

39,95

75,87

136,4

30

8,981

17,35

30,66

44,05

83,24

147,9

32

9,426

18,140

32,03

45,68

86,19

152,5

35

10,090

19,32

33,88

48,43

90,62

159,4

40

11,200

21,30

36,96

52,87

97,99

170,9

45

12,310

23,27

40,05

57,31

105,70

182,5

50

13,42

25,25

43,13

61,76

113,60

194,0

55

14,53

27,22

46,22

66,20

121,50

206,8

60

15,64

29,200

49,30

70,64

129,40

219,1

65

16,76

31,170

52,39

75,08

137,30

231,5

70

17,87

33,14

55,47

79,53

145,20

249,8

75

18,98

35,12

58,56

83,97

153,10

258,1

80

20,09

37,69

61,64

88,42

161,00

268,1

85

21,20

39,07

64,73

92,86

168,90

280,8

90

22,31

41,04

67,81

97,29

176,80

293,2

95

43,02

70,80

101,70

184,70

305,5

100

44,99

73,98

106,20

192,60

317,8

Гайки шестигранныенормальной точности (ГОСТ5915-70*)

 

9,65

16,31

30,08

59,90

117,1

Гайки шестигранные, низкие,нормальной точности (ГОСТ5916-70*)

 

0,948

4,011

8,478

10,610

19,58

34,68

Примечания: 1. Для определения массы болтови гаек из алюминиевого сплава и латуни массу, указанную в таблице, следуетумножить на 0,359 для алюминиевых сплавов и на 1,083 для латуни.

2. Стальные метизы должныбыть оцинкованы или должны иметь другое равноценное покрытие.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ШАЙБЫ

Диаметрболта, мм

Шайбы

Диаметр,мм

Толщина,мм

Масса1000 стальных шайб, кг

внутренний

наружный

По ГОСТ 11371-781

6

6,4

12,5

1,2

0,853

8

8,4

17,5

1,6

2,320

10

10,5

21,0

2,0

4,080

12

13,0

24,0

2,5

6,270

16

17,0

30,0

3,0

11,300

20

21,0

37,0

4,0

32,900

По ГОСТ 6958-782

6

6,4

18,0

1,6

2,79

8

8,4

24,0

2,0

6,23

10

10,5

30,0

3,0

14,60

12

13,0

36,0

3,0

20,80

16

17,0

48,0

4,0

49,60

20

21,0

60,0

5,0

97,40

1 В соответствии с п. 2 ГОСТ 11371-78допускается по соглашению сторон изготовление шайб большей толщины.

2 Для определения массы шайбиз алюминиевого сплава и латуни массу, указанную в таблице, следует умножить на0,356 для алюминиевого сплава и на 1,083 для латуни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.ПЕРЕХОДНЫЕ ПЛАСТИНЫ

Тип

Толщина,мм

Ширина,мм

Длина,мм

Масса,кг

меднойчасти

алюминиевойчасти

Медно-алюминиевые (ГОСТ19357-81)

МА40 ´ 4

4

40

60

100

0,13

МА60 ´ 6

6

50

60

100

0,24

МА60 ´ 8

8

60

80

160

0,56

МА80 ´ 8

8

80

90

160

0,79

МА100 ´ 10

10

100

110

160

1,41

МА120 ´ 10

10

120

140

190

2,10

МА100 ´ 12

12

100

140

190

2,10

Из алюминиевого сплава (ТУ36-931-67)

АП-40 ´ 4 (К 181)

4

40

160

0,07

АП-50 ´ 6 (К 182)

6

50

160

0,13

АП-60 ´ 8 (К 183)

8

60

240

0,31

АП-80 ´ 8 (К 184)

8

80

250

0,43

АП-100 ´ 10 (К 185)

10

100

270

0,73

АП-120 ´ 10 (К 186)

10

120

330

1,07

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.НЕИЗОЛИРОВАННЫЕ МЕДНЫЕ И АЛЮМИНИЕВЫЕ ПРОВОДА (ГОСТ 839-80 Е)

Номинальноесечение, мм2

Масса1 км провода, кг

Номинальноесечение, мм2

Масса1 км провода, кг

медногомарки М

алюминиевогомарки А

медногомарки М

алюминиевогомарки А

4

35

120

1058

321

6

52

150

1338

406

10

88

185

1659

502

16

142

43

240

2124

655

25

224

68

300

2614

794

 

 

 

350

3135

952

35

311

94

400

3528

1072

50

444

135

500

1378

70

612

189

600

1618

95

850

252

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11.НЕИЗОЛИРОВАННЫЕ СТАЛЕАЛЮМИНИЕВЫЕ ПРОВОДА АС, АСКС, АСКП И АСК (ГОСТ 839-80 Е)

Номинальноесечение, мм2

Числопроволок

Диаметр,мм

Масса провода(без смазки), кг/км

алюминиевых

встальном сердечнике

провода

стальногосердечника

10/1,8

6

1

4,5

1,5

42,7

16/2,7

6

1

5,6

1,9

65

25/4,2

6

1

6,9

2,3

100

35/6,2

6

1

8,4

2,8

149

50/8

6

1

9,6

3,2

194

70/11

6

1

11,4

3,8

274

70/72

18

19

15,4

11,0

735

95/16

6

1

13,5

4,5

384

95/15

26

7

13,5

5,0

370

95/140

24

37

19,8

15,4

1357

120/19

26

7

15,2

5,6

471

120/27

30

7

15,5

6,6

526

150/19

24

7

16,8

5,5

554

150/24

26

7

17,1

6,3

600

150/34

30

7

17,5

7,5

675

185/24

24

7

18,9

6,3

705

185/29

26

7

18,8

6,9

728

185/43

30

7

19,6

8,4

846

185/128

54

37

23,1

14,7

1525

240/32

24

7

21,6

7,2

921

240/39

26

7

21,6

8,0

952

240/56

30

7

22,4

9,6

1106

300/39

24

7

24,0

8,0

1132

300/48

26

7

24,1

8,9

1186

300/66

30

19

24,5

10,5

1313

300/204

54

37

29,2

18,6

2428

400/22

76

7

26,6

6,0

1261

400/51

54

7

27,5

9,2

1490

400/64

26

7

27,7

10,2

1572

400/93

30

19

29,1

12,5

1851

500/27

76

7

29,4

8,6

1537

500/64

54

7

30,6

10,2

1852

500/336

54

61

37,5

23,9

4005

600/72

54

19

33,2

11,0

2170

700/86

96

19

36,2

12,0

2575

800/105

96

19

39,7

13,3

3092

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Руководство по термитной сварке. М.: Энергия, 1977. 112 с.

2.Инструкция по сварке цветных металлов в электромонтажном производстве . М.: Энергия, 1978. 140 с.

3. Инструкцияпо оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам /ВНИИпроектэлектромонтаж. М.: 1981. 187 с.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 1

2. Требования к проектнойдокументации. 2

3. Профессиональный требования кконтактным соединениям.. 2

4. Соединения и ответвления шин. 4

Неразборные соединения. 4

Разборные соединения. 4

5. Соединения шин с выводами. 6

6. Соединения гибких шин междусобой и с выводами в открытых распределительных устройствах. 7

7. Подготовка и сборка контактныхсоединений. 9

Сварные соединения. 9

Болтовые соединения. 9

8. Консервация контактныхсоединений. 10

9. Контроль качества контактныхсоединений. 11

10. Требования безопасности труда. 13

11. Инструменты и материалы.. 13

Приложение 1. Термины, упомянутыев инструкции. 14

Приложение 2. Классы контактныхсоединений. 15

Приложение 3. Плоские и штыревыеконтактные выводы электротехнических устройств (гост 21242-75*) 15

Приложение 4. Металлопокрытия. 16

Приложение 5. Жировые смазки ипасты. Защитные покрытия. Растворители. 17

Приложение 6. Шины (размеры,масса) 18

Приложение 7. Болты и гайки. 21

Приложение 8. Шайбы.. 21

Приложение 9. Переходные пластины.. 22

Приложение 10. Неизолированныемедные и алюминиевые провода (гост839-80 е) 22

Приложение 11. Неизолированныесталеалюминиевые провода ас, аскс,аскп и аск (гост 839-80 е) 22

Список литературы.. 23

 

Услуги по монтажу отопления водоснабжения

ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74

Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.

Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.

Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > /otoplenie-dachi.html

Обратите внимание

Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической экспертизе.

О компании

Работаем по всей Московской области и прилегающим областям. Круглосуточно. Проводим Судебные Экспертизы ► ►►

Отопление водоснабжение

Монтаж установка

Мы тут работали и работаем

Популярные метки