Пятницкое шоссе, 55А
стоимость работ
Работаем с Пн-Вс круглосуточно
В последнее время вжелезнодорожном и автомобильно-дорожном строительстве широкое распространениеполучили металлические гофрированные водопропускные трубы. С заменойтрадиционных бетонных водопропускных труб металлическими возник ряд задач,основными из которых являются зашита труб от абразивного действия наносов ипредотвращение коррозии металла.
В этом направленииСоюздорнии проведены экспериментальные исследования и опытное строительство,результаты которых легли в основу разработки «Методических рекомендаций поустройству защитных лотков в металлических гофрированных водопропускных трубах».
Настоящие»Методические рекомендации» могут быть использованы припроектировании и устройстве защитных лотков в металлических гофрированныхводопропускных трубах. В «Методических рекомендациях» содержатсятребования к основным материалам, конструктивные решения и приводитсятехнология производства работ при устройстве защитных лотков.
«Методическиерекомендации» составлены кандидатами технических наук Д.И. Гегелией, Т.М.Луканиной и А.Г. Гулимовым.
I.Общие положения
1. Настоящие»Методические рекомендации» могут быть использованы припроектировании и устройстве защитных лотков в металлических гофрированныхводопропускных трубах, устанавливаемых под насыпями автомобильных и железныхдорог.
2. Защитные лоткипредназначены для пропуска воды и защиты металла трубы от абразивноговоздействия наносов и коррозии. Лотки должны способствовать долговечностиконструкции и нормальной работе трубы в течение всего периода эксплуатации.
3. Для широкого строительства рекомендуетсяприменять битумоминеральные материалы (сборные асфальтобетонные блоки иобработанные битумом горячие каменные высевки), для опытного строительства -укрепленные грунты, полимерные и полимерно-битумные композиции. И в том и вдругом случае материалы для устройства лотка выбирают в зависимости отклиматических условий района строительства и эксплуатации, скорости движенияводы в трубе, с учетом количества твердых наносов, а также техническойоснащенности объекта и исходя из технико-экономической целесообразности,
4. При монтаже и установке труб,как с готовыми лотками, так и без них следует руководствоваться»Инструкцией по проектированию и строительству металлических гофрированныхводопропускных труб» (ВСН176-77).
2.Устройство защитных лотков из битумоминеральных материалов
5. Дляустройства защитных лотков в металлических гофрированных водопропускных трубахрекомендуется применять сборные асфальтобетонные блоки (рис.1) из литой песчанойасфальтобетонной смеси или горячие, обработанные битумом высевки (отходы камнедробления).
Рис.1. Сборные асфальтобетонные блоки
6. Устройство лотков измонолитного асфальтобетона допускается лишь как исключение в случаях ремонтаранее уложенных лотков или при замене отдельных участков старого лотка.
7. Для приготовленияасфальтобетонных смесей применяют следующие материалы:
а) битумы нефтяные дорожныевязкие марок БНД-40/60, БНД-60/90, БНД-80/130 или БН-60/90, БН-90/130,удовлетворяющие требованиям ГОСТ 22245-78,а также строительные битумы марок IV и V по ГОСТ 6617-76(только для блоков);
б)пески природные не фракционированные илифракционированные, отвечающие требованиям ГОСТ 8736-67(крупные, средние или мелкие);
в) минеральные порошкиактивированные или не активированные из карбонатных горных пород,удовлетворяющие требованиям ГОСТ16557-71.
8. Дляобеспечения требуемого качества асфальтобетонной смеси необходимо правильновыбрать минеральные материалы и битум, установить наиболее рациональные ихсоотношения. Минеральную часть асфальтобетона следует подбирать по принципунепрерывной гранулометрия таким образом, чтобы зерновой состав его минеральнойчасти обеспечивал максимальную плотность асфальтобетона.
9. Примерный зерновойсостав минеральной части литой песчаной асфальтобетонной смеси долженудовлетворять требованиям табл.1.
Таблица 1
Содержание, %, зерен минеральногоматериала мм, мельче
Ориентировочный расход битума, % массы сверх 100%минерального материала
5
2,5
1,25
0,63
0,315
0,14
0,071
95-100
75-90
50-67
32-50
25-35
20-27
15-20
9-12
—
95-100
52-70
33-52
30-35
22-30
15-20
9-12
10. При невозможностиобеспечения заданного зернового состава минеральной части асфальтобетоннойсмеси в полевых условиях допускается применять асфальтобетонную смесьследующего состава: песок (0-5 мм или 0-2 мм) — 80-85%; минеральный порошок -15-20%; битум — 9-12%. При применении мелких песков количество минеральногопорошка и битума следует принимать по верхним пределам.
11. Ниже приведенытребования к асфальтобетону, применяемому для устройства лотков:
Остаточнаяпористость, % объема, не более 2
Водонасыщенне,% объема, не более 1
Набухание,% объема, не более 0,1
Предел прочности присжатии, Па (кгс/см2),
не ниже, при температуре +20°С 15.105 (15)
+50°С 8.105 (8)
При определении указанныхпоказателей следует руководствоваться ГОСТ12801-77 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные иасфальтобетон. Методы испытаний». В отличие от требований ГОСТ12801-77 при приготовлении, образцов литую асфальтобетонную смесь неуплотняют, а заливают в формы и разравнивают. Образцы могут изготовляться какцилиндрической формы, так и в виде кубиков 5x5x5см. Методика испытаний насжатие аналогична ГОСТ12801-77.
12. При устройстве лотка изслоя битума с втопленными горячими обработанными высевками фракции 0-5 мм ихзерновой состав не нормируется. Горячие высевки испытывают на показательсцепления по ГОСТ12801-77. Результат испытания должен соответствовать оценке»хорошо». В случае неудовлетворительного сцепления следует применятьповерхностно-активные вещества (ПАВ), при этом предпочтение следует отдаватькатионным. ПАВ.
13. Оптимальныеконцентрации ПАВ следует подбирать в каждом отдельном случае с учетом природыминерального материала. Исходными могут быть концентрации, рекомендуемые»Инструкцией по использованию поверхностно-активных веществ пристроительстве дорожных покрытий с применением битумов» ВСН 59-68.
14.Асфальтобетонную смесь для устройства защитных лотков следует готовить всмесителях принудительного перемешивания типа Д-597, Д-597А и др. При небольшихобъемах работ целесообразно использовать передвижные смесительные установкиДС-65 производительностью 12 т/ч. В этих же установках следует готовить горячиеобработанные битумом высевки.
15. Режим приготовлениялитой песчаной асфальтобетонной смеси должен обеспечивать ее однородность; онпредусматривает применение одних и тех же исходных материалов, точноедозирование их, соблюдение заданной температуры и времени перемешиванияминеральных материалов с битумом.
Время перемешивания должнобыть не менее 120с. Температура готовой асфальтобетонной смеси должна быть150-170°С при использовании нефтяных дорожных битумов и 180-200°С прииспользовании строительных битумов.
16. Для приготовлениягорячих высевок применяют только дорожные битумы в количестве 2-2,5 % массывысевок. Время перемешивания в смесителе должно быть не менее 120с. Тщательноперемешанная смесь характеризуется равномерным распределением компонентов и наиболееполным покрытием поверхности частиц битумом. При визуальном контроле смесьдолжна иметь ровный черный цвет.
17. Все остальныетехнологические операции при приготовлении асфальтобетонной смеси следуетвыполнять в соответствии с «Инструкциейпо строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» (ВСН 93-76).
18. При сооружении труб наавтомобильных дорогах для приготовления смеси должны быть использованыпритрассовые асфальтобетонные заводы, а при строительстве железных дорог -находящиеся поблизости стационарные заводы.
19. Защитные лотки вметаллических гофрированных водопропускных трубах могут устраиваться как встационарных условиях (в отдельных секциях с последующей их транспортировкой кместу укладки с готовым лотком), так и в полевых условиях, непосредственно вготовой трубе. Условия устройства лотка выбираются с учетом материала лотка,технической оснащенности и технико-экономической целесообразности.
Рис.2. Схема полигона
20. Сборныеасфальтобетонные блоки для устройства лотков готовят на асфальтобетонномзаводе. С этой целью на заводе должен быть оборудован полигон (рис.2).
21. Асфальтобетонную смесьдля приготовления сборных асфальтобетонных блоков загружают в металлическиеразборные формы, которые объединены в единую кассету с 12 ячейками (рис.3).Кассета состоит из сварной металлической рамы со вставленным в каждую ячейкусвободно опирающимся дном. Дно выполняется из того же гофрированного металла,что и сегменты трубы.
22. Стенки форм передзагрузкой асфальтобетонной смеси обрабатывают водой с керосином (в соотношении1:1). Уплотняют смесь в формах кратковременным вибрированием (с пригрузкой илибез нее). При отсутствии такой возможности смесь разравнивают и убираютизлишки.
23. Готовую кассету сосмесью транспортируют к водоему или к емкости с водой и для более быстрогоостывания опускают в воду. После полного остывания смеси кассету извлекают изводы. Распалубку форм и извлечение готовых блоков осуществляют на специальнойплощадке.
24. Приустройстве лотков в стационарных условиях асфальтобетонные блоки послераспалубки направляют на склад готовой продукции или на площадку, гдеустраивают лотки в секциях труб.
Рис.3.Кассета с разборными формами
25. Перед устройством лоткавнутреннюю поверхность трубы в случае необходимости следует предварительнопокрыть (если это не предусмотрено проектом) защитным слоем из битуморезиновоймастики (МБР), битума или других герметиков, обладающих достаточно высокимсцеплением с металлом.
26. Перед укладкой сборныхблоков защитный слой обрабатывают 50-60%-ной катионной битумной эмульсией (ВСН115-75) или горячим битумом (t = 120+140оС). Предпочтение следует отдаватьбитумной эмульсии, что позволяет проводить все работы холодным способом. Длинаобрабатываемой полосы не должна превышать 25-50 см, т.е. двух рядов уложенныхблоков.
27. Расход вяжущихматериалов при обработке защитного слоя должен быть в пределах 0,6-0,8л на 1м2в пересчете на битум. Обработанная битумной эмульсией или горячим битумомповерхность должна быть ровной, без пропусков, сгустков, подтеков и пузырей
28. Обработкузащитного слоя битумной эмульсией осуществляют с помощью агрегатов С562 .илиС562А Вильнюсского завода окрасочных аппаратов или пистолетом-распылителем О-45в сочетании с красконагнетательной установкой С-764; обработку горячим битумом- с помощью передвижной битумной установки ПКБ Главстроймеханизации.
29. Сборныеасфальтобетонные блоки по обработанному битумной эмульсией или битумомоснованию укладывают вручную в направлении, противоположном подаче блоков (насебя). При устройстве сборных асфальтобетонных лотков в полевых условиях,непосредственно на месте, укладку блоков следует осуществлять одновременно в двухнаправлениях — от середины к торцам трубы.
30. В местах болтовыхсоединений, где установка сборных элементов I типа (см. рис.1) невозможна, устанавливают блоки IIтипа или указанные места заполняют горячей асфальтобетонной смесью либобитумной мастикой.
31. При устройстве лотков вполевых условиях (в готовых трубах) сборные блоки следует транспортировать кместу укладки в контейнерах, полки которых должны быть выполнены из того жегофрированного металла, из которого собирают трубы. Блоки на полки контейнеровукладывают в два рада; второй ряд должен быть уложен плоской стороной вниз.
32. При устройстве лотка изсборных блоков в стационарных условиях в опытном порядке допускается их укладкапо свежеуложенному горячему слою защитного покрытия. В этом случае отпадаетнеобходимость дополнительной обработки внутренней поверхности трубы битумнойэмульсией или горячим битумом.
33.После окончания работ по устройству сборного защитного лотка его поверхностьобрабатывают битумной эмульсией. Работы по устройству сборного лотка считаютсязаконченными после полного распада битумной эмульсии на его поверхности.Конструкция защитного лотка из сборных асфальтобетонных блоков приведена на рис.4.
Рис.4. Конструкция защитных лотков: 1 — изсборных асфальтобетонных блоков; 2 – из высевок, втопленных в под грунтовочныйслой
34. При транспортировке секций трубы с готовым защитнымлотком из сборных асфальтобетонных блоков необходимо соблюдать следующиеправила: в процессе подъема секций и погрузки лоток должен находиться вгоризонтальном положении. В таком же положении снимают секции трубы иустанавливают ее на готовое основание. Категорически запрещается подъем секциис одного торца. В процессе транспортировки секции труб должны быть закрепленынеподвижно.
35. Применение сборныхасфальтобетонных блоков, позволяет впроцессе эксплуатации осуществлять локальный ремонт лотка, путем замены поврежденных блоков новыми.
36. Приустройстве защитного лотка из горячих обработанных высевок, втопленных в слойбитума (см. рис.4),предварительно по всей длине секции наносят линии, ограничивающие секторустройства лотка. Указанный сектор обрабатывают слоем горячего (t = 120-140°С) битума таким образом, чтобы толщина слоя востывшем состоянии была в пределах 2-3 мм. Высевки в трубе рассыпают наостывший слой битума вручную лопатами. Температура обработанных битумом высевокпри их распределении должна быть в пределах 120-140°С.
37. Рассыпанные на дне трубыгорячие высевки распределяют по ограниченному ранее сектору гребнеобразнымидеревянными правилами (рис.5),повторяющими профиль гофры. Распределенные таким образом высевки втапливают вслой битума с помощью гладилки оснащенной вращающимися роликами, имеющимиформу, соответствующую гофра (см. рис.5).
Рис.5. Схема гладилки и правила: 1 — правила;22 — гладилка
38. При устройстве лотковиз обработанных битумом горячих высевок в стационарных условиях работы проводятна той же площадке полигона (см. рис.2), гдепроисходит сборка секций и дальнейшая их обработка дополнительным защитнымслоем. Устройству лотков в стационарных условиях следует отдавать предпочтение,так как в этом случае обеспечивается более высокое качество работы.
39. Качество устройствалотка оценивают при внешнем осмотре (проверяют отсутствие трещин, бугров,впадин, расслоений) и при проверке геометрических размеров. Слой извтопленных высевок может быть выполнен и при устройстве лотка в соответствии с требованиямиразд.4. настоящих «Методических рекомендаций».
40. При транспортировкесекций труб с лотком из втопленных в слой битума горячих высевок необходимособлюдать требования п.34настоящих «Методических рекомендаций».
41. Приустройстве лотка (ремонте или замене старого) из монолитной литойасфальтобетонной смеси ее подвозят к готовой секции в металлической емкости и транспортируютдалее в глубь секции по ранее устроенному легкому сборному настилу, отдельныеэлементы которого удаляются из секции по мере укладки асфальтобетонной смеси.Смесь следует укладывать в направлении, противоположном подаче. Температурасмеси при укладке должна быть в пределах 140-180°С (при выполнении монолитноголотка для приготовления смеси применяют только дорожные битумы).
Укладку литойасфальтобетонной смеси следует осуществлять на всю ширину сектора. Уложеннуюасфальтобетонную смесь следует разравнивать металлическими движками иприглаживать деревянными вальками.
42. В трубах диаметром до 2м и длиной более 20м при устройстве лотка из монолитного асфальтобетонанеобходимо предусматривать вентиляцию. Рекомендуется применять осевыевентиляторы марки МЦ-7 с числом оборотов 1450 в минуту. Подбор вентиляторовдругих марок должен вестись из расчета обеспечения скорости движения воздуха неменее 1 м/с.
43. При устройстве лотков всекциях труб во всех случаях длина лотка должна быть меньше длины секции трубынастолько, чтобы обеспечить возможность стыкования секций при монтаже труб.Непокрытые участки после окончания монтажа и укладка труб должны на местезаполняться горячей асфальтобетонной смесью или битумной мастикой.
44. При производстве работпо устройству защитных лотков следует руководствоваться действующими правиламитехники безопасности, изложенными в «Инструкции по проектированию истроительству металлических гофрированных водопропускных труб» ВСН176-77.
3. Устройство лотков из укрепленных фунтов
45. Для устройствалотков используют несцементированные обломочные грунты, укрепленныекомплексными методами, с использованием:
вязкого битума (в видебитумной эмульсии или известково-битумной пасты) с добавками цемента;
жидкого битума с добавкамицемента;
цемента с добавками сыройнефти;
карбамидной смолы сдобавками хлористого аммония.
46. Рекомендуемыекомплексные методы укрепления несцементированных обломочных грунтовобеспечивают укрепленным материалам высокую морозостойкость, необходимую прочность,хорошие теплоизоляционные свойства, а также трещиностойкость.
47. Выбор составов смесейосуществляют в зависимости от вида укрепляемого материала, условийстроительства и с учетом требований табл.2.
Готовят и испытываютобразцы на основе рекомендаций, изложенных в «Инструкции по применениюгрунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытийавтомобильных дорог и аэродромов» СН25-74.
48. Пригодностьиспользуемых для укрепления грунтов вяжущих и добавок устанавливают всоответствии с требованиями пп.51-52 настоящих «Методических рекомендаций».
49. Целесообразностьприменения указанных комплексных методов укрепления несцементированныхобломочных грунтов для устройства лотков устанавливают в каждом отдельномслучае, на основе технико-экономического обоснования и сравнения с традиционнымрешением, с учетом свойств укрепляемых материалов, расхода и стоимостифондируемых вяжущих, технологии производства работ и т.п.
50. Для устройства лотковиз укрепленных грунтов используют следующие минеральные материалы:
пески разной крупности(мелкие, средние, крупные, гравелистые), в том числе и пылеватые,одноразмерные;
крупнообломочныемалопрочные щебеночные, гравийные, дресвяные материалы с максимальным размеромзерен не более 15 мм.
Таблица 2
Состав смеси
Предел прочности при сжатии водо-насыщенныхобразцов в возрасте 28суток, кгс/см2
Коэффициент морозостойкости образцовпосле замораживания-оттаивания, циклы
25
50
100
Пески гравелистые, крупные, средние + 4-5% битумной эмульсии(битумной пасты) + 10% портландцемента
40-60
0,80
0,75
0,70
То же + 5% жидкого битума + 12% портландцемента
20-40
0,75
0,75
0,75
То же + 12% портландцемента +3% сырой нефти
20-40
0,75
0,75
0,75
То же (в том числе и пески мелкие, пылеватые, одноразмерные) +10% карбамидной смолы + 20% хлористого аммония
20-40
0,75
0,70
0,70
Примечания: 1. Морозостойкость укрепленныхгрунтов определяется при температуре -22°С и полном водонасыщении образцов.2. Количествоциклов замораживания-оттаивания при использовании смесей во II-III дорожно-климатических зонах составляет 25, в I зоне-50и 100.3. Количествобитумных эмульсий или паст назначают из расчета на эмульгированный битум.4. Количество цемента дано в %массы смеси, а органических вяжущих — в %массы грунта.
51. Грунты и мало прочные каменные материалы, используемыедля укрепления, должны удовлетворять требованиям, изложенным в разд. 2″Инструкции» (СН25-74).
При применении в качествевяжущих материалов карбамидных смол рекомендуется укреплять грунты ималопрочные каменные материалы с рН не более 7.
52. Согласно рекомендациям п.45для укрепленная грунтов применяют следующие вяжущие материалы:
портландцемент марки нениже 400,отвечающий требованиям ГОСТ 10178-62;
эмульсии дорожные битумныемедленнораспадающиеся анионные, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 18659-73;
битумы нефтяные дорожныежидкие классов «МГ», «СГ» или «БГ» с вязкостью неболее 100с, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 11955-74;
известково-битумные пасты,удовлетворяющие требованиям ВСН115-65;
карбамидные смолы,отвечающие требованиям ГОСТ 14231-69;
сырые высокосмолистые нефтис вязкостью по стандартному вискозиметру не менее 7 с.
Содержание в нефти фракций,выкипающих при температуре до 360°С, допускается не более 35% объема.
53. Устройство лотков изукрепленных грунтов осуществляется двумя методами:
непосредственно в готовойтрубе, смонтированной и уложенной в требуемом по продольному профилю месте;
настационарной базе в отдельных секциях трубы с последующим транспортированием ихна место окончательного монтажа и сборки на трассе автомобильной или железнойдороги.
54. При устройстве лотка из укрепленного грунта в готовойтрубе смесь грунта с вяжущими готовят на стационарной базе или на месте производства работ.
Приготовление смеси в обоихслучаях осуществляют в бетоносмесителях периодического действия спринудительным перемешиванием типа СБ-93, СБ-87, СБ-75 и др., а также вгрунтосмесительной установке ДС-50А.
Вводить вяжущие в грунтрекомендуется в такой последовательности: вначале грунт обрабатываюторганическими вяжущими (эмульсией, пастой, жидким битумом или нефтью), затемвводят портландцемент. Карбамидная смола добавляется в грунт вместе сотвердителем — хлористым аммонием.
Влажность обрабатываемыхгрунтов при смешении с битумными эмульсиями или пастами должна быть не более6%.
При использовании вкачестве вяжущих жидких битумов, сырых нефтей или карбамидных смол допускаетсяобрабатывать сухие грунты с последующим увлажнением смеси до оптимальнойвлажности.
55. Готовую смесь вывозятсамосвалами к трубе и разгружают на специально подготовленный деревянныйнастил. Работы по вывозке смеси и ее использованию для приготовления лоткадолжны быть закончены в течение 8-10 ч.
56. Перед устройством лоткавнутреннюю поверхность трубы (без защитного слоя) очищают от грязи и пыли иобрабатывают битумной эмульсией или горячим вязким битумом из расчета 0,5-0,6л/м2.
Наподготовленную таким образом поверхность трубы укладывают вручную смесь изукрепленного грунта. Устройство лотка осуществляют способом «насебя», начиная укладку смеси либо от середины трубы, либо отпротивоположного торца с таким условием, чтобы исключить подачу материала поготовому лотку. Толщину слоя в неуплотненном виде принимают равной 5-6см.
57. Уплотнение уложеннойсмеси осуществляют металлической виброрейкой с двумя вибраторами типа ИВ-19.Кроме того, разрешается уплотнять смесь площадочными вибраторами типа С-413,С-414.
58.Поверхность готового лотка обрабатывают битумной эмульсией или битумом израсчета 0,8-1 л/м2 (для предохранения от испарения воды) с помощьюагрегатов, указанных в п.28 настоящих»Методических рекомендаций».
59. При устройстве лотка, из укрепленного грунта в секциях трубы настационарной базе технологические операции по приготовлению смеси, ее укладке,уплотнению, а также уход за уложенным слоем осуществляют в соответствии с пп.54-58.
60. Разрешаетсятранспортировать секции трубы с готовым защитным лотком к месту монтажа надороге не ранее чем через 10 суток после устройства лотка.
61. Рекомендуемые дляукрепления грунтов вяжущие материалы, указанные в п.52,не токсичны.
62. Для устройства лотковприготавливают и применяют смеси грунта с вяжущими в холодном состоянии.
63.Рабочие, обслуживающие цементовозы и смесители, при разгрузке, распределении иперемешивании цемента с грунтом должны соблюдать правила техники безопасности,изложенные в ВСН176-77, пользоваться спецодеждой, предусмотренной отраслевыми нормами, ииндивидуальными средствами: очками, респираторами, рукавицами; во время работыследует находиться с наветренной стороны.
4.Устройство лотков из полимерных и полимерно-битумных материалов
64. Для устройства лотков вопытном порядке рекомендуется применять тиоколо-каменноугольную композициюУТ-38Г и мастику битумно-бутилкаучуковую горячую (МББГ-70). Требования к этимматериалам приведены в приложении.
65. Тиоколо-каменноугольнаякомпозиция УТ-38Г представляет собой гидроизоляционный материал темно-бурогоцвета, обладающий способностью вулканизоваться при нормальной температуре.Выпускается промышленностью в виде трех компонентов:
герметизирующей пастыУТ-38Г (ТУ 38-105874-75 Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимическойпромышленности СССР), которая готовится на основе жидкого тиокола маркиНВТС-0,5 с вязкостью 301-500 пз и в сочетании с наполнителем — сажей ТМ-15 -является основной частью композиции;
каменноугольной смолывторичной переработки — препарированной (ТУ 14-6-83-72 Министерства чернойметаллургии СССР), которая вводится в состав композиции для повышениясцепления, а также ее удешевления;
вулканизирующего агента»Г» (ТУ 38-105874-75), бихромата натрия, применяемого в виде водногораствора 67%-ной концентрации.
66. Битумно-бутилкаучуковаямастика (ТУ-21-27-40-74) поставляется заводом в виде готовой массы, в составкоторой входят:
битум (ГОСТ 9548-60);
бутилкаучук (МРТУ 33-3 №232-69);
бутилкаучук (ТУ38103-20-70);
латексбутилкаучука (ТУ 30103-30-70);
тальк (ГОСТ 879-52),
керосин (ГОСТ 4758-68);
масло каменноугольное (ГОСТ2770-59).
67. Для устройства защитныхлотков в металлических гофрированных трубах в зависимости отдорожно-климатической зоны рекомендуется применять полимерную композицию УТ-38Ги мастику МББГ-70 со следующим весовым соотношением компонентов:
для I-V дорожно-климатическихзон:
УТ-38Г %вес
Герметизирующая паста 100
Каменноугольная смола 120
Вулканизующий агент 20
для II-V дорожно-климатическихзон: МББГ-70
Битум IV-V 70
Бутилкаучук 10-15
Асбестовая крошка 10-15
68. При устройстве лотков всеверных районах страны предпочтение следует отдавать полимерному герметикухолодного отверждения УТ-38Г. Полимерную композицию УТ-38Г готовят на местестроительства путем перемешивания в специальных смесителях (мешалках)принудительного действия или вручную в течение 5-7 мин трех компонентов:герметизирующей пасты, каменноугольной смолы и вулканизующего агента — дополучения однородной массы.
69. Поставляемую настроительные объекты в готовом виде мастику МББГ-70 перед применениемразогревают до 160-180°С.
70. При отсутствиицентрализованного снабжения допускается приготовление мастики в условияхстроительного объекта. Для этого:
в котле с масляной рубашкойразогревают и обезвоживают битум при температуре 160-170°С;
обезвоженный и разогретыйбитум в течение 1,5-2,5 ч. при постоянном перемешивании варят с бутилкаучуком(в виде крошки или латекса);
после объединения каучука ибитума в смесь вводят наполнители и выдерживают в течение 30 мин при постоянномперемешивании.
Для повышения качества иоднородности мастики ее рекомендуется готовить в специальных котлах,оборудованных лопастями для принудительного перемешивания.
71. До начала работ поустройству защитного лотка производится разметка места устройства его навнутренней поверхности трубы.
72. Перед нанесениеммастичных материалов гофрированные трубы очищают от грязи, пыли, льда, масляныхи нефтяных пятен с помощью ветоши, смоченной в бензине или ацетоне. В условияхбазы лоток устраивают по защитному слою.
73. Работы по устройствулотка должны вестись при температуре окружающего воздуха не ниже +5°С.
74. Нанесение герметикаУТ-38Г на поверхность трубы при устройстве лотка можно производить с помощьюагрегата С-562 или С-562А Вильнюсского завода окрасочных аппаратов или вручную.При этом полимерную композицию наносят равномерным слоем толщиной 2 ммфорсункой, удаленной от поверхности на 0,2-0,5 м.
75. Для нанесения мастикиМББГ-70 может быть использована передвижная битумная установка ПКБГлавстроймеханизации, Профессиональный Монтаж которой изложены в «Рекомендацияхпо технологии постройки металлических гофрированных водопропускных труб нажелезных и автомобильных дорогах» (ЦНИИС Минтрансстроя, М., 1974). Мастикараспределяется равномерно слоем толщиной 2 мм.
76.УТ-38Г и МББГ-70 при отсутствии средств механизации можно наносить нагофрированные поверхности металлических труб вручную, с помощью кисти. При этомнанесение защитного слоя лотка производится методом «на себя», с тем,чтобы исключить нарушение слоя.
77. Качество производстваработ по устройству лотка определяется визуально.
Мастичный слой лотка посленанесения должен быть гладким, ровным, одинаковым по толщине.
78. К работам по устройствулотков из мастичных материалов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшиеспециальный инструктаж по технике безопасности.
Они должны быть ознакомленыс безопасными способами:
загрузки и разгрузкиварочного котла;
разогревания готовыхмастик;
транспортирования горячихмастик.
79. Все работающие смастиками должны быть обеспечены спецодеждой (хлопчатобумажными комбинезонами,резиновыми сапогами, брезентовыми рукавицами и фартуками).
80. При разогреве мастикдолжны быть соблюдены следующие условия:
а) котел должен бытьисправным, без трещин, с прилегающей крышкой;
б) верхний край котладолжен возвышаться над уровнем пола не менее чем на 1 м;
в) котел следует загружатьсо стороны, противоположной топке, и только на 3/4 его емкости;
г) котел, как правило, долженбыть закрыт, за исключением моментов перемешивания и загрузки материалов;
д) во время разогревамастики металлические дверцы топки должны быть закрыты.
81. При примененииполимерных материалов холодного отверждения необходимо соблюдать меры безопасностив соответствии с требованиями «Методических рекомендаций по безопасномуприменению веществ, обладающих токсическими свойствами, при строительствеавтомобильных дорог» (Союздорнии, М., 187бг.).
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Пригодностьполимерных материалов и полимерно-битумных мастик следует оценивать последующим показателям: теплостойкости, морозостойкости, стойкости к горячейводе, температуростойкости, сцеплению с металлом и истираемости.
2. Условнотеплостойкость полимерно-битумных мастик характеризуется температуройразмягчения, измеряемой методом «Кольцо и Шар» согласно ГОСТ11506-65 на приборе для определения температуры размягчения битума по ГОСТ1424-57.
3. Морозостойкостьмастичных материалов характеризуется числом циклов попеременного замораживания(до -20°С) и оттаивания (до +20°С), которые могут выдержать образцы изоцинкованного металла размером 1x40x155 мм со слоем материала толщиной 2 мм безотслаивания и растрескивания.
Мастика,удовлетворяющая необходимым требованиям, должна выдержать не менее 50 цикловзамораживания-оттаивания.
4. Стойкостьмастичных материалов к горячей воде является условной характеристикой,позволяющей быстро определить сцепление материалов с металлом.
Образцы-пластины,изготовленные в соответствии с п.3приложения, выдерживают 4 ч в кипящей воде и в течение 4 ч оставляют в воде притемпературе остывания (один цикл).
Мастикадолжна выдержать не менее 5 циклов, не отслаиваясь.
5. Температуростойкость полимерных материаловопределяется на образцах-пластинах, изготовленных в соответствии с п.3, путем выдерживания их 6 ч при температуре +100°Си 6 ч при температуре +20°С (один цикл). Мастика, удовлетворяющая необходимымтребованиям (отсутствие масляных пятен, отслаивания, раковин и др.), должнавыдержать не менее 28 циклов.
6.Предел прочности сцепления мастичных материалов с металлами и относительноеудлинение определяют в интервале температур от -40 до +50°С путем растяженияобразцов со скоростью 1 мм/мин, на разрывной машине ЦДМКА-80. Для этого слоеммастики толщиной 1,5-2 мм склеивают две металлические оправки размером40x160x90 мм. На каждое испытание готовят не менее пяти образцов.
Передиспытанием образцы выдерживают 5-10 дней при температуре +20±2°С, помещают вклиматическую камеру и выдерживают 3 ч при заданной температуре.
Испытаниепроводят в закрытой климатической камере.
Полученныерезультаты рассчитывают по формулам:
кгс/см2;
гдеP -нагрузка, при которой происходит разрыв, кгс;
F — площадьобразца, см ;
lр — высотамастичного материала в момент разрыва, мм;
lo -. первоначальная высота образца, мм.
Сцеплениес металлом должно быть не менее 0,5 кгс/см, а деформативиость — 40%.
7.Испытания на истираемость проводят на специальной установке, позволяющей припостоянном вращении истирающего круга установить количественную величину воздействияна мастичные материалы.
Для этого изготовляют цилиндрические образцы измастичных материалов размером 1,5-2,5 см и выдерживают при температуре +20±2°Св течение 5-10 дней. Затем по два образца помещают в специальные гнезда такимобразом, чтобы они касались вращающегося круга, и включают установку.
Образцывзвешивают перед испытанием и далее через 3; 6 и 9 мин в процессе испытания.
Истираемостьмастичных материалов определяют по формуле
,
гдеКи- коэффициент истираемости;
Ии — вес образца после испытания, г;
Ин — вес образца до испытания, г;
Коэффициент истираемости должен быть равен0,9÷1,0.
Услуги по монтажу отопления водоснабжения
ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74
Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.
Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.
Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > /otoplenie-dachi.html
Обратите внимание
Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической экспертизе.