г. Москва,
Пятницкое шоссе, 55А
Рассчитать
стоимость работ
+ 7 (495) 649-57-35

Работаем с Пн-Вс круглосуточно

1. Настоящее Пособиеразработано в развитие и дополнение МГСН 4.02-94″Дома-интернаты для детей-инвалидов».

2. В Пособии на основе МГСН4.02-94 даны развернутые рекомендации по проектированию домов-интернатовдля детей-инвалидов. Текст рекомендаций снабжен функциональными ипланировочными схемами участков, зданий и помещений домов интернатов, а такжесхемами оборудования помещений и размещения приспособлений, облегчающих условияжизни инвалидов и ухода за ними.

2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯДОМОВ-ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Происходящие общественные исоциальные преобразования, формирование в обществе нового отношения к инвалидамставят новые задачи в области проектирования зданий для воспитания и лечениядетей и подростков с недостатками умственного и физического развития.

Анализ существующей в нашейстране сети учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков снедостатками умственного и физического развития показал, что эта сеть несоответствует современным требованиям к учреждениям такого типа. Сложившаясясистема учреждений не учитывает разнообразия индивидуальных возможностей детейи подростков-инвалидов, она заставляет их «вписываться» в ее крайнеограниченные возможности.

Зарубежный опыт, а такжепрактика последних лет отдельных городов России и СНГ показали, что главнымрезультатом педагогического и оздоровительного процессов в домах-интернатахдолжны стать социальная и трудовая адаптация ребенка с аномальным развитием,т.е. приобретение инвалидом бытовых навыков, приспособленность к жизни,профессиональная ориентация. Это дает возможность инвалиду не быть обузой дляобщества в будущем.

В функционирующих внастоящее время домах-интернатах ребенок-инвалид практически лишен условийсемейного содержания. Между тем, по мнению специалистов, лишь 20 % успехаявляется результатом усилий медицины и педагогики, остальные 80 % зависят отсемьи. В силу этого одна из важнейших задач дома- интерната создатьребенку-инвалиду условия близкие к семейному содержанию.

К основным проблемаморганизации пребывания детей в домах-интернатах относится формирование детскойгруппы. Пребывание больших групп детей в учреждении в течение длительноговремени создает в группах детей с недостатками умственного и физическогоразвития, наиболее уязвимых в нервно-психическом плане, много различныхсоциологических, психологических и других проблем.

Медиками и психологамивыявлено, что эффективность действия воспитательных и адаптационных процессов, происходящихв группе, выше, чем эффективность тех же процессов, осуществляемых в одиночку.При этом важно определить оптимальную численность первичной организованнойдетской группы, которая бы создала благоприятные условия для процессов,происходящих в учреждении. В психологии существует понятие филицитации(облегчения протекания различных групповых процессов), которое в последнеевремя особенно широко учитывается в терапии и педагогике и напрямую связано сколичественным составом лепной группы в интернате.

На основании исследований,проведенных врачами, социологами, психологами и педагогами, а также данныхнатурных обследований и зарубежной практики сделан вывод, что для детей иподростков наиболее устойчивой считается семейная группа или подобная ей с нижнимпорогом численности в 3-4 человека и верхним — 5-8 человек.

Для групп-классовчисленность детей колеблется от 8 до 12 человек в зависимости от видазаболевания и возраста.

Далее такие группы могутобъединяться в более крупные (секции, отделения), величина которых зависит отвида заболевания и возраста детей, а также от принципа расселения.

Существенное значение имеет учет эмоциональных ипсиходвигательных потребностей ребенка. Удовлетворениеэмоционально-двигательной активности детей (с учетом вида заболевания) -необходимое условие эффективности обучения и воспитания и зависит оторганизации среды обитания в здании и на территории.

Ребенок с недостаткамиумственного и физического развития отличается непосредственностью ответныхэмоциональных реакций и состояний. Ему свойственна эмоциональная отзывчивостьна яркое, красочное; при этом его эмоциональные реакции не всегда адекватныраздражителю. Чувства и эмоции носят личностный характер; для него являетсятипичной ситуативность возникновения эмоциональных реакций и состояний. И здесьочень важным является общение со сверстниками и детьми другого возраста,дружба, общение с воспитателем, учителем.

В группах детей снедостатками умственного и физического развития часто возникает дружба междудетьми разного возраста. В этих отношениях каждый находит для себяпсихологическую нишу: младший, нуждающийся в защите — покровительство, астарший, как более сильный — самоутверждение.

В отношениях к учителю,воспитателю у детей, лишенных семьи, также есть своя специфика. Такие детирассматривают педагогов как своих родителей.

В настоящий момент получаютраспространение дома-интернаты с посемейным проживанием детей. Группа детейразного возраста (5-9 человек), сформированная по принципу привязанности,дружбы, проживает в отдельной квартире с воспитателями — «мамами» и»тетями».

Такой принцип проживанияимеет следующие преимущества:

— дети, лишенные семьи,получают подобие таковой;

— дети сохраняют родственныесвязи по выходе из интерната;

— дети легче адаптируются вдальнейшей жизни.

С учетом этого, спальныепомещения интерната могут представлять собой отдельные квартиры на 5-9 человекдля проживания семей, состоящих из детей и подростков разного возраста,включающие спальные комнаты на 2-4 человека, санитарные помещения, общуюкомнату, кухню, помещение для «мамы» и «тети», комнату длязанятий и игр. Предусматривается, что дети частично или полностью питаются в»семье», куда пища доставляется из обшей кухни. Дети накрывают самистол, убирают со стола, моют посуду.

В составе домов-интернатовдля детей-инвалидов предусматриваются учебно-воспитательные помещения для детейшкольного возраста и для дошкольников. Сюда входят кроме учебных помещений,помещения для профессиональной подготовки. Состав учеников в классе идошкольных группах формируется по возрастному принципу, а для детей школьноговозраста еще и по профессиональным склонностям.

Таким образом,учебно-образовательный процесс является частью непрерывного процесса воспитаниядетей и подростков с недостатками умственного и физического развития, с главнымупором на их социальную адаптацию, приобретение профессиональных навыков. Научебно-образовательный процесс в учреждениях для детей-инвалидов оказываютсущественное влияние изменения, которые происходят в педагогике.

Современные направления впедагогике можно сформулировать следующим образом:

— отказ от авторитарногометода преподавания, ликвидация условного барьера, по разные стороны которогонаходятся учитель и ученики;

— переход от игры,свободного товарищеского общения между учителем и учениками к современнойработе по овладению знаниями, профессией;

— отношение к каждомуребенку или подростку, как к личности, оказание максимальной помощи в раскрытииего индивидуальных возможностей;

— стремление сделатьучебно-образовательный процесс интересным, увлекательным занятием,предоставление ученику права выбора интересующих его предметов и отказ отпредметов, не соответствующих его склонностям.

Входящий в состав интернатовблок помещений обслуживания должен соответствовать требованиям осуществленияосновных функций — оздоровительной и воспитательной.

Оздоровление ориентированона общее физическое развитие детей, закаливание, повышение приспособляемости кразличным явлениям окружающей среды. Комплексная программа оздоровления детей-инвалидоввключает следующие положения:

— отказ от казарменного типапроживания;

— снятие общейзарегулированности функциональной деятельности, предоставление возможностиотдельным группам малой численности и отдельным детям и подросткам проводитьвремя в зависимости от индивидуальных потребностей;

— внедрение в бытмероприятий профилактического закаливания, привычек здорового образа жизни;

— проведение максимальногочисла занятий на свежем воздухе.

Состав медицинских кабинетовориентирован на оказание детям и подросткам, как текущей медицинской помощи,так и на медицинскую реабилитацию.

В состав помещенийкультурно-массового обслуживания включаются: зрительный зал со сценой икинопроекционной, фойе-выставочный зал, кружковые комнаты, спортивный зал лечебнойфизкультуры, бассейн и др.

В состав учреждения можетбыть включен отдельный блок помещений так называемой «школы матерей»,рассчитанный на проживание некоторых матерей с детьми-инвалидами в течение 1-2месяцев в данном учреждении. В этом случае матери присутствуют на всехпроцедурах и занятиях с детьми, обретая навыки проведения их самостоятельно,посещают специальные лекции и таким образом приобретают за это время комплексзнаний, необходимых для проведения реабилитационной работы со своими детьми повозвращению домой.

Отделение «школыматерей» включает спальные помещения на 2 место каждое со своим санитарнымузлом, холл-гостиную, помещения персонала, столовую, буфетную и т.п.

В состав учреждений,возможно, включать школу подготовки кадров для работы в данной отрасли. Дляэтого в группе административных помещений предусматриваются один-двакласса-аудитории для проведения занятий, кабинет заведующего, комната педагоговс помещением для учебных пособий.

В состав домов-интернатоввключаются административно-хозяйственные помещения, кухня, буфет или столоваяперсонала.

Таким образом, в состав учреждений входят следующиеосновные помещения:

— помещения проживаниядетей;

— помещения обслуживания(включающие помещения культурно-массового, медицинского, административно-бытовогообслуживания, помещения учебно-профессиональной подготовки и социальнойадаптации, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);

— изолятор,приемно-карантинное отделение;

— хозяйственные помещения;

— помещения проживанияперсонала (при загородном размещении дома-интерната).

С учетом требований СНиП 2.08.02-89*»Общественные здания и сооружения» дома-интернаты рассчитываются напребывание в них инвалидов-колясочников. При этом в специализированныхучреждениях для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата числоколясочников может составлять 20-30 %. Наличие инвалидов-колясочниковотражается на требованиях к проектированию как всего здания (ширины коридоров, проходов,наличие специальных лифтов), так и отдельных помещений (место для стоянкиколяски, возможность ее разворота, специальные приспособления для инвалидов ит.п.).

Общий концептуальный подходк проектированию самих зданий интернатов и отдельных групп помещенийориентирован на создание детям и подросткам с недостатками умственного ифизического развития комфортной среды обитания, максимально исключающейфизические и нервные перегрузки. Содействие этому процессу — одно из условийорганизации пространства и оборудования помещений.

Большое значение имеет длядетей приближение к природе, связь с ландшафтом, особенно тех помещений, гдеребенок в основном проводит дневное время. Поэтому применение малоэтажнойпавильонной или блочной системы застройки является условием правильнойфункциональной организации архитектурного пространства для рассматриваемоготипа учреждений.

Настоящее Пособие имеетцелью показать особенности проектирования домов-интернатов для детей-инвалидов.

При этом в Пособиирассматриваются специальные вопросы, которые не нашли отражения в существующихнормативных документах:

— планировка помещений,учитывающая потребности инвалидов-колясочников;

— планировка помещений,новых для нашей практики проектирования;

— планировка помещений,учитывающая новые функциональные требования к обслуживанию инвалидов.

Помещения, не являющиесяспецифическими для данного типазданий, например, административно-бытовые помещения, производственные помещения кухни, подсобные помещения и т.п., в Пособии не рассматриваются.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Общие требования к проектированию домов-интернатов,учитывающих потребности детей-инвалидов, можно разделить на три основныекатегории:

— функциональные требования;

— эргонометрическиетребования;

— требования к устройствам иприспособлениям.

3.1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Основными функциональнымитребованиями к планировочной организации здания и к зонированию территорииявляются требования обособления, изоляции отдельных детских групп и удобных,коротких технологических связей между группами помещений и элементами участка.

Наиболее жесткие требованияпредъявляются к спальным помещениям (помещениям проживания), которые ни в коем случае не должны быть проходными.

Рассматривая вопросы функциональнойвзаимосвязи различных групп помещений, следует иметь в виду необходимостьпредусматривать так называемые «нейтральные зоны», в которыхрасполагаются горизонтальные и вертикальные коммуникационные развязки -вестибюли, холлы, лестницы, пандусы, лифты, и через которые осуществляютсясвязи между функциональными группами помещений дома-интерната.

На рис. 3.1. приводится принципиальная схемафункциональной взаимосвязи отдельных групп помещений дома-интерната длядетей-инвалидов, согласно которой все группы помещений изолированы и равноценносвязаны между собой через нейтральную зону. На практике обеспечить, особеннопри малоэтажной застройке, всем группам помещений необходимую изоляциюдостаточно сложно. Поэтому допустимо некоторые группы помещений, исключаяспальные, предусматривать проходными. Это могут быть административно-бытовые,медицинские помещения и помещения учебно-профессиональной подготовки.

На рис. 3.2. приводятся примеры некоторых возможныхобъемно-планировочных решений домов-интернатов для детей-инвалидов, в которыхсвязь по первому этажу предусматривается через коридорыадминистративно-бытовых помещений.

В рамках приведенных примеров возможно решение,когда связывающий отдельные группы коридор остается незастроенным, аадминистративно-бытовые помещения выносятся в отдельный блок или даже вотдельный корпус. С функциональной точки зрения это решение более чистое. Ноэто менее рациональный прием, поскольку значительно усложняется конфигурацияздания, удлиняются функциональные связи, и увеличивается стоимостьстроительства и эксплуатации.

РИС. 3.1. СХЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙВЗАИМОСВЯЗИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПОМЕЩЕНИЙ ДОМА-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ

1. Главный вестибюль

8. Кухня

2. Помещения проживания

9.Административно-бытовые,

3. Зрительныйзал

медицинские помещения

4. Фойе

10. Помещение учебно-профессиональной

5. Бассейн

подготовки

6. Спортзал

11. Кружковые помещения

7. Столовая

 

РИС. 3.2.ПРИМЕРЫ ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ ДОМОВ-ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Приведенные на рис. 3.2.схемы иллюстрируют некоторые примеры возможных объемно-планировочных решений врамках технологических требований. Могут быть запроектированы принципиальнодругие решения — также без нарушений требований технологии.

Вопросы функциональногозонирования территории детскихучреждений также имеют свою специфику.

Согласно МГСН 4.02-94 (п.4.2.) на территории дома-интерната для детей-инвалидов, расположенного вгородской застройке, должны быть выделены следующие основные зоны:

— зона проживания с расположеннымив ней игровыми площадками с теневыминавесами, аэросолярием, спортивными площадками, игровым городком;

— зона обслуживания сплощадкой при кухне;

— зона изолятора с приемными карантинным отделениями;

— хозяйственная зона;

— зона огорода, ягодника.

Зона проживанияобслуживающего персонала предусматриваетсятолько в случаях, когда учреждение размещается за городом.

В МГСН 4.02-94 (табл.3.1.) приведены нормативные требования к участкам; в табл. 4.1. этого документа- дополнительные к хозяйственным зонам.

С учетом этих требованийрасчетный показатель площади участков может достигать 115 м2 наодного ребенка и составлять 1,60-1,73 га для учреждений вместимостью 140-150мест, наиболее распространенных в практике проектирования.

Наиболее важный вопрос -размещение игровых групповых площадок с теневыми навесами. Учитывая, чточисленность детей в группах относительно небольшая (от 8 до 12 чел.), игровыеплощадки в целях экономии территории целесообразно блокировать (на 2-4 группы).

Изолятор иприемно-карантинное отделение предпочтительно располагать в отдельном корпусесо своей зоной участка, обеспеченной удобным подъездом. Этот корпус долженбыть, по возможности, отдален от спальных помещений и игровых площадок.

Площадка при кухне можетбыть совмещена с хозяйственной зоной, т.е. просто входить в ее состав.

Аэросолярии должен бытьразмещен в окружении зелени и ориентирован на юг или восток.

На участок предусматриваютдва въезда — главный и хозяйственный. При этом подъезд к приемно-карантинномуотделению и изолятору может быть предусмотрен как с главного, так и схозяйственного въезда. При приемно-карантинном отделении следует предусмотретьвозможность кратковременной стоянки и разворота автомашин, в том числе иавтобусов. Длительная стоянка автотранспорта предусматривается в хозяйственнойзоне, в которой расположены гараж, мойка и т.п.

На рис. 3.3. приведены примеры возможных планировочныхрешений территории дома-интерната для детей-инвалидов.

3.2. ЭРГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Эргонометрические требованияобуславливают размеры пространства, необходимого для функционированияинвалидов, в том числе и колясочников. Сюда относятся ширина проходов,коридоров, дверных проемов, лестниц, пандусов, необходимые размеры разворотов,поворотов и т.п., которые использованы для определения основных требований кгабаритам помещений. При разработке требований по этому разделу учитывалисьусредненные габариты самого инвалида и используемых им средств передвижения(рис. 3.4.-3.6.), а также отечественный и зарубежный опыт попроектированию отдельных элементов пространства.

Для инвалидов-колясочников,кроме обеспечения прямого прохода, необходимо предусматривать места разворотаколясок на 180°. Для детей дошкольниковразмер поворотного круга принимается 120 см в диаметре, для детей школьноговозраста — 140см (как для взрослых).

Необходимые условия дляобеспечения передвижения инвалидов-колясочников следует соблюдать припроектировании поворотов коридоров, пандусов, лифтов (рис. 3.7.).

Пандус и лифт являются единственнымисредствами обеспечивания вертикальных связей (между этажами) дляинвалидов-колясочников. Пандус имеет преимущества перед лифтом в том, что иминвалиды-колясочники могут пользоваться независимо от дежурного персонала,который обязателен при лифтах в детских учреждениях. Между тем, как показывает опыт строительства, в двухэтажных зданиях пандус стоит в 5-8 раз дороже лифта, ав трехэтажных в 7-10 раз.

В специализированныхучреждениях для детей с поражением опорно-двигательного аппарата, где большоеколичество колясочников, пандус предусматривается обязательно. В учрежденияхостальных типов устройство пандуса определяется заданием на проектирование.

ЭКСПЛИКАЦИЯ

1. Главный въезд

2.Хозяйственный въезд

3.Главный корпус

4.Игровые площадки (на 2 группы) с теневым навесом

5.Аэросолярий

6.Спортивные площадки

7.Игровой городок

8.Приемно-карантинное отделение, изолятор

9.Огород-ягодник

10.Живой уголок

11.Хозяйственная зона

12.Парники

РИС. 3.3. ПРИМЕРЫ ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙУЧАСТКА ДОМА-ИНТЕРНАТА НА 18 ГРУПП ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

РИС. 3.4. НЕОБХОДИМЫЕ ГАБАРИТЫКОММУНИКАЦИЙ, УСТРОЙСТВ И СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ИНВАЛИДОВ

I — самоуправляемая коляска

II — коляска, рассчитанная на сопровождение взрослого

РИС. 3.5.ГАБАРИТЫ КОЛЯСОК, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

РИС. 3.6.ГАБАРИТЫ КОЛЯСОК, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

РИС. 3.7. ГАБАРИТНЫЕ СХЕМЫПАНДУСОВ, ПОВОРОТОВ В КОРИДОРАХ, ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ, ЛИФТОВЫХ ПЛОЩАДОК, ЛИФТОВЫХДВЕРЕЙ.

3.3. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВАМ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯМ

Специальные устройства иприспособления предназначены для обеспечения инвалидам возможности передвиженияв пространстве, а также пользования приборами и оборудованием. Они могут бытьстационарными и нестационарными (съемные и передвижные). Из стационарныхприспособлений особо важное значение имеют средства, служащие для подъема иэвакуации инвалидов, в том числе и на, случай пожара — это пандусы,микроподъемники, тобогганы (рис. 3.8- 3.11).

Для возможности пользованиясанитарными приборами применяются специальные приспособления, облегчающиеусилия инвалидов. Они могут быть стационарными (рис. 3.12), передвижными и съемными (рис. 3.13, 3.14).

Специальные приспособленияприменяются для горизонтальных и вертикальных передвижений инвалидов или с помощьюперсонала, или без его помощи (рис. 3.15- 3.17). Такие устройства обычноприменяются для доставки инвалида в процедурные кабинеты и последующего его погруженияв ванну или помещения на кушетку.

Стационарноеустройство может располагаться рядом с оборудованием, чтобы инвалидпересаживался на него из своей коляски, на которой он приехал самостоятельно.

1. Применениедополнительного пандуса

2. Устройство микролифта

РИС. 3.8.ВАРИАНТЫ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ПОДЪЕМА ИНВАЛИДА-КОЛЯСОЧНИКА НА УРОВЕНЬ НУЛЕВОЙ ОТМЕТКИ

РИС. 3.9.ПРИМЕРЫ УСТРОЙСТВА ВХОДНЫХ ЛЕСТНИЦ И ПАНДУСОВ. РАСЧИТАННЫХ НА ИНВАЛИДОВ

I — Стационарный тобогган

II- Приставной тобогган

III- Откидной тобогган, обеспечивающий эвакуацию людей из лоджии-отстойника

РИС. 3.10.ТИПЫ ТОБОГГАНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ НА СЛУЧАЙ ПОЖАРА

РИС. 3.11.СХЕМЫ ТОБОГГАНОВ

1-3 — Регулируемые

4-7 — Нерегулируемые

8 – Стационарное сидение с поручнями

РИС. 3.12.ТИПЫ СТАЦИОНАРНЫХ СИДЕНИЙ В ДУШЕВЫХ

 

1-6 — Для сидячих больных

7 -Для лежачих больных

РИС. 3.13.РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ ВАНН ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ

1 -Типы пластмассовых насадок

2 -Тележка горизонтального и вертикального

перемещенияс электрическим управлением

3,4- Типы кресел-сидений

РИС. 3.14.ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ УНИТАЗАМИ

1 -Тележка с вертикальным и горизонтальным перемещением

2- Тележка с судном с вертикальным и горизонтальным перемещением

3- Тележка для душа с вертикальным и горизонтальным перемещением

4,5 — Каталки для облегчения передвижения

РИС. 3.15.ТИПЫ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ИНВАЛИДОВ

1 — Для вертикального перемещения

2 — Для горизонтального и вертикального перемещенияс механическим управлением

3,4 — Для горизонтального и вертикальногоперемещения с электроуправлением

РИС. 3.16.ТИПЫ ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ИНВАЛИДОВ

1 — Подъемник длягоризонтального перемещения стоя

2 — Подъемник длягоризонтального и вертикального перемещения сидя

3 — Подъемник длягоризонтального и вертикального перемещения тяжелых инвалидов

4 — Подъемник длягоризонтального и вертикального перемещения лежа

РИС. 3.17.ТИПЫ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ИНВАЛИДОВ

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ПРОЖИВАНИЯ

Согласно МГСН 4.02-94предусматривается три основных типа помещений проживания:

1 — по типу дошкольныхучреждений, когда раздевальная, групповая, спальная и туалетная образуют единыйблок помещений;

2 — по типу коридорнойсистемы, когда спальные с другими помещениямижилой ячейки связаны через коридор;

3 — по квартирному типу,когда жилые помещения проектируются для группы детей, образующих»семью».

Главный принциппроектирования помещений проживания — отход от казарменной системы имаксимальное приближение жилой ячейки в целом и в отдельных ее помещениях к организациипространства по семейному принципу независимо от типа помещений проживания. Приэтом персонал — воспитатели, няни, «мамы», «тети» — должныбыть наиболее полно вовлечены во все процессы, происходящие в жилой ячейке -прием пищи, игры, отдых, учеба, развлечения.

Жилые помещения,проектируемые по принципу детского сада — наиболее традиционный тип жилья длядошкольников. До сих пор этот тип жилья проектировался без учета потребностей инвалидов-колясочников,которые требуют особых условий. В предлагаемых на рис. 4.1-4.3планировочных схемах предусмотрены необходимые габариты проходов, возможностиразворотов и др. При этом размер разворотного круга принимается длядетей-дошкольников -1,2 м.

В спальныхпомещениях, рассчитанных на группу дошкольников, следует соблюдать необходимыесанитарно-гигиенические требования — отказ от спаренных кроватей, возможностьпроходов и разворотов для инвалидов-колясочников (рис. 4.1).

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Кровать

2. Инвалидная коляска

1а. Кровать, предназначенная

3. Стул для воспитателя

дляинвалида-колясочника

РИС. 4.1.ПРИМЕРЫ ПЛАНИРОВКИ СПАЛЬНЫХ КОМНАТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Групповая комната -помещение многофункционального назначения, предназначенное для приема пищи,учебы, игр. Для того чтобы помещение могло работать во всех режимах, вотечественной практике традиционно используется мебель, пригодная для всехвышеприведенных функций. Это легкие передвижные столики, служащие для приемапищи, учебных занятий, настольных игр.

Несмотря на то, что учебазанимает в течение дня всего 1-2 часа, требование к организации учебногопроцесса является определяющим в планировке этого помещения. Задача егорационального проектирования осложняется еще и тем, что групповая комната является связующим звеном междураздевальной, спальной, туалетной и буфетной комнатами.

На рис. 4.2, 4.3 приводятся возможные варианты планировки групповойкомнаты, разработанные с учетом приведенных выше положений. При этом все двери,ведущие в групповую, сосредоточены в одной зоне, которая на время проведенияучебных занятий служит местом прохода и возможного разворотаинвалидов-колясочников, а на время игр служит местом для подвижных игр.

I — Расстановка оборудования для проведения учебныхзанятий

II- Расстановка оборудования при использованиипомещения как столовой и игровой

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Столученический

7.Шкаф-стеллаж

2. Столученический для инвалида-колясочника

8.Телевизор

3. Стул детский

9. Живойуголок

4. Стол учителя

10.Кинопроекционный аппарат

5. Стул учителя

11.Инвалидная коляска

РИС. 4.2. ВАРИАНТ ПЛАНИРОВКИ ГРУППОВОЙКОМНАТЫ СПАЛЬНОЙ ЯЧЕЙКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

I- Расстановка оборудования для проведения учебныхзанятий

II- Расстановка оборудования при использованиипомещения как столовой и игровой

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол ученический

7. Шкаф-стеллаж

2. Стол ученический для инвалида-колясочника

8. Телевизор

3. Стул детский

9. Живой уголок

4. Стол учителя

10. Кинопроекционный аппарат

5. Стул учителя

11. Инвалидная коляска

6. Доска ученическая

РИС. 4.3. ВАРИАНТПЛАНИРОВКИ ГРУППОВОЙ КОМНАТЫ СПАЛЬНОЙ ЯЧЕЙКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Возможностьобслуживания инвалидов-колясочников предопределяет особенности организации(планировочной) санитарных узлов для дошкольников. Необходимостьпредусматривать проходы, развороты для колясок, возможность подходаколясочников к санитарным приборам, устройства поворотного кресла при душевой -главные условия проектирования туалетных для дошкольных групп (рис. 4.4).

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1Унитаз детский

2.Умывальник детский

3.Душевой поддон

4.Поворотное кресло

5.Ногомойка

6.Банкетка

7.Вешалка для полотенец

8.Поручни-держатели

9.Шкаф хозяйственный

10.Инвалидная коляска

РИС. 4.4.ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ САНИТАРНЫХ УЗЛОВ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП

Соблюдениетребований прохода и разворота инвалидных колясок необходимо также припроектировании раздевальных (рис.4.5).

I — Раздевальная на 8 мест впомещениях проживания, проектируемых по типу коридорной системы

II — Прихожая-раздевальнаяв помещениях проживания, проектируемых по типу семейной квартиры

III — Раздевальная на 8 мест в групповой ячейке,проектируемой по типу дошкольных учреждений

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1.Индивидуальный шкаф для одежды и обуви

6.Встроенный шкаф для одежды и обуви на семью

2.Индивидуальный шкаф для инвалида

7.Шкаф персонала

3.Сушильный шкаф

8.Открытая вешалка с крючками и полкой для

4.Инвалидная коляска

головных уборов

5.Скамья для одевания

9.Корзина для зонтов и палок

10.Зеркало

РИС. 4.5. ПРИМЕРЫПЛАНИРОВКИ РАЗДЕВАЛЬНЫХ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТИ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ

Проектирование спальныхпомещений для школьников по типу коридорной системы — наиболее традиционныйпланировочный прием для домов-интернатов.

Новое — этосокращение вместимости спальных комнат для детей-инвалидов (2-4 места), а такжевозможность предусматривать санитарные узлы при каждой спальной комнате. Нарис. 4.6 — 4.8 приводятся примеры проектирования спальных комнат,а на рис.4.9 — санитарных узлов приних с учетом потребностей инвалидов-колясочников. При разработке планировочныхсхем спальных комнат должна преследоваться цель создания уютной, семейнойобстановки жилой комнаты.

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Кровать

2. Диван

3. Тумбочка

4. Комбинированный шкаф

5. Стол

6. Стул

7. Кресло

8. Торшер

9. Банкетка

10. Инвалидная коляска

РИС. 4.6.ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ СПАЛЬНЫХ КОМНАТ НА 2 И 3 МЕСТА

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Кровать для школьника

2. Кровать для дошкольника

3. Диван

4. Тумбочка

5. Стол

6. Стул

7. Кресло

8. Торшер

9. Шкаф

10. Инвалидная коляска

11. Столик для дошкольника

12. Банкетка

РИС. 4.7.ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ СПАЛЬНЫХ КОМНАТ НА 2 И 3 МЕСТА РАССЧИТАННЫЕ НА РАЗМЕЩЕНИЕОДНОГО ИНВАЛИДА-ДОШКОЛЬНИКА

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Кровать

2. Диван

3. Тумбочка

4. Комбинированный шкаф

5. Стол

6. Стул

7. Кресло

8. Торшер

9. Банкетка

10.Инвалидная коляска

РИС. 4.8.ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ СПАЛЬНЫХ КОМНАТ НА 3 И 4 МЕСТА

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Ванна

2. Унитаз

3. Душевой поддон

4. Умывальник

5. Инвалидная коляска

6. Поворотное кресло

I — Уборная с умывальником

II- Санитарный узел при спальной комнате, вариант с душем

III- Санитарный узел при спальной комнате, вариант с ванной

РИС. 4.9.ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ САНИТАРНЫХ УЗЛОВ

Проектированиепомещений проживания для домов-интернатов по квартирному типу — новый для нашейпрактики прием. В зарубежной практике «семейное» проживаниедетей-инвалидов в домах-интернатах имеет широкое распространение (рис. 4.10). За рубежом дома-интернаты»семейного» проживания размещены практически почти всегда за городоми имеют малоэтажную застройку либо типа коттеджей, разбросанных по территории,либо со сложным, расчлененным, вписанным в ландшафт архитектурно-планировочнымрешением. В московских же условиях, при необычно высоком дефиците земли подзастройку, требуются более компактные решения.

I — Детскийпоселок либенау для умственно отсталых детей и подростков близ Теттнанга

II- Детский дом для умственно отсталых детей в швабском Гмюнде

III — Детский поселок близ Клеве

IV-Детский интернат для психически и физически неполноценных детей в Нордкирхеле

ЭКСПЛИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ

1. Спальни на 1 место

8. Кухня

2. Спальни на 2 места

9. Комната для занятий

3. Спальни на 3 места

10 .Комната персонала(«мамы» или «тети»)

4. Спальни на 4 места

11. Помещение дежурной

5. Раздевальная

12. Кладовые

6. Гостиная общая комната

13. Помещение медицинского назначения

7. Столовая

14. Веранда терраса

РИС. 4.10. ПРИМЕРЫПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ СЕМЕЙНЫХ ЖИЛЫХ ЯЧЕЕК В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ЗАРУБЕЖОМ (ГЕРМАНИЯ)

На рис. 4.11 представлен разработанный виндустриальных конструкциях схематический вариант возможной планировки спальнойсекции на 2 квартиры (на 6 и 9 мест). Сложность решения заключается в том, чтопо принятым у нас санитарно-гигиеническим требованиям спальные помещения могутбыть ориентированы преимущественно на юг, юго-восток, восток, что осложняетвозможность запроектировать в едином блоке более двух квартир.

ЭКСПЛИКАЦИЯПОМЕЩЕНИЙ

1. Спальная комната на 3 места

2. Общая комната-столовая

3. Кухня

4. Учебная комната

5. Комната персонала

6. Передняя-раздевальная

7. Кабинет врача или медицинской сестры

8. Кладовые инвентарные

9. Лоджия-отстойник с откидным тобогганом (10)

РИС. 4.11.ВАРИАНТ ПЛАНИРОВКИ СПАЛЬНОЙ СЕКЦИИ НА 2 КВАРТИРЫ НА 6 И 9 МЕСТ

Представленнаяпланировочная схема разработана в соответствии с требованиями МГСН 4.02-94. Вход вквартиру предусмотрен через переднюю, она же раздевальная с сушильным шкафом (рис. 4.5). Центром квартиры являетсяобщая комната-столовая с кухней, отделенной стойкой. В составе помещений, кромеспален, предусмотрены учебные (они же игровые) комнаты, комнаты персонала,санитарные узлы, инвентарные. В каждой квартире согласно противопожарнымтребованиям необходимо запроектировать лоджию-накопитель глубиной не менее 2-хметров, оборудованную откидным тобогганом (рис. 4.12), что позволяет не предусматривать торойлестницы на случай пожара. При отходе от индустриальной конструктивной сеткивозможны другие, не такие жесткие решения, позволяющие проектировщикудостаточно пластично решить архитектурно-планировочную задачу.

 

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1.Стол обеденный 160´90

2.Стол обеденный 140´90

3.Стул

4.Инвалидная коляска

5.Диван

6.Кресло

7.Журнальный столик

8.Торшер

9.Стол-стойка

10.Табурет

11.Телевизор

12.Холодильник

13.Кухонный стол

14.Подвесные шкафы

15.Электроплита

16.Мойка

17.Лоджия

18.Откидной тобогган

РИС. 4.12. ПРИМЕРПЛАНИРОВКИ ОБЩЕЙ КОМНАТЫ-СТОЛОВОЙ И КУХНИ В ЖИЛОЙ ЯЧЕЙКЕ ДЛЯ СЕМЬИ ИЗ 9 ЧЕЛ.

На рис. 4.13 приводятся примерывозможной планировки общей комнаты-столовой и кухни, а также комнаты для игр иучебных занятий при квартирном типе проживания в домах-интернатах.

ЭКСПЛИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ

1. Стол ученический

8. Шкаф для книг и учебных пособий

2. Стул ученический

9. Стол-стеллаж для игрушек

3. Стол ученический дляинвалида-колясочника

10. Табурет

4. Инвалидная коляска

11. Стол игровой для инвалида

5. Стол учителя

12. Живой утолок

6. Стул учителя

13. Ковер для игр на полу

7 Доска

14. Столик шахматный

РИС. 4.13. ПРИМЕР ПЛАНИРОВКИ КОМНАТЫДЛЯ ИГР И УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ЖИЛОЙ ЯЧЕЙКЕ ДЛЯ СЕМЬИ ИЗ 8 ЧЕЛ

Приемы планировочных решенийсанузлов, так же как и при коридорной системе, приведены на рис. 4.9.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙПОДГОТОВКИ

Помещенияучебно-профессиональной подготовки занимают важное место в домах-интернатах,поскольку являются базой для обеспечения главной функции этих учреждений -социальной адаптации детей-инвалидов.

В домах-интернатах обычныеучебные занятия происходят в классах, закрепленных за каждой группой, впривычном, психологически обжитом помещении, где у каждого ученика есть егособственное место. В таких классах по рекомендации психологов и педагоговпредусматривается зона психологической разгрузки с кушеткой (за экраном),креслом, небольшой шведской стенкой, чтобы уставший от занятий ребенок могполежать, посидеть в кресле или размяться на шведской стенке.

Кабинетная системапредусмотрена только для специализированных занятий — уроков физики, химии,биологии, обучения компьютерной технике, машинописи. На рис. 5.1 приводится пример планировки класса на 10 чел.(в том числе 2 инвалида-колясочника) с зоной психологической разгрузки, а нарис. 5.2 — 5.5 — примеры планировки специализированных кабинетов -физики, химии, биологии с живым уголком, компьютерного класса, класса обучениямашинописи.

Кабинет физики и химии можетбыть совмещен в одном помещении, но при этом лаборантские должны бытьраздельными, и запроектированы по нормативам общеобразовательных школ.

В домах-интернатахобязательно предусматривается кабинет социальной адаптации, который служит дляобучения детей-инвалидов домоведению — умению подобрать продукты, изготовить изних определенные блюда, накрыть и сервировать стол, принять гостей и т.п. Вэтом кабинете могут проводиться дни рождения, праздники с приглашением гостей.Кабинет состоит из рабочей зоны (кухни), а также представительной зоны, гдестоят столы со стульями, проводятся танцы и игры. Обе зоны разделены стойкой -рабочим столом для разделки продуктов и подготовки блюд к подаче на стол.

Предложения порасстановке оборудования в представительной зоне разработаны для двух вариантовразмещения детей и их гостей — на 11 и 21 место (рис. 5.6). Комбинированная стенка рассчитана нахранение столовой посуды, белья, музыкальной техники, Замена систем отоплениятехники, кассет,дисков и т.п.

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1.Стол ученический

2.Стул ученический

3.Стол учителя

4.Стул учителя

5.Стол ученический для инвалида-колясочника

6.Инвалидная коляска

7.Доска

8.Шведская стенка

9.Кресло

10.Кинопроекционный аппарат

11.Табурет

12.Тумбочка

13.Кушетка

14.Экран

15.Умывальник

РИС. 5.1.ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА КЛАССА НА 10 ЧЕЛ С ЗОНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол ученический лабораторный

6. Бак для мусора

2. Стул ученический

7. Доска-экран

3. Стол демонстрационный

8. Распределительный щиток

4. Стул учительский

9. Шкаф-стеллаж

5. Мойка

10. Кинопроекционный аппарат

11. Инвалидная коляска

РИС. 5.2.ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА КАБИНЕТА ФИЗИКИ, ХИМИИ НА 10 ЧЕЛОВЕК

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол ученический лабораторный

8. Шкаф стеллаж

2. Стул ученический

9. Низкий стеллаж на уровне

3. Стол демонстрационный

подоконника для размещения аквариума,

4. Стул учительский

ящиков с растениями, клеток с

5. Мойка

птицами и животными

6. Бак для мусора

10. Кинопроекционный аппарат

7. Доска-экран

11. Инвалидная коляска

РИС. 5.3.ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА КАБИНЕТА БИОЛОГИИ НА 10 ЧЕЛОВЕК

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол ученический

7. Стол для ученического компьютера(терминала)

2. Стул ученический

8. Доска

3.Стол ученический для инвалида-

9. Полки подвесные

колясочника

10. Инвалидная коляска

4. Стол учительский

5. Стул учительский

6. Стол для сервера

(центрального процессора)

РИС. 5.4.ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА КОМПЬЮТЕРНОГО КЛАССА НА 8 ЧЕЛОВЕК

ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ

1 Стол учителя

2 Стул учителя

3 Стол ученический

4 Стул ученический

5 Шкаф-стеллаж

6 Умывальник

7 Доска

8 Инвалидная коляска

РИС. 5.5.ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА КЛАССА МАШИНОПИСИ НА 8 ЧЕЛОВЕК

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1.Стол обеденный

1а.Стол резервный

2.Стул

3.Инвалидная коляска

4.Комбинированная стенка

5.Холодильник

6.Мойка

7.Плита

8.Стол-шкаф кухонный

9.Сервировочная стойка,

разделочный стол-шкаф

10.Табурет

РИС. 5.6. ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМАКАБИНЕТА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ, КОМНАТА ДЛЯ ПРИЕМА ГОСТЕЙ НА 11 И 21ПОСАДОЧНЫХ МЕСТА

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Шкаф для открытого хранения книг

4. Стол для абонементного обслуживания

2. Стол для занятий

5. Табурет

2а.Стол для занятий инвалида-колясочника

6. Полки подвесные

3.Стул

7. Инвалидная коляска

РИС. 5.7. ПРИМЕРПЛАНИРОВКИ БИБЛИОТЕКИ С ОТКРЫТЫМ ДОСТУПОМ К КНИГАМ И ЧИТАЛЬНЫМ ЗАЛОМ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1.Шкаф-стеллаж для рисунков, моделей, реквизита

2.Мольберт

2а.Специальный мольберт для инвалида-колясочника

3.Помост для моделей и натурщиков

4.Кресло отдыха натурщиков

5.Ширма

6.Вешалка с зеркалом

7.Стол преподавателя

8.Стул

9.Выставка рисунков и картин

10.Инвалидная коляска

РИС. 5.8.ПРИМЕР ПЛАНИРОВКИ КАБИНЕТА РИСУНКА

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стул

4. Пианино

2. Пюпитр

5. Табурет винтовой

2а.Специальный пюпитр

6. Шкаф музыкальных инструментов, нот и т.п.

для инвалида-колясочника

7. Инвалидная коляска

3.Помост для руководителя

РИС. 5.9.ПРИМЕР ПЛАНИРОВКИ КАБИНЕТА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол рабочий

5. Письменный стол мастера

2. Табурет регулируемый

6. Стул

3.Проволочно-швейный аппарат

7. Умывальник керамический

4.Стол-зонт с электроклеевой сваркой

8. Инвалидная коляска

РИС. 5.10.ПРИМЕР ПЛАНИРОВКИ КАРТОНАЖНОЙ МАСТЕРСКОЙ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Верстак столярный

6. Стул

2. Табурет регулируемый

7. Дисковая электропила

3. Стол-зонт

8. Станок токарный по дереву

4. Умывальник керамический

9. Инвалидная коляска

5. Письменныйстол мастера

РИС. 5.11.ПРИМЕР ПЛАНИРОВКИ СТОЛЯРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол обувщика

7. Шарашечно-полировальный станок

2. Табурет регулируемый

8. Верстак слесарный с машиной

3. Машина для пристрочки подошв

для обрезки подошв

4. Машина для отделочных операций

9. Швейная машина со столом

5. Пресс для приклеивания каблуков

10. Письменный стол мастера

к женской обуви

11. Стул

6. Машина для приклеивания подошв

12.Умывальник керамический

13. Инвалидная коляска

РИС. 5.12.ПРИМЕР ПЛАНИРОВКИ ОБУВНОЙ МАСТЕРСКОЙ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1.Стол рабочий

2.Стол ремонта телерадиоаппаратуры

3.Табурет регулируемый

4.Стол-зонт

5.Письменный стол мастера

6.Стул

7.Умывальник керамический

8.Инвалидная коляска

РИС. 5.13. ПРИМЕРПЛАНИРОВКИ МАСТЕРСКОЙ ПО РЕМОНТУ АППАРАТУРЫ И БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Швейная машина

5. Гладильныйстол

2. Табурет регулируемый

6. Рабочий стол

3.Стол раскроечный

7. Умывальник керамический

4.Гладильный стол

8. Письменный стол мастера

РИС. 5.14.ПРИМЕР ПЛАНИРОВКИ ШВЕЙНОЙ МАСТЕРСКОЙ

Примыкающая к кабинетусоциальной адаптации кладовая-инвентарная служит для хранения запасов белья ипосуды, мебели и т.п.

Библиотека с читальным заломи открытым доступом к книгам (рис. 5.7),а также классы рисунка и музыкальных занятий (рис. 5.8, 5.9) могутбыть предусмотрены как в составе учебных помещений, так и в составе помещенийкультурно-массового обслуживания.

На рис. 5.10 — 5.14приведены примеры планировок производственных мастерских для наиболеераспространенных видов деятельности.

Швейная мастерская, кроме ееосновной специализации, может быть использована для занятий различными видамирукоделия (вязания, вышивания, художественной аппликации).

Столярная мастерская можетбыть, кроме того, использована для художественной резьбы по дереву.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ МЕДИЦИНСКОГООБСЛУЖИВАНИЯ

Эти помещения предназначеныкак для текущего медицинского обслуживания, так и для медицинской реабилитацииинвалидов.

Примеры планировки основныхпомещений медицинского обслуживания даны только в тех случаях, когда должнабыть отражена специфика обслуживания инвалидов. Остальные помещенияпроектируются по действующим нормативам для лечебно-профилактических учреждений.

Габариты оборудованияприводятся примерно, что объясняется большим разнообразием типов применяемых впрактике приборов, устройств и т.п.

Разработка планировочныхсхем должна учитывать следующие положения:

— необходимость учетатехнологических требований к размещению оборудования (расстояние междуприборами, между приборами и стенами и т.п.);

— учет необходимостиобслуживания инвалидов-колясочников (подъезды, проезды, повороты);

— учет размещения устройствдля перемещения инвалидов к приборам и оборудованию (применение поворотных иподъемных устройств для опускания инвалида в ванну, на кушетку и т.п.).

Применяемые на практикеустройства для перемещения инвалидов к оборудованию приводятся на рис. 3.15 — 3.17 (разд. 3), а примеры самого оборудования на рис. 6.13 и 6.14.

При разработке планировочныхсхем для кабинетов, обслуживающих только дошкольников следует учитыватьнеобходимые размеры поворотного круга для инвалидов-колясочников — 1,2 м; длякабинетов, которые предназначены для детей всех

возрастов — 1,4 м.

На рис 6.1 — 6.12и 6.15 — 6.21 приведены примеры планировочных решенийлечебно-процедурных кабинетов с учетом обслуживания инвалидов-колясочников, атакже применения специального оборудования и устройств для их перемещения.

На рис 6.22 разработаны примерыпланировки мельцеровских боксов на 1 и 2 места с учетом обслуживанияинвалидов-колясочников и возможностью эвакуации больного на носилках.

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1.Стол врача однотумбовый

2.Кушетка смотровая

3.Инвалидная коляска

4.Шкаф врача

5.Стул

6.Умывальник керамический

7.Весы медицинские

8.Ростомер

РИС. 6.1.КАБИНЕТ ВРАЧА (ПЕДИАТРА ТЕРАПЕВТА, ПСИХОНЕВРОЛОГА)

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол врача

9. Стол палатный

2. Стул

10. Офтальмоскоп

3.Таблица

11. Табурет

4.Кушетка смотровая

12. Периметр настольный с

5.Столик инструментальный

регистрирующим устройством

6.Шкаф медицинский

13. Бачок для отходов

7.Холодильник бытовой

14. Вешалка

8.Умывальник керамический

15. Светозащитный занавес

РИС. 6.2.КАБИНЕТ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПРИЕМА С ТЕМНОЙ КОМНАТОЙ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол медсестры

6. Шкаф медицинский

2. Кушетка смотровая

7. Столик инструментальный

3.Стул

8. Бачок для отходов

4.Стол палатный

9. Умывальник керамический

5.Холодильник бытовой

10. Инвалидная коляска

РИС. 6.3.ПРОЦЕДУРНАЯ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Кресло стоматологическое

2. Установкастоматологическая универсальная

3. Столик стоматологический

4. Стул стоматологический

5. Стол врача

6. Шкаф медицинскийодностворчатый

7. Столик инструментальный

8. Стул

9. Плевательница

10. Бачок для отходов(педальный)

11. Инвалидная коляска

РИС. 6.4. КАБИНЕТСТОМАТОЛОГА

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Кресло гинекологическое

6. Стул

2. Столик инструментальный

7. Кушетка

3.Светильник однорефлекторный, передвижной

8. Умывальник керамический

4.Стул винтовой

9. Шкаф медицинский

5.Стол врача

10. Инвалидная коляска

11. Бачок для мусора

РИС. 6.5.КАБИНЕТ ГИНЕКОЛОГА, УРОЛОГА

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стационарная ингаляционная установка

1а. Стационарная ингаляционная установка,рассчитанная

на пользование инвалидом-колясочником

2. Винтовой табурет

3. Умывальник

4. Экран

5. Инвалидная коляска

РИС. 6.6.ИНГАЛЯТОРИЙ НА 3 МЕСТА

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1.Кушетка смотровая

2.Стол для переносной аппаратуры

3.Стул

4.Инвалидная коляска

А- Для приема процедур лежа

Б- Для приема процедур сидя

РИС. 6.7.ФРАГМЕНТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ В КАБИНЕТАХ ЭЛЕКТРОСВЕТОЛЕЧЕНИЯ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол палатный

6. Шкаф вытяжной

2. Стул

7. Мойка

3 Кушетка для электросветолечения

8. Умывальник керамический

4 Столик для аппаратуры

9. Машина стиральная бытовая

5. Шкаф медицинский

10. Инвалидная коляска

РИС. 6.8.КАБИНЕТ ЭЛЕКТРОСВЕТОЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Условная зона расстановки оборудования длямеханотерапии

2. Стол медицинской сестры

3. Стул

4. Шкаф для хранения салфеток, полотенец и пр.

5. Инвалидная коляска

6. Умывальник

РИС. 6.9.КАБИНЕТ МЕХАНОТЕРАПИИ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Ванна керамическая ангобированная

2. Душ

3. Поворотное кресло

4. Подъемник для помещения больного в ванну

5. Инвалидная коляска

РИС. 6.10.ФРАГМЕНТЫ ВАННОГО ЗАЛА КАБИНЕТА ВОДОЛЕЧЕНИЯ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Ванна

3. Трос или балка

2. Подвесное кресло

4. Инвалидная коляска

РИС. 6.11.ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ ВАННЫХ ЗАЛОВ НА 4 И 6 ВАНН

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Ванна подводного массажа

2. Аппарат для подводного массажа

3. Подъемник для помещения больного в ванну

4. Банкетка

5. Вешалка на 2 крючка

6. Полотенцесушитель

7. Умывальник керамический

8. Ведро педальное

РИС. 6.12.КАБИНЕТПОДВОДНОГО МАССАЖА

РИС. 6.13.ТИПЫ ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ ВОДОЛЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ

1, 1а — ванна с откиднымбортом

2, 2 а — опрокидывающаясяванна («ракушка»)

3, 3а — ванна с откиднойстенкой

ивозможностью въезда в нее на каталке

4 — ванна с откиднойстенкой, рассчитанная на

пересадкуинвалида с коляски

РИС. 6.14.ТИПЫ ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ ВОДОЛЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол врача однотумбовый

2. Инвалидная коляска

3. Кушетка смотровая

4. Шкаф врача

5. Стул

6. Умывальник керамический

7. Весы медицинские

8. Ростомер

РИС. 6.15.КАБИНЕТ ВРАЧА (ТЕРАПЕВТА, ПСИХОНЕВРОЛОГА)

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Кушетка смотровая

2. Тумбочка прикроватная

3. Стол медсестры

4. Стул

5. Инвалидная коляска

РИС. 6.16. КАБИНЕТ ОЗОКЕРИТА, ПАРАФИНОЛЕЧЕНИЯ И ГОРЯЧЕГО УКУТЫВАНИЯ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Аппарат для проведения электросна

5. Умывальник керамический

2. Шкаф медицинский

6. Стул

3. Стол

7. Инвалидная коляска

4. Кровать для сна

РИС. 6.17. КАБИНЕТ ЛЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОСНОМ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол врача

5. Умывальник керамический

2. Стул детский

6. Стол детский

3. Шкаф медицинский

7. Зеркало

4. Кушетка смотровая

8. Инвалидная коляска

9. Стул

РИС. 6.18. КАБИНЕТ ВРАЧА ЛОГОПЕДА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол врача

6. Стол палатный

2. Стул

7. Зеркало

3. Шкаф медицинский

8. Стеллаж библиотечный

4. Кушетка смотровая

9. Инвалидная коляска

5. Умывальник керамический

РИС. 6.19. КАБИНЕТ ЛОГОПЕДА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Кушетка смотровая

6. Шкаф вытяжной

2. Стол палатный

7. Холодильник

3. Стул

8. Инструментальный столик

4. Шкаф медицинский

9. Инвалидная коляска

5. Раковина керамическая

РИС. 6.20. АМИНОЗИНОВЫЙ КАБИНЕТ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Пульт управления

5. Душ шарко

2. Душ циркулярный

6. Откидные поручни

3. Душ дождевой

7. Инвалидная коляска

4. Душ восходящий

РИС. 6.21.КАБИНЕТ ГИДРОПАТИИ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Кровать

4. Инвалидная коляска

6. Вешалка для сменных халатов

2. Тумбочка

5. Каталка дляэвакуации

7. Умывальник

3. Поворотноекресло

лежачего больного

8. Унитаз

для инвалида

9. Ванна

РИС. 6.22.ПРИМЕРЫ ПЛАНИРОВКИ МЕЛЬЦЕРОВСКИХ БОКСОВ НА 1 И НА 2 МЕСТА

7. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ КУЛЬТУРНО-МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В состав помещенийкультурно-массового обслуживания домов-интернатов для детей-инвалидов, какправило, входят зрительный зал с эстрадой, фойе и вспомогательными помещениями,кружковые помещения, спортивный зал, бассейн.

Зрительный залпредусматривается с учетом расстановки мест для обычных ходячих зрителей и дляинвалидов-колясочников (рис.7.1).Количество мест, которое следует предусматривать для инвалидов-колясочников,определяется заданием напроектирование.

Кружковые помещения(живописи и рисунка, музыкальных занятий) приведены в разделе 5″Требования к помещениям учебно-профессиональной подготовки» (рис. 5.8 и 5.9).

Планировочные особенностираздевальных при спортивном зале и бассейне, учитывающие спецификуфункционирования инвалидов-колясочников, приведены на рис. 7.2.

На рис. 7.3, 7.4, 7.5 приведеныпримеры приспособлений и оборудования, применяемых для облегчения входаинвалидов в бассейн.

ЭКСПЛИКАЦИЯ

1. Сцена

2. Места для ходячих зрителей

3. Места размещения инвалидов-колясочников

4. Пандус

РИС.7.1. ВАРИАНТЫРАЗМЕЩЕНИЯ МЕСТ В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Скамья с открытойвешалкой и

местом для обуви

2. Инвалидная коляска(индивидуальная)

2а. Инвалидная коляска(закрепленная за

бассейном)

3. Окно для наблюдений

3а. Окно для наблюдений,выдача чистых

полотенец

4. Бачок для грязного белья

5. Слив

6. Унитаз

7. Умывальник

8. Душевая кабина обычная

9. Душевая кабина с учетомвозможности

пользованияинвалидом-колясочником

10. Трап

11. Подвесное кресло дляинвалида-колясочника

12. Трос или балка

I. Раздевальная при бассейне с санитарным узлом,душевой и комнатой хранения предметов уборки

II. Вариант планировки душевой икомнаты хранения предметов уборки в расчете на перемещение

инвалида-колясочника припомощи подвесного кресла

III. Раздевальная при спортивномзале с санитарными узлами и душевой

РИС. 7.2. ПРИМЕРЫВОЗМОЖНОЙ ПЛАНИРОВКИ РАЗДЕВАЛЬНЫХ И ДУШЕВЫХ ПРИ БАССЕЙНЕ И СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ

1. СТАЦИОНАРНЫЕ ПОДЪЕМНИКИ

1а — лебедочного типа

1б — рычаговые

2. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ВХОДА В БАССЕЙН С ВЫСОТОЙ БОРТА НАУРОВНЕ ПОЛА

2а-с пандусом

2б — с лестницей

3. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ВХОДА В БАССЕЙН С ВЫСОТОЙ БОРТА НАУРОВНЕ КОЛЯСКИ

3а — без пандуса

3б — с пандусом

РИС. 7.3.ПРИМЕРЫ РАЗЛИЧНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ ВХОДА ИНВАЛИДОВ В БАССЕЙН

1. ОБЩИЙ ВИД ПЛАВАТЕЛЬНОГО БАССЕЙНА С ПОДЪЕМНЫМИУСТРОЙСТВАМИ И ПАНДУСОМ ДЛЯ ОПУСКАНИЯ В ВОДУ

2. СХЕМА РАЗРЕЗА БОРТА БАССЕЙНА ВЫСОТОЙ НА УРОВНЕСИДЕНИЯ КОЛЯСКИ

с сидением для пересаживания в воду

 

с пандусом для съезжания в воду

РИС. 7.4.ПРИМЕРЫ ОБОРУДОВАНИЯ ПЛАВАТЕЛЬНОГО БАССЕЙНА. РАССЧИТАННОГО НА ИНВАЛИДОВ

1 — Лежачий подъемник

2 — Сидячий подъемник

РИС. 7.5.ПРИМЕРЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В ПЛАВАТЕЛЬНЫХ БАССЕЙНАХ

8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМПИТАНИЯ

В состав помещений питаниявходят обеденные залы и производственные помещения кухни.

Обеденные залы могутразмещаться как в составе жилых помещений, куда пища доставляется в бачках или термосах,так и непосредственно при блоке кухонных помещений. Обеденные залы дляшкольников, независимо от того, где они располагаются, в составе жилыхпомещений (в том числе и при семейном проживании) или при кухне, проектируютсяс учетом обслуживания инвалидов-колясочников на основе принципов организацииобеденных мест, приведенных на рис. 8.1.

Для дошкольников обеденныеместа располагаются на площади групповой комнаты и проектируются в соответствиис планировочными схемами, приведенными в разделе 4 «Требования кпомещениям проживания» (рис.4.2,4.3).

Производственные помещениякухни не имеют специфики проектирования в связи с обслуживанием инвалидов ипоэтому формируются в соответствии с общими требованиями к проектированиюпроизводственных помещений предприятий общественного питания.

РАСЧЕТ ВМЕСТИМОСТИ СТОЛОВОЙ (БУФЕТА)ПЕРСОНАЛА

Вместимость столовой илибуфета для обслуживания персонала определяется Заданием на проектирование по расчетув зависимости от конкретных условий.

Коэффициент числаобслуживающего персонала принимается К=1-1,2 по отношению к вместимостиучреждения и уточняется заказчиком при выдаче Задания.

Как показала практика, 70 %персонала работает в первую смену. Из этого числа исключаются воспитатели(«мамы», «тети» при семейном проживании) и няни, питающиесяв группах (если столовая для детей располагается в составе помещенийпроживания) или при группах (если предусматривается общая столовая на несколькогрупп в составе помещений проживания или при производственных помещенияхкухни). Их число составляет ориентировочно 1,5-1,7 на одну группу.

Как показала практика,только 50-60 % остального персонала первой смены пользуется столовой илибуфетом.

Таким образом, число персонала,питающегося в стоповых или буфетах можно определить по формуле:

где:

 — общее число питающихся,принимаемых в расчет вместимости столовой или буфета;

 — вместимость учреждения;

 — число групп;

 — коэффициент, учитывающийобщее число персонала по отношению к вместимости учреждений ( = 1,0-1,2);

 — коэффициент, определяющийработающих в первую смену ( = 0,7);

 — коэффициент, определяющийусредненное число персонала, работающего непосредственно в группах детей ( = 1,5-1,7);

 — коэффициент, учитывающийчисло персонала, питающегося в столовой от общего числа персонала, непитающегося в группах ( = 0,5-0,6).

В столовых и буфетахперсонала применяется самообслуживание со скользящим графиком питания.Расчетное время на одну посадку принимается 25-30 мин.. т.е. примерно 2 — 2,5посадки в час на одно место.

Обеденное время, какправило, принимается в учреждениях малой вместимости 1,5-2 часа (т.е. 3-4посадки); в больших учреждений — 2 — 2,5 (т.е. 4-5 посадок). Разделиврассчитанное по формуле число питающихся на число посадок, получаем расчетнуювместимость столовой или буфета персонала.

Удельный показатель площадиобеденного зала на 1 место — 1.8 м2.

Для примера произведемрасчет площади обеденного зала столовой персонала для учреждений на 120 мест, состоящегоиз 12 групп по 10 человек. Число питающихся («N») определим поприведенной выше формуле, подставив необходимые показатели:

Еслипринять расчетное число посадок = 3, то единовременная вместимость обеденногозала составит:  мест. Тогда площадьобеденного зала составит:

 

3. В ОБЩЕМ ОБЕДЕННОМ ЗАЛЕ

ЭКСПЛИКАЦИЯОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол

2. Стул

3. Инвалидная коляска

РИС. 8.1.ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕДЕННЫХ МЕСТ В СТОЛОВЫХ

Приложение

ТИПЫ ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ РАЗВИТИЯДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

Тренажер для развития мышц верхних и нижних конечностей

Тренажер для развития верхнего плечевого пояса

Тренажер для развития брюшного пресса и нижнихконечностей

 

Тренажер для развития грудной мускулатуры

Тренажер для развития грудной и плечевой мускулатуры

Тренажер для развития коленного сустава

Тренажер дляразвития правильной осанки

Тренажер для развития мышц спины

Тренажер для развития мышц спины и верхнихконечностей

Тренажер для развития мышц брюшного пресса, верхнихи нижних конечностей

Тренажер дляразвития мышц брюшного пресса

 

1,2 — Тренажеры для комплексного развитиямускулатуры

3 -Тренажер для развития верхнего плечевого пояса

Тренажеры для развития мышц:

1, 2 — верхних и нижнихконечностей

3, 9 — брюшного пресса

4 — верхнего плечевогопояса

5 — нижних конечностей

6 — «Беговаядорожка»

7 — тренажер»Велосипед»

8 — спины и верхнихконечностей

 

Услуги по монтажу отопления водоснабжения

ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74

Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.

Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.

Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > /otoplenie-dachi.html

Обратите внимание

Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической экспертизе.

О компании

Работаем по всей Московской области и прилегающим областям. Круглосуточно. Проводим Судебные Экспертизы ► ►►

Отопление водоснабжение

Монтаж установка

Мы тут работали и работаем

Популярные метки