Пятницкое шоссе, 55А
стоимость работ
Работаем с Пн-Вс круглосуточно
Настоящий стандарт распространяется на шинопроводы с двумя и болееполюсами для присоединения светильников к источнику электрического питания либона номинальное напряжение не выше 440 В между полюсами и номинальный ток неболее 16 А, имеющие заземление (класс I),или на нормированное сверхнизкое безопасное напряжение не выше 25 В беззаземления (класс III) иноминальный ток не более 25 А. Шинопроводы могут также обеспечиватьмеханическое крепление светильников.
Стандарт распространяется на шинопроводы, предназначенные для помещенийс нормальными условиями эксплуатации для установки или встраивания, илиподвешивания на стены и потолки. Такие шинопроводы не предназначены дляустановки в местах, где преобладают специальные условия — на судах,транспортных средствах и т.д., а также в опасных зонах, например взрывоопасных.
Настоящий стандарт следует применять вместе с соответствующимиразделами МЭК 60598-1, на которые даны ссылки.
1.1 Нормативные ссылки
В настоящемстандарте используют следующие ссылки.
На момент издания настоящегостандарта указаны действующие редакции. Все нормативные документы подвергаютсяпересмотру и частичным изменениям, поэтому, по возможности, следует применятьболее поздние издания. Члены МЭК и ИСО ведут регистрацию действующихмеждународных стандартов.
МЭК 60598-1(1999) Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний
МЭК 60364-7-715 (1999)Электрические установки зданий. Часть 7-715. Требования для специальныхустановок или помещений. Сверхнизкие осветительные установки.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
2 Определения
В настоящем стандарте используют определения из раздела 1 МЭК 60598-1 совместно со следующими определениями.
Примечание — Термин «светильник» (см. МЭК 60598-1), используемый вдальнейшем, также включает элементы шинопроводов для светильников.
_________
* Соответствие стандарта МЭКгосударственному стандарту указано в приложении А.
2.1 шинопровод для светильников: Система, состоящая из секций спроводниками для присоединения светильников к электрической сети в различныхместах, положения которых определяются только длиной и расположением секцийшинопровода, и включающая в себя некоторые или все элементы, определениякоторых приведены в 2.2 — 2.8 (см. также рисунок1).
2.2 секция шинопровода: Как правило, линейная конструкция, состоящаяиз проводников, заключенных в корпус, и предназначенная для механического иэлектрического присоединения светильников.
Примечание — Светильники могутустанавливаться или перемещаться вдоль шинопровода простым способом (т.е. безприменения инструмента).
2.3 соединитель: Элемент, обеспечивающий электрическое илимеханическое соединение секций шинопровода.
2.4 вводное устройство: Элемент, используемый для электрическогоприсоединения шинопровода к источнику питания.
Примечание — Функции вводного устройства и соединителя могутбыть совмещены.
2.5 штепсель: Элемент, используемый для электрическогоприсоединения светильника к секции шинопровода. Штепсель не предназначен длямеханического закрепления светильника на секции шинопровода.
2.6 адаптер: Элемент, используемый для электрическогоприсоединения и механического крепления светильника к секции шинопровода.
Примечание — Адаптер может содержать выключатся или плавкийпредохранитель.
2.7 подвес: Элемент, используемый длямеханического крепления шинопровода к монтажной поверхности.
2.8 подвес светильника: Элемент, используемый для механическогокрепления светильника к секции шинопровода.
2.9 номинальный ток: Ток, установленный изготовителем дляшинопровода или его элементов.
Примечание — Под термином «ток» подразумевают его действующеезначение, если не указано иное.
2.10 концевая заглушка: Элемент, предназначенный для установкина конце шинопровода и обеспечивающий электрическую и механическую защитуконцов проводников.
2.11 рабочая изоляция: Изоляция, необходимая только дляобеспечения нормальной работы шинопровода.
Примечание — Система сверхнизкого безопасного напряжения(БСНН) класса III не требует изоляции для защиты от пораженияэлектрическим током, т.к. является безопасной по своему существу.
2.12 секция шинопровода класса III: Как правило, линейная конструкция, состоящая из проводников,заключенных в корпус, подвод питания к которой осуществляется от источникаБСНН, и обеспечивающая механическое закрепление и электрическое присоединениесветильников только класса III.
3 Классификация
Шинопроводы для светильников должны быть или класса I, или класса III в соответствии с положениями раздела 2 МЭК 60598-1.
Неразборные конструкции светильника, например адаптер, могут бытькласса II в соответствии с положениямираздела 2 МЭК 60598-1, согласно которому устройства для заземленияне предусматриваются.
Отдельно адаптеры не могут быть отнесены к классу II, но могут применяться со светильникамикласса II.
4 Общие требования к испытаниям
4.1 Требования и испытания настоящего стандарта не должны применяться кустройствам, на которые имеются стандарты.
4.2 Испытания, установленные настоящим стандартом, являются типовыми.
Один испытуемый образец в составе согласно 4.3 должен быть подвергнутвсем необходимым испытаниям.
Для сокращения времени и проведения некоторых видов испытаний, которыемогут быть разрушающими, изготовитель может представить дополнительные образцыили части образцов при условии, что они изготовлены из тех же материалов, что ииспытуемый образец, и результаты испытаний будут такими же, как если бы онипроводились на целом образце.
4.3 Если не указано иное, образец испытывают в таком виде, в каком онпредставлен и для наиболее неблагоприятных условий применения в соответствии суказаниями изготовителя при температуре окружающей среды от 10 до 30 °С.
Испытуемый образец должен включать следующие элементы:
а) как минимум три секции общей длиной 2,4 м, в том числе одну секциюмаксимальной длины, указанной в документации изготовителя, если шинопровод долженсобираться из отдельных секций.
Если такая сборка не предусмотрена, на испытания должна бытьпредставлена одна секция максимальной длины;
б) одно вводное устройство;
в) одна концевая заглушка;
г) один соединитель на каждую секцию, если требуется;
д) один адаптер на каждую секцию, но не менее трех;
е) один штепсель на каждую секцию, если требуется, но не менее трех;
ж) необходимые подвесы и другие элементы, приведенные изготовителем вуказаниях по монтажу;
з) светильник, составляющий в наибольшей степенинеблагоприятную комбинацию с шино-проводом для испытаний согласно 11.1;
и)дополнительно к испытуемому образцу шинопровода класса III — по одной секции шино-проводакаждого типа класса I,изготовленных тем же изготовителем.
Примечание — Элементы по перечислению и) необходимы дляпроведения испытаний (по 7.10) шинопроводовкласса III.
4.4 Если не указано иное,испытания должны проводиться в порядке нумерации пунктов стандарта.
5 Маркировка
Применяют положенияраздела 3 МЭК 60598-1 совместно стребованиями 5.1 — 5.6 настоящего стандарта.
5.1 Секции шинопроводадолжны иметь маркировку, включающую номинальный ток (А) и, для шинопроводовкласса III, обозначениекласса.
5.2 На адаптерах должнананоситься маркировка, включающая только номинальный ток, номинальноенапряжение, наименование изготовителя или его торговую марку, обозначение типаи, для адаптеров класса III,обозначение класса.
На адаптерах и штепселях,встроенных в светильники, не требуется дублировать маркировку, имеющуюся насветильниках.
Если в адаптер встроенпредохранитель, то на корпусе адаптера должен быть указан номинальный ток и типпредохранителя.
5.3 На соединителях,вводных устройствах и штепселях следует наносить только наименованиеизготовителя или его торговую марку и обозначение типа, а также обозначениекласса III, если этиэлементы относятся к этому классу.
На штепселях, невстроенных в светильник, должны быть нанесены дополнительные маркировочныеданные: номинальный ток и номинальное напряжение.
5.4 Маркировочные данные,наносимые на шинопровод: номинальный ток и номинальное напряжение, должныоставаться легко читаемыми во время и после его установки.
5.5 Дополнительно квышеуказанной маркировке, если это необходимо для обеспечения правильногоприменения и монтажа, на шинопроводе или в инструкции изготовителя должно бытьприведено следующее:
а) сведения омаксимальной механической нагрузке, на которую рассчитана каждая секцияшинопровода или детали крепления светильника, включая массу светильника;
б) предупреждение, чтоэлементы шинопровода не рассчитаны на присоединение индуктивных нагрузок, или,если такая нагрузка допускается, о необходимости снижения нагрузки;
в) максимально допустимаятемпература секций при нормальных условиях эксплуатации, если она отличается от70 °С;
г) предупреждение, чтообязанностью потребителя является соблюдение электрической, механической итепловой совместимости шинопровода и устанавливаемых на нем светильников.
В указаниях по установке адаптеров должны быть приведены типышинопроводов, с которыми они могут применяться, и предупреждение, что ихприменение ограничено только указанными типами.
5.6 Дополнительно к вышеуказанной маркировке и информации в инструкцияхизготовителя для шинопроводов класса IIIдолжно быть указано следующее:
а) предупреждение, что шинопровод должен присоединяться только кисточнику БСНН, предназначенному для электрооборудования класса III;
б) при наличии безопасного разделительного трансформатора -соответствующие указания, как правильно выполнить присоединения к зажимамтрансформатора, чтобы не перепутать первичные и вторичные выводы;
в) предупреждение, что шинопроводы класса III и их элементы не совместимы с шинопроводамикласса I, а штепсели и адаптерыкласса III не должны применятьсяс шинопроводами других изготовителей.
г) указание осоответствующих способах защиты от перегрузки и коротких замыкании БСНН. Способзащиты должен соответствовать требованиям МЭК 60364-7-715;
д) минимальная площадь поперечного сечения и максимальная длинапитающего кабеля между трансформатором и вводным устройством.
(Измененная редакция.Изм. № 1).
6 Общие требования
Номинальный токшинопроводов класса Iдолжен быть не более 16 А, класса III — не более 25 А.
Шинопроводы должны бытьсконструированы и изготовлены таким образом, чтобы при нормальной эксплуатацииих функционирование было надежным и безопасным для потребителя и окружающейсреды.
Как правило,выполнение этих требований проверяют проведением всех установленных испытаний.
7 Конструкция
Применяют положенияраздела 4 МЭК 60598-1 совместно стребованиями 7.1 — 7.10 настоящего стандарта.
7.1 Элементы шинопроводовдолжны иметь такую конструкцию, чтобы при их установке и снятии с секцийшинопровода исключался риск случайного контакта между заземляющим контактомэлемента и токоведущими частями секций.
Это требование не относятк процессу монтажа шинопроводов.
7.2 Адаптеры класса Iдолжны иметь такое механическое закрепление на секциях, чтобы их масса и/илимасса светильника не удерживались за счет электрического соединения адаптера ссекцией.
Должны также выполнятьсятребования 15.3.
Адаптеры класса III должны иметь такоемеханическое закрепление на секциях, при котором их масса и/или массасветильника не нарушали электрические соединения и не снижали безопасность.
Номинальный ток адаптеров не должен превышать наименьшего из значенийноминальных токов шинопроводов.
7.2.1 Если в адаптер встроены предохранители, то они должны бытьбыстродействующего типа.
7.3 Работаем в Москве и Московской области адаптеров не должны извлекаться без разборки адаптеров.Также должна исключаться возможность перемещения заземляющих и нулевыхконтактов в неправильное положение по условиям безопасности.
Если светильники соответствуют требованиям класса II и имеют встроенные адаптеры дляприсоединения к шинопроводу, адаптер может иметь заземляющий контакт приусловии, что в присоединенном к шинопроводу положении для светильника будутвыполнены требования класса II.
Проверку проводят внешним осмотром и испытаниями электрическойпрочности изоляции в соответствии с разделом 14.
7.4 Соединители, вводные устройства, адаптеры и концевые заглушкидолжны иметь механически запираемое закрепление их на шинопроводе. Соединители,вводные устройства и адаптеры должны обеспечивать надежные электрическиесоединения.
Соответствие требованиям 7.1 — 7.4 должно проверяться осмотром ииспытаниями по 11.1.
7.5 Смежные секции шинопровода должны механически сочленяться междусобой одним из следующих способов:
а) с помощью соединителей;
б) другими отличными способами, при этом соединители используют толькодля выравнивания секций в линию;
в) жестким закреплением секций непосредственно на опорной поверхности,при этом электрическое соединение должно быть надежным, если концы секцийрасходятся не более чем на 1 мм вдоль оси или на 1 мм под прямым углом копорной поверхности.
Примечание — Смещение под прямым углом указывают, чтобыпринять во внимание неровности монтажной поверхности.
Проверкадолжна проводиться испытаниями шинопровода в этом положении.
7.6 Испытания по 4.14.1 МЭК60598-1 должны быть заменены следующимииспытаниями деталей для крепления шинопроводов и светильников.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
Для того чтобы испытать детали для крепления шинопроводов исветильников, включая адаптеры, детали устанавливают на шинопроводе как принормальном применении и подвергают в течение 1 ч нагрузке, равной пятикратнойпо отношению к указанной изготовителем, но не менее 50 Н. Это испытание должнопроводиться при окружающей температуре, превышающей температуру ta* шинопровода на 15 °С.
________
* Здесь и далее ta -верхний предел окружающей температуры, установленный изготовителем.
После испытания элементы шинопровода — секции и их детали крепления -не должны быть деформированы до такой степени, чтобы это привело к снижениюбезопасности, а элементы не должны отделяться от шинопровода.
Для выполнения следующегоиспытания на изгиб, являющегося дополнительным испытанием для деталей креплениясветильников, шинопровод монтируют на горизонтальной поверхности.
Испытание должнопроводиться при окружающей температуре, равной (ta+15) °C.
Изгибающий момент 2,5 Н·мприкладывают к подвесу крепления светильника, при этом воздействие должноосуществляться в течение 1 мин в направлении, параллельном продольной оси, и втечение 1 мин — перпендикулярно продольной оси шинопровода.
После испытания подвессветильника и другие части шинопровода не должны быть деформированы до такойстепени, чтобы была снижена безопасность и ослабло закрепление подвесов.
Примечание — Шинопроводы для районов с холоднымклиматом могут подвергаться дополнительным испытаниям.
7.7 Металлические детали,закрывающие токоведущие части, должны испытываться испытательным пальцем снаконечником приложением усилия 30 Н (см. рисунок 5 МЭК 60598-1). При проведении испытания воздушные зазоры междуметаллическими частями и токоведущими частями шинопровода должны быть не менеезначений, указанных в разделе 8.
7.8 Полярность
При необходимости, дляобеспечения надлежащей работы шинопровода предусмотрены средства, обеспечивающиесоблюдение полярности на всем его протяжении. Проверку проводят внешнимосмотром.
7.9 Механическая и электрическаяпрочность
Элементыдолжны выдерживать без чрезмерного износа и других отрицательных последствиймеханические, электрические и тепловые воздействия, возникающие при нормальныхусловиях эксплуатации.
Проверку адаптеров иштепселей проводят следующими испытаниями, при которых за «операцию» принимаютустановку или снятие адаптера и/или включение или отключение адаптера иштепселя со скоростью, соответствующей обычному применению:
а) устройство длямеханического закрепления проверяют 100 операциями;
б) электрическиеРаботаем в Москве и Московской области, которые действуют одновременно с устройством механического закрепления,проверяют 100 операциями на одном и том же месте секции;
в) электрическиеРаботаем в Москве и Московской области, которые действуют независимо от устройства механического закрепления,проверяют 1000 операций. После каждых 100 операций Работаем в Москве и Московской области должны бытьперемещены в новое место секции. Этому испытанию подвергают только адаптеры;
г) если штепсель илиадаптер для шинопровода класса IIIконструктивно обеспечивает его установку в любом месте вдоль оси шинопроводабез извлечения, он должен быть подвергнут 150 циклам перемещений по 4.14.3 МЭК 60598-1.
Испытания поперечислениям б) и в) проводят на переменном токе при номинальном напряжении, азначение испытательного тока должно быть 1,25 номинального тока элемента, приэтом коэффициент мощности нагрузки должен быть около 0,6, если в маркировке неуказан другой ток для активной нагрузки, при котором и проводят испытанияпеременным током в неиндуктивной цепи.
Для шинопроводов классов III коэффициент мощностипринимают равным 1,0.
Примечание — В случае двойного назначения (см. 5.5б) должныприменяться более тяжелые условия.
Если вкачестве нагрузки с коэффициентом мощности 0,6 используют катушку индуктивностис воздушным сердечником, то параллельно ей подключают активное сопротивление,через которое должен протекать ток, составляющий около 1 % тока, протекающегочерез катушку. Могут применяться катушки индуктивности со стальным сердечником,обеспечивающие практически синусоидальную форму тока. По заземляющей цепи недолжен проходить ток.
После испытаний образцыдолжны выдержать испытания электрической прочности изоляции, проводимые по 10.2МЭК 60598-1, при этомиспытательное напряжение должно быть уменьшено до 1500 В. Для изделий класса III испытательное напряжениедолжно быть уменьшено до 500 В.
После испытаний образцы недолжны иметь:
а) износа,препятствующего их дальнейшему использованию;
б) повреждения оболочек иперегородок;
в) ослабленийэлектрических и механических соединений.
До и после испытаний понастоящему пункту адаптеры (и штепсели) должны быть установлены на секции и ихРаботаем в Москве и Московской области должны быть нагружены током, составляющим 1,5-кратный ток адаптера.Падение напряжения на каждом контакте, включая и заземляющий контакт, не должнопревышать 50 мВ.
7.10 Адаптеры,штепсели, соединители и вводные устройства класса III должны иметь такую конструкцию,чтобы их соединение с шинопроводом класса I того же изготовителя надежно предотвращалось.
Соответствиеуказанному требованию должно проверяться попытками установить адаптеры,штепсели, соединители и вводные устройства в секции образцов класса I. Не должно происходитьникакого электрического соединения.
7.11 Защита от короткого замыкания
Должна быть исключена возможность замыкания проводников секций стальнымиспытательным щупом, показанным на рисунке 2.
7.12 Открытый паз в изолирующей прокладке секции шинопровода класса I, дающий доступ к проводнику, должен иметьразмер не более 3 мм, и проводник должен быть утоплен в изолирующую прокладкуна глубину не менее 1,7 мм. Работаем в Москве и Московской области адаптеров класса III должны иметь размер не менее 3,5 мм в любомнаправлении, что должно быть учтено для открытых пазов в изолирующих прокладкахпроводников в любом шинопроводе класса I.
Примечание — Для ясности, размеры контактов адаптеров классов I и IIIизмеряют в положениях, показанных на рисунках 3и 4.
7.13 При разработке и изготовлении адаптеров для конкретных видовщинопроводов должны быть соблюдены условия, обеспечивающие взаимозаменяемость ибезопасность при применении.
Испытаниям должны подвергаться отобранные иодобренные испытательным центром образцы секций шинопроводов или образцы,одобренные и представленные изготовителем.
Секции шинопровода и адаптер должны соответствоватьвсем требованиям настоящего стандарта.
8 Пути утечки и воздушные зазоры
Применяют положения раздела 11 МЭК 60598-1 с учетомтребования 8.1 настоящего стандарта.
8.1 На разборных вводных устройствах, штепселях и адаптерах измеренияпроводят с присоединенными к зажимам проводниками наибольших сечений и без них.
На неразборных вводных устройствах, штепселях и адаптерах измеренияпроводят на образцах в том виде, в каком они представлены.
Элементы проверяют с присоединенными проводниками в установленном приобычномприменении положении и после электрического присоединения кшинопроводу.
9 Контактные зажимы
Применяют положения разделов 14 и 15 МЭК 60598-1 с условием,что использование зажимов, установленных на плавающих контактах, не должнопрепятствовать возможному перемещению контактов и нарушать их работу.
10 Внешние и внутренние проводники
Применяют положения раздела 5 МЭК 60598-1 с учетомтребований 10.1 настоящего стандарта.
10.1 Неснимаемый кабель или шнур с минимальным сечением 1 мм2должен присоединяться только к такой секции шинопровода, которая не может бытьнаращена присоединением других секций.
11 Термостойкость и рабочие температуры
Шинопроводы для светильников должны обладать соответствующей нагревостойкостьюи не должны достигать чрезмерных температур в условиях нормальной эксплуатации.
Проверку проводят испытаниями по 11.1 и 11.2.
11.1 Токоведущие части установленного шинопровода должны иметь такуюконструкцию, чтобы предотвратить чрезмерные температуры, вызванные протеканиемтока.
Проверку проводят следующим испытанием.
Светильник в соответствии с 0.4.2 МЭК 60598-1, создающийнаиболее тяжелую ситуацию и предназначенный для применения с шинопроводом,должен быть установлен на шинопроводе в наиболее неблагоприятном положении,которое может быть при нормальной эксплуатации, и подключен к нему. Затемшинопровод должен быть нагружен таким образом, чтобы через него протекал полныйток, включая и ток светильника, равный его номинальному току, до достиженияустановившегося теплового режима или в течение 1 ч.
Испытание шинопровода проводят при температуре ta или при 25 °С, если температура ta не указана.
Должна быть определена температура каждойчасти шинопровода, и полученные значения не должны превышать наибольшихзначений температуры, установленных изготовителем для нормальных условийэксплуатации.
11.2 Элементы шинопроводане должны достигать чрезмерных температур в условиях нормальной эксплуатации.Температуры элементов, исключая секции, должны соответствовать требованиямраздела 12 МЭК 60598-1.
11.3 Термостойкостьсекции шинопровода должна проверяться следующими испытаниями:
11.3.1 Отрезок секциидлиной 1,2 м устанавливают, как при обычном применении, в соответствии суказаниями по монтажу изготовителя в нагревательную камеру, в которойвыдерживают в течение 168 ч при температуре, которая на 10 °С превышаетустановленную изготовителем максимальную температуру для нормальных условийэксплуатации, но не менее 80 °С, или при температуре (ta+55) °C. Принимают большее значение.
После испытания секция недолжна иметь видимых признаков воздействия, а некоторое ослабление изоляционныхпрокладок должно быть таким, что шинопровод сохраняет соответствие требованиямкласса I (стальной щуп,испытательный палец и т.д.), а также требованиям 14.1 (проверка сопротивления изоляции).
11.3.2 Длясекции шинопровода класса III выбирают типовой светильник, соответствующий0.4.2 МЭК 60598-1, создающий наиболее тяжелую ситуацию и предназначенный дляиспользования с секцией шинопровода. Светильник должен быть установлен нашинопроводе в наиболее неблагоприятном положении, которое может быть принормальной эксплуатации, и электрически соединен с ним. Для питающего кабеля занаиболее неблагоприятное положение принимают положение, при котором кабельрезко согнут настолько, насколько допускает конструкция входного отверстия.Секция шинопровода должна быть электрически нагружена таким образом, чтобыпритекающий общин ток, включая ток светильника, был равен нормируемому току.
Шинопроводэксплуатируется при нормируемой температуре (ta + 20) °С и испытания проводят в соответствиис 12.3 МЭК 60598-1.
При испытании в дополнение к 12.3 МЭК 60598-1 используемое ввод-нос устройствои соединители (если имеются) должны быть рассчитаны на токовую нагрузку 1,5нормируемого тока шинопровода. Падение напряжения на каждом зажиме или контактене должно превышать 22,5 мВ.
11.3, 11.3.1 (Измененная редакция. Изм. № 1).
11.3.2 (Введен дополнительно. Изм. № 1).
12 Защита от поражения электрическим током
Применяют положенияраздела 8 МЭК 60598-1 совместно стребованиями 12.1 — 12.3 настоящего стандарта, за исключением шинопроводов,относящихся к классу IIIдля работы от источников сверхнизкого безопасного напряжения.
12.1 Секции шинопроводадополнительно проверяют на соответствие требованиям 8.2.5 МЭК 60598-1 с помощью стальногоиспытательного щупа диаметром 1 мм, приведенным на рисунке 2. Стальной щуп должен прикладываться с усилием 1Н.
12.2 Адаптеры должныиметь такую конструкцию, при которой их токоведущие части недоступныприкосновению, если адаптер с присоединенными должным образом проводникамичастично или полностью введен в шинопровод. Проверку проводят осмотром ииспытанием стандартным испытательным пальцем. Палец прикладывают во всехвозможных местах, при необходимости, с усилием 10 Н, при этом для указанияналичия контакта с токоведущей частью используют индикатор. Подвижные частидолжны устанавливаться в наиболее неблагоприятное положение.
12.3 Должна бытьисключена возможность снятия рукой секции или частей шинопровода,предотвращающих доступ к токоведущим частям. Средства для закрепления этихчастей должны быть изолированы от токоведущих частей. К адаптерам требованиянастоящего подпункта применяют, когда адаптер полностью установлен на секциюшинопровода. Если эти части металлические, они не должны касаться никакихтоковедущих частей.
Проверка должнапроводиться внешним осмотром и попыткой снятия частей рукой.
13 Защита от проникновения пыли, твердых частици влаги
Применяют положения 9.3раздела 9 МЭК 60598-1.
14 Сопротивление и электрическаяпрочность изоляции
Применяют положенияраздела 10 МЭК 60598-1 с учетомтребований 14.1 и 14.2 настоящего стандарта.
14.1 Сопротивлениеизоляции, измеренное в соответствии с 10.2.1 МЭК 60598-1, должно быть не менее 100 МОм/l (где l — длина испытуемого шинопровода,м) между токоведущими частями разной полярности и между токоведущими частями икорпусом или заземляющими проводниками. (Это заменяет значения, приведенные втаблице 10.1 МЭК 60598-1).
Примечание — Значение 100 МОм — на рассмотрении.
14.2 Положения 10.3 МЭК 60598-1 не применяют.
15Заземление
Применяют положенияраздела 7 МЭК 60598-1 с учетом требований15.1 — 15.4 настоящего стандарта.
15.1 Испытание по 7.2.3 МЭК 60598-1 должны быть проведены наиспытуемом образце, соответствующем 4.3.
Испытание должно бытьвыполнено при токе не менее 25 А, и вычисленное значение сопротивления недолжно превышать 0,1 Ом. Адаптеры и штепселя на номинальные токи менее 6 Адолжны соответствовать 7.2.3 МЭК 60598-1.
Падениенапряжения, по которому вычисляют сопротивление, должно измеряться между двумя точками на собранном образце, состоящемиз трех отрезков секций, а именно между вводным устройством и адаптером,наиболее удаленном от источника питания. В заземляющей цепи должно быть, покрайней мере, шесть мест контактов.
15.2 Все части заземляющей цепи должны быть такими, чтобы исключалсяриск коррозии, в том числе и окисления, как результат контакта между этимичастями и защитным проводником шинопровода или любыми другими металлическимичастями, имеющими с ним контакт.
Если корпус секции или ее оболочка изготовлены из алюминия или егосплава, должны быть предприняты меры предосторожности, чтобы избежать рискакоррозии в результате контактов между медью и алюминием или его сплавами.
15.3 В светильниках класса Iсо съемными частями, имеющими штепсели или адаптеры, или подобные средстваподключения к сети, присоединение заземляющего контакта должно осуществлятьсядо присоединения токоведущих контактов, и токоведущие Работаем в Москве и Московской области должныотделяться до того, как разомкнется заземляющий контакт.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
15.4 Заземляющийпроводник должен быть непрерывным по всей длине секции шинопровода. Этотпроводник может быть частью механической конструкции секции шинопровода,выполненной так, что эту часть металлической конструкции нельзя удалить, неразрывая одновременно токоведущую цепь.
Примечание — Национальные правила устройства электропроводки могут не допускатьиспользование непрерывного заземляющего проводника в качестве механическойконструкции секции шинопровода, в этом случае должен быть предусмотренотдельный и самостоятельный проводник.
Соответствие требованиям 15.2 — 15.4 должно проверяться осмотром ииспытанием.
15.4. (Введендополнительно. Изм. № 1).
16 Теплостойкость,огнестойкость и устойчивость к токам поверхностного разряда
Применяют положения раздела 13 МЭК 60598-1, кроме 13.4.Испытания на теплостойкость по 13.2.1 МЭК 60598-1 должныпроводиться с учетом требований 16.1 и 16.2 настоящего стандарта.
16.1 Испытание секций шинопровода
Условия испытаний и требования к ним должны бытьтакими же, как в 13.2.1 МЭК 60598-1,за исключением того, что от разных секций берут два образца изоляционногоматериала длиной около 100 мм, прямоугольного сечения, шириной 10 мм итолщиной, равной минимальной толщине прокладки, используемой для изоляции, сконфигурацией для конкретного вида испытуемого шинопровода.
Если подготовленные образцы изоляции секций шинопровода имеютнедостаточные размеры испытуемой поверхности (и/или сложную конфигурацию),тогда испытывают образцы пластин вышеуказанных размеров, изготовленные из тогоже материала, что изолирующие прокладки, по тому же технологическому процессу.
Эти образцы должны быть предварительно подготовлены согласно 11.3.
Оба образца изоляции должны удовлетворять требованиям испытаний послетого, как устройство с установленными на нем образцами было выдержано в течение1 ч в камере тепла при температуре, превышающей на 10 °С установленнуюизготовителем максимальную температуру шинопровода для нормальных условийэксплуатации, но не менее 80 °С, или при температуре (tа+55) °С. Принимают большее значение.
16.2 Испытание элементов шинопровода
Условия испытаний и требования к ним должны бытьтакими же, как в 13.2.1 МЭК 60598-1,за исключением следующего:
а) части из изоляционногоматериала, удерживающие токоведущие части в рабочем положении, должныиспытываться при температуре, равной (ta + 25) °С секции шинопровода, но не менее 125 °С;
б) части из изоляционного материала, обеспечивающие защиту от пораженияэлектрическим током, должны испытываться при температуре не менее 80 °С дляшинопровода, окружающая температура для которого tа равна 25 °С.
Примечание — Для испытаний по 16.2 следует использовать дваобразца из представленных изделий. Если образцы изоляции недостаточногоразмера, испытывают образцы требуемых размеров и формы из того же материала,представляемые изготовителем.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
Эти образцы должны быть подвергнуты всем соответствующим предыдущимиспытаниям.
При подготовке небольших образцов сложной формы необходимо обеспечитьлюбым обычным способом ровную поверхность достаточного размера, не повреждаяповерхность изделия.
Должны проверяться образцы с нормальнымисвойствами, поскольку проверка поврежденных образцов не является цельюиспытаний.
17 Работаем в Москве и Московской области и соединения для внешнего монтажа
Для секцийшинопровода класса III испытания по 15.9.1 и 15.9.2 МЭК 60598-1 проводят соследующими изменениями и дополнениями:
Первый абзацпункта 15.9.1.1 применяют в следующей редакции: «Для всех типов контактов (илисоединений) испытание в соответствии с 15.9.1.3 проводят с 10 жесткими медныминеизолированными проводами или проводами, поставляемымиизготовителем с шинопроводом».
Пункт 15.9.1.3применяют с дополнением: «Падение напряжения измеряют на каждом контакте икаждом соединении жилы секции шинопровода.
Пункт 15.9.2.3применяют в следующей редакции: «Контактные зажимы (или соединения) на нормируемыйток до 6 А включительно испытывают на старение в обесточенном состоянии 25циклами с длительностью каждого цикла 30 мин, во время которого температуру назажиме поддерживают на уровне (Т ± 5) °С или (80 ± 5) °С, выбирая большеезначение, с последующим охлаждением до температуры от 15 до 30 °С включительно.
Контактныезажимы (или соединения) на нормируемый ток свыше 6 А испытывают на старениевоздействием 100 таких циклов.
Для питающегокабеля за наиболее неблагоприятное положение принимают положение, при которомкабель резко согнут настолько, насколько допускает конструкция входногоотверстия.
Примечание — Температура Т — этоуказанная в маркировке максимальная нормируемая температура таких компонентов,как патроны для ламп.
Текст первой строки первого абзаца пункта15.9.2.4 применяют в следующей редакции: «Падение напряжения измеряют на каждомконтакте и каждом соединении жилы секции шинопровода:».
Раздел 17 (Введендополнительно. Изм. № 1).
2.2 — секция шинопровода; 2.3 -соединитель; 2.4 — вводное устройство; 2.5 — штепсель светильника (питаниетолько от шинопровода); 2.6 — адаптер (механическое и электрическоеприсоединение к шинопроводу); 2.7 — подвес шинопровода (к потолку, к подвескеиз труб или проволоки); 2.8 — подвес светильника
Рисунок 1 — Шинопроводы длясветильников (определения)
Примечание — Настоящийрисунок приведен только для руководства и не устанавливает требований кконструкции.
Рисунок 2 — Испытательный щуп
Проекция
Поперечные сечения
Рисунок 3 -Измеряемые места типичных контактов адаптеров класса III
Рисунок 4 -Измеряемые места типичных секций шинопроводов класса I
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Соответствиестандарта МЭК государственному стандарту
Обозначение стандарта МЭК
Обозначениегосударственного стандарта
МЭК 60598-1 (1996)
ГОСТ Р МЭК 60598-1-99
Ключевые слова: шинопроводы для светильников.
Услуги по монтажу отопления водоснабжения
ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74
Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.
Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.
Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > /otoplenie-dachi.html
Обратите внимание
Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической экспертизе.