Пятницкое шоссе, 55А
стоимость работ
Работаем с Пн-Вс круглосуточно
Экономически обоснованный тариф (ЭОТ) нажилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги — удельная стоимость обслуживания 1 м2площади жилищ или предоставления единицы материального носителя коммунальнойуслуги (1 м3 воды, 1 Гкал тепла и т. п.), обеспечивающаявозмещение текущих эксплуатационных затрат и затрат на развитие (расширенноевоспроизводство) инфраструктуры при установленной надежности и качестве услуг.ЭОТ на коммунальные услуги может быть двухкомпонентным.
Тарифы дляпотребителей -размер оплаты единицы натурального измерителя (м2 площади жилья, м3 воды, Гкал тепла и т.п.), в расчете на который осуществляются платежи потребителей зажилищно-коммунальные услуги.
Социальнаянорма площади жилья- минимальный социальный стандарт, который устанавливается органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативы потреблениякоммунальных услуг (минимальные социальные стандарты) — нормативы, характеризующие минимальнонеобходимые для обеспечения жизнедеятельности населения объемы потребленияматериального носителя услуг, которые должны быть реально обеспечены всем гражданамза счет личных средств и субсидий малоимущим.
Исходя из социальной нормыплощади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, осуществляетсяпредоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Среднестатистическийнорматив потребления- сложившейся в населенном пункте и контролируемый приборными измерениямисредний объем удельного потребления материального носителя коммунальной услугив расчете на одного потребителя: используется, в основном, для расчета платежейпотребителей.
Минимальный социальныйстандарт не должен превышать среднестатистический норматив потребления услуг.
Нормативы измеряютсяколичеством материального носителя услуги (м3 воды или сточной жидкости,Гкал тепла, кВт/час электроэнергии, м3 газа и т. д.)
Материальный носителькоммунальной услуги- производимые, доставляемые и потребляемые в процессе жизнедеятельностидомохозяйств, предприятий и организаций вода, тепловая и электрическая энергия,газ, а также отводимые сточные воды, собираемые и утилизируемые бытовые отходы.Материальный носитель представляет собой вещественную составляющую коммунальнойуслуги, на реализацию которой заключается договор купли-продажи. На доставкуматериального носителя потребителю заключается договор возмездногопредоставления услуг. В совокупности договор на предоставление ЖКУ носитсмешанный характер.
Единственное жилье- жилое помещение, занимаемое гражданином по договору социального найма илинайма в связи с членством в жилищном, жилищно-строительном кооперативе либопринадлежащее гражданину на праве собственности, если у данного лица нет иныхжилых помещений по любому из указанных выше оснований. Единственным жильемпризнается также несколько (два и более) жилых помещений, в которых гражданинлибо члены его семьи имеют право пользования, если суммарная площадь этихпомещений не превышает социальной нормы площади жилья для данной семьи.
Расчетно-кассовый центр (РКЦ)- самостоятельный хозяйствующий субъект либо подразделение службы, выполняющейфункции заказчика (муниципального заказчика), обеспечивающий начислениеплатежей за жилье и коммунальные услуги с учетом льгот и субсидий, их сбор иучет, а также распределение средств между организациями-поставщиками услуг.
Прибор учета на домовом вводе- измерительный прибор, обеспечивающий измерение поданного объема материальногоносителя услуги (тепла, холодной и горячей воды и др.); устанавливается навводах систем горячего и холодного водоснабжения, трубопроводах системтеплоснабжения в многоквартирных домах.
Узел учета и регулирования- комплекс устройств, измерительных и регулирующих приборов, обеспечивающийучет потребления в здании холодной воды, учет и регулирование потребления теплаи горячей воды.
Квартирный прибор учета воды- измерительный прибор, обеспечивающий учет потребления холодной и горячей водыв квартире.
Распределитель тепла- специальное устройство, которое устанавливается на нагревательных приборах(радиаторах, конвекторах) и используется для измерения потребления тепла (Гкал)для отопления каждого помещения (комнаты) квартиры в многоквартирных жилыхдомах.
2. Общие положения
Задачафинансового оздоровления ЖКХ требует новых подходов к ценообразованию,совершенствования организации оплаты коммунальных услуг, стимулирования ресурсосбереженияпредприятиями и потребителями услуг. В частности, важен переход к приборномуучету.
Внастоящее время в большинстве городов России (даже при наличии приборов учета вотдельных квартирах и на 25 — 40 %% домовых вводов) расчеты с потребителямиосуществляются по нормативам, зачастую не отражающим реальных объемовпотребления. Как правило, нормативы завышены, что ведет к оплате реально непотребленных услуг.
Вэтой связи необходим четкий механизм определения платежей за коммунальныеуслуги при комбинированной системе учета их потребления — как по приборам, таки по нормативам. При этом можно будет исходить из показаний приборов, учитываяинтересы установивших их потребителей. Выбрать единый подход к расчетамплатежей и их распределению между потребителями без приборного учета достаточносложно. Имеющие место попытки распределить фактический объем потребления воды,тепла по показаниям домового прибора учета между жителями, исходя из количествапроживающих в каждой квартире или общей отапливаемой площади жилья, вызывают,как правило, противодействие потребителей. Полученные таким образом результатыиногда превышают объемы потребления, рассчитанные даже по завышенным удельнымнормативам. Это объясняется тем, что приборы на домовых вводах помимо фактическихобъемов потребления услуг жителями отражают расход воды и тепла на общедомовыенужды (уборка лестничных клеток, подъездов, мытье мусоросборочных камер, уборкапридомовой территории, полив зеленых насаждений и др.), а также потери и утечкиво внутридомовых сетях.
Крометого, серьезные проблемы расчета платежей по нормативам и показаниям приборовсвязаны с различными конфигурациями систем приборного учета. В практикевстречаются следующие основные комбинации установки приборов учета:
-только на домовых вводах трубопроводов систем горячего и холодноговодоснабжения, теплоснабжения в многоквартирных жилых домах. Распределениеоплаты по квартирам осуществляется по нормативам (возможно несоответствие споказаниями приборов);
-на вводах в отдельные квартиры и нежилые помещения внутридомовых трубопроводовсистем горячего и холодного водоснабжения — квартирные водосчетчики(усложняется технология расчета и появляются конфликтные ситуации междусоседями,несоответствие между суммой платежей по приборам и нормативам в квартирах иподачей в здание);
— на вводах в квартиры инежилые помещения двухтрубных поквартирных систем отопления — квартирныетеплосчетчики. Коллизии возможны в результате сверхнормативного потреблениятепла, потерь и утечек во внутридомовых сетях;
— на нагревательныхприборах (радиаторах, конвекторах) — распределители тепла. Основная проблема -большие погрешности такого учета.
Развитие системы учетапотребления воды и тепловой энергии по показаниям приборов учета, а такжеповышение ценовой чувствительности к нерациональному потреблению услуг требуетсерьезного изменения методических подходов к формированию и использованиюнормативов потребления воды и тепловой энергии.
В настоящей работе представлены рекомендациипо расчету платежей за коммунальные услуги при комбинированной системе учета ихпотребления по приборам и нормативам.
3. Комбинированная система расчета платежей закоммунальные услуги по приборам и нормативам потребления
3.1.Установление тарифов нажилищно-коммунальные услуги для регулируемых видов деятельности естественныхмонополий на локальных товарных рынках осуществляется на уровне управления, соответствующем масштабу ихдеятельности.
Тарифы на услугигосударственных предприятий, находящихся в государственной собственностисубъекта Российской Федерации, собственности акционерных обществ, обществ сограниченной ответственностью и т. п. хозяйствующих субъектов устанавливаютсярегиональной энергетической комиссией субъекта Российской Федерации.
На муниципальном уровнеосуществляется регулирование тарифов муниципальных предприятий, что обусловленост. 31 Федерального закона «Об общих принципах организации местногосамоуправления», в соответствии с которой «органы местного самоуправленияопределяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, находящихся вмуниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на ихпродукцию (услуги)…». При этом орган местного самоуправления является основнымрегулирующим тарифы для населения органом.
3.2.Тарифы на коммунальные услугидолжны утверждаться едиными для граждан, проживающих в различных видахжилищного фонда и домах различных форм собственности в пределах населенногопункта, с учетом установленного уровня платежей граждан (впроцентах к экономически обоснованным тарифам). При этом тарифы могут бытьдифференцированы в зависимости от объемов потребления: за нормативное исверхнормативное потребление, времени суток (дневные и ночные) ипотребительских качеств услуг.
3.3.Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами местногосамоуправления, что определено Федеральным законом «Об основных принципахорганизации местного самоуправления» и постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 02.08.1999 № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья икоммунальных услуг и мерах по социальной защите населения». Единственныйнорматив, который утверждается органами власти субъекта Российской Федерации -это социальная норма площади жилья (Федеральный закон «Об основах федеральнойжилищной политики»).
3.4.Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются в расчете на единицу объемауслуги (материального носителя услуги) в измерителях, характерных для каждоговида деятельности ЖКХ:
● водоснабжение — м3 отпущенной воды;
● водоотведение — м3 отведенной сточнойжидкости;
● теплоснабжение (отопление) — Гкал отпущенной тепловой энергии;
● горячее водоснабжение — Гкал тепловой энергии на подогрев воды или
м3отпущенной горячей воды;
● электроснабжение — кВт/ч отпущенной электроэнергии;
● газоснабжение — м3 отпущенного газа;
3.5.Для расчетов с потребителями услуг плата за коммунальные услуги устанавливаетсяна следующие измерители (см. таблицу 3.1).
Таблица 3.1
Коммунальные услуги
При отсутствии приборов учета
При наличии приборов
Водоснабжение
канализация
чел./мес.
м3 (соответственно фактически потребленнойводы, отведенной сточной жидкости)
Теплоснабжение:
-отопление
м2 общей площади жилья
Гкалпотребленной тепловой энергии
— горячееводоснабжение
чел./мес.
м3 фактически потребленной горячей воды
Электроснабжение
—
кВт/час
Газоснабжение
чел./мес.
м3потребленного сетевого газа или кг потребленного сжиженного газа
3.6. Оплата коммунальныхуслуг по нормативам потребления.
3.6.1. Приотсутствии приборов учета для удобства расчетов с населением, а также для определения общего объемафинансирования организаций ЖКХ ставки оплаты коммунальных услуг могутрассчитываться на человека в месяц либо на кв. м общей площади жилья, исходя из утвержденныхорганом местного самоуправления нормативов потребления.
Размер платежей начеловека в месяц определятся следующим образом:
где Тчi — величина платы запредоставление i-гo вида коммунальной услугив расчете на человека;
Тi — тариф на предоставление i-гo видакоммунальной услуги в расчете на единицу материального носителя;
Ni -норматив потребления i-го вида материального носителя коммунальнойуслуги в месяц в соответствующих измерителях (водоснабжение и водоотведение — м3; теплоснабжение — Гкал;горячее водоснабжение — Гкал (или куб. м); электроснабжение -кВтч;газоснабжение — м3).
Величина платы запредоставление услуг на квадратный метр общей площади жилья в месяц может бытьопределена по следующей формуле:
,
где Р — социальная норма площади жилья (м2общей площади жилья на человека).
3.6.2. При этом впредь дополной реализации расчетов с потребителями по показаниям приборов учета, то естькогда расчеты платежей за коммунальные услуги у одной части потребителейосуществляется исходя из показаний приборов, а у другой — из нормативов, вкаждом муниципальном образовании должна быть разработана и утверждена двухуровневая система нормативов потребленияуслуг:
-минимальные социальные стандарты(нормативы) потребления услуг, то есть нормативы,характеризующие минимально необходимые для обеспечения жизнедеятельности объемыпотребления материального носителя услуг, которые должны быть реально обеспеченывсем гражданам за счет личных средств и соответствующих целевых социальныхгарантий малоимущим гражданам в виде субсидий для оплаты жилья и коммунальныхуслуг.
Исходяиз социальной нормы площади жилья и минимальных социальных нормативовпотребления коммунальных услуг, осуществляется предоставление субсидий наоплату жилья и коммунальных услуг, а также льгот отдельным категориям граждан.Использование завышенных (по сравнению с минимально необходимыми) нормативовведет к увеличению потребности в бюджетных средствах на выплату льгот исубсидий, а также на дотации предприятиям ЖКХ для компенсации разницы междуэкономически обоснованными тарифами и тарифами для населения.
Логикареформы ЖКХ основана на переходе к оплате услуг в соответствии с их фактическимобъемом и качеством. Оплата по завышенному нормативу не стимулирует мер поресурсосбережению, в том числе по установке приборов учета. В условиях жеиспользования нормативов, отражающих минимальный уровень потребления услугнаселением, у предприятий ЖКХ появятся реальные стимулы в установке приборов:на первом этапе — на границах раздела, затем — на домовых вводах, а по мереповышения доли платежей населения и обеспечения ценовой чувствительности — вквартирах за счет средств населения. В конечном итоге это создаст условия дляопределения величины платежей за услуги, исходя из их фактического потребленияи установления тарифов соответственно за нормативное и сверхнормативноепотребление услуг, что позволит, с одной стороны, увеличить доходы предприятий,а с другой — повысить заинтересованность потребителей в более экономномрасходовании ресурсов;
-среднестатистический нормативпотребления — сложившийся в городе и контролируемый приборнымиизмерениями средний объем удельного потребления материального носителякоммунальной услуги в расчете на одного потребителя.
Используетсядля расчета платежей за услуги.
Минимальныйсоциальный стандарт не должен превышать среднестатистический нормативпотребления услуг.
3.6.3.Среднестатистические нормативы потребления могут рассчитываться и утверждатьсядля города в целом либо дифференцированно: для отдельных районов, микрорайонов,а также для отдельных групп потребителей. Утверждение дифференцированныхсреднестатистических нормативов потребления для группы потребителей осуществляетсяпо их заявлению.
Расчетсреднестатистических нормативов потребления производится комиссией,образованной администрацией города с участием представителей службы заказчика (муниципальногозаказчика), управляющей организации (управляющего), жилищных и коммунальныхпредприятий.
Основойдля расчета среднестатистических нормативов потребления является анализпоказаний приборов учета, установленных на границах раздела, домовых вводахчасти жилых домов и в отдельных квартирах, а также серия замеров, производимыхкомиссией с помощью портативных приборов учета. Количество и точки замеровопределяются комиссией и согласовываются администрацией города. Расчетынормативов должны производиться с учетом равномерного суточного и сезонногопотребления коммунальных услуг.
3.6.4.Таким образом, размер платежей семьи за предоставленные ей коммунальные услугидолжен определяться исходя из среднестатистических нормативов потребления, тоесть:
-за горячее и холодное водоснабжение и водоотведение:
или
где
Тс.в.- величина платы семьи за холодное (горячее) водоснабжение (водоотведение),руб./мес;
Тв- тариф на предоставление единицы услуги, отпущенной холодной (горячей) воды,отведенной сточной жидкости, руб./м3;
Ncp.в.- среднестатистический норматив потребления услуг водоснабжения (холодного игорячего) и водоотведения, м3/чел.;
n — количество членов семьи;
Тчв- величина платы за предоставление услуг водоснабжения (водоотведения) врасчете на человека, руб./чел.;
-за отопление:
или , где
Тс.о.- величина платы семьи за услуги по отоплению, руб./чел;
То- тариф на предоставление услуг по отоплению, руб./Гкал;
Nср.о. — среднестатистическийнорматив потребления услуг теплоснабжения, Г/кал на м2 в месяц;
Рн — социальнаянорма площади жилья на семью, м2 общей площади жилья;
Рф — площадьжилья, фактически занимаемая семьей, м2 общей площади жилья1;
1Учитывается только отапливаемая площадь.
Тчо — величинаплаты за предоставление услуги по отоплению, руб./м2.
3.7. Расчетплатежей за коммунальные услуги при учете их потребления по приборам.
3.7.1. При наличии приборовучета потребления услуг (холодной и горячей воды, тепла и др.) размеры платежейза них определяются исходя из фактического потребления материального носителяуслуги и установленного тарифа.
Технология определенияфактического объема потребления материального носителя услуги каждой семьейзависит от конкретной конфигурации установки приборов учета: на ДТП, на домовыхвводах, на вводах в квартиры, на нагревательных приборах в помещениях.
При этом вжилых домах и/или квартирах, в которых установлены приборы учета горячей воды,начисление платежей должно осуществляться не за Гкал тепловой энергии напрогрев воды, а за м3 горячей воды.
Объемотведенных сточных вод следует принимать на уровне фактического потребленияхолодной и горячей воды (по показаниям приборов учета) за вычетом 5 — 10 л на 1 человека, теряющихся приприготовлении пищи, уборке помещений и территории, поливке зеленых насаждений ине попадающих в канализацию.
3.7.2.Если приборы учета установлены только на вводе в многоквартирный жилойдом, объемы потребления коммунальных услуг иразмеры их оплаты каждой семьей определяются путем распределения:
а) по обеспечениюпотребителей холодной и горячей водой — пропорционально численности проживающихв каждой квартире сучетом фактического времени проживания (например, с учетом отсутствия на периодотпуска или командировки либо проживания временных жильцов);
б) по центральномуотоплению — пропорционально общей отапливаемой площади каждой квартиры.
При этом из объемапотребления услуг по показанию прибора, установленного на вводе в жилой дом,должен быть исключен объем потребления данных услуг (воды, теплоносителя идр.), используемых на общедомовые нужды (содержание мест общего пользования:уборка лестничных клеток, подъездов, мытье мусоросборных камер, уборка придомовойтерритории, полив зеленых насаждений и других), а также объемы потребленныхкоммунальных услуг в нежилых помещениях. Объем потребления на общедомовые нуждыустанавливается приборным измерением на специально отведенном для этих целей кране(кранах) с исключением возможности пользоваться другими кранами либонормативом. Объем потребления в нежилых помещениях также устанавливается попоказаниям приборов учета, а при их отсутствии — по нормативам, согласованным вдоговорах.
Изобъема потребления услуг по показанию прибора, установленного на вводе вздание, должны быть также исключены сверхнормативные потери и утечки вовнутридомовых сетях, величина которых устанавливается в ходе проведенияэнергоаудита (по результатам замеров).
С целью защитыинтересов потребителей от необоснованно завышенных платежей, которые могут быть вызваныпревышением расхода материального носителя услуги на общедомовые нужды и/илисверхнормативными потерями и утечками во внутридомовых сетях, при распределении объемапотребления услуг пропорционально численности проживающих либо общейотапливаемой площади необходимо руководствоваться следующим2:
2Указанный механизм расчета применяется как в тех случаях, когда проведеныфактические замеры расхода материального носителя услуги на общедомовые нуждыи/или потерь и утечек во внутридомовых сетях, так и в тех случаях, когдапревышение расхода материального носителя выявлено в результате сравненияфактического объема внутриквартирного потребления, рассчитанного исходя ихпоказаний общедомового прибора, со среднестатистическим нормативом.
● если полученный в результатераспределения показаний домового прибора учета объем внутриквартирного потребления семьейматериального носителя услуги меньше среднестатистического нормативав расчете на эту семью, то расчет оплаты услуг должен осуществляться по показаниям прибора;
● если полученный в результатераспределения показаний домового прибора учета объем внутриквартирного потребления семьейматериального носителя услуги больше среднестатистического норматива врасчете на эту семью, то расчет оплаты услуг должен осуществляться по среднестатистическим нормативам.
Объем потребления услугхолодного и горячего водоснабжения каждой конкретной семьей посреднестатистическому нормативу (м3/чел) определяется исходя изчисленности проживающих в каждой квартире с учетом фактического временипроживания, а услуг по отоплению — по среднестатистическому нормативу (Гкал/м2)исходя из общей отапливаемой площади квартиры.
Разницамежду показаниями прибора учета, установленного на вводе в жилой дом, исуммарными объемами потребления материального носителя услуги в каждойквартире, определенными по среднестатистическим нормативам, представляет собойего расходы на общедомовые нужды (нормативные и сверхнормативные) и потери иутечки во внутридомовых сетях (также нормативные и сверхнормативные).
Приэтом нормативный объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нуждывключается в тариф на обслуживание и ремонт жилья и оплачивается населением.Сверхнормативный — отражается на результатах финансовой деятельности жилищнойорганизации (уменьшается прибыль либо увеличиваются убытки).
Чтокасается потерь и утечек во внутридомовых сетях, то их нормативный уровеньвключается в тариф на услуги водо-, теплоснабжения через снижение общего объемареализации (воды, тепла)3.
3 «Инструкцияпо оценке и нормированию неучтенных расходов воды в системах коммунальноговодоснабжения», утвержденная постановлением Госстроя России от 31.03.2000 № 23
Сверхнормативныепотери и утечки отражаются на результатах финансовой деятельности тойорганизации, которая осуществляет обслуживание внутридомовых сетей (какправило, это жилищная организация).
Ответственностьза сверхнормативный расход, потери и утечки материального носителя услуги вовнутридомовых сетях возлагается на ту организацию, которая осуществляет ихобслуживание (как правило, это жилищная организация).
Заутечку воды (холодной и горячей) из водоразборной арматуры в жилище, выявленнуюпредставителями жилищной организации, жилищной инспекции либо другойуполномоченной на это службы, при условии соблюдения потребителями правилтехнической эксплуатации и при их заблаговременном обращении об устранениинедостатка также несет ответственность жилищная организация.
Такимобразом, оплата разницы междупоказаниями прибора на домовом вводе и объемами внутриквартирного ивнутридомового потребления услуг, определенными по среднестатистическимнормативам, возлагается на жилищную организацию.
Вто же время за утечку воды из водоразборной арматуры в жилище, обнаруженную входе проведения осмотра (проверки) представителями жилищной организации,жилищной инспекцией или другой уполномоченной на это службы, и при отсутствииобращения потребителя об устранении недостатка отвечает потребитель, неустановивший прибор учета. За данное нарушение договором о предоставлениижилищно-коммунальных услуг может быть предусмотрена ответственность потребителяв форме неустойки (штрафа).
Такаяпроцедура оценки объемов потребления услуг повышает заинтересованность иответственность как жилищных организаций, так и потребителей услуг в устраненииутечек во внутридомовом инженерном оборудовании, сокращении расходов воды итеплоносителя на общедомовые нужды, а как следствие, в экономии ресурсов.
3.7.3. Если приборыучета установлены на вводах в многоквартирный жилой дом и в отдельные квартирыи нежилые помещения, объемы потребления коммунальных услуг и размеры их оплатыопределяются отдельно:
а) для потребителей,в квартирах которых установлены приборы учета, по показаниям этих приборов;
б) для потребителей, не имеющих квартирныхприборов учета, как разница между показаниями приборов на вводе вздание (за вычетом установленного приборными измерениями либо нормативногообъема потребления коммунальных услуг, используемых на общедомовые нужды,потребления коммунальных услуг в нежилых помещениях и сверхнормативных потерь иутечек во внутридомовых сетях, величина которых устанавливается в ходепроведения энергоаудита) и суммой показаний приборов в отдельных квартирах.Распределение объемов потребления услуг и определение платежей за них дляпотребителей, в квартирах которых не установлены приборы учета, осуществляетсяв соответствии с пунктом 3.7.2. настоящей методики.
3.7.4.Если при отсутствии приборов учета на вводе в жилое здание установлены приборыучета на вводах во все или часть квартир, объемы потребления коммунальных услуги размеры платежей за них каждой семьей определяются по показаниям этихприборов.
Втех квартирах, в которых не установлены приборы учета, размер оплатыкоммунальных услуг устанавливается исходя из среднестатистических нормативоввнутриквартирного, потребления и нормированной части общедомового потребления(оплачиваемой через платеж за жилищно-эксплуатационные услуги).
Еслина нагревательных приборах (радиаторах, конвекторах) установлены распределителитепла, объем потребления тепловой энергии и размер платы за отопление каждойсемьей определяется по суммарным показаниям данных приборов, установленных навсех радиаторах, конвекторах в квартире.
Вквартирах, в которых распределители тепла не установлены, объем потреблениятепловой энергии и размер платы за отопление устанавливаются по среднестатистическимнормативам потребления.
Втех случаях, когда приборы установлены на вводах в многоквартирный жилой дом иво всех квартирах разница между показаниями приборов на домовом вводе и вквартирах отражает фактические расходы воды, теплоносителя на общедомовыенужды, а также потери и утечки во внутридомовых сетях.
Оплатаэтой разницы возлагается на жилищную организацию.
3.7.5.Потребитель имеет право на установку приборов учета в своем жилище взаявительном режиме. Дополнительных разрешений собственника жилищного фондалибо управомоченной им службы заказчика (муниципального заказчика), управляющейорганизации, жилищной или коммунальной организации не требуется.
Приэтом установка квартирных приборов учета осуществляется потребителем заотдельную плату.
Обслуживаниеже этих приборов (контроль технического состояния, наладка, регулировка,ремонт, снятие показаний) осуществляется по договору либо специализированнойорганизацией (биллинговой службой), либо коммунальной организацией в счетоплаты потребителем соответствующих услуг.
3.7.6.Ниже в таблице 3.2 представлен механизм расчета платежей закоммунальные услуги с учетом их фактического потребления.
3.7.7.При определении платежей за коммунальные услуги исходя из фактического объемапотребления материального носителя услуги (по показаниям приборного учета) иустановленного тарифа за единицу услуги в натуральном выражении появляетсяреальная возможность введения дифференцированной системы оплаты услуг: занормативное и сверхнормативное потребление. Очевидно, что эта мера не толькопозволит предприятиям ЖКХ получить дополнительный доход, но и повыситзаинтересованность населения в более экономном расходовании ресурсов.
Приэтом общая сумма платежей за коммунальные услуги в условиях дифференциациитарифов в зависимости от объема их потребления определяется как:
, где
S′ — общая суммаплатежей семьи за коммунальные услуги;
Qcp- среднестатистический норматив потребления коммунальнойуслуги в расчете на семью;
tн- тариф на оплату услуги в пределах норматива;
Qсв -объем сверхнормативного потребления материальногоносителя услуги;
tсв- тариф на оплату сверхнормативного потребления услуги(устанавливается в пределах ЭОТ);
п- виды услуг.
Приэтом сверхнормативный объем потребления холодной и горячей воды семьейопределяется следующим образом:
,4
4 Условные обозначения приведены в таблице 3.2.
а теплоэнергии на нуждыотопления:
,4
3.7.8.Плата за сверхнормативное потребление коммунальных услуг вводится с цельюускорения прохода и полной оплаты услуг, стимулирования сокращениянерационального потребления, ресурсосбережения при одновременной защитемалоимущих граждан.
Вто же время повышение платы за сверхнормативное потребление услуг, так же как иза сверхнормативную площадь жилья, не должно провоцировать искусственногозавышения коммунальными предприятиями объема реализации. Прежде всего,необходимо защитить интересы пенсионеров и семей с низкими доходами, у которыхнесколько превышена социальная норма площади жилья, то есть целесообразновведение дополнительной «пороговой зоны», которая оплачивается по базовымтарифам, утвержденным для оплаты социальной нормы. Для таких групп населенияможет быть как повышена социальная норма, так и ограничен уровеньсверхнормативных платежей.
Вэтом случае при взимании платы за отопление исходя из тарифа, установленного за1 кв. м. общей площади жилья (при отсутствии приборов учета), расчетосуществляется аналогично, с той лишь разницей, что для определения платы заотопление в общую площадь жилья включается только площадь отапливаемыхпомещений.
Для выявления и учета сверхнормативнойплощади, а также второго жилого помещения формируемая в расчетно-кассовомцентре база данных должна быть увязана с базой данных БТИ.
Длясмягчения ценового давления в результате введения повышенной платы засверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальныхуслуг могутиспользоваться и другие схемы (двух-, трехступенчатые, плавные -пропорционально степени превышения норматива).
Может устанавливатьсярегрессивная шкала оплаты сверхнормативной площади жилья и сверхнормативногопотребления коммунальных услуг. Например:
— при превышениисоциальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг до10 % действующий тариф повышается на 10 %;
— при превышениисоциальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг от10 до 20 % действующий тариф повышается на 15 %;
— при превышениисоциальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг от20 до 30 % действующий тариф повышается на 30 %;
— при превышениисоциальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг от30 до 50 % действующий тариф повышается на 50 % и т. д.
С целью защиты малоимущихграждан рекомендуется не взимать плату за сверхнормативную площадь жилья исверхнормативное потребление услуг со следующих категорий граждан (но только втех случаях, когда жилье не сдается в наем либо поднайм):
— семей, состоящих изпенсионеров и нуждающихся в субсидиях;
— нуждающихся в субсидияхматерей-одиночек;
— детей-сирот и опекунов,проживающих совместно с ними;
— других малообеспеченныхграждан по решению органа местного самоуправления.
3.7.9. Плата засверхнормативное потребление коммунальных услуг может взиматься только приналичии приборов учета, устанавливаемых на домовых вводах и/или в квартирах.
Исключение могутсоставлять лишь услуги теплоснабжения в том случае, когда плата за отоплениевзимается за кв. м общей площади жилья (соответственно нормативной исверхнормативной). Однако такой механизм расчета с потребителями, позволяярешить проблему получения предприятиями теплоснабжения дополнительных доходов иснижения потребности в бюджетных средствах, не создает реальных стимуловэкономии теплоэнергии.
Оценка объемов потреблениякоммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения идругих), считывание и обработка полученной по данным приборов учета информации,ее предоставление для расчета платежей за услуги должны осуществлятьсябиллинговой службой.
3.7.10. При введениидвухкомпонентных тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения итеплоснабжения оплата услуг потребителями осуществляется двумя частями:
— абонентская плата, которая отражаетстоимость гарантированного доступа к данной услуге и включает в свой составзатраты на поддержание основных фондов в работоспособном состоянии. Эта частьплатежа является постоянной. Она не изменяется при изменении потребления иустанавливается в расчете на человека по водоснабжению и водоотведению и на м2общей площади жилья по теплоснабжению;
-плата за фактическое потреблениематериального носителя услуги (определяется по показаниям приборов учета пометодике, изложенной выше, либо по среднестатистическим нормативампотребления).
При этом переход к оплатеуслуг по двухкомпонентному тарифу (абонентская плата и плата за фактическоепотребление материального носителя услуги (Гкал тепла, м3 воды)) недолжен привести к изменению общей суммы платежей, взимаемых по установленномуорганом местного самоуправления однокомпонентному тарифу.
При расчетеплатежей за услуги в едином платежном документе отдельно должна отражатьсяабонентская плата,которая взимается ежемесячно независимо от факта проживания (то есть и привременном отсутствии потребителя) и объема потребления услуг.
Что касается платыза фактическое потребление, то ее размер определяется с учетом этих факторов (то есть фактическоговремени проживания и объема потребления) и также отражается в платежномдокументе (см.раздел 4).
Таблица 3.2.
Механизм расчета платежей за коммунальныеуслуги с учетом их фактического потребления
Наличиеприборов учета
Механизм расчета платежей за коммунальныеуслуги
Исходные данные для расчета
1
2
3
1. Приборы учета установлены только на вводе вмногоквартирный жилой дом:
1.1Объем потребления семьей холодной (горячей) воды (qвр)
Q — общий фактическийобъем потребленной холодной (горячей) воды по показаниям приборов учета,установленных на вводе в жилой дом (м3 в месяц);
Q — объемпотребления холодной (горячей) воды на общедомовые нужды, установленныйприборными измерениями, либо нормативный (м3 в месяц);
Q — объем потребления воды в нежилых помещенияхпо показаниям приборов либо нормативам (м3 в месяц);
Q — сверхнормативный объем потерь и утечекхолодной (горячей) воду во внутридомовых сетях (по результатам замеров) (м3в месяц);
Чобщ- общаячисленность проживающих в доме (с учетом граждан, проживающих временно иснимающих жилье в данном доме, а также временно отсутствующих граждан вданный месяц);
Ч — численность проживающих в конкретнойквартире (с учетом временно проживающих и временно отсутствующих в данныймесяц).*
1.2.Объем потребления семьей услуг по отоплению (q)
Q — общий фактический объем потребленной тепловой энергии на нуждыотопления по показателям приборов учета, установленных на вводе в жилой дом(Гкал в месяц);
Q — объем потребления услуг на отопление внутриподъездных помещений идругих помещений общего пользования, установленный по показаниям приборов илинормативам (Гкал в месяц);
Q — объемпотребления теплоэнергии на отопление нежилых помещений по показаниямприборов или нормативам (Гкал в месяц)
1.3. Размероплаты семьей холодной (горячей) воды (Тсв и Тсо)
а) если полученный в результатераспределения показаний домового прибора учета объем услуг, потребленныхсемьей, меньше среднестатистического норматива в расчете на эту семью, то размероплаты услуг определяется как:
Тсв = q;
Тсо = q;
t нв — тариф на оплату единицы материальногоносителя услуги (м3 воды);
tн° — тариф на оплату единицы материальногоносителя услуги (Гкал тепла);
б) еслиполученный в результате распределения показаний домового прибора учета объемуслуг, потребленных семьей, больше среднестатистического нормативапотребления в расчете на эту семью, то размер оплаты услуг определяется как:
Тов= Ncр.;
Тсo= N
Nср.в- среднестатистическийнорматив потребления холодной, (горячей) воды (м3 воды начеловека в месяц);
Nср.о-норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления (Гкал/м2общей площади жилья в месяц);
2. Приборы установлены на вводе в дом и в отдельныхквартирах
2.1Размер оплаты услуг семьями, проживающими в квартирах, оборудованныхприборами учета (на основании показаний этих приборов).
Тс = qc tн
qc — фактический объем потребления материальногоносителя услуги (воды, тепла) семьей в месяц по показаниям приборов учета,установленных в квартире. Если на нагревательных приборах (радиаторах,конвекторах) установлены распределители тепла, qc наотопление определяется по их суммарным показаниям.
2.2Объем потребления услуг семьями, квартиры которых не оборудованы приборамиучета (Q).
Объемпотребления услуг семьями, квартиры которых не оборудованы приборами учета, определяетсякак разница между общим фактическим объемом потребления материальногоносителя услуги и суммарным объемом потребления материального носителя услугисемьями, в квартирах которых установлены приборы учета.
Q= Q
Q — объем потребления услуг семьями, квартиры которых не оборудованыприборами учета.
п — количество квартир, оборудованных приборамиучета.
2.3Размер оплаты услуг семьями, квартиры которых не оборудованы приборами учета
Полученныйобъем потребления услуг распределяется между семьями, квартиры которых необорудованы приборами учета, пропорционально численности проживающих (дляопределения платы за воду) либо общей отапливаемой площади (при определенииплаты за отопление). Распределение объемов потребления услуг и расчетплатежей за них осуществляется по методике, изложенной в п. 1настоящей таблицы.
* Этипоказатели (Чобщ и Ч) могут рассчитываться в человеко-днях покаждой квартире, а затем суммироваться (при наличии значительного количестваграждан, проживающих не полный месяц).
4. Организация начисления и сбора платежей зажилищно-коммунальные услуги
4.1. Одной из задачфинансового оздоровления предприятий ЖКХ является снижение задолженностипотребителей по оплате за жилье и коммунальные услуги. При этом среди причин,вызывающих рост задолженности, чаще всего называется рост тарифов при низкойплатежеспособности населения. Однако, как показывает опыт, на собираемостьплатежей в большей мере влияет организация их начисления и сбора.
4.2. Наиболееэффективно проблема начисления и сбора платежей решается путем передачи этихфункций городским расчетно-кассовым центрам (РКЦ). Оперативность и точность расчетов, доведение донаселения информации об уровне платежей с использованием для этого наглядныхсчетов-квитанций, повышение культуры обслуживания, создание максимальныхудобств при расчетах за услуги, своевременное напоминание неплательщикампозволяют примерно на 20 % повысить уровень собираемости платежей, доведя егодо 95 — 97 %%. Это подтверждает практика действующих РКЦ.
4.3. ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 02.08.99 г. № 887 «О совершенствованиисистемы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защитенаселения» рекомендовано сбор платежей за жилье и коммунальные услугиосуществлять через расчетно-кассовые центры.
РКЦ могутсоздаваться как самостоятельные хозяйствующие субъекты либо как подразделенияслужб, выполняющих функции заказчика (муниципального заказчика).
4.4. Для своевременногоинформирования потребителей об их обязательствах по оплате жилищно-коммунальныхуслуг, предотвращения накапливания задолженности по платежам, а такжеобеспечения своевременного перечисления собранных платежейорганизациям-поставщикам услуг РКЦ должно выполнять следующие функции:
— осуществление расчетов спотребителями услуг, проживающими в жилищном фонде всех форм собственности(циркулярное письмо Госстроя России от 14.09.99 г. № ЛЧ-3128/13);
— начисление платежей зажилье и коммунальные услуги с учетом льгот и субсидий;
— формирование и рассылканаселению извещений (счетов-квитанций) с информацией об объеме потребленияуслуг и размере оплаты;
— сбор платежей черезсбербанки, почтовые отделения либо через собственные отделения;
— учет поступившихплатежей на основании платежного документа (счета-квитанции), выявлениенеплательщиков, работа с ними;
— расчет субсидий наоплату жилья и коммунальных услуг;
— распределение («расщепление»)собранных денежных средств между организациями-поставщиками услуг;
— перечисление денежныхсредств организациям-поставщикам услуг.
Важнымэлементом технологии начисления платежей является корректировка оплаты взависимости от качества услуг, которая, как правило, должна производиться без вмешательства потребителяпо информации предприятий, диспетчерских служб, обобщаемых в службе заказчика,управляющей организации.
4.5.Информационное обеспечениесистемы расчетов с населением охватывает Монтаж жилищного фонда,проживающего в нем (постоянно или временно) населения, льгот, тарифов на услуги,нормативов их потребления (минимальных социальныхстандартов и среднестатистических нормативов) и др.
Крометого, организация расчетов снаселением через РКЦ требуетучета при начислении платежей информации от организаций-поставщиковуслуг и потребителей оботклонениях от установленных договорами показателей качества, надежности иустойчивости, а также оперерывах в предоставлении услуг.
4.6. Для обеспечения работы РКЦ можнорекомендовать создание единого функционального комплекса, обеспечивающего«сквозные» расчеты от формирования лицевых счетов с учетом льгот исубсидий, рассчитываемых в этом комплексе, до подготовки сводно-аналитическойдокументации и распределения денежных средств между организациями-поставщикамиуслуг (см. рис. 4.1.).
Такой функциональный блокобеспечивает пропорциональное распределение («расщепление») собранных денежныхсредств между организациями — поставщиками услуг, контроль за их движением, атакже формирование сводных аналитических данных о начисленных и собранныхплатежах по видам услуг и их поставщикам, учет задолженности по платежам,неплательщиков и их классификации по срокам задолженности, общей суммы льгот исубсидий, сокращения размера оплаты за услуги (по их видам) при снижениикачества и перерывах в предоставлении.
Учет задолженности поплатежам и ее классификация по срокам, позволяющая отделить текущуюзадолженность от просроченной или «безнадежной», имеет существенное значениепри проведении ее реструктуризации. Это связано с тем, что в бухгалтерскомучете в настоящее время текущая и просроченная задолженность не разделяются,что делает невозможным списать «безнадежную» задолженность.
Рис. 4.1. Функциональныйкомплекс расчета с квартиросъемщиками и распределения платежей по поставщикам
Помимо этогорассматриваемый функциональный комплекс должен обеспечить учет сверхнормативнойплощади жилья, если за нее взимается повышенная оплата, а также второго (иболее) жилья. Кроме того, для расчетов с потребителями, в домах либо квартирахкоторых установлены приборы учета, должен быть обеспечен как учет этих домов иквартир, так и показания приборов, которые должны быть учтены при начисленииплатежей потребителям услуг.
Такойкомплекс помимо расчетов за услуги позволяет обеспечить информационнуюподдержку управления ЖКХ города на основе интеграции разрозненных баз данных ожилищном фонде, проживающем в нем населении, финансово-экономическихпоказателях.
4.7. Повышениеэффективности работы РКЦ с потребителями услуг, в том числе сокращениезадолженности по платежам, обеспечивается полнотой, достоверностью и«прозрачностью» для населения платежных документов (счетов-квитанций и извещений).Наряду с подробными сведениями о РКЦ и плательщике в них должна содержатьсяинформация о структуре платежей, размере тарифа за единицу услуги, сниженииплатежа за нарушение качества обслуживания (перерывах или отключениях), размерельгот и субсидий. Это необходимо для того, чтобы каждый гражданин имелвозможность определить уровень своих платежей и, кроме того, наглядно видел,что чем ниже потребительские качества жилья, уровень его благоустройства, темниже уровень оплаты.
В счете-квитанции могуттакже указываться дополнительные платежи, которые вносятся гражданами надобровольной основе, например, плата за страхование жилья, за содержаниеспециальных спортивных площадок и др. Таким образом, извещение и счет-квитанциядолжны содержать следующие данные:
— сведения орасчетно-кассовом центре (адрес, телефон, банковские реквизиты и др.);
— сведения о плательщике:адрес, вид жилья (частное, государственное, муниципальное), занимаемая площадь,количество проживающих (постоянно и временно), номер лицевого счета (длянанимателей) либо карточки (для собственника жилого помещения), фамилия, имя,отчество нанимателя или собственника (собственников при долевой собственности),наличие льгот, нуждаемость в субсидиях, их размер и др.
Льготы учитываются всоответствии с действующими законодательными актами (федеральными законами), атакже в соответствии с постановлениями субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления.
Расчет субсидийосуществляется в соответствии с «Положением о предоставлении гражданам субсидийна оплату жилья и коммунальных услуг», утвержденным постановлениемПравительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 887, а такжесоответствующих постановлений органов управления субъектов Российской Федерациии органов местного самоуправления.
При заполнении сведений оплательщике особого внимания требует графа — количество проживающих, так какпри отсутствии приборов учета, когда платежи взимаются в зависимости отнорматива потребления услуг и установленного тарифа, необходимо вести учет нетолько количества временно проживающих, но и время их проживания в течениеконкретного месяца.
Эта информация должнасодержаться в базе данных паспортного учета. Кроме того, в базе данных должнысодержаться сведения о гражданах, имеющих льготы и получающие субсидии.
При расчетах ссобственниками жилья, проживающими в индивидуальных домах, в счете-извещении иквитанции изменяется состав оплачиваемых услуг. Например, исключаетсясодержание и ремонт жилья, но дополнительно, как правило, включается полив участка,могут быть и другие изменения.
Ниже приведены образцысчета-квитанции и извещения по оплате жилья и коммунальных услуг.
Реквизиты РКЦ ________________________
(адрес,телефон)
_________________________
(расчетныйсчет)
Примерный образец счета-извещения об оплате жилья и коммунальных услуг
(оплачивать до 10 ________________ 200 ___ г.)
Плательщик
(Фамилия, И. О.)
Васильев П. А.
Льгот -нет (если есть — указать какие и сумму)
Начисленосубсидий _________
Лицевой счет № ___________
Карточка № __________
Адрес
Ул. Юбилейная, д. 16, кв. 5
Общая площадь
75 м2
Отапливаемая площадь
73 м2
Количество проживающих
3 чел.
Социальная норма площади жилья
60 м2
— на количество проживающих5
Дополнительно на семьюоплачивается по действующим тарифам
—
Приборов учета
нет
5Заполняется, если принято решение об оплате сверхнормативной площади по повышенномутарифу и если введена дополнительная «квота» к социальной норме, котораяоплачивается по действующему тарифу.
Начислено за предыдущий месяц 493,52
Составоплачиваемых услуг
Единицаизмерения
Тарифза единицу услуги
руб.
Сумма платежа за текущий месяц
руб.
Долг(+) или переплата (-) за предыдущий месяц
руб.
Уменьшениесуммы платежа в связи с перерывами в предоставлении услуги
руб.
Общаясумма платежа
руб.
Начисленосубсидий
1. Содержание и ремонт жилья (техобслуживание),
руб./кв.м
1,90
142,50
142,50
72,41
2 Лифт
3. Холодная вода
руб./чел
23,70
71,10
71,10
36,13
4. Канализация
руб./чел
17,90
53,70
53,70
27,29
5. Отопление
руб./кв.м
2,40
175,20
175,20
89,02
6. Горячая вода
руб./чел
35,20
105,60
81,90
23,70
12,04
7. Газ
руб./чел
3,35
10,05
10,05
5,11
8. Вывоз ТБО
руб./чел
4,00
12,00
12,00
6,10
9. Найм жилья
руб./кв.м
0,5
37,50
+9,00
46,50
23,63
Итого
607,65
+9,00
-81,90
534,75
271,73
Пени
Всегоначислено
534,75
Всего к оплате
263,02
Крометого, оплачиваются на добровольной основе (например, страхование жилья и др.).
Реквизиты РКЦ ________________________
(адрес,телефон)
_________________________
(расчетныйсчет)
Примерный образец счета-квитанции об оплате жилья и коммунальных услуг
(оплачивать до 10 ________________ 200 ___ г.)
Плательщик
(Фамилия, И. О.)
Васильев П. А.
Льгот -нет (если есть — указать какие и сумму)
Начисленосубсидий _________
Лицевой счет № ___________
Карточка № __________
Адрес
Ул. Юбилейная, д. 16, кв. 5
Общая площадь
75 м2
Отапливаемая площадь
73 м2
Количество проживающих
3 чел.
Социальная норма площади жилья
60 м2
— на количество проживающих
Дополнительно на семью оплачиваетсяпо действующим тарифам
—
Приборов учета
нет
Начислено за предыдущий месяц 493,52
Состав оплачиваемых услуг
Общая сумма платежа
руб.
1.Содержание и ремонт жилья (техобслуживание),
142,50
2 Лифт
3. Холодная вода
71,10
4. Канализация
53,70
5. Отопление
175,20
6. Горячая вода
23,70
7. Газ
10,05
8. Вывоз ТБО
12,00
9. Найм жилья
46,50
Итого
534,75
Пени
Всегоначислено
534,75
Начисленосубсидий
271,73
Всегок оплате
263,02
Кроме того, оплачиваются надобровольной основе (например, страхованиежилья и др.).
Благодарим засвоевременную оплату.
Проверьте Ваше право на получение субсидий: если сумма платежа за социальнуюнорму площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг превышаетустановленный процент совокупного дохода Вашей семьи, Вам полагается субсидия.
При переходе к оплате услуг подвухкомпонентному тарифу счет-извещение примет следующий вид:
Примерный образец счета-извещения об оплате жилья и коммунальных услуг
(оплачивать до 10 ________________ 200 ___ г.)
Плательщик
(Фамилия, И. О.)
Васильев П. А.
Льгот -нет (если есть — указать какие и сумму)
Начисленосубсидий _________
Лицевой счет № ___________
Карточка № __________
Адрес
Ул. Юбилейная, д. 16, кв. 5
Общая площадь
75 м2
Отапливаемая площадь
73 м2
Количество проживающих
3 чел.
Социальная норма площади жилья
60 м2
— на количество проживающих
Дополнительно на семьюоплачивается по действующим тарифам
—
Приборов учета
нет
Начислено за предыдущий месяц 493,52
Составоплачиваемых услуг
Единицаизмерения
Тарифза единицу услуги
руб.
Суммаплатежа за текущий месяц
руб.
Долг(+) или переплата (-) за предыдущиймесяц
руб.
Уменьшениесуммы платежа в связи с перерывами в предоставлении услуги
руб.
Общаясумма платежа
руб.
Начисленосубсидий
1. Содержание и ремонт жилья (техобслуживание),
руб./м2
2 Лифт
3. Холодная вода
руб.
— абонентская плата
руб./чел
´
— плата за фактическоепотребление
руб./м3
4. Канализация
руб.
´
— абонентская плата
руб./чел
— плата за фактическоепотребление
руб./м3
5. Отопление
руб.
´
— абонентская плата
руб./м2
— плата за фактическоепотребление
руб./Гкал
6. Горячая вода
руб.
´
— абонентская плата
руб./чел
— плата за фактическоепотребление
руб./м3
7. Газ
руб./чел
8. Вывоз ТБО
руб./чел
9. Найм жилья
руб./м2
Итого
Пени
Всегоначислено
Всегок оплате
Кроме того, оплачиваются надобровольной основе (например, страхованиежилья и др.).
4.8.При расчетах с потребителями услуг, в домах либо квартирах которых установленыприборы учета, размер платежей за услуги определяется по фактическомупотреблению исходя из показаний приборов. Соответственно в счете-квитанциидолжны содержаться показания приборов и тарифы за единицу материальногоносителя услуги (воды, теплоэнергии и др.). Однако ежемесячно снимать показанияс приборов и учитывать их в расчетах с потребителями, как показывает зарубежныйопыт, а также практика расчета за потребляемую электроэнергию, не обязательно,поскольку это требует значительных затрат времени и средств.
Наиболееэффективна следующая схема расчета с потребителями услуг.
Расчет платежей ежемесячно производится исходя из среднестатистическихнормативов (либо из среднесложившегося потребления услуг в конкретнойквартире), количества проживающих (с учетом временно снимающих жилье) и тарифа,установленного на человека в месяц. Один раз в квартал либо в полугодиепроизводится перерасчет по показаниям приборов учета, для чего общая суммафактических платежей сопоставляется с необходимым размером платежей (попоказаниям приборов).
Показания прибора учета
на начало периода _________________________
(квартал, полугодие и т. д.)
на конец периода _________________________
(квартал, полугодие и т. д.)
Потреблено за период (квартал, полугодие и _________________________
т. д.)
Тариф за единицу материального носителя _________________________
услуги (м3 воды, Гкал тепла)
Размер оплаты за рассматриваемый период _________________________
Фактически произведено платежей за _________________________
рассматриваемый период
Всего к оплате (или подлежит зачету на _________________________
последующие периоды)
Оценкаобъемов потребления услуг на основе приборного учета, считывание и обработкаполучаемой информации может осуществляться городской биллинговой службой. При этом ее интеграция срасчетно-кассовым центром является основой эффективной системы взаимоотношенийпроизводителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Положение о биллинговойслужбе, а также Порядок считывания и обработки показаний приборов учетаутверждаются администрацией города.
4.9. Для обеспечениядоступности для населения данных, приведенных в счете-квитанции, следуетпостоянно доводить до каждого нанимателя и собственника жилья утвержденныетарифы на каждый вид услуг, нормативы их потребления, условия оплаты (в томчисле при наличии приборов учета). Это необходимо в связи с тем, чтобы каждыйгражданин имел возможность определить уровень своих платежей и, кроме того,наглядно видел, что чем ниже потребительские качества жилья, уровень егоблагоустройства, тем ниже уровень оплаты.
С этой целью, как ужеуказывалось, в счете-квитанции на оплату услуг необходимо учитывать снижение оплатыза конкретную услугу при временном прекращении ее подачи или снижении другихпараметров качества в соответствии с условиями, предусмотренными действующимиПравилами предоставления коммунальных услуг и договорами на обслуживание.
При этом следует иметь ввиду, что снижение оплаты может иметь место не только в тех случаях, когда всвязи с аварией (или другой причиной) прекращается подача услуги в дом в целом,но и в тех случаях, когда подача услуги прекращается в отдельные квартиры,находящиеся, например, на одном стояке.
Снижение оплаты за перерывв предоставлении коммунальных услуг или при нарушении параметров качестваосуществляется за суммарное время, соответствующее продолжительности нарушенийдоговорных обязательств в течение оплачиваемого периода с округлением в большуюсторону до полных дней или часов.
При наличии у потребителяприборов учета на вводе в здание с регистрацией времени вынужденного перерыва(отключения) оплата коммунальных услуг при допущении исполнителем перерываосуществляется по показаниям приборного регистратора (может снижатьсясоставляющая платежей, эквивалентная абонентской плате).
Размер снижения оплаты вслучае перерыва в предоставлении отдельного вида жилищно-коммунальных услугопределяется как произведение рассчитанного без учета нарушений размера оплатыпотребителями, приведенное к одному часу или дню, и продолжительностипревышения времени перерыва в предоставлении услуг над предельно допустимымсроком перерыва, установленным органом местного самоуправления.
Снижение оплаты занарушения параметров качества жилищно-коммунальных услуг определяется следующимобразом: средний дневной (часовой) размер оплаты потребителями,проживающими в конкретном жилище, умножается на продолжительность периодапредоставления отдельного вида жилищно-коммунальных услуг с нарушениемпараметров качества. Если администрация города установила допустимуюпродолжительность такого периода, этот допустимый период вычитается израсчетов. Если имеет место частичное снижение оплаты при конкретном виде нарушения- рассматриваемый период умножается на величину установленного снижения оплаты.
Такоймеханизм наиболее эффективен, если орган местного самоуправления установилдвухуровневую систему оплаты — абонентскую плату за право потребителя получатьконкретную коммунальную услугу и плату за объем фактически потребленногоматериального носителя услуги (воды, тепловой энергии, газа). В этом случае приперерывах в предоставлении услуг абонентская плата за время перерывов невыплачивается.
4.10.В случае несвоевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг наниматели исобственники жилья должны уплачивать пеню, размер которой устанавливается закаждый день просрочки после даты оплаты, указанной в счете-квитанции.
Однаков соответствии со статьей 330 «Понятие неустойки» Гражданского кодексаРоссийской Федерации пени могут взиматься только при наличии соответствующегодоговора. Таким образом, для получения права на взимание пени собственникжилищного фонда (орган местного самоуправления или уполномоченная им службазаказчика) должен заключить договоры найма с нанимателями жилых помещений идоговоры на обслуживание с собственниками жилья. В этих договорах наряду сдругими обязанностями нанимателей и собственников жилых помещений должен бытьопределен срок оплаты услуг ЖКХ и размер пени. При отсутствии таких договороввзимание пени не допускается и может быть обжаловано в судебном порядке.
Услуги по монтажу отопления водоснабжения
ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74
Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.
Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.
Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > /otoplenie-dachi.html
Обратите внимание
Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической экспертизе.