Пятницкое шоссе, 55А
стоимость работ
Работаем с Пн-Вс круглосуточно
В настоящем документепредставлены методические подходы к организации и проведению сводных расчетовзагрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта и их применениюпри нормировании выбросов.
2. ССЫЛКИ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
2.1. ГОСТ17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологическиефакторы загрязнения, промышленные выбросы. Основные термины и определения. М.Изд-во стандартов, 1978 [7].
2.2. ГОСТ17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимыхвыбросов вредных веществ промышленными предприятиями. М., Изд-во стандартов,1980 [2].
2.3. ОНД-86.Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ,содержащихся в выбросах промышленных предприятий. [3].
3. ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем «Методическомпособии…» используются понятия и определения, установленные в ГОСТе17.2.1.04-77 [7]. Помимо этого, в рамках данного документавводятся ряд понятий и определений, облегчающих понимание и использованиеприводимых в нем рекомендаций.
Расчетный мониторинг — регулярные работы поопределению пространственно-временных характеристик загрязнения атмосферы наоснове расчетов по математическим моделям переноса и диффузии атмосферныхпримесей с использованием данных инвентаризации параметров источников выбросов,а также климатических и метеорологических характеристик.
Сводные расчеты загрязненияатмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и автотранспорта города (региона) -такие расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ (ЗВ) по данным об ихвыбросах, в которых используется информация о выбросах всех источниковзагрязнения атмосферы (ИЗА), расположенных на территории рассматриваемогогорода (региона).
Группа загрязняющих веществс комбинирующимся вредным действием — такая группа ЗВ, для которых при ихсовместном присутствии в атмосферном воздухе проявляются эффекты суммации,неполной суммации или потенцирования [9]. Такие группы ЗВ будемназывать сокращенно группами комбинирующихся ЗВ.
Экологически допустимыйвклад предприятия (ЭДВП) в загрязнение атмосферы — такой уровень воздействия наокружающую среду, создаваемый выбросами ЗВ от предприятия в атмосферу, прикотором, с учетом совместного влияния других экологически неблагоприятныхфакторов (в том числе, с учетом фонового загрязнения атмосферы и эффектакомбинации вредного действия ЗВ), не нарушаются экологические ограничения, регламентирующиевоздействие ЗВ, рассеивающихся в атмосфере, на компоненты окружающей среды.
Допустимый вклад предприятия изагрязнение атмосферы (ДВПЗ) — ЭДВП предприятия, допустимый также с точкизрения выполнения других требований: ограничений на возможные затраты ресурсов,социальных и других.
Квота концентрации некоторого ЗВ (группы ЗВ скомбинирующимся вредным действием), для определенного предприятия в определеннойточке местности — ограничение сверху на значения приземныхконцентраций этого ЗВ (группы ЗВ), которые могут создаваться выбросамирассматриваемого предприятия в рассматриваемой точке местности, обеспечивающиевыполнение требований к качеству атмосферного воздуха, с учетомфонового загрязнения атмосферы и эффекта комбинации вредного действия разныхЗВ.
Поле квот концентраций (ПКК) некоторого ЗВ (группы ЗВ скомбинирующимся вредным действием), для определенного предприятия -распределение на местности значений квот концентрации этого ЗВ (группы ЗВ) длярассматриваемого предприятия во всех точках местности, прилегающей кпредприятию, для которых установлены критерии качества атмосферного воздуха(гигиенические и экологические).
Нормирование выбросов — определение значенийпредельно допустимых значений выбросов ЗВ в атмосферу и других характеристик(параметров) источников загрязнения атмосферы, при которых обеспечиваетсясоблюдение нормативов качества атмосферного воздуха, регламентирующихвоздействие ЗВ, выбрасываемых ИЗА, на компоненты окружающей среды с учетомсовместного влияния других экологически неблагоприятных факторов (в том числе,с учетом фонового загрязнения атмосферы и эффекта комбинации вредного действияЗВ).
4. СОКРАЩЕНИЯ
ПДК — предельно допустимаяконцентрация (гигиенический и экологический норматив качества атмосферноговоздуха);
ПДВ — предельно допустимыйвыброс;
ВСВ — временно согласованныйвыброс;
СЗЗ — санитарно-защитнаязона;
ЭЗЗ — экозащитная зона;
ЗВ — загрязняющее вещество;
ИЗА — источник загрязненияатмосферы;
ДВПЗ — допустимый вкладпредприятия в загрязнение атмосферы;
ПКК — поле квот дляконцентраций ЗВ, создаваемых выбросами предприятия;
ПНЗА — пункт наблюдениязагрязнения атмосферы;
УПРЗА — унифицированнаяпрограмма расчета загрязнения атмосферы.
5. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1 Сводные расчетызагрязнения атмосферного воздуха являются необходимым элементомгосударственного управления в области охраны атмосферного воздуха, позволяющимучесть требования системности и комплексности подхода к такому управлению, атакже его научной обоснованности. Сводные расчеты загрязнения атмосферы могутбыть использованы при решении ряда задач, связанных с охраной атмосферноговоздуха. К таким задачам, в частности, относятся:
расчетный мониторингзагрязнения атмосферы города (региона), при котором проводится:
— диагноз состояниязагрязнения воздушного бассейна города (региона) и его отдельных районов вопределенные периоды времени,
— прогноз изменениясостояния качества атмосферы города (региона) под влиянием изменений выбросоввредных веществ в результате ввода в действие новых хозяйственных объектов,реконструкции действующих, проведения воздухоохранных мероприятий, изменениясхемы транспортных потоков и т.п.,
— оценка экологическойдопустимости намечаемых изменений выбросов,
нормирование параметроввыбросов ИЗА.
5.2. При проведении сводныхрасчетов загрязнения атмосферы в рамках решения указанных задач следуетучитывать отличие целей расчетов, используемых при расчетном мониторингекачества атмосферного воздуха и при нормировании выбросов ИЗА.
При расчетном мониторингекачества атмосферного воздуха целью является получение реальных значенийхарактеристик загрязнения атмосферы, соответствующих реальным (или, в случае прогнозныхоценок, проектным) значениям характеристик ИЗА. Задачи, решаемые в ходерасчетного мониторинга, можно классифицировать как диагностические, т.е. такие,при которых ставится «диагноз» качества атмосферного воздуха при определенных,заданных, характеристиках выбросов ЗВ.
При решении задачинормирования сводные расчеты используются для определения предельно допустимыхзначений характеристик ИЗА.
Задача прогноза изменениязагрязнения атмосферы обязательно решается при нормировании выбросов, но можетбыть поставлена и как диагностическая, т.е. прогноз состояния качества воздухане при предельно допустимых характеристиках ИЗА, а при реально прогнозируемыхих значениях.
Указанные различия целейрасчетов приводят к существенным отличиям в:
— характере исходнойинформации, используемой при проведении расчетов,
— выборе показателейзагрязнения воздушного бассейна, которые должны быть получены в результатерасчетов,
— требованиях к частотепроведения расчетов.
Недостаточный учет этихразличий приводит к неправильной организации сводных расчетов и последующемуиспользованию их результатов при решении указанных задач.
5.3. Поскольку на основаниирезультатов сводных расчетов принимаются природоохранные решения, затрагивающиеинтересы различных субъектов права (как физических, так и юридических лиц),методы, используемые при проведении расчетов, должны быть арбитражно защищены.В наибольшей степени такой арбитражной защищенностью обладают методы,утвержденные как нормативные. В настоящее время в России имеется только однанормативная методика расчета загрязнения атмосферы по данным о выбросах ЗВ ватмосферу — это ОНД-86[3].
5.4. Заказчиком сводныхрасчетов загрязнения атмосферы являются, как правило, городские (региональные)комитеты по охране окружающей среды или администрации (мэрии) городов(областей).
В качестве Исполнителейдолжны привлекаться организации города (региона), располагающиевысококвалифицированными специалистами в области охраны атмосферы, имеющимипрактический опыт работ по инвентаризации и нормированию выбросов в атмосферу.Эти организации должны располагать необходимым парком быстродействующейкомпьютерной техники и иметь лицензию на проведение работ по данномунаправлению.
Финансирование работ можетосуществляться из Экологических и Муниципальных фондов, а также из целевыхфондов, формируемых за счет долевого участия предприятий, являющихся основнымизагрязнителями воздушного бассейна города (региона).
6. РАСЧЕТНЫЙ МОНИТОРИНГЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА
Необходимость проведениярасчетного мониторинга загрязнения воздушного бассейна обусловлена недостаткамиинформации, получаемой при экспериментальном мониторинге. Получаемая приэкспериментальном мониторинге информация неполна в части описания загрязненияатмосферы города всеми поступающими в нее вредными веществами. В первую очередьэто касается специфических ЗВ, по которым отсутствуют экспериментальныенаблюдения, либо наблюдения нерегулярны или недавно начаты, в связи с чембазирующиеся на них данные статистически не достоверны. Экспериментальныммониторингом в России определяется ~ 50 ЗВ, 2/3 измерений приходятся наосновные ЗВ и лишь 1/3 — на специфические.
Данные экспериментальногомониторинга не всегда достоверны и достаточно точны, поскольку при наблюдениях,особенно ведомственных, используются приборы и методики измерения концентраций,не получивших необходимого метрологического подтверждения. По данныминструментальных замеров не всегда можно выделить отдельные вредные вещества изобщей пробы со сходными химическими характеристиками, при расчетном мониторингенаблюдения можно вести по любому веществу, присутствующему в выбросах иимеющему ПДК.
Данные экспериментальногомониторинга недостаточно детализированы для получения полной картиныпространственно-временного распределения загрязнения атмосферного воздуха. Дажев крупных городах функционирует не больше 5 — 12 ПНЗА, к тому же число этихпостов все время сокращается. Поэтому проведение расчетного мониторингацелесообразно даже при наличии данных экспериментального мониторинга.
Тем не менее расчетныймониторинг не заменяет полностью, а существенно дополняет данныеэкспериментального мониторинга, осуществляемого как в рамках Росгидромета, таки ведомственного. Основными задачами системы расчетного мониторинга качестваатмосферного воздуха являются следующие:
— получение достовернойкартины загрязнения атмосферы по всему спектру загрязняющих веществ нарассматриваемой территории, в любой ее точке, на любую дату (ретроспектива,перспектива, диагноз состояния на существующее положение);
— статистическая обработкаданных;
— выявление зон с превышениемПДК;
— определение вкладапредприятия или объекта в уровень загрязнения атмосферы;
— классификация предприятий сточки зрения значимости выбрасываемых ими вредных веществ;
— определение зон влиянияпредприятий;
— подтверждение достаточностимер по снижению выбросов и их эффективности как в локальном масштабе (т.е. взоне влияния предприятия), так и по всей рассматриваемой территории;
— картирование результатоврасчетного мониторинга;
— прогнозирование особых, сточки зрения загрязнения атмосферы, ситуаций и их последствий;
— повышение степениэффективности природоохранных мероприятий, рациональное расходование финансовыхсредств, предотвращение экологического ущерба.
В качестве исходных данныхдля проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы в ходе расчетногомониторинга используются значения параметров ИЗА, характерные для того периода,для которого проводится диагноз качества атмосферного воздуха. Эти значенияпараметров ИЗА соответствуют реальному функционированию предприятия в период, для которого проводитсяоценка качества воздуха, независимо от того, насколько близка работапредприятия к регламентному режиму.
В качестве источниковинформации о реальных значениях параметров ИЗА в определенный периодиспользуются:
— для существующегоположения:
— результаты инвентаризациивыбросов или корректировок инвентаризации,
— результаты государственногои ведомственного контроля характеристик выбросов,
— данные ведомственныхпроектов нормативов ПДВ, в части, относящейся к существующему положению;
— аналогичные данные длясоответствующего периода в прошлом используются при ретроспективных оценках;
— для прогнозных оценок:
— данные проектов нормативовПДВ на перспективу,
— данные проектнойдокументации на строительство новых и реконструкцию существующих объектов.
При проведении расчетногомониторинга загрязнения атмосферы диагноз качества атмосферного воздуха (а,следовательно, и сводные расчеты) проводятся для каждого периода времени, накоторый разбивается весь годовой интервал: полугодия, сезона и т.д.
Для обеспечения таких расчетовдля каждого следующего расчетного периода требуется обновление информации опараметрах ИЗА. Целесообразно введение, с этой целью, на территории, длякоторой проводится мониторинг, регулярной отчетности об изменениях параметроввыбросов ИЗА за очередной период. Частота проведения расчетов определяется приэтом возможностями системы сбора информации. При существующих возможностяхсбора и обработки информации достаточно информативный мониторинг может бытьреализован при частоте расчетов 1 раз в сезон или один раз в полугодие(холодное и теплое).
В зависимости от конкретногонабора целей, актуального для определенного города (региона), результатыдиагностических сводных расчетов загрязнения атмосферы и оценки вкладов в негоразличных предприятий (автомагистралей), получаемые в ходе расчетногомониторинга, целесообразно формулировать в терминах тех или иных обобщенныхкомплексных показателей загрязнения атмосферы, базирующихся на нормативныхпоказателях качества атмосферного воздуха.
Примечание:
Традиционный подход к описанию загрязненияатмосферы в виде набора карт распределений на местности изолиний концентрацийкаждого из ЗВ, поступающего в воздушный бассейн рассматриваемой территории, авкладов предприятий в виде набора значении наибольших концентраций ЗВ награницах их СЗЗ был разработан для использования при нормировании выбросовотдельных предприятий, а не для управления качеством воздушного бассейна города(региона). При этом следует иметь в виду два обстоятельства:
— максимальные концентрации ЗВ достигаются,как правило, вблизи предприятий или автомагистралей и их анализ не дает полнойсодержательной картины загрязнения воздуха города (региона) или его отдельныхтерриторий, например, не позволяет сравнивать загрязнение воздуха надразличными районами города и т.д.; использование этих характеристик припринятии решений, связанных с учетом загрязнения атмосферы, для целого рядазадач или неэффективно или просто невозможно;
— даже для небольшого города число ЗВ, которыенеобходимо учесть при описании загрязнения воздуха, превышает 100; для лица илигруппы лиц, принимающих решения, рассмотрение более, чем ста карт распределенийконцентраций ЗВ является, как правило, малоэффективной процедурой при выработкерешений, учитывающих загрязнение воздуха.
7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОДНЫХРАСЧЕТОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ ПРИ НОРМИРОВАНИИ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ВАТМОСФЕРУ
Одним из важнейшихмеханизмов государственного управления в области охраны атмосферного воздухаявляется регламентация воздействия природопользователей на качествоатмосферного воздуха с помощью «Разрешения на выброс вредных (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух». Обоснование разрешений на выброс можетрассматриваться как один из важнейших компонентов и одна из основных задач процедурынормирования выбросов. Это определяет основные цели нормирования выбросов.
Разрешением на выбросвредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельнодопустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферноговоздуха.
Среди прочих другихусловий, обеспечивающих, при заданном значении предельно допустимоговыброса, охрану атмосферного воздуха, одними из самых существенных являютсяпараметры выброса ЗВ в атмосферу, такие как высота выброса, диаметр устья ИЗА,из которого он производится, Монтаж газовоздушной смеси (ГВС) и другиеМонтаж ИЗА, влияющие на характер рассеивания в атмосфере ЗВ,выброшенных из ИЗА.
Поэтому задачей нормированиявыбросов является не только определение предельно допустимых значений выбросовЗВ, но также и значений других параметров ИЗА, при которых соблюдаютсянормативы качества атмосферного воздуха по присутствию в нем ЗВ.
Произведение сводных расчетовзагрязнения атмосферы выбросами ИЗА всех предприятий и других объектов города(района) на определенном этапе нормирования их выбросов предусмотрено ГОСТом17.2.3.02-78 [2]. Согласно [2] необходимым условием того,чтобы определенные значения параметров ИЗА предприятий города могли бытьприняты в качестве нормативных, является выполнение условия непревышения ПДКдля приземной концентрации каждого ЗВ, выбрасываемого в атмосферу (с учетомсуммации вредного действия определенных ЗВ), рассчитанной с учетом всехвыбросов этого ЗВ всеми предприятиями города (и фона за счет межрегиональногопереноса).
Возможно два способаиспользования сводных расчетов загрязнения атмосферы при определении нормативовпараметров выбросов ИЗА.
При первом способе порезультатам сводных расчетов определяются значения, так называемых, фоновыхконцентраций ЗВ, которые затем используются в соответствии со схемой,приведенной в разделе 7 ОНД-86[3],аналогично фоновым концентрациям, определенным на основании регулярныхизмерений в соответствии с [1].
При втором способе сводныерасчеты используются при определении допустимых вкладов предприятий в загрязнениеатмосферы (ДВПЗ). После чего нормирование выбросов каждого предприятияпроизводится с учетом необходимости соблюдения установленной для него величиныдопустимого вклада.
При том, что правильный учетфона позволяет учесть гигиенические и экологические требования к качествуатмосферного воздуха, этому способу использования сводных расчетов принормировании выбросов присущ ряд недостатков. При такой схеме нормированиякаждое предприятие производит разработку нормативов, учитывая загрязнение атмосферы,создаваемое другими предприятиями как начальное условие. Схема не содержитмеханизма согласования воздухоохранных действий разных предприятий. При этомуровень требований к предприятию определяется только его вкладом в загрязнениеатмосферы, т.к. схема не позволяет учесть разный уровеньсоциально-экономической значимости предприятий и объективные, обусловленныеспецификой производства, различия в возможностях разных предприятий по снижениюих вкладов в загрязнение атмосферы. При рассматриваемом подходе уровеньтребований, предъявляемых к разным предприятиям, существенно зависит оточередности рассмотрения их предложений по нормативам выбросов в контролирующихорганах.
Действительно, поскольку вкачестве исходных данных для расчета фона должны использоваться нормативныезначения параметров ИЗА, база данных, на основании которой рассчитываютсязначения фоновых концентраций, меняется по мере утверждения нормативов дляпредприятий. Т.е. для предприятий, разрабатывающих свои предложения в разноевремя, фон рассчитывается по разным базам данных. Перечисленные обстоятельстваприводят к излишнему расходу ресурсов (финансовых, энергетических и пр.) придостижении выполнения экологических требований с помощью схемы учетасовместного влияния выбросов разных предприятий на загрязнение воздуха посредством расчетафоновых концентраций ЗВ.
По указанным причинамиспользование сводных расчетов загрязнения атмосферы для расчета фоновыхконцентраций при нормировании выбросов предприятий целесообразно проводить лишьна начальном этапе организации работ по нормированию выбросов с использованиемсводных расчетов.
Наиболее рациональные (сточки зрения экономии ресурсов) и обоснованные значения нормативов параметроввыбросов ЗВ могут быть определены при втором из указанных подходов киспользованию сводных расчетов при нормировании выбросов.
При этом подходе процессопределения нормативов выбросов распадается на два этапа, отличающихся как посодержанию и «уровню» используемой на каждом из них информации, так и посодержанию решаемых на этих этапах задач и результатам работ в рамках каждогоэтапа.
На первом этапе, помимоданных о параметрах ИЗА предприятий и планах их развития, используется такжеобобщенная информация, содержащая Монтаж социально-экономическойзначимости предприятий в масштабах региона и страны, и другая, доступная нарегиональном уровне обобщенная информация о предприятии. На этом этапеопределяются допустимый вклад каждого предприятия в загрязнение воздушногобассейна города. При этом, хотя при определении ДВПЗ учитываются возможностипредприятий по их достижению, им не диктуются конкретные мероприятия и затратыресурсов при достижении установленных для них ДВПЗ.
На втором этапе установленныеДВПЗ используются как ограничения на вклад предприятия в загрязнение воздушногобассейна, которые предприятия обязаны выполнить при достижении нормативоввыбросов. Определяются конкретные пути и способы достижения этих ДВПЗ с учетомдетальной информации о возможностях предприятия и определяются нормативыпараметров выбросов в атмосферу.
При таком подходе наиболееполно учитываются как региональные, в частности, экологические требования, таки возможности предприятия. Этот подход позволяет также наиболее полно учестьнеобходимую информацию. При определении ДВПЗ используется обобщенная информацияо предприятиях, не составляющая коммерческой или технической (или иной) тайныпредприятий. При разработке нормативов ИЗА предприятие может также использоватьзакрытую от посторонних информацию (в частности, составляющую коммерческую илитехническую тайну предприятия).
7.1 Определение значений фоновыхконцентраций
При проведении сводныхрасчетов для определения фоновых концентраций ЗВ с целью их использования принормировании выбросов ЗВ в атмосферу должны использоваться нормативные значенияпараметров выбросов, соответствующие регламентной работе всех предприятий иобъектов независимо от того, реализованы ли регламенты работы и нормативныезначения характеристик выбросов в период сбора и подготовки данных.
При учете реальных, а ненормативных характеристик ИЗА возможны, например, следующие ситуации:
— большинство предприятийгорода работает с неполной нагрузкой, поэтому фон, рассчитанный с учетом ихреальных выбросов — ниже, чем рассчитанный при нормативных их значениях, приустановлении нормативов ИЗА для очередного предприятия учет заниженного фонаприводит к завышению допустимых для него вкладов в приземные концентрации;каждое из других предприятий города может в любой момент начать работать притех значениях параметров выбросов, которые разрешены ему как нормативные, чтоприведет к росту суммарной концентрации и нарушению гигиенических иэкологических требований, что противоречит требованиям к нормативным выбросам.
— на большинстве предприятийгорода нормативы выбросов не соблюдаются и фон, соответствующий реальнымпараметрам выбросов, выше того, который получается при их нормативныхзначениях; при установлении нормативов выбросов для очередного предприятия учетзаниженного фона приводит к занижению допустимых для него вкладов в приземныеконцентрации, т.е. ужесточению предъявляемых к нему требований; получается, чтопредприятие «расплачивается» за нарушения других.
Таким образом, при расчетефоновых концентраций с целью нормирования выбросов не могут использоватьсярезультаты диагностических расчетов, в том числе, результаты расчетногомониторинга загрязнения атмосферы. Ссылки на аналогию с использованиемрезультатов экспериментальных наблюдений для оценки фона некорректны. Значенияфоновых концентраций по данным наблюдений определяются в результатеопределенной статистической обработки данных наблюдений за пять лет (см. раздел9.8 в [1]).Для того, чтобы обеспечить такую же репрезентативность фоновых концентраций,полученных по результатам расчетного мониторинга, необходимо проведениеаналогичной статобработки результатов сводных расчетов, выполненных по данным овыбросах предприятий в течение пяти лет, с учетом их изменения в течение суток,недели, месяца, сезона, года.
Организация работ поиспользованию сводных расчетов загрязнения атмосферы при определении значенийфоновых концентраций при нормировании выбросов ЗВ предприятиями должнасодержать следующие этапы:
— расчет фоновых концентрацийпроизводится после поступления запроса, где указано местоположение предприятия(района), причина запроса (определение нормативов выбросов, разработкапроектной документации на реконструкцию, расширение производств, новоестроительство и т.п.), перечень веществ и их коды, границы промплощадкиобъекта, нормативныйразмер СЗЗ (или ЭЗЗ) и местоположение ближайшей жилой застройки.
— расчетные фоновыеконцентрации определяются на основе утвержденных сводных расчетов загрязненияатмосферы по городу и компьютерной базы данных о всей совокупности стационарныхи передвижных источников выбросов и их параметрах, исключая рассматриваемыйобъект, а также ликвидированные или законсервированные ИЗА; в расчетах фоновыхконцентраций определенного ЗВ, создаваемых в районе расположения выбранногообъекта выбросами остальных предприятий города, должны быть учтены источникивыброса этого ЗВ на тех предприятиях (объектах), зоны влияния которых порассматриваемому ЗВ пересекаются с зоной влияния по этому ЗВ рассматриваемогообъекта.
— расчет максимальных уровнейзагрязнения атмосферы для определения фоновых концентрации проводится с учетомсреднестатистических или реальных климатических характеристик, градацийнаправлений и скоростей ветра (от 0,5 до U*, в т.ч. средневзвешенной) повсей площади города или на участке местности (в зависимости от поставленнойзадачи), с шагом расчетной сетки не более 1 км для территории города и не более50 м для определенного участка местности, при ориентации оси «OY» насевер.
Примечания:
1). Напрактике при определении фонового загрязнения проводится 5 вариантов расчета:по кругу — при скорости ветра от 0 до 2 м/сек и четырем румбам ветра — прискорости от 2 до U*м/сек.
2). U*- значение скорости ветра, превышаемое в данной местности в среднем многолетнемрежиме в 5 % случаев.
— расчетные фоновые концентрациина существующее положение определяются, преимущественно, по специфическимпримесям (после определения целесообразности их расчета) при отсутствии данныхнаблюдений за загрязнением атмосферы в рассматриваемом районе; на перспективурасчет проводится по всем веществам, присутствующим в атмосферном воздухе, (сучетом данных утвержденных проектов на реконструкцию, расширение или новоестроительство, а также с учетом реализации планируемых мероприятий) всоответствии с пп. 7.4 — 7.8 ОНД-86[3].Результаты выдаются в долях ПДК (или мг/м3) для конкретной точки илиучастка местности с указанием координат, направлений и скоростей ветра,расчетного срока использования фона, а также наименований предприятий, в зонедействия которых находится объект и оформляются в виде таблицы (приложение 1).
7.2. Нормирование выбросовзагрязняющих веществ с использованием нолей квот концентраций ЗВ, рассчитанныес применением сводных расчетов загрязнения атмосферы
Наиболее рациональнымспособом, позволяющим реализовать принцип научной обоснованности, системности икомплексности подхода к охране атмосферного воздуха представляется проведениенормирования выбросов ИЗА предприятий в два этапа, на каждом из которыхрешаются задачи определенного уровня: уровня города (региона) на первом этапе иуровня предприятия (или другого объекта) на втором.
В качестве исходнойинформации для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы на первомэтапе нормирования выбросов, используются данные о параметрах ИЗА:
— полученные в результатеинвентаризации выбросов ЗВ в атмосферу предприятий;
— данные, содержащиеся впроектах нормативов ПДВ (в том случае, если предприятие такой проектразработало до обращения за величинами квот концентраций);
— для строящихся предприятий(производств, цехов, участков), данные, содержащиеся в соответствующихпроектных разработках.
Существенно, что значенияпараметров ИЗА, используемые в качестве исходных данных при сводных расчетах,проводимых при нормировании выбросов, должны соответствовать регламентнойработе предприятий и объектов независимо от того, реализованы ли регламентыработы в период сбора и подготовки данных.
Для автомагистралей и другихтранспортных магистралей используются результаты расчетных оценок параметроввыбросов для того периода, для которого проводится нормирование выбросов.
Целью проведения сводныхрасчетов при нормировании выбросов является определение величин допустимыхвкладов предприятий в загрязнение атмосферы (ДВПЗ). Допустимый вклад каждогопредприятия в загрязнение атмосферы при нормировании его выбросовхарактеризуется набором полей квот для приземных концентраций (ПКК) ЗВ и группЗВ с комбинирующимся вредным действием, содержащихся в выбросах предприятия.Определение ПКК проводится в несколько этапов.
На первом этапе проводятсясводные расчеты полей максимальных приземных концентраций ЗВ и групп ЗВ скомбинирующимся вредным действием, выбрасываемых предприятиями и другимиобъектами города (региона). По результатам этих расчетов определяются уровнизагрязнения воздушного бассейна города (региона) различными ЗВ (группами ЗВ)при существующих или проектных регламентных значениях параметров ИЗА.
На втором этапеустанавливаются дифференцированно по территории города значения предельнодопустимых уровней суммарных приземных концентраций (ПДУСК) ЗВ и групп ЗВ скомбинирующимся вредным действием, которые могут создаваться выбросами всехучитываемых ИЗА города (региона). При этом учитываются:
— результаты сводныхрасчетов загрязнения атмосферы;
— особые требования к чистотеатмосферного воздуха определенных территорий;
— фоновое загрязнениеатмосферного воздуха за счет межрегионального и трансграничного переноса ЗВ;
— перспективы развитияпромышленности, автотранспорта и других объектов на разных территориях.
Устанавливаемые предельнодопустимые уровни суммарных приземных концентраций ЗВ (групп ЗВ) не должныпревышать значения ПДК этих ЗВ (с учетом комбинации их вредного действия).
На третьем этапеопределяются ПКК концентраций ЗВ (групп ЗВ) выбрасываемых предприятиями города(региона) в соответствии с [4].
Рекомендуется такжепроводить этап корректировки и уточнения ПКК. Проведение такой работыцелесообразно потому, что ПКК ЗВ (групп ЗВ) предприятий, полученные на 3-мэтапе могут не вполне адекватно учесть собственные планы какого-либопредприятия. Это может произойти из-за небрежности предприятия при подготовкеданных по параметрам ИЗА или при подготовке предприятием других данных,учитываемых при установлении ПКК.
Работы этого этапарекомендуется проводить в несколько стадий. На первой стадии предприятиямраздаются Монтаж определенных для них ПКК [4]. Предприятиям предлагаетсярассмотреть предлагаемые им ПКК, оценить затраты ресурсов для их достижения ипровести взаимные консультации с целью определения возможности «переуступки»друг другу фиксированных долей квот концентраций отдельных ЗВ (групп ЗВ) наопределенных территориях.
На второй стадии,предприятия, достигшие определенных договоренностей по обмену долями квот наотдельных территориях, сообщают о результатах таких договоренностей всоответствующее (территориальное) подразделение Госкомэкологии России,осуществляющее нормирование выбросов, предоставляя свои предложения покорректировке величин отводимых им квот концентраций ЗВ на этих территориях.При подготовке предложений предприятия должны исходить, прежде всего, из того,что корректировки их квот не должны приводить к превышению суммарнойконцентрации каждого из рассматриваемых ЗВ (групп ЗВ) над предельно допустимымуровнем суммарных приземных концентраций ЗВ (группы ЗВ), установленнымгородским подразделением Госкомэкологии. На этой стадии рекомендуется проводитьсогласительные совещания по корректировке ПКК с участием представителейзаинтересованных предприятий и подразделений Госкомэкологии.
На третьей стадиисоответствующее городское (территориальное) подразделение ГоскомэкологииРоссии, осуществляющее нормирование выбросов, (или организация, проводящая подоговору с ним работы по определению ПКК) проводит проверку допустимостипредложенных предприятиями корректировок ПКК с точки зрения непревышенияустановленных дифференцированно по территории города уровней допустимыхконцентраций.
Определенные в результатепроведения перечисленных этапов работ ПКК предприятий передаются им в качествеограничений на величины приземных концентраций ЗВ (групп ЗВ), которые могутсоздаваться их выбросами.
Если значения суммарныхмаксимальных расчетных приземных концентраций некоторого ЗВ, создаваемыхвыбросами этого ЗВ из ИЗА определенного предприятия не превосходят ПКК этого ЗВ(с учетом возможной комбинации его вредного действия), установленного длярассматриваемого предприятия, то использованные при расчетах значения выбросоврассматриваемого ЗВ для всех ИЗА утверждаются в качестве нормативных приусловии соответствия значений остальных параметров этих ИЗА, тем, которыеиспользовались в расчетах.
8. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПОПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ СВОДНЫХ РАСЧЕТОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ
Работы по подготовке ипроведению сводных расчетов загрязнения воздушного бассейна города независимоот целей этих расчетов (расчетный мониторинг, определение значений фоновыхконцентраций при нормировании выбросов, определение полей квот дляконцентраций, создаваемых выбросами предприятий) должны проводится в несколькихнаправлениях и в несколько этапов.
8.1. Региональныенормативно-правовые и методические документы по регламентации работ, связанныхс проведением сводных расчетов загрязнения атмосферы
Должна быть созданарегиональная нормативно-правовая и методическая база проведения таких работ,конкретизирующая требования федеральных законодательных и нормативных актов иинструктивных и методических документов для условий конкретного региона,города.
В такую базу документовмогут входить:
— законы субъектов Федерацииоб охране окружающей среды (в частности, атмосферного воздуха);
— другие решениязаконодательных органов субъектов Федерации в части охраны окружающей среды;
— постановленияисполнительных органов субъектов Федерации или отдельных городоврегламентирующие проведение сводных расчетов загрязнения атмосферы или работ, всоставе которых должны проводится такие расчеты;
— приказы руководителейрегиональных и местных органов Госкомэкологии о порядке проведения таких работ;
— и т.п.
В перечисленных и аналогичныхдокументах должны быть определены:
— конкретные цели проведенияв регионе (городе) работ, связанных со сводными расчетами загрязненияатмосферы;
— состав участников работ,разграничение их функций и сфер ответственности;
— порядок взаимодействияорганизаций-участников работ между собой, а также с природопользователями,федеральными органами и учреждениями, содействие которых необходимо дляпроведения работ (например, картографические службы), организациями,проводящими инвентаризации выбросов предприятий и других объектов в атмосферу,другими организациями;
— размеры и порядокфинансирования работ;
— правила подготовки данных,схемы сбора информации, необходимой для проведения расчетов;
— и т.д.
8.2. Выбор и подготовка единойкарты города (региона)
Важным этапом подготовкисводных расчетов по городу является выбор карты, по которой производитсяпривязка источников разных предприятий и на которую наносятся изолиниирассчитанных концентраций.
На выбранную карту городананосятся:
— единая, городская системакоординат, которая используется для описания положения объектов на местности;
— все предприятия с ихсанитарно защитными зонами;
— магистрали;
— жилые районы;
— зоны отдыха и другиетерритории с повышенными требованиями к качеству атмосферного воздуха;
— посты наблюдений засостоянием атмосферы,
— определяющие элементыландшафта местности (реки, озера, возвышенности) и т.п.
Наиболее часто используемыймасштаб карты: 1:50000. Выбор определенной карты в качестве топосновы дляпроведения работ, связанных со сводными расчетами загрязнения воздушногобассейна, должен быть утвержден на уровне не ниже руководства городскогоподразделения Госкомэкологии.
8.3. Единая кодировкапредприятий (других объектов города) и загрязняющих веществ, унификацияназваний объектов и используемых терминов
В составе материалов понормативно-методическому обеспечению сводных расчетов загрязнения атмосферыгорода должен быть документ, регламентирующий кодификацию предприятий и другихобъектов города (региона), производящих выбросы в атмосферу, а такжекодификацию других объектов (жилых массивов, постов наблюдения за загрязнениематмосферы и т.д.). Может быть рекомендован следующий порядок кодировкиобъектов:
— все объекты городаразделяются по типам, например: предприятия, автомагистрали, жилые зоны, зоныотдыха, пункты наблюдений за загрязнением атмосферы, городские районы и т.д.;
— каждому типу объектовставится в соответствие определенный код — целое число (желательно не болеедвух цифр);
— в том случае, когда для определенноготипа объектов существует общепринятая или принятая в городе (регионе) системакодификации, код-идентификатор каждого объекта этого типа образуется из двухкодов: кода типа объекта и кода, который отличает этот объект отдругих объектов такого же типа, например:
— для кодировки предприятийследует использовать их индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН),(совместно с принятым в городе кодом типа объекта (предприятия);
— в том случае, когдасуществует кодировка дорог города (региона), используемая ГИБДД, и она можетбыть использована при проведении сводных расчетов, в составекода-идентификатора используется эта кодировка;
— для ПНЗА в качествесоставных частей их кодов-идентификаторов используются их номера, присвоенныеим местными подразделениями Росгидромета;
— и т.д.
В том случае, когда длякакого-либо типа объектов нет принятой системы кодификации или она не можетбыть использована при проведении сводных расчетов такая система для этого типаобъектов разрабатывается (и утверждается как региональный (городской) норматив;
При этом рекомендуетсяпридерживаться следующих правил:
— объекты города (региона),относящиеся к рассматриваемому типу, упорядочиваются по некоторому принципу,например, по близости друг к другу, по расположению в определенном районегорода и т.д.;
— внутри совокупностиобъектов этого типа им присваиваются коды, фиксирующие их место в совокупности,причем так, чтобы в случае появления нового объекта, который (в соответствии спринятым принципомупорядочивания) должен занять (в совокупности) место между двумя ужеприсутствующими объектами, ему мог быть присвоен код, соответствующий егоместу.
Городскими (региональными)нормативно-методическими материалами должна быть также предусмотрена унификацияназваний объектов города и терминов, используемых при проведении работ,связанными с проведением и интерпретацией результатов сводных расчетовзагрязнения атмосферы.
Для кодировки и наименованиязагрязняющих веществ используется их кодировка и наименования в соответствии с[9].В том случае, когда в выбросах ИЗА города присутствуют ЗВ, не приведенные в [9], имприсваиваются временные коды в диапазоне 8001 — 8999, эти коды должны бытьедиными для всех предприятий города и утверждаются решением на уровне не нижеруководства городского подразделения Госкомэкологии.
8.4. Содержание и объемнеобходимой информации о предприятиях
Городскими (региональными)инструктивно методическими документами регламентируется порядок сбора иобработки информации, а также содержание и объем информации, необходимой дляпроведения работ, связанных со сводными расчетами загрязнения атмосферы.Информация должна предоставляться в центр сбора, контроля и обработки информациина бумажных и машинных (магнитных и лазерных) носителях.
Содержание данных охарактеристиках выбросов, используемых для проведения сводных расчетов всоставе расчетного мониторинга, при определении фоновых концентраций и приопределении полей квот концентраций ЗВ для предприятий отличаются друг отдруга. Это следует учитывать при сборе данных.
При проведении сводныхрасчетов в ходе расчетного мониторинга представляется следующая информация офактических выбросах ЗВ в течение года:
1. Код города, района,предприятия, площадки.
2. Сведения о наличии инаименовании цехов, участков.
3. Данные о действующихисточниках выделения, их связь с источниками выброса.
4. Данные о действующихисточниках загрязнения атмосферы, качественных и количественных характеристикахфактических выбросов (г/с, т/год) по результатам ведомственного игосударственного контроля.
5. Мероприятия по достижениюнормативов ПДВ (выполненные и планируемые).
6. Статистическая отчетностьпо форме «2ТП — воздух».
При проведении сводныхрасчетов для определения значений фоновых концентраций с целью нормированиявыбросов предприятия представляется следующая информация:
1. Код города, района,предприятия, площадки.
2. Сведения о наличии инаименовании цехов, участков.
3. Данные об источникахвыделения, их связь с источниками выброса.
4. Данные об источникахвыбросов, их параметрах, качественных и количественных характеристиках выбросов(г/с, т/год).
5. Рабочий перечень веществ.
6. Топоснова предприятия.
7. Особые зоны (границыпромплощадки, СЗЗ, ЭЗЗ и т.п.).
8. Мероприятия по достижениюнормативов ПДВ, данные на перспективу.
9. Мероприятия по сокращениювыбросов в период НМУ.
При проведении сводныхрасчетов с целью определения ПКК для ЗВ, выбрасываемых предприятиями, вкачестве исходных данных могут быть использованы данные инвентаризациивыбросов.
При анализе и проверкеданных особое внимание следует обращать на правильность задания координат ИЗАпредприятия. Во избежание излишних ошибок целесообразно перед разработкойпроекта нормативов ПДВ уточнять координаты положения начала координат системыкоординат предприятия и ее поворот относительно единой городской (региональной)системы координат.
8.5. Электронные базы данных
Для обеспечения сводныхрасчетов должны применяться программные комплексы, удовлетворяющие требованиямк данной работе как по объему исходной информации, так и по интерпретации ианализу результатов расчетов. Для решения данной задачи необходима разработкаалгоритма, позволяющего проводить детальный анализ результатов расчетов, определятьпредприятия, вносящие наибольший вклад в формирование общегородских зонповышенного загрязнения воздуха, разрабатывать требования к предприятиям городапо снижению их вкладов в загрязнение воздушного бассейна.
Сводные расчеты загрязненияатмосферы должны производится с помощью УПРЗА, согласованных в установленномпорядке на федеральном уровне.
В принятой на региональном(городском) уровне нормативно-методической документации должен бытьконкретизирован выбор УПРЗА, используемой для проведения таких расчетов вгороде (регионе). Должны быть также определены программные средства,используемые при подготовке сводных расчетов и интерпретации полученныхрезультатов.
Информация, используемая припроведении расчетов, хранится в памяти компьютеров (или на переносных машинныхносителях) в виде баз данных.
Структура данных,используемых при решении разных задач должна содержать:
— электронную карту(электронную топооснову) местности;
— данные о метеорологическоми климатологическом режиме города (региона);
— данные о параметрахвыбросов ИЗА объектов города (региона);
— при нормировании выбросов сиспользованием ПКК в состав базы данных включаются также Монтаж ПКК длятех предприятий, для которых они уже установлены;
— в базах данных должна такжехраниться информация, характеризующая состояние работ по заполнению баз данныхи результатам проведенных расчетов.
При проведении сводныхрасчетов загрязнения атмосферы при решении требуемых задач используются разныесовокупности данных о параметрах выбросов ЗВ в атмосферу. Отличаются такженекоторые другие данные, используемые в расчетах, например, данные,характеризующие метеорологический режим района, для которого рассчитываютсяприземные концентрации: для расчетов с целью нормирования выбросов принимаютсяМонтаж состояния атмосферы, относящиеся к наиболее часто наблюдаемымнеблагоприятным с точки зрения соблюдения нормативов качества воздухаметеоусловиям; для расчетного мониторинга используются значения характеристикметеосостояния, относящиеся к периоду, для которого производится оценкакачества атмосферного воздуха.
Таким образом, для решениякаждой из задач: расчетного мониторинга, определения фоновых концентраций ЗВ,определения ПКК ЗВ — должны создаваться и поддерживаться разные базы данных.Если сводные расчеты используются как для нормирования выбросов, так и в целяхрасчетного мониторинга, то одновременно поддерживаются две базы данных:нормативных и соответствующих фактическим характеристикам выбросов.
При подготовке и занесении намашинный носитель данных об источниках выбросов необходимо учитывать возможнуюодновременность и разновременность выбросов в атмосферу. В рамках подготовкиданных по отдельному предприятию важно выявить те производства, которые наразных стадиях дают выбросы, различаемые по составу выбрасываемых веществ илипо интенсивности (мощности) выбросов. При занесении данных в базы расчетнойпрограммы для ЭВМ неодновременность выбросов может быть учтена с помощьюсоздания нескольких расчетных вариантов, каждый из которых соответствует возможномусочетанию одновременных выбросов в атмосферу. Целесообразно дать Установкакаждого такого варианта с точки зрения соответствующего ему периода времени:сезона, месяца, времени суток.
8.6. Проведение сводных расчетовзагрязнения атмосферы
Организация сводных расчетовпри нормировании выбросов и в ходе расчетного мониторинга имеют много общего,но отдельные элементы этих расчетов могут не совпадать.
Расчет максимальных уровнейзагрязнения атмосферы для определения фоновых концентраций проводится с учетомсреднестатистических климатических характеристик, градаций направлений искоростей ветра (от 0,5 до U* в т.ч. средневзвешенной) повсей площади города или на участке местности (в зависимости от поставленнойзадачи), с шагом расчетной сетки не более 1 км для территории города, не более50 м для определенного участка местности (для конкретного предприятия), приориентации оси «Y» на север.
При расчетном учете фонаучитываются источники выбросов тех предприятий, зоны влияния которыхпересекаются с зоной влияния рассматриваемого объекта при этом размеры зоныопределяются по каждому веществу.
Расчетные фоновыеконцентрации на существующее положение определяются преимущественно поспецифическим примесям (после определения целесообразности их расчета) при отсутствииданных наблюдений за загрязнением атмосферы в рассматриваемом районе.
На перспективу расчетпроводится по всем веществам, присутствующим в атмосферном воздухе, (с учетомданных утвержденных проектов на реконструкцию, расширение или новое строительство,а также с учетом реализации планируемых мероприятий) в соответствии с п. 7.4 -7.8 ОНД-86.
Результаты выдаются в доляхПДК (или мг/м3) для конкретной точки или участка местности суказанием координат, направлений и скоростей ветра, расчетного срокаиспользования фона, а также наименований предприятий, в зоне действия которыхнаходится объект.
Организация сводных расчетовпри определении ПКК предприятий должна соответствовать рекомендациям [4].
Важным требованием корганизации расчетов в ходе расчетного мониторинга загрязнения воздушногобассейна является исключение расчетов, требующих лишних затрат усилий иресурсов как на стадии их проведения так и на стадии анализа результатов.
Рекомендуется избегатьнагромождения ненужных расчетных характеристик, затрудняющих анализ результатови принятие решений. В этом смысле очень важно выявление тех примесей, которыене оказывают заметного влияния на общую экологическую ситуацию. Степень ихвлияния на загрязнение воздушного бассейна города (региона) можно описать спомощью содержательных интегральных показателей без проведения детальныхрасчетов.
Для решения этой задачирекомендуется на первом этапе сводных расчетов загрязнения атмосферы города длявсех веществ произвести расчет показателей gj:
(8.1)
где: ПДКj — критерий качестваатмосферного воздуха, занесенный в «Список веществ» согласно [9];
Nист.j -число источников выброса j-го загрязняющего вещества вгороде;
— величинамаксимальной приземной концентрации j-го вещества, создаваемаявыбросом его из i-го источника и рассчитываемая по формулам разделов2 и 3 ОНД-86(для источников выбросов, из которых j-е вещество невыбрасывается, считается, что = 0).
В случае, если для группывеществ проявляется эффект суммации (полной или неполной) или потенцирования ихвредного действия, для них рассчитывается показатель g равный:
, (8.2)
где ККДj — значение коэффициентакомбинированного действия (или потенцирования) рассматриваемой группы ЗВ скомбинирующимся вредным действием (ККДj равен единице для группсуммации, коэффициенту неполной суммации или потенцирования для соответствующихгрупп ЗВ);
р — число веществ врассматриваемой группе ЗВ с комбинирующимся вредным действием.
Величины gj и g дают интегральную характеристику влияниясоответствующего (j-го) вещества или группы веществ на загрязнениеприземного слоя воздуха в городе.
Для тех веществ (группвеществ с комбинирующимся вредным действием), для которых эти величины меньшевыбранной для данного города величины εПДК:
gj < εПДК (8.3а)
g < εПДК (8.3б)
расчет более детальных характеристик -нецелесообразен.
Практика показывает, что длягородов со сравнительно высоким уровнем загрязнения воздушного бассейна можнорекомендовать значение εПДК = 0,1.
Использование показателей gj и g для оценки влияния выбросов конкретных загрязняющихвеществ на качество воздуха атмосферы города сокращает объем расчетов иупрощает интерпретацию результатов, позволяя выявить значимые с точки зренияухудшения экологической ситуации вещества и избежать ненужного усложненияанализа результатов расчетных оценок.
Как уже говорилось, поимеющемуся опыту сводных расчетов, как правило, для 50 % — 60 % вредныхвеществ, выбрасываемых источниками города, для Монтаж их воздействия на качествовоздуха достаточно этих показателей. Для остальных веществ требуется расчетболее легальных характеристик влияния их выбросов на загрязнение атмосферыгорода.
Для веществ, для которыхзначение параметра gj оказались больше принятого значения:
gj ³ εПДК, (8.4а)
а также для групп суммации (неполной суммации,потенцирования), для которых выполняется условие:
g ³ εПДК, (8.4б)
следует проводить детальные расчеты полей приземныхмаксимальных концентраций.
Последовательность расчетаполей приземных концентраций для разных веществ определяется по результатамрасчетов параметров gj и g; вначале расчеты проводятсядля веществ с большими значениями этих параметров. При этом, начинать расчетырекомендуется с расчетов для основных веществ: диоксида серы, диоксида азота,оксида углерода и т.д.
Как показывает опыт расчетов,для многих веществ, выбрасываемых источниками города, заметные концентрацииэтих веществ (как правило, специфических) выявляются не на всей территориигорода, а на сравнительно небольшой ее части. Подробные расчеты полей приземныхконцентраций этих веществ на всей территории города излишни, т.к. приведут кбессмысленной трате времени как во время расчетов, так и при анализерезультатов. Поэтому рекомендуется для всех веществ, для которых проводятсярасчеты полей приземных концентраций, вначале пронести расчеты этих полей впервом приближении: с крупным шагом ~ 1 км на расчетном прямоугольнике,охватывающем всю территорию города и пригородных территорий, в районахрасположения предприятий. Такие расчеты можно проводить при одной скоростиветра, равной средневзвешенной опасной скорости ветра, Uмс, U = U мс, т.е. в массивеметеопараметров УПРЗА-«Эколог» указывать одну расчетную скорость ветра 2-готипа равную единице.
На основе анализа результатовукрупненных расчетов первого приближения определяются уточненные размерырасчетных прямоугольников и их количество для каждого из рассматриваемыхвредных веществ. Расчеты полей приземных концентраций для рассматриваемыхвеществ проводятся в пределах определенных на первом этапе расчетныхпрямоугольников. Расчетные прямоугольники для каждого вещества выбираются изтех соображений, чтобы они «накрывали» территории, на которых в расчетахпервого приближения были получены концентрации, превышающие 0,1ПДК.
Шаги расчетной сеткивыбираются с учетом величин Хмi, рассчитанныхпрограммой на первых этапах расчетов для каждого, i-го источника в соответствии с п. 2.8 ОНД-86.
Шаг расчетной сетки, DL, при расчете поля приземныхконцентраций j-го вещества выбирается таким, чтобы сумманормированных на ПДК вещества максимальных концентраций, создаваемых выбросамиэтого вещества из источников, у которых , не превышала εПДК, но была бы не меньше 100м, DL ≥ 100 м:
(8.5)
Под понимается результатследующей процедуры:
а) все источники j-йпримеси упорядочиваются в соответствии с ростом величины , т.е. из i2 > i1 и следует, что ;
б) для каждого целого числа(номера) n = 1, 2, 3,…Nист (где Nист — общее число ИЗА)рассчитывается величина gj.n:
(8.6)
очевидно, что при ростеномера n значение величины gj,n растет;
в) значение nПДК принимается равнымпоследнему номеру n из тех, при которых выполняется условие:
gj,n > εПДК (8.7)
Т.е.:
(8.8)
По опыту расчетовоказывается, что, как правило, оптимальным является выбор шага расчетной сетки250 — 300 м для индивидуальных компонент взвешенных веществ и 400 — 500 м длягазообразных примесей.
При необходимости болеедетальной оценки загрязнения воздуха на границе санитарно защитных зон иближайшей жилой застройки в районе отдельных предприятий шаг расчетной сеткиможет быть уточнен.
При уточненном расчетераспределений приземных концентраций примесей в качестве расчетных скоростейветра рекомендуется выбирать следующие: 0,5 м/с; 0,5Uм.с., Uм.с., 1,5Uм.с., Uср, U˚; где Uм.с. — средневзвешенная опаснаяскорость ветра, рассчитываемая программой автоматически по формуле (5.26) ОНД-86,Uср- средняя скорость ветра в городе, U˚ — скорость,превышаемая не более, чем в 5 % случаев.
Для оценки вкладовпредприятий и источников при проведении расчетов рекомендуется выбратьконтрольные расчетные точки, расположенные в массивах жилой застройки.Контрольные точки выбираются с использованием полей концентраций вредныхвеществ таким образом, чтобы получить максимум концентрации загрязняющеговещества, создаваемой в селитебной зоне.
8.7. Создание сводного тома«Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)» для города (региона)
Результаты сводных расчетови нормирования выбросов служат основой для разработки сводного тома «Охранаатмосферы и ПДВ» для города (региона), который является постоянно действующим иперерабатываемым документом, дающим основание разработке прогнозов развитиягородского хозяйства, генплана города, районной планировке и другимпредпроектным и проектным материалам, определяющим развитие инфраструктурыгорода. Сводный том является основой для оперативного решения вопросов,возникающих при рассмотрении жалоб населения, составлении планов перспективногоразвития города, осуществлении контроля за внедрением мероприятий, направленныхна охрану атмосферного воздуха, совершенствовании системы контроля выбросов имониторинга загрязнения атмосферного воздуха и т.д. Выпущенные в 1985 г.рекомендации по составлению сводного тома [8] не удовлетворяютсовременным требованиям и содержат много ненужной информации. В связи с этим, иисходя практики разработки сводных томов для ряда городов России, рекомендуется следующая структура Сводноготома:
1. Введение.
2. Краткая характеристикафизико-географических и климатических условий города.
3. Характеристика выбросовзагрязняющих веществ в атмосферу и загрязнения воздуха.
4. Параметры выбросовзагрязняющих веществ в атмосферу.
4.1. Промышленныепредприятия.
4.2. Автотранспорт.
5. Перечень загрязняющихвеществ, выбрасываемых в атмосферу.
6. Расчет и анализ уровнейзагрязнения атмосферы.
6.1. Критерии качестваатмосферного воздуха.
6.2. Организация расчетов.
6.3. Расчет загрязненияатмосферы на существующее положение.
6.3.1. Оценкацелесообразности детальных расчетов.
6.3.2. Результаты расчетовприземных концентраций и их анализ.
6.3.2.1. Промышленныепредприятия.
6.3.2.2. Автотранспорт.
6.3.2.3. Совместный расчет(промышленность и автотранспорт).
6.3.3. Оценка требуемогоснижения выбросов в атмосферу.
6.4. Мероприятия по снижениювыбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
7. Результаты расчетовзагрязнения атмосферы на перспективу с учетом требуемого снижения выбросов.
7.1. Промышленные предприятия.
7.2. Автотранспорт.
7.3. Совместный расчет(промышленность и автотранспорт).
8. Нормативы выбросов ватмосферу.
9. Рекомендации по оценкедостаточности санитарно-защитных зон (СЗЗ) и экозащитных зон (ЭЗЗ).
10. Предложения поорганизации работ по регулированию выбросов при особо неблагоприятныхметеоусловиях (НМУ).
11. Рекомендации поорганизации системы контроля за соблюдением нормативов выбросов и еесовершенствованию.
11.1. На предприятиях.
11.2. На территории города.
Заключение.
Список использованныхисточников.
Приложение. Параметрыисточников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на существующее положение.
ЛИТЕРАТУРА
1. РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. М, 1991.
2. ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросоввредных веществ промышленными предприятиями М, Из-во стандартов, 1980.
3. ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ,содержащихся в выбросах предприятий. Ленинград, Гидрометеоиздат, 1987.
4.Рекомендации по определению допустимых вкладов в загрязнение атмосферы выбросовзагрязняющих веществ предприятиями с использованием сводных расчетовзагрязнения воздушного бассейна города (региона) выбросами промышленности иавтотранспорта. С.-Пб., 1998.
5. Рекомендации по созданиюэлектронной базы данных, системы расчетного мониторинга атмосферного воздуха,определению расчетных фоновых концентраций (на основе опыта разработки сводноготома «Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы г. Воронежа» и применениеего результатов в практике нормирования выбросов). Воронеж, 1999.
6. Положение о системединамического нормирования выбросов загрязняющих веществ от источниковзагрязнения атмосферы на базе комплексных расчетов и автоматизированногоквотирования «Лада». Пермь, 1997.
7. ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторызагрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения. М., Из-во стандартов,1978.
8.Рекомендации по составлению сводного тома «Охрана атмосферы ипредельно-допустимые выбросы (ПДВ)» города (населенного пункта) и его макет.М., 1985.
9.Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. С.-Пб., 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Форма справки о расчетныхфоновых концентрациях (пример).
Результаты расчета фоновогозагрязнения атмосферы.
к письму № ___ от «___» ____________ 99 ___г
Фоновые концентрациизагрязняющих веществ
Город ______________, _____________ г.
Организация, запрашивающая фон: ОАО «Объект А»
Предприятие., для которого запрашивается фон: ОАО «Объект А»
Фоновые концентрации представлены в долях ПДК безучета вклада рассматриваемого объекта и не должны интерполироваться.
Предприятия (объекты), оказывающие влияние наформирование уровня загрязнения в рассматриваемой зоне:
— автотранспорт;
— комбинат «Б»;
— Объект С.
Система ЭКОЛОГ-ГОРОД. Соруright (с) 1996, 1997 ФИРМА«ИНТЕГРАЛ»
Комитет по охране окружающей среды г. Воронежа
Код
Наименование загрязняющего вещества
Координаты
Скорость ветра, м/с
х
у
0 — 2
2 — 8
С
В
Ю
З
0 — 360
315 — 45
45 — 135
135 — 225
225 — 315
2704
Бензин
6450
— 2050
0,07
0,05
0,02
0,03
0,06
6385
— 2310
0,11
0,07
0,05
0,07
0,09
6815
— 1835
0,07
0,04
< 0,01
0,03
0,07
6220
— 1305
0,10
0,08
0,04
0,03
0,08
2732
Керосин
6450
— 2050
0,18
0,15
0,05
0,02
0,08
6385
— 2310
0,25
0,17
0,10
0,03
0,12
6815
— 1835
0,11
0,07
< 0,01
< 0,01
0,09
6220
— 1305
0,12
0,10
0,03
< 0,01
0,04
5995
— 1970
0,20
0,12
0,13
0,03
0,03
СПИСОК ПРОГРАММ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДНЯ РАСЧЕТА ЗАГРЯЗНЕНИЯАТМОСФЕРЫ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ПДК (ВСВ)
(срок действия до 31 декабря 2000 года)
Название программы
ЭКОЛОГ-ПРО
УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ РАСЧЕТА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ НА ОСНОВЕ ОНД-86 сучетом влияния застройки
эколог
УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ РАСЧЕТА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ НА ОСНОВЕ ОНД-86БЕЗ УЧЕТА ВЛИЯНИЯ ЗАСТРОЙКИ
ПРИЗМА
ЭРА
ЛИДА
РАСЧЕТНЫЕ БЛОКИ НА ОСНОВЕ ОНД-86
ЛБЭД-РК
СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
РАЗРАБОТАН:Научно-исследовательским институтом охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера)
ИСПОЛНИТЕЛИ: Миляев В.Б.(научное руководство), Буренин Н.С., Канчан Я.С., Двинянина О.В., Шемяков П.М.
Издание подготовлено приучастии НПК «Атмосфера» при ГГО им. А.И. Воейкова
Услуги по монтажу отопления водоснабжения
ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74
Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.
Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.
Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > /otoplenie-dachi.html
Обратите внимание
Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической экспертизе.